Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8518/09-С1
Дело N А71-8046/2009-А24
См. также Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 2010 г. N 6171/10
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2010 г. N Ф09-4318/10-С5 по делу N А71-10529/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 января 2010 г. N Ф09-11260/09-С5 по делу N А71-1890/2009-Г14
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2009 г. N 17АП-7921/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сарапултеплоэнерго" (далее - ООО "Сарапултеплоэнерго") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2009 по делу N А71-8046/2009-А24.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ООО "Сарапултеплоэнерго" - Мамилов К.В. (доверенность от 15.07.2009, б/н);
общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") - Лазукова Т.Ю. (доверенность от 12.08.2009 N 58Д);
Сарапульской городской Думы (далее - Дума) - Мекешкина Л.В. (доверенность от 25.09.2009 N 910).
ООО "УКС" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим п. 2 решения Думы от 28.06.2007 N 18-362 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "Сарапултеплоэнерго" реконструкции и ремонта системы централизованного теплоснабжения центральной части г. Сарапула" (далее - решение Думы N 18-362), в соответствии с которым установлена надбавка к тарифам на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Сарапултеплоэнерго" для потребителей на 2008 год, в размере 68,95 руб. за Гкал.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предметов спора: Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики (далее - РЭК) и ООО "Сарапултеплоэнерго".
Решением суда от 15.09.2009 (судья Кудрявцев М.Н., Симонов В.Н., Лепихин Д.Е.) пункт 2 решения Думы N 18-362 признан не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) и недействующим.
В кассационной жалобе ООО "Сарапултеплоэнерго" просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом положений Закона N 210-ФЗ, Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закона N 41-ФЗ), а также на неполное исследование судом обстоятельств дела.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "УКС" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения ввиду необоснованности доводов заявителя.
Как следует из материалов дела, РЭК 27.11.2008 принято решение N 16/12 "О тарифе на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Сарапултеплоэнерго", которым установлен тариф на тепловую энергию для различных категорий потребителей.
Решением Думы N 18-362 утверждена инвестиционная программа ООО "Сарапултеплоэнерго" реконструкции и ремонта системы централизованного теплоснабжения центральной части г. Сарапула. Пунктом 2 данного решения установлена надбавка к тарифам на тепловую энергию, отпускаемую указанным обществом для потребителей на 2008 год, в размере 68,95 руб. за Гкал. Пунктом 3 решения предусмотрена его публикация в газете "Красное Прикамье". Приложением к решению является названная инвестиционная программа.
В соответствии с решением Думы N 18-362 ООО "Сарапултеплоэнерго" выставляло ООО "УКС" счета-фактуры с указанной надбавкой.
Согласно заключению РЭК по формированию тарифов на 2009 год на тепловую энергию, отпускаемую ООО "УКС", инвестиционная надбавка ООО "Сарапултеплоэнерго" не учтена.
В связи с наличием между сторонами судебных споров по применению указанной надбавки за отпущенную тепловую энергию ООО "УКС" в письме от 17.03.2009 обратилось в РЭК за разъяснением законности и обоснованности применения ООО "Сарапултеплоэнерго" надбавки в размере 68,95 руб. за Гкал при расчетах за отпущенную энергию.
РЭК в письме от 31.03.2009 сообщила о том, что ООО "Сарапултеплоэнерго" должно предъявлять счета за отпущенную тепловую энергию ООО "УКС" без учета названной надбавки, поскольку в нарушение Закона N 210-ФЗ проект инвестиционной программы не был представлен на согласование в РЭК.
ООО "УКС", полагая, что решение Думы N 18-362 в части установления надбавки к тарифу является незаконным и нарушает его права, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим п. 2 названного решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что установление надбавки к тарифу на тепловую энергию без положительного заключения органа регулирования субъекта Федерации (РЭК) противоречит действующему законодательству, в связи с чем нарушает права и законные интересы ООО "УКС".
Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Законом N 41-ФЗ.
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (ч. 1 ст. 2 Закона N 41-ФЗ).
Статьей 4 Закона N 41-ФЗ установлено, что при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие принципы, в частности, обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Пунктом 12 ст. 2 Закона N 210-ФЗ установлено, что надбавка к цене (тарифу) для потребителей - ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры (далее - надбавка для потребителей).
Пунктами 2, 3 ст. 5 Закона N 210-ФЗ установлено, что к полномочиям представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса отнесены, в частности, утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Вместе с тем ст. 11 названного Закона предусмотрен порядок разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также порядок установления надбавок для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов на подключение организаций коммунального комплекса.
Пунктами 10, 11 ст. 11 Закона N 210-ФЗ установлено, что при вынесении органом регулирования муниципального образования решения о доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган регулирования с учетом предложений по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета направляет проект инвестиционной программы организации коммунального комплекса и предоставленные этой организацией коммунального комплекса расчеты на заключение в орган регулирования субъекта Российской Федерации, после чего - в представительный орган муниципального образования. Представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей.
Из п. 12 названной нормы Закона N 210-ФЗ следует, что после утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
Таким образом, из смысла указанных положений Закона N 210-ФЗ следует, что надбавка к тарифам на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Сарапултеплоэнерго" для потребителей, могла быть установлена только на основе утвержденной органом регулирования субъекта Российской Федерации инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
Поскольку из материалов дела следует и судом установлено, что инвестиционная программа 000 "Сарапултеплоэнерго" утверждена решением Думы N 18-362 и надбавка к тарифу на тепловую энергию установлена Думой без положительного заключения органа регулирования субъекта Российской Федерации (РЭК), то суд пришел к обоснованному выводу о том, что нарушен порядок согласования и утверждения программы и надбавки к тарифу, предусмотренный Законом N 210-ФЗ.
С учетом того, что п. 2 решения Думы N 18-362 не соответствует положениям Закона N 210-ФЗ и нарушает права ООО "УКС", вывод судов о наличии правовых оснований для признания п. 2 оспариваемого решения недействительным является обоснованным.
Фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2009 по делу N А71-8046/2009-А24 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сарапултеплоэнерго" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из п. 12 названной нормы Закона N 210-ФЗ следует, что после утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
...
Поскольку из материалов дела следует и судом установлено, что инвестиционная программа 000 "Сарапултеплоэнерго" утверждена решением Думы N 18-362 и надбавка к тарифу на тепловую энергию установлена Думой без положительного заключения органа регулирования субъекта Российской Федерации (РЭК), то суд пришел к обоснованному выводу о том, что нарушен порядок согласования и утверждения программы и надбавки к тарифу, предусмотренный Законом N 210-ФЗ.
С учетом того, что п. 2 решения Думы N 18-362 не соответствует положениям Закона N 210-ФЗ и нарушает права ООО "УКС", вывод судов о наличии правовых оснований для признания п. 2 оспариваемого решения недействительным является обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8518/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника