Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 ноября 2009 г. N Ф09-8549/09-С1
Дело N А60-19944/2009-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Ященок Т.П., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 по делу N А60-19944/2009-С5 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
РЭК - Безбородое А.В. (доверенность от 11.01.2009 N 02-18/15);
общества с ограниченной ответственностью "Линия" (далее - общество) - Лешков В.И. (директор; протокол от 05.02.2009 N 1).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления РЭК от 18.05.2009 N 90 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 10.07.2009 (судья Хачев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 (судьи Ясикова Е.Ю., Савельева Н.М., Щеклеина Л.Ю.) решение суда отменено. Постановление РЭК от 18.05.2009 N 90 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе РЭК просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ч. 1 ст. 14.6 Кодекса, наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, в период с 14.04.2009 по 08.05.2009 на основании распоряжения РЭК от 14.04.2009 N 60 должностным лицом РЭК проведена проверка общества по вопросу соблюдения порядка ценообразования.
В ходе проверки установлено, что обществом допущено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении предельного максимального тарифа на услуги по проведению межевания земельных участков в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства при проведении расчетов с физическими лицами за оказанные услуги (применялся тариф от 3500 до 4500 руб.), что является, по мнению РЭК, нарушением ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - Закон N 93-ФЗ), постановления Правительства Свердловской области от 03.11.2006 N 934-ПП "О плане мероприятий по реализации федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", постановления РЭК от 29.11.2006 N 169-ПК "Об утверждении предельных максимальных тарифов на услуги по проведению межевания земельных участков в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства" (в ред. постановления от 28.11.2007 N 167-ПК).
По итогам проверки составлены акт от 14.04.2009-08.05.2009 N 60, протокол об административном правонарушении от 05.05.2009 и постановление от 18.05.2009 N 90 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 Кодекса в виде штрафа в сумме 149 000 руб.
Несогласие общества с указанным постановлением послужило причиной обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности РЭК наличия события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 Кодекса.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 1 ст. 14. 6 Кодекса предусмотрено, что завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет административную ответственность.
На основании ст. 11 Закона N 93-ФЗ предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 01.01.2010 г.
Пунктами 1, 2 постановления РЭК от 29.11.2006 N 169-ПК "Об утверждении предельных максимальных тарифов на услуги по проведению межевания земельных участков в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства", действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, утверждены предельный максимальный тариф на услугу по проведению межевания земельного участка в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, в размере 3000 руб. (с учетом налога на добавленную стоимость) и 2543 руб. (без учета налога на добавленную стоимость) и предельный максимальный тариф на услугу по проведению межевания земельного участка в составе выполнения территориального землеустройства, предназначенного для индивидуального гаражного строительства, в размере 1500 руб. (с учетом налога на добавленную стоимость) и 1272 руб. (без учета налога на добавленную стоимость).
Пунктом 5 указанного постановления РЭК предусмотрено, что в настоящих предельных тарифах на услуги по проведению межевания земельных участков учтены все расходы лиц, оказывающих услуги по межеванию земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства, в том числе транспортные, а также расходы по оформлению документов о межевании, предоставляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, в том числе по составлению описания земельных участков.
В силу ст. 22, 23 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, проведение согласования землеустроительной документации обеспечивается Федеральной службой земельного кадастра и ее территориальными органами.
Из содержания п. 8, 9 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (действовавшего на период возникновения спорных правоотношений), следует, что межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, а также земельных участков. Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.
Согласно материалам дела 27.12.2007 и 25.12.2008 директором общества утверждены расценки на проведение работ по межеванию границ земельного участка ИЖС, ЛПХ, садоводства и дачного строительства, гаража с подготовкой документов для постановки на кадастровый учет на 2008 и на 2009 год.
Судами установлено, что общество с обратившимися на проведение межевания земельных участков физическими лицами заключало договоры на выполнение кадастровых работ, в соответствии с которыми общество выполняет работы по межеванию границ земельного участка и подготовке документов о межевании для постановки на кадастровый учет земельного участка, стоимость которой составляет 3000 руб. (с НДС). Кроме того, общество предлагало к оплате консультационные услуги, не оговоренные в предмете договора, согласно расценкам на проведение работ по межеванию границ земельных участков, к которым относятся работы по сопровождению материалов в органе кадастрового учета до стадии постановки на кадастровый учет (внесении изменений) - 1500 руб.; по горизонтальной теодолитной съемке строений на земельном участке - 500 руб.
Руководствуясь п. 6, 18.5, 18.6 Методических рекомендаций Росземкадастра от 17.02.2003, разработанных в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (далее -Методические рекомендации), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя, в частности, утверждение землеустроительного дела в установленном порядке, а услуга межевания земельного участка завершается передачей заказчику уже сформированного и утвержденного землеустроительного дела. С учетом изложенного суд первой инстанции отметил, что поскольку оказываемые обществом кадастровые консультационные услуги должны входить в стоимость работ по межеванию земельного участка, то взимание обществом за эти услуги отдельной платы подпадает под признаки названного административного правонарушения.
Вместе с тем апелляционный суд обоснованно указал на то, что, делая данный вывод, суд первой инстанции не принял во внимание, что названные Методические рекомендации приняты с нарушением порядка издания, поскольку они не были зарегистрированы в Минюсте России и опубликованы в установленном порядке.
В связи с этим апелляционный суд обоснованно отметил, что утверждение землеустроительного дела в установленном порядке нормативно не включено в понятие "работы по межеванию объектов землеустройства".
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также объяснения сторон по правилам, предусмотренным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оказываемые обществом услуги стоимостью 1500 руб. по сопровождению материалов в органе кадастрового учета до стадии постановки на кадастровый учет не охватываются регламентированным составом работ по межеванию, поэтому данные услуги, которые оказывались физическим лицам, являлись дополнительными.
Доказательства того, что обществом оказывались за дополнительную плату именно услуги, входящие в состав работ по межеванию земельных участков, РЭК не представлены.
Доказательств оплаты гражданами услуг общества по горизонтальной теодолитной съемке строений на земельном участке стоимостью 500 руб. материалы дела также не содержат.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности наличия события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 Кодекса.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления РЭК.
С учетом изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 по делу N А60-19944/2009-С5 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания п. 8, 9 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (действовавшего на период возникновения спорных правоотношений), следует, что межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, а также земельных участков. Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.
...
Вместе с тем апелляционный суд обоснованно указал на то, что, делая данный вывод, суд первой инстанции не принял во внимание, что названные Методические рекомендации приняты с нарушением порядка издания, поскольку они не были зарегистрированы в Минюсте России и опубликованы в установленном порядке.
...
Доказательств оплаты гражданами услуг общества по горизонтальной теодолитной съемке строений на земельном участке стоимостью 500 руб. материалы дела также не содержат.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности наличия события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 Кодекса.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 по делу N А60-19944/2009-С5 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Свердловской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 ноября 2009 г. N Ф09-8549/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника