Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8464/09-С2
Дело N А76-5012/2009-46-26
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 1810/10 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кангина А.В., судей Меньшиковой Н.Л., Юртаевой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2009 по делу N А76-5012/2009-46-26 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее - организация, налогоплательщик) поступило ходатайство от 16.10.2009 N 175 о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя, которое подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Организация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 05.12.2008 N 4066, согласно которому налогоплательщику начислены единый социальный налог, пени и штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое решение принято по результатам камеральной налоговой проверки корректирующей налоговой декларации по единому социальному налогу за 2007 г. на основании выводов инспекции о неправомерном применении организацией льготы, установленной подп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 14.05.2009 (судья Тюрина А. А.) заявленные организацией требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 (судьи Малышев М.Б., Иванова Н.А., Чередникова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что налогоплательщиком соблюдены условия применения льготы по единому социальному налогу, предусмотренной абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Налоговый орган настаивает на том, что организация при исчислении и уплате единого социального налога в 2007 г. неправомерно не включала в налоговую базу суммы выплат, произведенных физическим лицам - наемным работникам по трудовым договорам, поскольку основной целью налогоплательщика фактически являлась предпринимательская деятельность, а не деятельность, направленная на реабилитацию инвалидов, что противоречит целям и задачам общественной организации инвалидов. Формально соблюдая условия, предусмотренные ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации, организация получила необоснованную налоговую выгоду и не уплатила единый социальный налог в бюджет.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Организация зарегистрирована в качестве общественной организации Управлением юстиции Администрации Челябинской области в соответствии со свидетельством от 29.05.1991 N 1303.
Деятельность названной организации осуществлялась на основании Положения, согласованного с Главой администрации г. Златоуста и зарегистрированного Правлением Челябинского областного отделения Всероссийского общества инвалидов 26.12.1998.
Согласно п. 1.3.1. указанного Положения целями организации является защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция инвалидов в общество.
В проверяемом периоде налогоплательщик, кроме осуществления деятельности общественной организации инвалидов, осуществлял предпринимательскую деятельность - организацию перевозок грузов, пассажиров, оказания платных услуг населению, производство общестроительных работ.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В силу п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам.
В соответствии с абз. 2 подп. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.
Таким образом, данная норма права относит к льготируемому объекту налогообложения выплаты и иные вознаграждения, начисляемые общественной организацией инвалидов в пользу любых физических лиц: как инвалидов, так и иных физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры.
На основании имеющихся в деле доказательств, в том числе копий заявлений физических лиц о приеме на работу, трудовых договоров, приказов (распоряжений) о приеме работников на работу, личных карточек работников, выписок из табелей учета рабочего времени, форм СЗВ-4-1, копии расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлены факты наличия трудовых отношений между организацией и наемными работникам и выплаты им вознаграждений.
При этом судами также установлено, что осуществляемые налогоплательщиком в 2007 г. виды предпринимательской деятельности соответствуют деятельности, определенной в вышеуказанном Положении, а представленные доказательства свидетельствуют о направленности деятельности организации на осуществление социальных программ по реабилитации и адаптации инвалидов за 2007 г.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о том, что организация вправе применять указанную льготу по подп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку является общественной организацией инвалидов, и размер выплат на каждого работника не превышает установленное ограничение.
Поскольку в силу ст. 50, 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, а доказательств осуществления этой деятельности вопреки требованиям законодательства в материалы дела не представлено, суды обоснованно отклонили данные доводы налогового органа.
Судами правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен материальный закон, регулирующий возникшие отношения, не допущено нарушений норм процессуального права.
Поскольку доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, правильно определенных судом первой инстанции, то в силу ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эти доводы отклоняются судом кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2009 по делу N А76-5012/2009-46-26 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ (действующей до 01.01.2010) от уплаты ЕСН освобождаются общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %.
По мнению налогового органа, общественная организация инвалидов не имеет права на льготу по ЕСН при только лишь формальном соблюдении условий для получения льготы, если при этом фактически основной целью ее деятельности являлась предпринимательская деятельность, а не деятельность, направленная на реабилитацию инвалидов, что противоречит целям и задачам общественной организации инвалидов.
По мнению суда, в данном случае позиция налогового органа не соответствует нормам налогового законодательства.
Суд установил, что налогоплательщик помимо деятельности общественной организации инвалидов осуществлял предпринимательскую деятельность - организацию перевозок грузов, пассажиров, оказание платных услуг населению, производство общестроительных работ.
Суд разъяснил, что абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ относит к льготируемому объекту налогообложения выплаты и иные вознаграждения, начисляемые общественной организацией инвалидов в пользу любых физических лиц: как инвалидов, так и иных физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры.
В данном случае осуществляемые общественной организацией виды предпринимательской деятельности соответствуют целям, ради которых она создана, и направлены на осуществление социальных программ по реабилитации и адаптации инвалидов.
Суд пришел к выводу о том, что организация правомерно применила льготу по ЕСН, поскольку является общественной организацией инвалидов, и размер выплат на каждого работника не превысил в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8464/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 1810/10 настоящее постановление отменено