Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8463/09-С2
Дело N А07-9203/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Юртаевой Т.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.07.2009 по делу N А07-9203/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Беляева О.В. (доверенность от 15.06.2009);
ликвидационной комиссии Отдела образования администрации муниципального образования Демский район г. Уфы (далее - ликвидационная комиссия отдела образования, налогоплательщик) - Ризина Л.Ф. (доверенность от 16.03.2009), Трубникова Л.В. (доверенность от 11.03.2009).
Ликвидационная комиссия обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 28.06.2006 N 03-06/215.
Решением суда от 09.07.2009 (судья Боброва С.А.) требования удовлетворены.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит оспариваемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом подп. 14 п. 2, п. 6 ст. 149, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), полагая, что при отсутствии лицензии на ведение дополнительной образовательной деятельности налогоплательщик теряет право на получение льготы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), а доход, полученный от оказания дополнительных образовательных услуг, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Кроме того, налоговый орган указывает, что выводы судов о нарушении инспекцией требований п. 3 ст. 101 Кодекса являются неправильными, поскольку налогоплательщиком на момент проведения проверки не представлены расходные документы.
Изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что отсутствуют основания для отмены оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, в ходе которой установлено, что налогоплательщик, по мнению налогового органа, не вправе применить льготу, предусмотренную подп. 14 п. 2 ст. 149 Кодекса, ввиду отсутствия лицензии на ведение дополнительной образовательной деятельности. Несоответствие данных журналов-ордеров данным, указанным в налоговой декларации, привело к выводу инспекции об отсутствии раздельного учета в нарушение п. 1, 5 ст. 321.1 Кодекса и занижение налоговой базы по налогу на прибыль.
По результатам проверки вынесено решение от 28.06.2006 N 03-06/215, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафов, в том числе по налогу на прибыль, НДС, доначислены указанные налоги и пени.
Полагая, что решение налогового органа нарушает его права, ликвидационная комиссия отдела образования обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды пришли к выводу о правомерном использовании льготы по НДС и об отсутствии у налогового органа оснований для начисления НДС, налога на прибыль.
Выводы судов правильные, основанные на совокупности доказательств, исследованных с учетом положений ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела, соответствуют действующему законодательству.
На основании п. 6 ст. 33 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
В силу п. 1 ст. 45 указанного Закона государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно Порядку лицензирования образовательной деятельности, установленному Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
В силу подп. 14 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Пунктом 6 ст. 149 Кодекса предусмотрено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды, изучив совокупность доказательств (устав, договор от 01.10.2004, лицензии от 27.09.2001, 26.10.2000, 01.03.2001, 28.01.2005, приложения к лицензиям) представленных в материалы настоящего дела, виды услуг, оказанных образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание образовательных услуг, с учетом положений ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделали обоснованный вывод о том, что деятельность налогоплательщика, оказывающего спорные платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождается дополнительной аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации, и, соответственно, не подлежит лицензированию.
При данных обстоятельствах судом сделан обоснованный и правомерный вывод о том, что налогоплательщик имел право на использование льготы, предусмотренной подп. 14 п. 2 ст. 149 Кодекса, в том числе и по спорным дополнительным образовательным услугам.
Из акта проверки от 23.05.2006 следует, что налогоплательщиком в нарушение ст. 313, п. 1, 5 ст. 321.1 Кодекса не велся раздельный учет и не заполнялся подраздел 1.1 раздела 1 декларации по налогу на прибыль, в то время как с 01.01.2002 сумма по образовательным услугам, подлежащая к доплате в бюджет, не нашла отражения в лицевых счетах организации, в результате чего налогоплательщиком занижена налоговая база по налогу на прибыль.
Однако само по себе отсутствие раздельного учета у налогоплательщика в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является бесспорным доказательством наличия состава налогового правонарушения и обстоятельством, освобождающим налоговую инспекцию от обязанности доказывания.
Судом установлено и из материалов дела видно, что в оспариваемое решение налогового органа не является достаточным доказательством наличия в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения по налогу на прибыль.
Согласно п. 3 ст. 101 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований данной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа судом (п. 6 ст. 101 Кодекса).
На основании ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу вышеизложенного выводы судов о нарушении инспекцией требований ст. 101 Кодекса соответствуют материалам настоящего дела и требованиям действующего законодательства.
Ссылка инспекции на непредставление налогоплательщиком расходных документов в момент проведения проверки, а представление их непосредственно в суд отклоняется, поскольку противоречит положениям ст. 9 и ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 N 267-0.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.07.2009 по делу N А07-9203/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абз. 1 подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса.
По мнению налогового органа, при отсутствии лицензии на ведение дополнительной образовательной деятельности налогоплательщик теряет право на получение льготы по НДС.
По мнению суда, указанная позиция налогового органа не соответствует нормам налогового законодательства.
Суд установил, что налогоплательщик является образовательным учреждением и оказывает основные лицензируемые и дополнительные образовательные услуги.
В рассматриваемом случае оказание платных дополнительных образовательных услуг не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации, и, соответственно, не подлежит лицензированию.
При данных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик имел право на использование льготы, предусмотренной подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, в том числе и по спорным дополнительным образовательным услугам.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2009 г. N Ф09-8463/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника