Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 ноября 2009 г. N Ф09-8828/09-С4
Дело N А60-41378/2009-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Дядченко Л.В., судей Сердитовой Е.Н., Лиходумовой С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранспорт" (далее - общество "Автотранспорт") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А60-41378/2009-С3 по иску общества "Автотранспорт" к Министерству финансов Свердловской области (далее - Минфин Свердловской области), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 28102806 руб. 40 коп.
В судебном заседании приняли участие представители: общества "Автотранспорт" - Пиц А.П. (доверенность от 10.08.2009); Минфина Свердловской области - Караваева И.Ю. (доверенность от 06.02.2009 N 13-11-06-41), Рат М.Е. (доверенность от 31.12.2008 N 13-04); Минфина России - Хужукаева Н.А. (доверенность от 20.01.2009 N 88); Управление Федерального казначейства по Свердловской области - Хужукаева Н.А. (доверенность от 07.12.2008 N 13-17/549).
Общество "Автотранспорт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании убытков с Минфина России за счет казны Российской Федерации - в размере 7970950 руб., с Минфина Свердловской области за счет казны Свердловской области в размере 15490050 руб. (с учетом уточнений в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2009 (судья Полуяктов А.С.) в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Производство по делу в части взыскания процентов в сумме 4631206 руб. 40 коп. прекращено в связи с отказом от требований.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 (судьи Ясикова Е.Ю., Мещерякова Т.Н., Васева Е.Е.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление, ссылаясь на то, что публичное образование обязано компенсировать автотранспортному предприятию провозную плату за пассажиров, которым предоставлена льгота за проезд. Общество "Автотрансопрт" полагает, что арбитражный суд вправе рассмотреть исковые требования без признания действующего порядка финансирования недействительным. Истец считает, что требования заявлены о возмещении убытков, ограничение по расчету которых не предусмотрено действующим законодательством. По мнению заявителя, суды формально отнеслись к доводам об отсутствии методики возмещения расходов по бесплатному проезду лицам, включенным в федеральный реестр. Кроме того, общество "Автотранспорт" полагает, что суды не в полной мере исследовали факт отсутствия его деятельности в 2004-2005 г., оснований для планирования сумм, подлежащих возмещению в 2006-2007 г. не имеется.
Минфин Свердловской области представил письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором отметил, что в соответствии с утвержденным порядком возмещения расходов расчет и возмещение расходов транспортных организаций производится по финансовому показателю на организацию транспортного обслуживания населения с учетом количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в данном муниципальном образовании. Транспортные организации не вправе производить расчет в ином порядке. В соответствии с протоколами согласования сумм компенсаций расходов, расходы возмещены в полном объеме.
Как следует из материалов дела, общество "Автотранспорт" является коммерческой организацией (перевозчиком), осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусами на платной основе в г. Ивдель Свердловской области (Распоряжение Правительства Свердловской области от 31.01.2006 N 66-РП, Распоряжение Правительства Свердловской области от 21.03.2007 N 215-РП).
В период с января 2006 по декабрь 2007 г. истец при осуществлении перевозок в городском общественном транспорте в соответствии с требованиями законодательства предоставлял льготы, установленные Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции", "О ветеранах", Законами Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области" и иными.
Полагая, что средства, выделенные обществу "Автотранспорт" из областного и федерального бюджетов, в полной мере не покрыли понесенные им расходы при перевозке льготных категорий граждан, обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что материалами дела не подтверждены факты наличия и размера убытков и противоправного поведения ответчиков, повлекшие возникновение взыскиваемых убытков.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
В силу ч. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде неполученной с потребителя платы.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Из названного положения следует, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В силу Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" финансирование льгот на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В качестве мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в Свердловской области действуют Закон Свердловской области от 25.11.2004 N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" и Закон Свердловской области от 25.11.2004 N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими о политических репрессий, в Свердловской области".
Постановлениями Правительства Свердловской области от 21.12.2005 N 1103-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2006 году" и от 15.12.2006 N 1054-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2007 году" установлено, что обеспечение в 2006 и 2007 г. бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов на территории Свердловской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в порядке, установленном областным законодательством для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
В соответствии с "Порядком предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду и оплате в размере 50% стоимости проезда по территории Свердловской области и возмещения расходов, связанных с их предоставлением" (утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 N 1178-ПП) расчет и возмещение расходов транспортных организаций производится по финансовому показателю на организацию транспортного обслуживания населения с учетом количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в данном муниципальном образовании.
Финансовый показатель определяется как отношение фактических отчетных расходов транспортных организаций по перевозке пассажиров за последний отчетный год к численности населения муниципального образования по данным органов государственной статистики.
Таким образом, возмещение расходов по финансовому показателю предполагает учет фактических, документально подтвержденных расходов транспортной организации по пассажирским перевозкам в соответствии с требованиями законодательства, а также официальных сведений о количестве жителей муниципального образования и количестве льготных категорий граждан по данным уполномоченных государственных органов.
Судами первой и апелляционной инстанции правильно указано, что данный нормативный правовой акт Свердловской области не оспорен в установленном порядке и не признан недействительным, в связи с чем применение Минфином Свердловской области указанного порядка при определении расходов, подлежащих возмещению транспортным организациям является законным.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что расчеты Минфина Свердловской области основаны на численности жителей, количестве льготных категорий граждан, фактических расходах истца.
Из представленных документов следует, что расходы истца, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду, в 2006 составили 1778000 руб., а в 2007 - 1730000 руб. Истцу из бюджетов на возмещение соответствующих затрат в 2006 перечислено 2652000 руб., а в 2007 - 2410000 руб., что подтверждается платежными поручениями и данными Финансового управления в Ивдельском городском округе Свердловской области (от 10.04.2009 N 345).
Исследовав все доказательства и оценив их по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что денежные средства, возмещены истцу в полном объеме, задолженности у ответчиков перед истцом не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что методика возмещения расходов по бесплатному проезду лицам, включенным в федеральный реестр, не была утверждена, следовательно, во внимание должен быть принят расчет истца, судом кассационной инстанции отклоняется в силу следующего.
Расчет понесенных обществом "Автотранспорт" расходов, произведенный согласно Инструкции, утвержденной постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N 207, и Постановлению Росстата от 19.01.2007 N 9 основан на показателях численности граждан, обладающих льготой по бесплатному проезду, количества поездок одного гражданина в месяц, тарифа на проезд.
При этом количество поездок одного гражданина-льготника определено на основании данных, используемых автотранспортными предприятиями при заполнении форм статического наблюдения: 50 поездок в 2006 г. и 30 поездок в 2007 г.
Однако, право установления порядка расчета расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду льготных категорий граждан закреплено за субъектом Российской Федерации. В этой связи транспортные организации не вправе самостоятельно производить расчет в ином порядке, чем установлено нормативными правовыми актами, в том числе исходя из количества поездок на основании Инструкции, предназначенной для целей статистической отчетности.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, их отмену судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А60-41378/2008-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранспорт" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расчет понесенных обществом "Автотранспорт" расходов, произведенный согласно Инструкции, утвержденной постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N 207, и Постановлению Росстата от 19.01.2007 N 9 основан на показателях численности граждан, обладающих льготой по бесплатному проезду, количества поездок одного гражданина в месяц, тарифа на проезд.
При этом количество поездок одного гражданина-льготника определено на основании данных, используемых автотранспортными предприятиями при заполнении форм статического наблюдения: 50 поездок в 2006 г. и 30 поездок в 2007 г.
Однако, право установления порядка расчета расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду льготных категорий граждан закреплено за субъектом Российской Федерации. В этой связи транспортные организации не вправе самостоятельно производить расчет в ином порядке, чем установлено нормативными правовыми актами, в том числе исходя из количества поездок на основании Инструкции, предназначенной для целей статистической отчетности.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А60-41378/2008-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранспорт" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2009 г. N Ф09-8828/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника