Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 ноября 2009 г. N Ф09-9036/09-С3
Дело N А07-6672/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гавриленко О.Л., судей Глазыриной Т.Ю., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан 11.06.2009 по делу N А07-6672/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель и инспекции - Янбарисова Л.И. (доверенность от 15.01.2009 N 03-07/00279).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Каучук-плюс" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 01.11.2007 N 16/1927.
Решением суда от 11.06.2009 (судья Валеев К.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 (судьи Дмитриева Н.Н., Степанова М.Г., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Налоговый орган не согласен с выводом судов о нарушении при вынесении решения ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), письма, направляемые по юридическому адресу налогоплательщика, возвращались с отметкой "адресат отсутствует". Председателем ликвидационной комиссии является работник учредителя открытого акционерного общества "Салаватнефтеоргсинтез" (далее - общество "Салаватнефтеоргсинтез") - Алюшкин П.В., извещение о рассмотрении материалов проверки направлялось по месту его работы.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании решения от 19.01.2007 N 16/83 проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства в части правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, по результатам которой составлен акт от 28.09.2007 N 16/1738 и вынесено решение от 01.11.2007 N 16/1927 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 Кодекса, в виде штрафов в сумме 1 717 644 руб., начислены пени в сумме 200 133 руб.70 коп., обществу предложено уплатить налоги в сумме 603 969 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, налогоплательщик обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и вынесения решения.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо в отношении, которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
В соответствии с п. 14 ст. 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судам установлено и материалами дела подтверждено, что общество зарегистрировано по адресу: 453110, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Техническая, 14, этот же адрес является и почтовым. Извещение о назначении времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговым органом по юридическому адресу налогоплательщика не направлялось, а было направлено ликвидатору по адресу: г. Салават, ул. Молодогвардейцев 30, общество "Салаватнефтеоргсинтез", отдел корпоративных отношений, Алюшкину П.В.
Доказательств надлежащего исполнения инспекцией обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 101 Кодекса, в материалы дела не представлено.
С учетом данных обстоятельств судами сделаны выводы о существенном нарушении инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку налогоплательщик был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представлять свои объяснения, что является самостоятельным основанием для признания решения инспекции недействительным.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Довод налогового органа о возвращении писем, направленных по юридическому адресу налогоплательщика, с отметками "адресат отсутствует", подлежит отклонению как документально не подтвержденный. Более того, судами установлено, что почтовая корреспонденция по месту государственной регистрации общество получает.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на направление извещения по месту работы ликвидатора, обоснованно не принята судами, поскольку инспекцией не представлено доказательств того, что Алюшкин П.В. является сотрудником общества "Салаватнефтеоргсинтез".
Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется. Нормы материального права применены судами правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм, процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан 11.06.2009 по делу N А07-6672/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 14 ст. 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
...
Доказательств надлежащего исполнения инспекцией обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 101 Кодекса, в материалы дела не представлено.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан 11.06.2009 по делу N А07-6672/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2009 г. N Ф09-9036/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника