Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 ноября 2009 г. N Ф09-9008/09-С4
Дело N А07-3189/2009-Г-ГЛШ
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Азанова П.А., судей Дядченко Л.В., Крюкова А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Инвест" (далее - общество "Капитал-Инвест") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 по делу N А07-3189/2009-Г-ГЛШ по иску общества "Капитал-Инвест" к обществу с ограниченной ответственностью (далее - общество "Стройиндустрия"), обществу с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия-Инвест" (далее - общество "Стройиндустрия-Инвест"), обществу с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия-Бетон" (далее -общество "Стройиндустрия-Бетон"), обществу с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия-Блок" (далее - общество "Стройиндустрия-Блок"), обществу с ограниченной ответственностью "Стройинвестпласт" (далее - общество "Стройинвестпласт"), Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (далее - межрайонная инспекция) о применении последствий недействительности государственной регистрации реорганизации общества "Стройиндустрия".
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Стройиндустрия-Бетон" - Биглов А.Ф. (доверенность от 05.06.2009);
межрайонной инспекции - Барбашин А.И. (доеренность от 02.02.2009 N 042).
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Общество "Капитал-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу "Стройиндустрия", обществу "Стройиндустрия-Инвест", обществу "Стройиндустрия-Бетон", обществу "Стройиндустрия-Блок", обществу "Стройинвестпласт", межрайонной инспекции о применении последствий недействительности государственной регистрации реорганизации общества "Стройиндустрия" в виде возврата ему обществами, созданными в результате его реорганизации, всех активов и пассивов, полученных этими обществами по передаточному акту (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 04.06.2009 (судья Гареева Л.Ш.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 (судьи Серкова З.Н., Бабкина С.А., Матвеева С.В.) решение от 04.06.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Капитал-Инвест" просит решение суда первой инстанции от 04.06.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 14.08.2009 отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив требования истца о признании недействительной государственной регистрации изменений в сведения об обществе "Стройиндустрия" от 15.07.2008; о признании недействительными регистрационных записей, сделанных межрайонной инспекцией 15.07.2008, N 2080277072038, 2080277071940, 2080277071950, 2080277071983, 2080277072005; о признании недействительными свидетельств о государственной регистрации изменений, выданных межрайонной инспекцией 15.07.2008 N 02005493972, 02005493964, 02005493966, 0200543968, 020054939970; о применении последствий недействительности государственной регистрации реорганизации общества "Стройиндустрия" в виде возврата ему обществами, созданными в результате его реорганизации, всех активов и пассивов, полученных этими обществами по передаточному акту.
Заявитель полагает, что из положений ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 46 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует возможность выбора лицом способа защиты его нарушенного права и при нарушении порядка реорганизации надлежащим способом защиты будет являться признание такой реорганизации недействительной. Вывод суда о законности действий межрайонной инспекции при принятии решения о государственной регистрации реорганизации общества "Стройиндустрия" заявитель полагает не соответствующим фактическим обстоятельствам и материалам дела. Помимо этого общество "Капитал-Инвест" считает, что в силу ч. 2 ст. 133, ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд должен был предложить истцу уточнить предмет исковых требований.
Межрайонная инспекция в письменном отзыве на кассационную жалобу пояснила, что решение о государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации путем выделения из общества "Стройиндустрия", принято в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Основания для отказа в государственной регистрации у межрайонной инспекции отсутствовали.
Общество "Стройиндустрия-Бетон" в письменном отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, жалобу - без удовлетворения в силу несостоятельности изложенных в ней доводов.
Как следует из материалов дела, общество "Стройиндустрия" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан 03.11.2004.
На общем собрании учредителей названного общества 04.06.2008 приняты решения о реорганизации общества "Стройиндустрия" в форме выделения следующих обществ: общества "Стройиндустрия-Инвест", общества "Стройиндустрия-Бетон", общества "Стройиндустрия-Блок", общества "Стройинвестпласт", об утверждении разделительного бухгалтерского баланса общества "Стройиндустрия" по состоянию на 04.06.2008, Учредительного договора и Устава общества "Стройиндустрия".
Сведения о предстоящей реорганизации общества "Стройиндустрия" опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" за N 26 (179) от 02.07.2008.
Межрайонной инспекцией 15.07.2008 в Единый государственной реестр юридических лиц (далее - реестр юридических лиц) внесены запись о реорганизации общества "Стройиндустрия" в форме выделения общества "Стройиндустрия-Инвест", общества "Стройиндустрия-Бетон", общества "Стройиндустрия-Блок", общества "Стройинвестпласт" за основным государственным регистрационным номером 2080277072038 от 15.07.2008, выдано свидетельство серии 02 N 005493972, а также записи о создании вновь образованных обществ "Стройиндустрия-Инвест", "Стройинвестпласт", "Стройиндустрия-Бетон", "Стройиндустрия-Блок" за основными государственными регистрационными номерами 1080277007282, 1080277007293, 1080277007304, 1080277007315 соответственно.
В то же время между обществом "Капитал-Инвест" (займодавец) и обществом "Стройиндустрия" (заемщик) 09.04.2008 заключен договор займа N 1, по условиям которого займодавец предоставил заемщику заем в размере 3600000 рублей сроком на один месяц с даты фактического предоставления займа, а заемщик обязался возвратить сумму займа, уплатить займодавцу проценты из расчета 2% годовых, пени за просрочку возврата суммы займа (п. 1., 1.2., 3.1., 5.2. договора от 09.04.2008). Обществом "Стройиндустрия" из суммы займа возвращено 2050000 рублей, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.03.2009 по делу N А07-1700/2009, с общества "Стройиндустрия" в пользу общества "Капитал-Инвест" взыскано 1550000 руб. невозвращенного займа, 30375 руб. 13 коп. процентов за пользование займом, 426918 руб. 96 коп. пени.
Общество "Капитал-Инвест", полагая, что государственная регистрация реорганизации общества "Стройиндустрия" произведена с нарушением положений ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"), ст. 14 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", без письменного уведомления общества "Капитал-Инвест", являющегося кредитором реорганизуемого общества, и с нарушением принципа справедливого распределения его активов и пассивов между правопреемниками, и, следовательно, регистрация вновь созданных юридических лиц осуществлена межрайонной инспекцией неправомерно, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что в процессе реорганизации имущество общества "Стройиндустрия" распределено в ущерб интересам его кредиторов, права общества "Капитал-Инвест" как кредитора реорганизуемого общества нарушены.
Однако, отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истцом избран неверный способ защиты своих нарушенных прав, поскольку в силу п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе обратиться с требованием о привлечении обществ, созданных в процессе реорганизации, к солидарной ответственности, а не о признании недействительным акта государственной регистрации этих обществ. Оснований для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа не имелось, поскольку обществом "Стройиндустрия" был представлен весь пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 14 Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Суд первой инстанции также отметил, что передача имущества созданному в результате реорганизации юридическому лицу не может рассматриваться как сделка применительно к положениям ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как является исполнением воли юридического лица, принявшего решение о реорганизации общества, и не направлена на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п. 4 ст. 58, п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 55 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" при выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица (п. 1 ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 15 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5 статьи 51 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном названным пунктом.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, установлен п. 1 ст. 14 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и включает в себя подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждаются соответствие учредительных документов созданных путем реорганизации юридических лиц установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, достоверность содержащихся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации сведений, наличие в передаточном акте или разделительном балансе положений о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, уведомление в письменной форме всех кредиторов реорганизуемого лица о реорганизации и в установленных законом случаях - согласование вопросов реорганизации юридического лица с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующих сведений.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что при реорганизации общества "Стройиндустрия" его кредитор - общество "Капитал-Инвест" в порядке, установленном п. 1 ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 15 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", не было уведомлено о предстоящей реорганизации и в регистрирующий орган представлена недостоверная информация о кредиторах реорганизуемого юридического лица.
Однако по смыслу в обязанности регистрирующего органа не входит проверка достоверности информации, содержащейся в представленных на регистрацию документах.
В силу п. 1 ст. 25 названного Закона за представление регистрирующему органу недостоверных сведений ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несут заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Закона).
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен ст. 23 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Отказ в государственной регистрации юридических лиц, возникших при реорганизации другого юридического лица возможен также в случае непредставления вместе с учредительными документами разделительного баланса, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица, в том числе созданного в процессе реорганизации, и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.
Судом установлено, что реорганизуемым обществом "Стройиндустрия" на государственную регистрацию представлен весь необходимый пакет документов, в том числе разделительный баланс, следовательно, вывод суда об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации реорганизуемого общества "Стройиндустрия" и обществ, созданных в результате его реорганизации, является правильным.
Перечень способов защиты гражданских прав, установленный ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является открытым и содержит указание па возможность установления таких способов иными законами.
Согласно п. 3 ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
Поскольку из представленного на регистрацию разделительного баланса общества "Стройиндустрия" невозможно установить правопреемника по его обязательствам перед обществом "Капитал-Инвест", суд пришел к правильному выводу о том, что в целях соблюдения баланса интересов реорганизуемого общества и интересов возникших в результате его реорганизации юридических лиц надлежащим способом защиты является привлечение этих юридических лиц к солидарной ответственности по обязательствам реорганизованного общества "Стройиндустрия" перед истцом.
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении иска общества "Капитал-Инвест" является правомерным.
Довод заявителя жалобы о том, что в силу ч. 2 ст. 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд должен был предложить истцу уточнить исковые требования, отклоняется, поскольку такая обязанность суда указанной правовой нормой не предусмотрена.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции от 04.06.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 14.08.2009 являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2009 по делу N А07-3189/2009-Г-ГЛШ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Инвест" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен ст. 23 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Отказ в государственной регистрации юридических лиц, возникших при реорганизации другого юридического лица возможен также в случае непредставления вместе с учредительными документами разделительного баланса, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Перечень способов защиты гражданских прав, установленный ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является открытым и содержит указание па возможность установления таких способов иными законами.
Согласно п. 3 ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2009 по делу N А07-3189/2009-Г-ГЛШ и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Инвест" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2009 г. N Ф09-9008/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника