Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению Главы Екатеринбурга
от 6 ноября 2009 г. N 4965
Прогноз социально-экономического развития
муниципального образования "город Екатеринбург" на 2010 год и основные параметры прогноза на период до 2012 года
Введение
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2010 год и основные параметры прогноза на период до 2012 года (далее - Прогноз социально-экономического развития города Екатеринбурга) составляется в целях:
формирования основы для составления проекта бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - бюджет города) и перспективного финансового плана;
определения основных проблем развития муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - город Екатеринбург) и возможных путей их решения органами местного самоуправления;
выработки экономической политики, формирования целевых программ развития города Екатеринбурга на среднесрочную перспективу, основных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга на 2010 год и приоритетных направлений на 2011-2012 годы;
соотнесения Стратегического плана Екатеринбурга и мероприятий утвержденных стратегических проектов со среднесрочными и текущими планами деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Екатеринбурга.
Прогноз социально-экономического развития города Екатеринбурга составлен с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов(1), итогов социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" в 2008 году и их оценки в 2009 году.
Основные тенденции социально-экономического развития города определяются на основе данных, полученных методами:
опроса предприятий, учреждений и организаций города Екатеринбурга о перспективах их деятельности на 2010-2012 годы;
анализа прогнозных оценок деятельности отраслевых (функциональных) органов Администрации города Екатеринбурга;
экспертных заключений о тенденциях развития города Екатеринбурга в 2010-2012 годах с учетом итогов его социально-экономического развития в текущем году и динамики показателей в предшествующие годы;
математического моделирования экономических процессов на основе факторов, определяющих направление развития города в прогнозируемый период.
1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов [http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ economylib/mert/resources/06f495004fc7a1ca885dfaaa0f8ad211/prognoz.doc], 01.10.2009.
Исходные условия (гипотезы)
для формирования вариантов развития экономики города Екатеринбурга в 2010-2012 годах
Внешние факторы. Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов выполнены в трех вариантах.
Вариант 1а (консервативный) отражает развитие российской экономики в условиях стагнации экономики вследствие сжатия государственного спроса по мере завершения антикризисных программ, продолжающейся стагнации банковского кредитования вплоть до 2011-2012 годов при невысоком уровне инвестирования в инфраструктурных отраслях. В условиях действия указанных факторов рост ВВП составит 100,9 процента в 2010 году, 101,1 процента в 2011 году, 103,1 процента в 2012 году.
Вариант 2а (умеренно-оптимистичный) предполагает оживление в экономике вследствие роста реального объема кредитования, повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Умеренный рост кредитования в реальном выражении возобновляется уже в 2010 году, что способствует как более активному восстановлению потребительского спроса, так и модернизации предприятий. В 2011-2012 годах реализуется комплекс программ и преобразований, направленных на значительное повышение эффективности здравоохранения, образования, сферы науки и технологий, развитие транспортной инфраструктуры. Наряду с рационализацией системы бюджетных учреждений после 2010 года предполагается повышение уровня заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. Рост ВВП составит 101,6 процента в 2010 году, 103 процента и 104,3 процента в последующие годы.
Вариант 2б (нефтяной сценарий) предполагает оживление в экономике, опирающееся на рост цен на нефть, и более интенсивное оживление в мировой экономике. Вариант 2б предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств. Нефть марки "Urals" будет стоить 68 долларов США в 2010 году, 74 доллара США в 2011 году и 81 доллар США в 2012 году. В этих условиях рост ВВП может превысить темпы развития в соответствии с базовым бюджетным вариантом прогноза на 0,6-1,4 процентных пункта.
Согласно документу Минэкономразвития России, разработка сценарных условий и основных параметров прогноза на период 2010-2012 годов осуществлялась на основе базовых вариантов 1а и 2а, учитывающих консервативную оценку развития внешних условий и прежде всего умеренно низкую динамику цен на нефть марки "Urals" в 2010-2012 годах на уровне 58 долларов США за баррель в 2010 году, 59 долларов США за баррель в 2011 году и 60 долларов США за баррель в 2012 году.
Сценарии 2010 года отличаются прежде всего стоимостью и доступностью кредитных ресурсов, которые во многом определяют различные уровни потребительской и инвестиционной активности, а также перспективами изменения эффективности и конкурентоспособности экономики. Основные различия сценариев 2011 и 2012 годов заключаются в подходах к модернизации экономики и политике "выхода из кризиса", включая ее бюджетные и монетарные параметры.
В 2010 году прогнозируется низкий уровень инвестиционной активности, возможный прирост инвестиций оценивается от - 0,4 процента до 4,5 процента в зависимости от варианта прогноза социально-экономического развития. При этом основной вклад в прирост инвестиций в 2010 году будет обеспечиваться нефтегазовым и энергетическим комплексами, а в 2012 году - транспортным и строительным комплексами.
В результате восстановления экономического роста в 2010 году и экономического подъема в 2011-2012 годах объем ВВП в 2012 году достигнет предкризисного уровня 2008 года и будет определяться значительным снижением экспортных доходов, что возможно только при новом качестве экономического роста и более высоком уровне внутренней эффективности и конкурентоспособности.
Целевые параметры инфляции в 2010 году оцениваются в 9-10 процентов, в 2011 году - 7-8 процентов, а в 2011 году инфляция снизится до 5-7 процентов (таблица 1). Снижение темпов роста потребительских цен обусловлено ограничением спроса.
Таблица 1
Динамика
инфляции в Российской Федерации
В процентах
Номер строки |
Показатели |
2008 г. факт |
2009 г. оценка |
Прогноз |
||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
1 |
Индекс потребительских цен, в среднем за год |
113,3 |
112,4 |
110,7 |
108,7 |
107,5 |
2 |
Инфляция за период, прирост цен декабря к декабрю предыдущего года |
111,8 |
112,0 |
110,0 |
108,0 |
107,0 |
Ограничение темпов роста тарифов субъектов естественных монополий заявлено приоритетной задачей тарифной политики 2010-2012 годов, но при этом реализация инвестиционных программ естественных монополий рассматривается как один из основных способов поддержки строительной индустрии и обслуживающих ее отраслей.
Самые высокие темпы роста тарифов в прогнозируемом периоде ожидаются на природный газ, реализуемый населению: в 2009 году - на 16 процентов, в 2010 году - на 27,4 процента, в 2011 году - на 20,8 процента, в 2012 году - на 16 процентов (таблица 2). Повышение цен на газ в 2010-2012 годах для населения планируется производить два раза в год: на 5 процентов с 01 января и на 15 процентов с 01 апреля, для остальных категорий потребителей - один раз в год с 01 января в размере 15 процентов.
В 2011 году предполагается полная либерализация рынка электроэнергетики, за исключением отпуска электроэнергии населению. Рост регулируемых тарифов на электроэнергию в 2010 году предполагается в размере 10 процентов для населения и 7,6 процента для прочих потребителей.
Рост регулируемых цен и тарифов предполагается также на грузовые и пассажирские перевозки, услуги связи.
Таблица 2
Рост тарифов
и оптовых цен на услуги естественных монополий в 2009-2012 годах в Российской Федерации
В процентах
Номер строки |
Показатели |
Оценка |
Прогноз |
||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
1 |
Газ природный |
||||
2 |
Регулируемые цены, в среднем для всех категорий потребителей |
115,8 |
126,6 |
115,7 |
115,1 |
3 |
из них для населения, в среднем за год |
116,0 |
127,4 |
120,8 |
116,0 |
4 |
декабрь к декабрю предыдущего года |
127,7 |
120,8 |
120,8 |
115,0 |
5 |
Электроэнергия |
||||
6 |
Доля свободного рынка |
30,5 |
53,2 |
76,0 |
76,2 |
7 |
Конечные цены в среднем для всех категорий потребителей |
121-121,5 |
112,5-114 |
113,5-116 |
112,5-114 |
8 |
Регулируемые тарифы в среднем для конечных потребителей * |
119 |
108,0 |
- |
- |
9 |
из них для населения |
125 |
110 |
110 |
110 |
10 |
Тепловая энергия |
118 |
110-115 |
112-114 |
109-111 |
11 |
Железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе |
112,4 |
112,3 |
109,2 |
107,0 |
12 |
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе |
122 |
110 |
110 |
110 |
* Без учета изменения структуры отпуска электроэнергии. |
Все три варианта прогноза ориентированы на переход российской экономики в период 2010-2012 годов от спада к оживлению и росту. Основными рисками, способными привести к стагнации и дальнейшему падению ВВП, являются:
снижение мировых цен на нефть до 30-40 долларов США за баррель;
недостаточное бюджетное стимулирование экономики;
сокращение инвестиционных программ в инфраструктурных секторах;
стагнация банковского кредитования;
отсутствие эффекта импортозамещения.
Факторами, формирующими характер и тенденции развития экономики и социальной сферы города Екатеринбурга, являются:
высокая диверсификация экономики города с преобладающей долей услуг;
развитая инфраструктура оптовой и розничной торговли, ориентированная не только на жителей города Екатеринбурга, предоставляющая возможность сохранения объемов оборота;
конкурентоспособность продукции большей части обрабатывающих производств города, возможность наращивания объема производства импортозамещающих видов продукции;
возможность относительно быстрой адаптации малого бизнеса, составляющего значительную долю экономики города, к сложным экономическим условиям;
сохранение значительных объемов строительно-монтажных работ (строительство и реконструкция жилых и офисных зданий, объектов торговли и услуг, объектов транспортной инфраструктуры), в том числе за счет бюджетных инвестиций в строительство метрополитена и транспортных развязок, реконструкцию и строительство детских дошкольных учреждений;
реализация инвестиционных программ коммунальных предприятий.
Мероприятия запланированы в рамках инвестиционных программ с учетом проводимой корректировки:
"Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") на 2006-2015 годы" (утверждена Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.06.2006 N 57/27);
"Развитие системы централизованного теплоснабжения города Екатеринбурга на период с 2007 по 2009 годы" (утверждена Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.03.2007 N 15/39);
"Развитие системы теплоснабжения ЕМУП "Тепловые сети" на период с 2009 по 2013 годы" (утверждена Решением Екатеринбургской городской Думы от 24.06.2008 N 49/61).
При формировании прогноза социально-экономического развития города Екатеринбурга использованы целевые параметры инфляции, приведенные в сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации и основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (таблица 3).
Таблица 3
Динамика инфляции
Номер строки |
Показатели |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Плановый период |
||||
2007 г. факт |
2008 г. факт |
2009 г. оценка |
2010 г. прогноз |
2011 г. прогноз |
2012 г. прогноз |
|||
1 |
Индекс потребительских цен, в среднем за год |
Процент |
109,0 |
115,8 |
111,0 |
110,7 |
108,7 |
107,5 |
2 |
Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал |
Процент |
117,3 |
121,2 |
103,7 |
103,3 |
104,4 |
107,1 |
В целом прогноз социально-экономического развития города Екатеринбурга исходит из анализа сложившейся структуры экономики, итогов реализации Стратегического плана Екатеринбурга, возможностей экономики Российской Федерации и города Екатеринбурга преодолеть негативное влияние кризиса, положительного эффекта от реализации антикризисных мероприятий Правительства Российской Федерации и возможности оздоровления российской экономики в прогнозируемом периоде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.