Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 ноября 2009 г. N Ф09-8717/09-С2
Дело N А60-12516/2009-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Артемьевой Н.А., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 15 (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2009 по делу N А60-12516/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Наумовой И.А. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 29.12.2008 об отказе в возбуждении исполнительного производства в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПКФ АГВА" (далее - должник).
Решением суда от 07.05.2009 (судья Сабирова М.Ф.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 (Гулякова Г.Н., Богданова Р.А., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит оспариваемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ), Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ). В обоснование доводов, изложенных в жалобе, заявитель указывает, что установленный законодательством о социальном страховании порядок взыскания страховых взносов не предусматривает обязанность фонда при отсутствии информации о счетах страхователя запрашивать данные сведения в налоговом органе, указанная обязанность вменена судебному приставу-исполнителю.
Как следует из материалов дела, фондом вынесено постановление от 22.12.2008 N 41192 о взыскании с должника недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
Судебным приставом-исполнителем 29.12.2008 вынесено постановление, которым фонду отказано в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на ст. 14, 31 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, поскольку им не представлены документы, содержащие отметки банка о полном или частичном неисполнении требований фонда ввиду отсутствия на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения указанных требований.
Не согласившись с отказом в возбуждении исполнительного производства, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды со ссылкой на п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ пришли к выводу о правомерном отказе судебным приставом-исполнителем фонду в возбуждении исполнительного производства, так как отсутствие документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания данного акта исполнительным документом.
В соответствии с п. 6 ст. 22.1 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя -юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, в том числе налоговых органов, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
В соответствии с п. 1 ст. 30 названного Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Закона (п. 4); если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов (п. 8).
Суды, исследовав совокупность доказательств, представленных в материалы дела, в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что фондом при предъявлении постановления от 22.12.2008 N 41192 не представлено документов, подтверждающих отсутствие или закрытие расчетных и иных счетов должника, на которые может быть обращено взыскание.
Таким образом, судами сделаны правомерные выводы о несоответствии рассматриваемого постановления фонда требованиям, изложенным в п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, и обоснованном отказе в возбуждении исполнительного производства в силу п. 4, 8 ч. 1 ст. 31 указанного Закона.
Кроме того, на основании п. 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице, предусмотренные в приложении N 2 "Сведения о юридическом лице, включаемые в запись единого государственного реестра юридических лиц" (далее - приложение N 2) к данным Правилам, в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, военные комиссариаты, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, - в иные органы.
Приложение N 2 содержит, в частности, сведения о банковских счетах юридического лица.
Надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о невозможности запросить указанные сведения у налогового органа и представить их судебному приставу-исполнителю на момент предъявления оспариваемого постановления, фондом в материалы настоящего дела не представлено.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о правомерности действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления от 29.12.2008 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2009 по делу N А60-12516/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 15 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав совокупность доказательств, представленных в материалы дела, в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что фондом при предъявлении постановления от 22.12.2008 N 41192 не представлено документов, подтверждающих отсутствие или закрытие расчетных и иных счетов должника, на которые может быть обращено взыскание.
Таким образом, судами сделаны правомерные выводы о несоответствии рассматриваемого постановления фонда требованиям, изложенным в п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, и обоснованном отказе в возбуждении исполнительного производства в силу п. 4, 8 ч. 1 ст. 31 указанного Закона.
Кроме того, на основании п. 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице, предусмотренные в приложении N 2 "Сведения о юридическом лице, включаемые в запись единого государственного реестра юридических лиц" (далее - приложение N 2) к данным Правилам, в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, военные комиссариаты, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, - в иные органы.
Приложение N 2 содержит, в частности, сведения о банковских счетах юридического лица.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2009 по делу N А60-12516/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 15 - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2009 г. N Ф09-8717/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника