Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 ноября 2009 г. N А60-38096/2009-С6
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 марта 2010 г. N Ф09-1884/10-С2 по делу N А60-38096/2009-С6 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2009 года
Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергоавтоматика" к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) о признании недействительным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ю.В. Третьякова, представитель по доверенности от 24.02.2009 года, паспорт 6507 182873,
Е.А. Черникова, представитель по доверенности от 29.10.2009 года, паспорт 6503 607120,
от заинтересованного лица: В.В. Заостровская, представитель по доверенности N 12 от 30.12.2008 года, паспорт 6502 390995.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергоавтоматика" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) N 55 от 27.04.2009 года о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации ООО "Энергоавтоматика" уточнило заявленные требования и просит признать недействительным решение Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) N 55 от 27.04.2009 года о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов в размере 1936 рублей 74 копеек, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Уточнения судом приняты.
Представитель заявителя, оспаривая решение, указывает, что доначисление страховых взносов произведено фондом неправомерно, поскольку данные выплаты не связаны с трудовой деятельностью, выплачены за счет чистой прибыли предприятия.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлен отзыв, с требованиями заявителя не согласен, поскольку данные выплаты не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2000 года N 765
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату указанного постановления следует читать как 7 июля 1999 г.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
На основании решения от 23.03.2009 года N 52 ГУ Свердловское региональное отделение фонда социального страхования РФ, филиал N 5 проведена выездная проверка ООО "Энергоавтоматика" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2007 года по 31.12.2008 года.
В ходе проверки установлено занижение обществом облагаемой базы для исчисления страховых взносов, в связи с не включением в нее выплат работникам общества.
По итогам проверки составлен акт N 55 н /с от 31.03.2009 года.
Общество представило возражения по акту проверки N 55 н/с от 31.03.2009 года.
27.04.2009 года заместитель директора филиала N 5 ГУ Свердловское региональное отделение фонда социального страхования РФ, рассмотрев материалы выездной проверки, возражения на акт проверки принял решение N 55, согласно которому ООО "Энергоавтоматика" привлечено к ответственности по абз. 5 п. 1 ст. 19 Федерального Закона РФ от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде взыскания штрафа в размере 388 рублей 75 копеек.
Обществу также предложено перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 1943 рубля 74 копейки, пени в размере 59 рублей 50 копеек.
14.05.2009 года ООО "Энергоавтоматика" подана апелляционная жалоба, которая была рассмотрена и 29.05.2009 года ГУ Свердловское региональное отделение фонда социального страхования РФ оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением в части, заявитель обратился в арбитражный с суд с заявлением о признании указанного решения недействительным (1936,74 руб. - страховые взносы, соответствующие пени и штраф).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки ООО "Энергоавтоматика" в нарушение ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. N 184, Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 г. N 765, ОАО "Инженерный центр энергетики Урала" не начислены страховые взносы на суммы выплат, произведенных в 2007-2008 годах работникам предприятия за счет прибыли организации, таких как:
- материальная помощь - 50300 руб.,
- оплата донорских дней - 93002,12 рублей,
- подарки - 45285 рублей,
- оплата за обучение работников в ВУЗах - 48500 рублей,
- доходы в неденежной форме (выделение предприятием работникам автомобилей для поездки на отдых и оплата предприятием бензина) - 80698,96 рублей,
- ошибка бухгалтера - 1592,74 рубля.
Данное обстоятельство привело, по мнению заинтересованного лица, к неполной уплате страховых взносов за 2007-2008 года в сумме 1943 рубль 74 копеек.
Как следует из материалов дела заявителем на основании приказов руководителя, работникам, имеющим детей в возрасте до 14 лет включительно, выдавались новогодние подарки за счет чистой прибыли предприятия, что подтверждается представленными приказами, счетами-фактурами, а также свидетельствами о рождении детей.
Заявитель также в проверяемый период осуществлял выплаты материальной помощи в связи с юбилеем, рождением детей, приобретением путевок в пионерский лагерь, бракосочетанием и т.д. В обоснование данных выплат общество представило заявление работников, свидетельства о рождении, бракосочетании, приказы о выплате материальной помощи, а также коллективный договор.
Согласно разделу 8 коллективного договора при условии наличия прибыли работодатель вправе оказывать материальную помощь на приобретение лекарств, на лечение, на свадьбу работников, юбилеи, на рождение ребенка.
Указанные выплаты осуществлялись за счет прибыли общества.
Пункт 8.7 коллективного договора также предусматривает при наличии прибыли и при тяжелом материальном положении работника, оказать работнику материальную помощь в виде возмещения расходов (части расходов) по оплате обучения работника (детей работника) в учебных заведениях, на основании приказа, соглашения, личного заявления работника и предъявленных документов.
Из представленных документов следует, что по заявлению Кузнецова С.В. об оказании материальной помощи по возмещению оплаты обучения в Курганской государственной сельскохозяйственной академии, в связи с тяжелым материальным положением и наличием 2-х иждивенцев, по приказу обществом была выплачена материальная помощь на оплату обучения.
Также по заявлению Чернышевой А.А. об оказании материальной помощи на оплату ее обучения в УрГЭУ, в связи с тяжелым материальным положением (2 сына обучаются в учебных заведениях на платной основе), по приказу обществом была выплачена материальная помощь на оплату обучения.
В облагаемую базу для исчисления страховых взносов фонд включил также неденежные выплаты в виде выделения автотранспорта работникам предприятия для поездки на отдых и расходы на бензин, понесенные обществом.
Из представленных документов следует, что по заявлению Молочкова В.А. и Чащина С.Н. в феврале 2007 года им был выделен автотранспорт для поездки на отдых за счет чистой прибыли. Согласно представленным счетам-фактурам общество оплатило аренду автотранспорта.
Фонд также включил в облагаемую базу и расходы на бензин.
Вывод о занижении базы сделан фондом на сновании следующих документов:
- заявлений Молочкова В.А. и Чащина С.Н. на выделение автотранспорта для поездки семьи к месту отдыха от 01.02.2007 года,
- приказов N 11/ 1 от 05.02.2007 года, N 11 от 05.02.2007 года о выделении указанным работникам автотранспорта для поездки на отдых за счет чистой прибыли предприятия,
- счетов- фактур N 269 от 28.02.2007 года, N 270 от 28.02.2007 года, N 438 от 30.03.2007 года,
- приказов N 78/1 от 03.07.2007 года, N 45 от 30.04.2008 года о принятии перерасхода бензина по автотранспорту за счет чистой прибыли.
Из представленных материалов следует, что в феврале 2007 года работникам предприятия был выделен автотранспорт для поездки семьи к месту отдыха, что подтверждается заявлениями, приказами, счетами - фактурами от 28.02.2007 года.
Однако фонд в облагаемый оборот также включает оплату по счету-фактуре N 438 от 30.03.2007 года и оплату по перерасходу бензина, произведенную в июле и апреле 2007 года.
В нарушение ст. 200 Арбитражного процессуального Кодекса РФ заинтересованное лицо не предоставило доказательств того, что данные оплаты общества имели отношении к поездке работников предприятия в феврале месяце 2007 года. Документов, подтверждающих данный факт, суду не представлено.
Кроме того суд считает, что данные выплаты в пользу работников предприятия, а также расходы общества по оплате аренды автомобиля правомерно не включены обществом в облагаемую базу для исчисления страховых взносов по следующим обстоятельствам.
Указанные выше выплаты носили единовременный характер и были произведены за счет прибыли ООО "Энергоавтоматика".
Заинтересованное лицо, доначисляя страховые взносы считает, что на данные выплаты работникам общества необходимо начислять страховые взносы, поскольку данные выплаты не перечислены в Постановлении Правительства РФ N 765 от 07.07.1999 года.
Однако данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.
Управление средствами государственного социального страхования Российской Федерации осуществляет Фонд социального страхования РФ.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" ст. 1 Федерального Закона РФ от 21 июля 2007 года N 186-ФЗ "О страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", ст. 1 Федерального Закона РФ от 19 декабря 2006 года N 235-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год" базой для начисления страховых взносов в 2006-2008 годах является начисленная оплата труда по всем основаниям (доход) застрахованных, а в соответствующих случаях - сумма вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Следовательно, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат начислению только на заработную плату работников (фонд оплаты труда).
Из представленного заявителем положения об оплате труда (приложение N 1 к коллективному договору) указанные выше выплаты не включаются в ежемесячную заработную плату работников. Иного фонд не доказал.
В силу п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
При этом под оплатой труда в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
Таким образом, стимулирующие и компенсационные выплаты являются элементами оплаты труда, если они обладают признаками заработной платы: выплачиваются за выполнение работником трудовой функции, их размер зависит от сложности, количества и качества выполняемой работы, носят гарантированный характер, производятся систематически. Именно такие выплаты, производимые в пользу работников, должны включаться в расчетную базу для исчисления рассматриваемых страховых взносов. Иные источники доходов включаются в расчетную базу в случае прямого указания на это в законе в силу п.п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ.
Пунктом 4 ст. 20 данного Закона также установлено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Однако это не означает, что законодатель предоставил Правительству РФ право определять расчетную базу для исчисления страховых взносов, так как это противоречило бы статье 20 Закона. Правительство РФ уполномочено определить лишь виды выплат, которые не облагаются страховыми взносами.
Названными законами о социальном страховании не установлено, что страховой взнос исчисляется с любых доходов, выплачиваемых работодателем своим работникам.
Из указанных положений следует, что основанием для начисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат, а не любые доходы, полученные физическим лицом.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением им работы (служебных обязанностей).
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, по существу, представляют собой оплату их труда.
Законодательство РФ не ограничивает отношения между работодателем и работниками лишь исполнением последними своих трудовых обязанностей и их оплатой, не запрещает работодателю оказывать материальную помощь своим работникам в связи с затратами на лечение, тяжелым материальным положением, расходами на воспитание детей, а также производить работникам иные выплаты, не связанные с оплатой их труда.
Таким образом, учитывая, что расходы на единовременные выплаты производились заявителем не из фонда заработной платы, каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заинтересованным лицом не представлено и в материалах дела не имеется, суд считает, что произведенные единовременные выплаты разновидностью оплаты труда не являются и выдавались без учета результатов труда конкретных работников. Соответственно, страховые взносы на обязательное социальное страхование на произведенные единовременные выплаты начислению не подлежат.
Кроме того фонд доначислил обществу страховые взносы на оплату донорских дней.
Как следует из материалов дела, по справкам, предоставляемых работниками общества, о сдаче крови, заявитель на основании приказа на оплату донорских дней, производил расчет среднего заработка каждому работнику, который в силу ст. 186 Трудового Кодекса РФ выплачивался донору.
В соответствии со статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. При этом при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Указанные выплаты работодатель обязан производить в силу закона вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
С учетом изложенного суд считает, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха в соответствии с трудовым законодательством, не могут считаться выплатами по трудовым договорам, соответственно, не включаются в объект обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на основании пунктов 1 и 2 статьи 20 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования".
Из оспариваемого решения и акта проверки следует, что фонд доначислил 11 руб. 14 коп. в результате ошибки бухгалтера.
Однако в судебном заседании заявитель пояснил, что ошибки не было, данное начисление страховых взносов произведено фондом на выплату работнику среднего заработка в размере 592 рубля 37 копеек в связи с исполнением им обязанности по военным сборам.
Из материалов дела следует, что рядовой Усольцев К.А., работник заявителя, был вызван 13.09.2007 года к 5-00 в военный комиссариат по вопросу учебных сборов.
На основании приказа Усольцеву К.А. был выплачен средний заработок за указанный день в размере 592,37 рублей (расчет прилагается).
Согласно ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктами 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Компенсация указанных расходов в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 55-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, которое в свою очередь в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданами Российской Федерации средства.
Таким образом, сумма среднего заработка, выплачиваемая обществом своим работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми им по трудовым договорам, поскольку не связаны с выполнением работником своих трудовых обязанностей и, следовательно, взносы на обязательное страхование на такие выплаты не начисляются.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что выводы заинтересованного лица, изложенные в акте проверки и оспариваемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются незаконными.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
Фондом не доказано, что оспариваемые выплаты (премии к праздникам и юбилейным датам, материальная помощь работникам и другие выплаты) связаны с оплатой труда работников: носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа. Выводы проверяющих не основаны на содержании коллективного договора, приказов, содержащих положения о премировании, стимулирующих и компенсационных выплатах и надбавках.
Довод заинтересованного лица о том, что произведенные заявителем выплаты не включены в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 г. N 765, носящий исчерпывающий характер, подлежат отклонению. Указанный Перечень выплат устанавливает исключение не из любых доходов, полученных работником, а только из выплат, исчисленных работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей. Кроме того, из материалов дела следует, что расходы на единовременные выплаты производились не из фонда заработной платы и носили единовременный характер. Выплаты не являются вознаграждением за труд, не связаны с деятельностью общества, направленной на получение дохода, к компенсационным выплатам или стимулирующим выплатам не относятся, уплачиваются независимо от стажа работы в данном обществе.
При этом заслуживает внимание довод заявителя о том, что указанные выше выплаты не были учтены им и также фондом при исчислении среднего заработка для оплаты больничных листов работникам предприятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) N 55 от 27.04.2009 года о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов в размере 1936 рублей 74 копеек, соответствующих сумм пеней и штрафа в размере 387 рублей 35 копеек.
3. В порядке распределения судебных расходов ( ст. 110 АПК РФ) взыскать с ГУ Свердловское региональное отделение фонда социального страхования РФ (филиал N 5) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергоавтоматика" 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N А60-38096/2009-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 марта 2010 г. N Ф09-1884/10-С2 по делу N А60-38096/2009-С6 настоящее решение оставлено без изменения