Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 декабря 2009 г. N Ф09-9558/09-С1
Дело N А60-19786/2009-С9
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Слюняевой Л.В., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Немизида - Инвест" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.07.2009 по делу N А60-19786/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Самсонов К.А. (доверенность от 08.06.2007 б/н);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) - Волков С.Н. (доверенность от 14.09.2009 б/н), Сухорукое А.С. (доверенность от 10.08.2009 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточненных заявленных требований) о признании недействительным приказа управления от 17.04.2009 N 157 "О включении в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" в части включения в указанный реестр общества.
Решением суда от 03.07.2009 (судья Подгорнова Г.Н.) в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 (судьи Щеклеина Л.Ю., Савельева Н.М., Мещерякова Т.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг автовокзалов по организации перевозок пассажиров и багажа автобусами, составленном управлением (далее - аналитический отчет) не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, следовательно, не может служить основанием для включения общества в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр).
Как следует из материалов дела, Приказом управления от 17.04.2009 N 157 общество включено в Реестр.
Не согласившись с данным приказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности названного приказа.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 утверждены Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, которыми установлен порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов (далее - Правила).
В соответствии с установленным порядком формирование и ведение реестра осуществляют Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы. Формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения.
Согласно п. 13 Правил основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр являются:
а) аналитический отчет, подготовленный:
- в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделок и иных действий или уведомления о сделках и иных действиях, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией;
- по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта;
- по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе;
б) решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.
Из материалов дела видно, основанием для включения заявителя в Реестр послужили сведения, содержащиеся в составленном управлением аналитическом отчете о состоянии конкуренции на рынке услуг автовокзалов по организации перевозок пассажиров и багажа автобусами.
Из содержания аналитического отчета следует, что антимонопольным органом проводилось исследование по определению доли общества на рынке услуг по организации перевозки пассажиров и багажа автобусами.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 N 108, зарегистрированным в Минюсте России 27.06.2006 N 8121, утвержден Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке разработанный в целях реализации Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) Порядок используется в случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов.
Порядком установлено, что при формировании Реестра антимонопольному органу следует определить, в том числе, временной интервал исследования товарного рынка, продуктовые границы товарного рынка, географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, произвести расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, составить аналитический отчет.
В соответствии с п. 55 Порядка в аналитическом отчете приводятся результаты проведенного анализа товарного рынка, включая обоснованную оценку состояния конкурентной среды на данном рынке. Определено содержание аналитического отчета.
Из имеющегося в материалах дела аналитического отчета видно, что в ходе исследования антимонопольным органом установлено, что в пределах географических границ муниципального образования город Екатеринбург отмеченные выше услуги оказываются двумя хозяйствующими субъектами -государственным унитарным предприятием Свердловской области "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта" (далее - предприятие) и обществом, а также на основе анализа получаемой автовокзалами за оказанные услуги кассовой выручки определена доля каждого из субъектов на исследуемом рынке. Установлено, что доля заявителя составляет более 35 процентов (59,2%), в связи с чем общество включено в региональный раздел Реестра.
Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства на основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли обоснованному выводу о том, что отчет формально не соответствует всем требованиям, установленным п. 55 Порядка. Однако допущенные в процессе проведенного исследования недостатки не влияют на законность оспариваемого приказа, поскольку о его незаконности может свидетельствовать лишь недоказанность наличия у общества более чем 35% доли на исследуемом рынке.
Суды также правомерно указали на преюдициальное значение для разрешения данного спора вступивших в законную силу решения суда по делу N А60-847/2008-С3, в котором участвовали общество и антимонопольный орган и которыми установлен факт наличия у общества более 35% доли на рынке услуг по организации пассажирских перевозок в г. Екатеринбурге.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что названные решения суда не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании обществом ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к обстоятельствам дела.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что антимонопольным органом общество было правомерно и обоснованно включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.
Суды обоснованно указали, что факт включения юридического лица -хозяйствующего субъекта в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов не нарушает права и законные интересы этого лица, но не позволяет злоупотреблять своим положением по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.07.2009 по делу N А60-19786/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Немизида-Инвест" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2009 г. N Ф09-9558/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника