Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 декабря 2009 г. N Ф09-8723/09-С2
Дело N А60-12512/2009-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Кангина А.В., судей Наумовой Н.В., Татариновой И.А..
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 15 (далее - фонд, учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.07.2009 по делу N А60-12512/2009-С5.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Наумовой Н.А. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 29.12.2008 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа от 22.12.2008 N 41389 о взыскании с должника - общества с ограниченной ответственностью "ТВС-сервис" - задолженности в сумме 2179 руб. 81 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и соответствующих сумм пеней.
Решением суда от 06.07.2009 (судья Сабирова М.Ф.) в удовлетворении заявленных требований фонду отказано.
Суд, разрешая спор, указал на то, что оснований для признания незаконным отказа судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства не имеется, исходя из того, что постановление учреждения не соответствует предъявляемым к исполнительному документу требованиям, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), отметив также, что учреждение не представило доказательств, свидетельствующих об отсутствии у фонда и невозможности получения информации о расчетных счетах страхователя, не доказав таким образом наличие оснований для обращения взыскания на имущество должника.
В кассационной жалобе фонд просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на неверное толкование судом п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, а также на отсутствие в Федеральном законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) указаний на необходимость учреждению в случае отсутствия у него информации о счетах страхователя совершать действия по их установлению.
В представленном отзыве судебный пристав-исполнитель возражает против доводов заявителя жалобы, считая судебный акт обоснованным.
Суд кассационной инстанции оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что фондом вынесено постановление от 22.12.2008 N 41389 о взыскании за счет имущества общества с ограниченной ответственностью "ТВС-сервис" задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 2179 руб. 81 коп. и пеней в сумме 33 руб. 42 коп.
Согласно данному постановлению недоимка взыскивается за счет имущества должника в связи с отсутствием информации о его счетах.
Учреждение предъявило к исполнению указанное постановление в Чкаловский районный отдел судебных приставов г. Екатеринбурга.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.12.2008 в возбуждении исполнительного производства отказано на основании подп. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, поскольку постановление, направленное для исполнения, исполнительным документом не является, так как к нему не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника.
В соответствии с п. 6 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ недоимка и пени могут быть взысканы страховщиком со страхователя принудительно за счет денежных средств и иного имущества страхователя.
Взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании пеней в бесспорном порядке за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.
Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
Таким образом, в силу закона обращение взыскания на денежные средства должника в целях взыскания обязательных платежей должно производиться учреждением.
Обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом-исполнителем, может иметь место только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для принятия постановления об обращении взыскания на имущество страхователя, подлежат доказыванию учреждением.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлено, что учреждение не доказало наличие указанных обстоятельств, а именно в нарушение требований законодательства об исполнительном производстве при обращении с заявлением о возбуждении исполнительного производства не представило документы, свидетельствующие о проведении действий по обращению взыскания на денежные средства страхователя, не приложило инкассовые поручения, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета страхователя, о неисполнении требований учреждения в связи с отсутствием на счетах страхователя денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, а также не представило информацию об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов должника, на которые могло быть обращено взыскание.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 названного Закона.
Отсутствие предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 указанного Закона.
Таким образом, выводы суда о несоответствии постановления учреждения требованиям п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве являются обоснованными.
С учетом изложенного судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.07.2009 по делу N А60-12512/2009-С5 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 15 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 названного Закона.
Отсутствие предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 указанного Закона.
Таким образом, выводы суда о несоответствии постановления учреждения требованиям п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве являются обоснованными."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2009 г. N Ф09-8723/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника