Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 декабря 2009 г. N Ф09-8722/09-С6
Дело N А50-5635/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Маликовой Э.М., Семеновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Агентства по природопользованию Пермского края (далее - агентство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2009 N А50-5635/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Таненлес" (далее - общество "Таненлес") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения агентства от 29.12.2008 "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка", содержащего отказ в переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 25.12.2006 N 47 в связи с отсутствием его государственной регистрации и наличием задолженности по арендной плате, а также о возложении на агентство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Таненлес" путем принятия решения о переоформлении указанного договора аренды (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 19.05.2009 (судья Данилова С.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 (судьи Нилогова Т.С., Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе агентство просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами ст. 7, 8, 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, ст. 5, 7 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, участок лесного фонда является недвижимым имуществом. Так как спорный договор аренды в установленном порядке не был зарегистрирован, соответственно, не является заключенным, как полагает агентство, у него не было правовых оснований для переоформления спорного договора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21.12.2006 Федеральным агентством лесного хозяйства Пермской области проведен конкурс на право заключения договора аренды участков лесного фонда в Кусье-Александровском лесничестве ФГУ "Горнозаводский лесхоз" в кварталах N 170-176, 179-195, 198-205, 207-213; общая площадь - 16434 га.
Согласно протоколу о результатах конкурса от 21.12.2006 победителем конкурса признано общество "Таненлес".
Между ФГУ "Горнозаводский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу и обществом "Таненлес" 25.12.2006 заключен договор аренды вышеназванного участка лесного фонда.
Согласно Приложению N 1 к данному договору аренды участок лесного фонда передан обществу "Таненлес" по акту приема-передачи участка лесного фонда в аренду для заготовки древесины по главному пользованию от 25.12.2006. Актом приема-передачи определены местоположение участка - Кусье-Александровское лесничество ФГУ "Горнозаводский лесхоз" в кварталах N 170-176, 179-195, 198-205, 207-213; общая площадь - 16434 га; эксплуатационный запас насаждений - 229,8 тыс. куб.м; ежегодный размер пользования - ликвид -9,6 тыс. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству ликвид - 5,4 тыс. куб.м.
В соответствии с п. 2.1 договора аренды договор заключен сроком на 10 лет и вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Общество "Таненлес" 29.12.2006 обратилось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации спорного договора аренды.
Чусовской отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю 26.01.2007 уведомил заявителя о приостановлении государственной регистрации договора аренды, сославшись на вступление с 01.01.2007 в законную силу Лесного кодекса Российской Федерации, внесение Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" ряда изменений в действующее законодательство (а именно в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), в соответствии с которыми леса и многолетние насаждения исключены из понятия объектов недвижимого имущества, права на которое подлежит регистрации (л.д. 25-26).
Позднее, 26.02.2007 регистрационная служба отказала обществу "Таненлес" в государственной регистрации договора аренды по причине того, что право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просил заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом о государственной регистрации, а документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д. 27-28).
Судами установлено, что в течение 2007-2008 годов заявитель вел переписку с компетентными органами с целью определения необходимых условий и действий для начала использования арендуемого участка по назначению.
Общество "Таненлес" 16.11.2008 обратилось в агентство с заявлением о переоформлении договора аренды от 25.12.2006.
Агентством 29.12.2008 принято решение об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 25.12.2006 N 47 в связи с отсутствием его государственной регистрации и наличием задолженности по арендной плате (л.д. 11).
Полагая, что данный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество "Таненлес" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Заключение договоров аренды участков лесного фонда по результатам лесных конкурсов было предусмотрено ст. 31, 34, 35 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года.
Согласно ст. 31 названного Кодекса аренда участков лесного фонда регулировалась данным Кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде.
Статьей 32 Лесного кодекса Российской Федерации установлено требование о государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 2 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране лесов применяются лесное законодательство, специальные федеральные законы.
Из совокупности указанных правовых норм следует, что к отношениям по аренде участков лесного фонда нормы земельного законодательства не применяются, договор аренды участка лесного фонда подлежал государственной регистрации в силу непосредственного указания на это в Лесном кодексе Российской Федерации 1997 года и в соответствии с гражданским законодательством, а не на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации о регистрации аренды земельных участков.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", вступившим в силу 08.12.2006, признаны утратившими силу с указанной даты положения Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, в частности об аренде участка лесного фонда.
Названным Федеральным законом Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года введен в действие с 01.01.2007.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесены изменения в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Закона о государственной регистрации, из названных статей исключены слова "леса, многолетние насаждения".
Таким образом, на момент подписания протокола по результатам проведения лесного конкурса (21.12.2006), договора аренды участка лесного фонда от 25.12.2006 N 47, а также на момент обращения общества "Таненлес" к регистрирующему органу положения Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года об аренде участков лесного фонда уже не действовали, а леса и многолетние насаждения исключены из перечня объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
При таких обстоятельствах судами правильно отмечено, что отсутствие государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда в рассматриваемой ситуации не влияет на решение вопроса о его заключенности.
Кроме того, суды, руководствуясь ст. 4, 6, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, а также п. 2, 3, 7 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 N 258, пришли к обоснованному выводу о том, что приведение договоров аренды или договоров безвозмездного срочного пользования участками лесного фонда, заключенных до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года в соответствие с данным Кодексом невозможно без заключения новых договоров.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований у агентства для отказа обществу "Тененлес" в переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка в связи с отсутствием государственной регистрации такого договора.
Довод агентства о необходимости государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, был предметом исследования суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебные акты являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2009 N А50-5635/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства по природопользованию Пермского края - без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесены изменения в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Закона о государственной регистрации, из названных статей исключены слова "леса, многолетние насаждения".
Таким образом, на момент подписания протокола по результатам проведения лесного конкурса (21.12.2006), договора аренды участка лесного фонда от 25.12.2006 N 47, а также на момент обращения общества "Таненлес" к регистрирующему органу положения Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года об аренде участков лесного фонда уже не действовали, а леса и многолетние насаждения исключены из перечня объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
При таких обстоятельствах судами правильно отмечено, что отсутствие государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда в рассматриваемой ситуации не влияет на решение вопроса о его заключенности.
Кроме того, суды, руководствуясь ст. 4, 6, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, а также п. 2, 3, 7 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 N 258, пришли к обоснованному выводу о том, что приведение договоров аренды или договоров безвозмездного срочного пользования участками лесного фонда, заключенных до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года в соответствие с данным Кодексом невозможно без заключения новых договоров.
...
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2009 N А50-5635/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства по природопользованию Пермского края - без изменения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2009 г. N Ф09-8722/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника