Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 декабря 2009 г. N Ф09-10018/09-С1
Дело N А07-15705/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Лимонова И.В., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Башкирского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Башкирэнерго" (далее - общество, ОАО "Башкирэнерго", заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.09.2009 по делу N А07-15705/2009.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Ялчигулова З.Ф. (доверенность от 01.01.2009 N 119/11-02).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.07.2009 N 09-121/пн (далее - служба, административный орган) о назначении административного наказания, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде наложения штрафа в размере 500000 руб. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Faendo Limited (Фаендо Лимитед); Lancrenan Investments Limited (Ланкренан Инвестментс Лимитед); Medvezhonok Holdings Limited (Медвежонок Холдингз Лимитед); Prosperity Rassvet Limited (Просперити Рассвет Лимитед); Protsvetaniye Holdings Limited (Процветание Холдингз Лимитед); Roselia Limited (Розелия Лимитед).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.09.2009 (судья Валеев К.В.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление службы отменено. Общество освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением ему устного замечания.
В кассационной жалобе общество просит изменить мотивировочную часть решения, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 15.19 Кодекса. Как отмечает общество, действующим законодательством не установлен такой способ предоставления запрашиваемых акционером документов, как отправка документов посредством почтовой связи. По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права, в частности ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), п. 3.8, 3.9 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31.05.2002 N 17/пс (далее - Положение N 17/пс). Кроме того, в своей жалобе общество, ссылаясь на ч. 1, 2 ст. 29.5 Кодекса, указывает на нарушение службой правил территориальной подведомственности.
Как следует из материалов дела, 13.05.2009 в ОАО "Башкирэнерго" поступило заявление "ИНГ БАНК (Евразия) ЗАО", действовавшего по поручению компаний Faendo Limited (Фаендо Лимитед), Lancrenan Investments Limited (Ланкренан Инвестментс Лимитед), Medvezhonok Holdings Limited (Медвженок Холдингз Лимитед, Prosperity Rassvet Limited (Просперити Рассвет Лимитед), Protsvetaniye Holdings Limited (Процветание Холдингз Лимитед), Roselia Limited (Розелия Лимитед) - акционеров, обладающих в совокупности более 1% голосов, о предоставлении путем направления экспресс-почтой копии списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров ОАО "Башкирэнерго" 29.05.2009, составленного по состоянию на 20.04.2009.
Общество письмом от 18.05.2009 N 105/073-2117 сообщило "ИНГ БАНК (Евразия) ЗАО" о том, что копии запрашиваемых документов подготовлены, они будут предоставлены уполномоченному лицу в помещении исполнительного органа общества по адресу: г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 30.
Копии запрашиваемых документов получены представителем акционеров по акту приема-передачи 29.05.2009.
По факту нарушения обществом требования законодательства Российской Федерации, касающегося предоставления информации на рынке ценных бумаг, в отношении общества службой составлен протокол об административном правонарушении от 03.07.2009 N 09-197/пр-ап, на основании которого 13.07.2009 административным органом вынесено постановление N 09-121/пн о назначении ОАО "Башкирэнерго" административного наказания по ч. 1 ст. 15.19 Кодекса в виде наложения административного штрафа в размере 500000 руб.
Полагая, что указанное постановление службы незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции установил наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Однако, применив положения ст. 2.9 Кодекса, признал указанное правонарушение малозначительным и, в связи с этим заявленное требование удовлетворил.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Частью 1 ст. 15.19 Кодекса (в редакции Федерального закона от 09.02.2009 N 9-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 90 Закона N 208-ФЗ информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Закона и иных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
На основании п. 2 ст. 91 Закона N 208-ФЗ документы, предусмотренные п. 1 данной статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предоставить им копии документов.
Срок предоставления акционерам информации (материалов) при подготовке к проведению общего собрания, в частности, копии списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, предусмотрен также п. 3.8 и 3.9 Положения N 17/пс.
Пунктом 3.8 Положения N 17/пс установлено, что общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии указанных документов в течение 5 дней с даты поступления в общество соответствующего требования, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания.
Согласно п. 3.9 Положения N 17/пс предоставление для ознакомления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, и его копии осуществляется по требованию лица (лиц), включенного в указанный список и обладающего (обладающих) не менее чем 1 процентом голосов по любому вопросу повестки дня общего собрания, в порядке, установленном настоящим Положением для предоставления информации (материалов) при подготовке к проведению общего собрания.
Из содержания вышеназванных норм следует, что на удовлетворение требования о предоставлении дополнительных материалов, в том числе списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, обществу дается определенный срок. При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, общество в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации, касающихся предоставления информации на рынке ценных бумаг, обязано предпринять все зависящие от него меры по своевременному предоставлению запрашиваемых документов, в том числе возможно направление копий документов посредством почтовой связи, что не запрещено законодательством.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в определенный действующим законодательством срок запрашиваемые по требованию акционеров от 06.05.2009 N 1666 документы обществом не предоставлены.
При названных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.19 Кодекса, является обоснованным.
Вместе с тем в соответствии со ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд первой инстанции, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер совершенного обществом правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия вредных последствий и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса).
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о нарушении службой правил территориальной подведомственности.
В соответствии со ст. 23.47 Кодекса ФСФР России является уполномоченным органом рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 15.19 Кодекса.
При этом ФСФР России рассматривает дела о правонарушениях в отношении эмитентов, документы для регистрации выпусков ценных бумаг которых представляются в ФСФР России (эмитенты федеральной группы), профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Список эмитентов, регистрирующим органом для которых является ФСФР России, утвержден приказом ФСФР России от 28.10.2008 N 08-42/пз-н.
Согласно названному приказу ОАО "Башкирэнерго" внесено в список таких эмитентов, следовательно, осуществление контрольных функций в отношении данного общества подведомственно ФСФР России.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.09.2009 по делу N А07-15705/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Башкирского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Башкирэнерго" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2009 г. N Ф09-10018/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника