Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 1 декабря 2009 г. N А60-46990/2009-С6
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2009 года
Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел дело N А60-46990/2009-С6 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Первоуральская жилищная компания" (далее - ООО "ПЖК")
к Прокуратуре города Первоуральска Свердловской области (далее - Прокуратура)
и Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральске, Шалинском районе и поселке Староуткинск (далее - Роспотребнадзор)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Макарова Н.В., представитель по доверенности б/н от 11.01.2009;
от заинтересованного лица: Антропов И.В., представитель по доверенности N 05-28/14 от 24.12.2008.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Согласно принятому в судебном заседании 06.11.2009 уточнению ООО "ПЖК" просит признать незаконными постановление Роспотребнадзора N 850 от 17.09.2009 о назначении административного наказания и постановление Роспотребнадзора N 920 от 06.10.2009 о назначении административного наказания.
Заинтересованное лицо в обоснование возражений представило отзыв и материалы проверки. Просит в удовлетворении требований отказать, ссылается на то, что оспариваемые постановления приняты в соответствии с нормами действующего законодательства.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
На основании требования прокуратуры от 13.08.2009 N 02-11 должностные лица Роспотребнадзора были привлечены в качестве специалистов к проведению проверки органом прокуратуры ООО "ПЖК" на объектах - помещение исполнителя ООО "ПЖК" (г. Первоуральск, ул. Чкалова, 34) и жилой фонд по адресу: г. Первоуральск, ул. Вайнера, 5 "А", г. Первоуральск, ул. Вайнера, 13 "А", г. Первоуральск, пр. Космонавтов, 16, г. Первоуральск, пр. Космонавтов, 18, на предмет соблюдения требований законодательства по предоставлению услуг по холодному и горячему водоснабжению жилого фонда, выполнение требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
При обследовании помещения, жилого фонда ООО "ПЖК" 20.08.2009 Роспотребнадзором выявлено нарушение законодательства в области защиты прав потребителей: п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", подп. "п" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006.
Заинтересованным лицом в адрес Прокуратуры было направлено письмо от 21.08.2009 N 01-22-02-10/4027, в котором зафиксированы обстоятельства, установленные должностными лицами Роспотребнадзора в ходе проведенной проверки, а также содержащее сделанные на основании анализа этих обстоятельств выводы специалистов.
Прокуратурой 26.08.2009 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "ПЖК", ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы административного производства направлены Прокуратурой в уполномоченный орган по подведомственности для рассмотрения вопроса о привлечении юридического лица ООО "ПЖК" к административной ответственности.
Определением от 31.08.2009 N 03-567 заявитель был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
17 сентября 2009 года главным государственным санитарным врачом по городу Первоуральску, Шалинскому району и поселку Староуткинску вынесено постановление N 850 о привлечении ООО "ПЖК" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Кроме того, на основании информации, поступившей из средств массовой информации (телеканалы, печатные издания) и по "горячей" телефонной линии о некачественном оказании населению жилищно-коммунальных услуг и распоряжения Роспотребнадзора о проведении проверки юридического лица от 17.08.2009 N 01-22-01-03/3908 проведена внеплановая проверка ООО "ПЖК" на объекте - жилой фонд по адресу: г. Первоуральск, ул. Чкалова, 34, на предмет соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Заинтересованным лицом выявлено нарушение п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", подп. "п" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006
Результаты проверки оформлены актом проверки от 10.09.2009, протоколом об административном правонарушении от 26.08.2009.
06 октября 2009 главным государственным санитарным врачом по городу Первоуральску, Шалинскому району и поселку Староуткинску вынесено постановление N 920 о привлечении ООО "ПЖК" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Считая указанные постановления Роспотребнадзора о назначении административного наказания N 850 от 17.09.2009 и N 920 от 06.10.2009 незаконными, ООО "ПЖК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В силу п. 1 ст. 10 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" регламентирует обязанности исполнителя по предоставлению потребителю коммунальных услуг.
В том числе подп. "п" п. 49 указанного Порядка обязывает исполнителя предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе:
наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);
порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей);
параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей).
Согласно ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В отношении вынесения постановления N 850 от 17.09.2009 судом установлено следующее.
Жилой фонд, расположенный по адресам: г. Первоуральск, ул. Вайнера, 5 "А", ул. Вайнера, 13 "А", пр. Космонавтов, 16, пр. Космонавтов, 18, находится в управлении ООО "ПЖК". Данный факт заявителем не оспаривается. Таким образом, именно ООО "ПЖК" является исполнителем услуг и обязано исполнять положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
На основании ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что ООО "ПЖК" при возможности исполнения требований по соблюдению положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства в сфере защиты прав потребителей, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что свидетельствует о вине общества. Кроме того, отсутствующая информация для потребителя является значимой.
В данном случае совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в сфере защиты прав потребителей и носит существенный характер, поскольку в конечном итоге влияет на обеспечение прав потребителей на получение услуг надлежащего качества, информации об услугах и исполнителях услуг.
Судом установлено, что заявитель извещен надлежащим образом о времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении определением N 03-567 от 31.08.2009, о чем свидетельствует подпись представителя заявителя о получении указанного определения 02.09.2009.
При этом при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовала Макарова Наталья Викторовна - представитель ООО "ПЖК" на основании доверенности от 11.01.2009. Заявителем представлены письменные возражения.
Указанное постановление получено заинтересованным лицом 29.09.2009, о чем свидетельствует отметка на постановлении N 850 от 17.09.2009.
Факт совершения правонарушения и вина Общества подтверждается материалами дела, постановление принято в установленный срок. Наказание применено Роспотребнадзором в пределах санкции ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств, а именно: в течение года ООО "ПЖК" привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей, в том числе 22.01.2009 и 24.02.2009 по ч. 2 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за совершение однородных правонарушений.
Таким образом, суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 850 от 17.09.2009.
В отношении постановления N 920 от 06.10.2009 судом установлено следующее.
В договорах управления многоквартирным домом, заключенных между ООО "ПЖК" и потребителями Малиной Н.В. (N б/н от 21.01.2004), Осинцевой М.Р. (N б/н от 15.01.2008), Бубновой О.И. (N б/н от 03.10.2008) отсутствует следующая информация: о режиме работы управляющей компании, о форме оплаты коммунальных услуг, о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, а также о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд.
Материалами дела (актом проверки от 26.08.2009, договорами управления многоквартирным домом N б/н от 21.01.2004, N б/н от 15.01.2008, N б/н от 03.10.2008, протоколом об административном правонарушении от 21.09.2009) подтверждается факт нарушения права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуги), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, что является нарушением ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, подп. "п" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Поскольку жилой фонд, расположенный по адресу: г. Первоуральск, ул. Береговая, д. 28, ул. Советская, д. 1, ул. ул. Емлина, д. 1 "А", находится в управлении ООО "ПЖК" на основании договоров управления многоквартирным домом N б/н от 21.01.2004, N б/н от 15.01.2008, N б/н от 03.10.2008, то именно ООО "ПЖК" является исполнителем услуг и обязано исполнять положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
На основании ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что ООО "ПЖК" при возможности исполнения требований по соблюдению положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства в сфере защиты прав потребителей, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что свидетельствует о вине общества. Кроме того, отсутствующая информация в проанализированном договоре является достаточно значимой.
Вина ООО "ПЖК" в совершенном административном правонарушении доказана административным органом, что нашло отражение в постановлении N 920 от 06.10.2009.
В данном случае совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в сфере защиты прав потребителей и носит существенный характер, поскольку в конечном итоге влияет на обеспечение прав потребителей на получение услуг надлежащего качества, информации об услугах и исполнителях услуг.
Довод заявителя о том, что информация для сведений потребителей, подлежащая включению в текст договора, является условием договора и поэтому не может быть включена в него по замечанию Роспотребнадзора судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства. Иные доводы рассмотрены судом и отклонены в связи со следующим. При решении вопроса о наличии процессуальных нарушений, допущенных административным органом при производстве по делу, судом учитывается то обстоятельство, что только существенные нарушения влекут отмену постановления. Те обстоятельства, которые описывает в заявлении ООО "ПЖК" (неправильное заполнение сотрудниками Роспотребнадзора журнала учета проверок, вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении заместителем прокурора, не принимавшим участия в проверке) не относятся к числу таковых.
Ссылка ООО "ПЖК" о проведении проверки в отсутствии представителей проверяемого лица судом отклоняется, поскольку из материалов дела следует иное. С распоряжением о проведении проверки была ознакомлена директор ООО "ПЖК" Делидова Ю.А. 20.08.2009 (при проведении выездной проверки), что подтверждается ее подписью в распоряжении. Кроме того, в акте проверки от 10.09.2009 имеется запись о том, что проверка проводилась в присутствии директора ООО "ПЖК" Делидовой Ю.А. Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным органом положений п. 4 ст. 12, п. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.
Заявитель надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещением от 10.09.2009, полученным ООО "ПЖК" 11.09.2009.
Определением от 21.09.2009 N 625, полученном ООО "ПЖК" 23.09.2009, заявитель уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении от 21.09.2009 присутствовала представить ООО "ПЖК" Макарова Наталья Викторовна на основании доверенности от 11.01.2009.
Также следует отметить, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Материалами дела подтверждается, что постановление по делу об административном правонарушении от 06.10.2009 N 920 было получено ООО "ПЖК" 22.10.2009, что подтверждается соответствующей записью в постановлении.
Ходатайство об уточнении заявленных требований в части оспаривания постановления по делу об административном правонарушении от 06.10.2009 N 920, датированное 02 октября 2009 года N 02/10, заявлено в судебном заседании Арбитражного суда Свердловской области по данному делу 06.11.2009 с пропуском установленного ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока.
Между тем заявителем ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования не заявлено, так как ООО "ПЖК" считает, что срок обжалования им не пропущен.
Однако на основании изложенного судом установлено, что заявителем пропущен установленный срок обжалования постановления о привлечении к административной ответственности, что является самостоятельным основанием для отказа в признании незаконным постановления N 920 от 06.10.2009 о назначении административного наказания.
Таким образом в удовлетворении требований ООО "ПЖК" о признании незаконными постановлений о назначении административного наказания N 850 от 17.09.2009 и N 920 от 06.10.2009 следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Первоуральская жилищная компания" о признании незаконными и отмене постановлений Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральске, Шалинском районе и поселке Староуткинск N 850 от 17 сентября 2009 года и N 920 от 06 октября 2009 года отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 1 декабря 2009 г. N А60-46990/2009-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника