Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Свердловской области от 24 ноября 2000 г. N 959-ПП "О развитии социального партнерства в сфере начального профессионального образования Свердловской области"

2. Утвердить План мероприятий по развитию социального партнерства в сфере начального профессионального образования Свердловской области (прилагается).

3. Предложить предприятиям различных форм собственности Свердловской области взаимодействовать с учреждениями начального профессионального образования Свердловской области на основе рекомендаций Министерства общего и профессионального образования Свердловской области по развитию социального партнерства между учреждениями начального профессионального образования Свердловской области и предприятиями-работодателями всех форм собственности Свердловской области.

4. Предусмотреть в Соглашении между Правительством Свердловской области. Федерацией профсоюзов Свердловской области и Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей на 2001 год заключение договоров между предприятиями различных форм собственности и учреждениями начального профессионального образования на основе рекомендаций Министерства общего и профессионального образования Свердловской области по развитию социального партнерства в целях участия предприятий-работодателей в качественной подготовке специалистов, а также вопросы трудоустройства и адаптации на производстве выпускников учреждений начального профессионального образования в коллективных договорах предприятий и организаций.

5. Рекомендовать главам муниципальных образований Свердловской области содействовать деятельности предприятий различных форм собственности, общественных организаций и учреждений начального профессионального образования по развитию социального партнерства в целях разрешения социально-экономических проблем территории.

6. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) совместно с Министерством экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.) подготовить информацию о ходе выполнения данного постановления для рассмотрения на заседании президиума Правительства Свердловской области.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правительства Свердловской области, министра общего и профессионального образования Свердловской области Нестерова В.В.

 

Председатель Правительства

Свердловской области

А.П. Воробьев

 

К постановлению

Правительства Свердловской области

от 24 ноября 2000 г. N 959-ПП

 

Рекомендации
Министерства общего и профессионального образования Свердловской области по развитию социального партнерства между учреждениями начального профессионального образования Свердловской области и предприятиями-работодателями всех форм собственности Свердловской области

 

Введение

 

Программа действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области на 2000-2003 годы предполагает расширение участия хозяйствующих субъектов в решении социальных проблем граждан и активизации социального партнерства (постановление Правительства Свердловской области от 21.12.99 г. N 1443-ПП, раздел 3 "Обеспечение социальных гарантий и социальное партнерство"), формирование структуры и качества подготовки в учреждениях профессионального образования в соответствии с потребностями социального и экономического развития области (постановление Правительства Свердловской области от 21.12.99 г. N 1443-ПП, п. 2.7.5.).

Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы (постановление Правительства Свердловской области от 18.05.2000 г. N 393-ПП) определяют в качестве одного из ожидаемых социальных эффектов развитие адаптивных возможностей системы образования в соответствии с приоритетами социально-экономической политики и своеобразия региона через развитие форм гражданского участия и социальное партнерство.

Повышение степени открытости системы начального профессионального образования, способной решать социальные проблемы и задачи собственного развития, востребует наличие новой системы отношений с субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг, органами власти и управления различных уровней, общественными организациями, т.е. выстраивание социального диалога с внешней средой. На этой основе потребители образовательных услуг (граждане, организации, предприятия) и их производители (образовательные учреждения) выступают партнерами по созданию (развитию) необходимого комплекса условий для качественного начального профессионального образования. Инвестиции в систему начального профессионального образования могут реально повлиять на изменение системы отношений учреждений начального профессионального образования как с внешней средой, так и между участниками (субъектами) образовательного процесса.

Социальное партнерство и межведомственное взаимодействие на данном этапе являются эффективным механизмом развития содержания образования, профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования в соответствии с потребностями граждан и приоритетами развития социально-экономической сферы Свердловской области.

В настоящее время образовательные учреждения и предприятия не являются в полной мере партнерами по обеспечению качественной подготовки специалистов, соответствующих потребностям социально-экономического развития региона.

Экономическая сфера претерпевает в последние годы существенные изменения в части технологий производства, оборудования, инструмента, значительно расширился перечень стран и фирм-производителей продукции и оборудования. Это является объективной предпосылкой для обновления содержания образовательных программ и условий их реализации. Однако в учреждениях начального профессионального образования отсутствуют в достаточной мере учебно-технологические средства, обеспечивающие подготовку квалифицированных специалистов, способных производить конкурентоспособные товары и услуги. Финансовое положение системы начального профессионального образования таково, что перспективы обновления материальной базы за счет бюджета ограничены. В этой связи также необходим поиск эффективных механизмов взаимодействия учреждений начального профессионального образования и предприятий различных форм собственности.

В течение 1999-2000 годов Министерством общего и профессионального образования Свердловской области осуществлялась деятельность по созданию необходимых предпосылок для развития социального партнерства в сфере образования. Так, например, в апреле и июне 2000 года Министерство общего и профессионального образования Свердловской области организовало проведение областных конференций "Социальное партнерство в сфере профессионального образования: условия и механизмы (подготовка специалистов для различных отраслей экономики)" с участием заинтересованных сторон.

В работе конференций принимали участие представители:

государственных органов управления (Министерство экономики и труда Свердловской области; Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области; Министерство металлургии Свердловской области; Министерство промышленности Свердловской области; Министерство строительства и архитектуры Свердловской области; Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области);

объединений работодателей и профессиональных союзов соответствующих отраслей (Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Союз машиностроителей. Союз предпринимателей (работодателей) торговли и услуг "Бизнес-лига", обком профсоюзов работников строительства, обком металлургов и др.);

учреждений профессионального образования;

предприятий и организаций (акционерное общество открытого типа "Нижнетагильский металлургический комбинат", акционерное общество открытого типа "Верх-Исетский металлургический завод", акционерное общество открытого типа "Уралэлектротяжмаш", акционерное общество открытого типа "Уралмаш", акционерное общество открытого типа "Завод керамических изделий", Уральский домостроительный комбинат, акционерное общество открытого типа "Бетафор", акционерное общество открытого типа "Пневмостроймашина", акционерное общество открытого типа "Уралэлектромедь", акционерное общество открытого типа "Турбомоторный завод", государственное предприятие "Вектор", Металлургический холдинг, Гастроном "Центральный", Универмаг "Пассаж" и др.).

На конференции были обсуждены указанные выше вопросы и правовые основания их регулирования. По результатам конференции Министерством общего и профессионального образования Свердловской области были разработаны рекомендации по созданию попечительских советов в учреждениях начального профессионального образования, по организации целевой контрактной подготовки, производственной практики, взаимодействия между учреждением начального профессионального образования и предприятием.

В данных рекомендациях представлено примерное содержание документов по правовому регулированию социального партнерства между учреждениями начального профессионального образования Свердловской области и предприятиями всех форм собственности. Рекомендуемые материалы позволят субъектам социального партнерства разработать собственные правовые документы по выстраиванию системы взаимодействия на основе идеологии социального партнерства с учетом конкретных условий территории.

Результатом такого взаимодействия должно стать:

1. Развитие попечительства в системе начального профессионального образования как фактора реального влияния на функционирование н развитие образовательных учреждений в направлении, соответствующем общественным и экономическим запросам, создание попечительских советов как организационной формы самоуправления образовательных учреждений.

2. Развитие договорных отношений между учащимися, образовательными учреждениями и предприятиями-работодателями, способствующее удовлетворению потребностей предприятий различных форм собственности в востребуемых ими специалистах.

3. Повышение качества производственного обучения и производственной практики учащихся учреждений начального профессионального образования на предприятиях различных форм собственности.

4. Привлечение инвестиций в начальное профессиональное образование, позволяющих развивать материально-техническую базу образовательных учреждений.

 

Часть 1. О разработке примерного положения о попечительском совете учреждения начального профессионального образования

 

В первом разделе положения о попечительском совете учреждения начального профессионального образования указываются нормативные правовые документы, на основании которых разрабатывается настоящее положение и определяются цели и задачи его деятельности.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании" и пунктом 8 статьи 9 Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" попечительский совет учреждения начального профессионального образования (далее - попечительский совет) является формой самоуправления учреждения начального профессионального образования (далее - образовательное учреждение).

2. В соответствии с Областным законом от 8 апреля 1997 года N 16-ОЗ "О попечительских советах в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 4, ст. 858) главной целью деятельности попечительского совета является содействие образовательному учреждению в осуществлении задач, предусмотренных его уставом, укрепление материальной базы и повышение качества оказываемых им образовательных услуг.

ГАРАНТ:

Законом Свердловской области от 8 декабря 2004 г. N 197-ОЗ Закон от 8 апреля 1997 г. N 16-ОЗ "О попечительских советах в Свердловской области" признан утратившим силу

 

3. Основными задачами деятельности попечительского совета могут быть:

1) интеллектуальная, информационная, организационная, финансовая и материальная поддержка образовательного учреждения;

2) разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности образовательного учреждения.

4. Попечительский совет является постоянно действующим на общественных началах коллегиальным органом при образовательном учреждении.

5. Попечительский совет не является юридическим лицом, действует на основании вышеуказанных законов и положения о попечительском совете учреждения начального профессионального образования.

6. Положение о попечительском совете образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с Областным законом от 8 апреля 1997 года N 16-ОЗ "О попечительских советах в Свердловской области", данными рекомендациями и в предусмотренном уставом данного учреждения порядке.

Второй раздел положения определяет процедуру создания попечительского совета и прекращения его деятельности.

1. Попечительский совет создается образовательным учреждением в соответствии с уставом образовательного учреждения и по согласованию с учредителем (учредителями) и закрепляется приказом директора образовательного учреждения.

2. Порядок создания и прекращения деятельности попечительского совета образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения и положением о попечительском совете образовательного учреждения.

Третий раздел положения регламентирует порядок формирования и изменения состава попечительского совета.

1. Попечительский совет образовательного учреждения состоит из председателя и членов попечительского совета.

2. Количественный состав и срок полномочий попечительского совета определяются уставом образовательного учреждения и положением о попечительском совете данного образовательного учреждения.

3. Кандидатуры в состав попечительского совета вправе выдвигать:

1) учредитель (учредители) образовательного учреждения;

2) общее собрание трудового коллектива;

3) органы ученического самоуправления;

4) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере образования;

5) органы местного самоуправления, на территории которых расположено образовательное учреждение;

6) предприятия различных форм собственности;

7) общественные и иные организации.

4. В состав попечительского совета могут входить:

1) представители учредителя (учредителей);

2) руководитель (представитель администрации) образовательного учреждения;

3) представители трудового коллектива образовательного учреждения;

4) представители предприятий различных форм собственности, общественных и иных организаций;

5) в состав попечительского совета на основании решения учредителя (учредителей) могут включаться деятели науки, культуры, искусства, граждане по ходатайству общественности.

5. Изменение состава попечительского совета предусматривается уставом образовательного учреждения.

6. Сотрудники образовательного учреждения и представители учредителя (учредителей) не могут составлять более одной трети от общего числа членов попечительского совета.

Четвертый раздел определяет порядок организации работы попечительского совета.

1. Работа попечительского совета осуществляется по плану, утверждаемому решением попечительского совета.

2. Заседания попечительского совета могут созываться председателем согласно утвержденному плану или по требованию любого члена совета.

3. Заседания попечительского совета обычно проводятся не реже одного раза в квартал.

4. Заседания попечительского совета ведет председатель или по его поручению один из членов попечительского совета.

5. Решения попечительского совета принимаются большинством голосов от числа членов попечительского совета и оформляются протоколом.

6. В заседаниях попечительского совета по согласованию с его председателем имеют право принимать участие отдельные граждане и представители организаций.

Пятый раздел предусматривает определение компетенции попечительского совета, права и обязанности его членов.

1. Попечительский совет может осуществлять следующие функции:

1) согласование и координация действий образовательного учреждения, работодателей, общественных организаций, органов управления в планировании и организации подготовки кадров с учетом требований рынка труда;

2) оценка перспектив изменения профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов в соответствии с отраслевыми прогнозами и перспективами социально-экономического развития территории;

3) рассмотрение проектов программ развития образовательного учреждения;

4) выработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности образовательного учреждения;

5) выработка предложений по развитию содержания начального профессионального образования, корректировке учебных планов и программ;

6) выработка предложений по внесению изменений и дополнений в региональный перечень профессий;

7) выработка предложений по привлечению дополнительных материальных средств и интеллектуальных ресурсов;

8) развитие системы поощрительных фондов и грантов;

9) организация спонсорской помощи образовательному учреждению;

10) содействие укреплению и развитию учебно-материальной базы образовательного учреждения;

11) содействие в организации производственной практики учащихся;

12) содействие в организации отдыха учащихся и преподавателей;

13) содействие в организации конкурсов, турниров, олимпиад;

14) содействие трудоустройству выпускников образовательного учреждения;

15) содействие повышению квалификации педагогических и руководящих кадров, организация их стажировки на предприятиях;

16) содействие социальной защите учащихся и работников образовательного учреждения.

2. Попечительский совет для решения стоящих перед ним задач в соответствии с законодательством, уставом образовательного учреждения и положением о попечительском совете может наделяться следующими полномочиями:

1) получать от образовательного учреждения необходимые документы и информацию в рамках своей компетенции;

2) вносить на рассмотрение учредителя (учредителей) предложения об изменении и дополнении устава образовательного учреждения;

3) давать рекомендации по формированию структуры подготовки и плана приема в образовательное учреждение с учетом состояния и перспектив развития предприятий и организаций, представленных в попечительском совете;

4) давать рекомендации по улучшению деятельности образовательного учреждения в части организации образовательного процесса, развития содержания образования, итоговой аттестации и иной деятельности;

5) принимать участие в комплектовании аттестационных комиссий;

6) принимать участие в обеспечении деятельности учебно-производственных структур образовательного учреждения;

7) вносить предложения по содержанию и условиям коллективного договора;

8) вносить предложения по оказанию платных услуг образовательным учреждением;

9) осуществлять контроль за целевым использованием средств, дополнительно привлеченных в образовательное учреждение попечительским советом;

10) вносить предложения учредителю (учредителям) по повышению эффективности деятельности учреждения;

11) вносить предложения учредителю (учредителям) о назначении на должность и освобождении от должности руководителя образовательного учреждения;

12) рассматривать поступающие в попечительский совет заявления и обращения граждан по вопросам деятельности образовательного учреждения;

Попечительский совет может наделяться иными полномочиями в соответствии с законодательством, уставом образовательного учреждения и положением о попечительском совете образовательного учреждения.

3. Попечительский совет ежегодно отчитывается перед учредителем (учредителями) о результатах своей работы в установленном порядке.

4. Председатель попечительского совета должен:

1) руководить деятельностью попечительского совета и планировать его работу;

2) формировать повестку дня заседания попечительского совета;

3) обеспечивать выполнение решений попечительского совета;

4) решать иные вопросы в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными положением о попечительском совете образовательного учреждения.

5. Председатель попечительского совета избирается из числа членов попечительского совета на заседании попечительского совета на срок и в порядке, предусмотренных положением о попечительском совете образовательного учреждения. Председатель попечительского совета избирается с учетом значимости соответствующего попечителя для деятельности образовательного учреждения и степени его участия в поддержке образовательного учреждения.

6. Председателем попечительского совета не может быть избрано лицо, работающее в данном образовательном учреждении или являющееся представителем органов управления образованием.

7. Из числа членов попечительского совета могут быть выбраны заместитель председателя попечительского совета и секретарь попечительского совета в соответствии с положением о попечительском совете образовательного учреждения.

8. Члены попечительского совета имеют право:

1) вносить предложения по повестке дня заседаний попечительского совета;

2) участвовать в обсуждении вопросов, предусмотренных повесткой, и подготовке решений попечительского совета;

3) информировать попечительский совет о направлениях своей деятельности;

4) осуществлять финансовую, материальную и иную поддержку деятельности образовательного учреждения;

5) решать иные вопросы в соответствии с законодательством и поручениями председателя попечительского совета.

9. Члены попечительских советов обязаны:

1) присутствовать на заседаниях попечительского совета;

2) выполнять решения попечительского совета;

3) содействовать достижению целей и задач попечительского совета.

Шестой раздел регламентирует порядок обеспечения деятельности попечительского совета.

1. Деятельность попечительского совета может обеспечиваться образовательным учреждением: администрация образовательного учреждения предоставляет попечительскому совету информацию и документацию о деятельности образовательного учреждения, необходимые для осуществления задач и функций попечительского совета, помещение на время проведения заседаний попечительского совета, обеспечивает безвозмездное пользование средствами связи и оргтехникой для решения вопросов, непосредственно связанных с работой попечительского совета.

2. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

Седьмой раздел определяет порядок внесения изменений и дополнений в положение о попечительском совете.

Изменения и дополнения в положение о попечительском совете образовательного учреждения вносятся образовательным учреждением по согласованию с учредителем (учредителями).

 

Часть 2. Об организации целевой контрактной подготовки специалистов в учреждении начального профессионального образования

 

1. Основной задачей целевой контрактной подготовки специалистов в учреждении начального профессионального образования (далее - целевая контрактная подготовка) является удовлетворение потребности предприятий, организаций в работниках необходимых профессий, специальностей, квалификаций.

2. Организация целевой контрактной подготовки в учреждении начального профессионального образования осуществляется на основе Закона Российской Федерации от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании", Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области". Типового положения об учреждении начального профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.94 года N 650), Основных положений государственного стандарта начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 01.01-93), Перечня профессий начального профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.99 г. N 1362), Перечня профессий и специальностей учреждений начального профессионального образования Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 06.10.99 г. N 1145-ПП).

3. Объемы и порядок организации целевой контрактной подготовки специалистов в учреждении начального профессионального образования (далее - образовательное учреждение) устанавливаются образовательным учреждением в пределах контрольных цифр приема учащихся.

4. Инициатором подготовки специалистов в рамках целевой контрактной подготовки может выступать предприятие-заказчик, которое направляет в образовательное учреждение письмо-заявку с указанием количества требуемых специалистов, наименования профессии и требований к квалификациям выпускников.

5. Контингент учащихся образовательного учреждения в рамках целевой контрактной подготовки формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств бюджета Свердловской области, путем заключения трехстороннего договора (далее - контракт) между учащимся (или родителем (законным представителем), если учащемуся не исполнилось 18 лет), образовательным учреждением и предприятием-заказчиком.

6. Контракт может заключаться с момента зачисления учащегося в образовательное учреждение, но не позднее чем за 3 месяца до окончания учащимся образовательного учреждения.

7. Получение образования в рамках целевой контрактной подготовки может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах.

8. Обязательства сторон, в том числе формы взаимной ответственности, определяются контрактом.

9. Успевающим учащимся, обучающимся по целевому контракту, устанавливается государственная стипендия, которая выплачивается из средств областного бюджета в размерах, определенных законодательством Российской Федерации.

Указанным учащимся могут устанавливаться доплата к стипендии, пособия, предоставляться льготы по оплате жилья, коммунальных и бытовых услуг, а также другие льготы и условия за счет средств предприятия-заказчика. Порядок их установления определяется контрактом.

10. Производственная практика учащихся, обучающихся по целевой контрактной подготовке, осуществляется, как правило, на предприятии-заказчике.

11. После окончания образовательного учреждения выпускник, обучавшийся по целевой контрактной подготовке, обязан прибыть для работы на предприятие в установленные контрактом сроки.

12. Предприятие-заказчик может предоставлять выпускнику образовательного учреждения, обучавшемуся по целевой контрактной подготовке, место работы в соответствии с квалификацией и профилем его профессионального образования.

13. Предприятие-заказчик может выплачивать выпускнику, выезжающему на работу за пределы постоянного места жительства, а также членам его семьи. компенсацию, предоставлять жилье в соответствии с условиями контракта.

14. Предприятие-заказчик возмещает образовательному учреждению частичные затраты на подготовку специалиста, в том числе за предоставление дополнительных образовательных услуг.

15. Учащиеся, заключившие контракт, освобождаются по их просьбе от его исполнения в следующих случаях, возникающих после заключения контракта:

1) при наличии медицинских противопоказаний к работе на конкретных предприятиях, рабочих местах или территориях;

2) при наличии одного из родителей или супруга (супруги) инвалида первой или второй группы, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);

3) жены (мужья) военнослужащих офицерского и начальствующего состава, прапорщиков, мичманов и других военнослужащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и других федеральных служб, если работа предоставляется не по месту службы их мужей (жен);

4) беременные или имеющие ребенка до 1,5 лет на момент окончания образовательного учреждения, если работа предоставляется вне места постоянного жительства семьи мужа (жены) или их родителей.

От исполнения контракта могут освобождаться учащиеся, если предлагаемая работа не соответствует уровню, профилю, квалификации профессионального образования.

16. Учащиеся, заключившие контракт с образовательным учреждением и предприятием и расторгнувшие его или не выполняющие условия контракта, возмещают образовательному учреждению и предприятию-заказчику до получения документа об образовании затраты, связанные с установлением доплаты к стипендии, льгот, с предоставлением дополнительных образовательных услуг на условиях и в порядке, определенных контрактом.

От исполнения условий контракта с согласия предприятия-заказчика могут быть освобождены следующие категории учащихся:

1) обучающиеся только на "отлично" с момента подписания контракта;

2) дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей;

3) пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;

4) ветераны боевых действий;

5) инвалиды первой и второй групп.

 

Часть 3. Об организации производственной практики учащихся учреждения начального профессионального образования

 

Правовым основанием для организации производственной практики учащихся учреждения начального профессионального образования является Положение о производственной практике.

1. Положение о производственной практике учащихся учреждений начального профессионального образования разрабатывается на основе Закона Российской Федерации от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании"; Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; Типового положения об учреждении начального профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 650); Основных положений государственного стандарта начального профессионального образования, ОСТ 9 ПО 01.01-93; Перечня профессий начального профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.99 N 1362); Перечня профессий и специальностей учреждений начального профессионального образования Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 06.10.99 N 1145-ПП).

2. Положение определяет механизм взаимодействия учреждения начального профессионального образования и предприятий, учреждений, организаций (далее - предприятий) любой формы собственности по организации производственной практики учащихся.

3. Производственная практика учащихся учреждения начального профессионального образования (далее - образовательное учреждение) является составной частью образовательного процесса и направлена на овладение учащимися профессиональной образованности в части профессиональных коммуникаций, умений и навыков самостоятельного выполнения технологических приемов, операций и основных видов профессиональной деятельности с применением современных технологий, оборудования, инструментов, приспособлений в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального профессионального образования.

В процессе предвыпускной производственной практики учащимся предоставляется возможность для самостоятельной профессиональной деятельности и для сбора материала к письменной выпускной работе с учетом технологических, организационных, экономических, экологических, правовых параметров профессиональной среды.

4. Производственная практика может осуществляться в учебно-производственных участках, в лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах, в совхозах, фермерских хозяйствах, на предприятиях промышленности, транспорта, сферы обслуживания и других объектах экономической и социальной сферы, как правило, на рабочих местах и штатных должностях.

5. Объем, содержание и сроки проведения производственной практики по каждой профессии определяются Государственным образовательным стандартом на профессию (федеральным и региональным компонентами), учебным планом, учебными программами, графиком образовательного процесса.

6. Производственная практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями при условии обеспечения связи между содержанием теоретической и практической составляющих образовательной программы.

7. Порядок организации производственной практики учащихся закрепляется двусторонним договором между образовательным учреждением и предприятием, который заключается не позднее чем за 15 дней до направления учащихся на практику. В договоре указывается численность учащихся (по профессиям), направляемых на практику, предмет договора, сроки, обязанности сторон в части условий проведения производственной практики, оплаты труда, обеспеченности рабочими местами, безопасными условиями труда и другие взаимные обязательства.

Договор заключается с каждым предприятием, на которое направляются учащиеся для прохождения производственной практики, вне зависимости от периода обучения н их численности.

8. Учащиеся, заключившие с предприятием контракт о целевой контрактной подготовке, практику проходят на этих предприятиях.

Учащиеся, обучающиеся по очно-заочной, заочной формам обучения и получающие образование в форме экстерната, при наличии стажа работы по реализуемой профессии, обеспечивающего выполнение государственного образовательного стандарта, могут быть освобождены от прохождения производственной практики. На предвыпускную производственную практику они направляются в установленном порядке.

9. Учащиеся, проходящие производственную практику на предприятии, в организации, учреждении, включаются в его списочный состав, но не учитываются в среднесписочной численности. На учащихся, зачисленных на рабочие должности, распространяется действие трудового законодательства, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками предприятия.

10. Прохождение производственной практики может быть организовано в следующих формах:

1) в составе ученических бригад;

2) в составе бригад квалифицированных штатных работников;

3) индивидуальным прикреплением учащихся к квалифицированным штатным работникам;;

4) на самостоятельных рабочих местах;

5) в других формах.

11. Продолжительность работы в период производственной практики для учащихся в условиях производства не должна превышать продолжительности рабочего времени, установленного трудовым законодательством для соответствующих категорий работников (ст. 42, 43 КЗоТ РФ).

12. В период прохождения производственной практики на предприятии при зачислении учащихся на рабочие места на них распространяются стандарты, инструкции, правила и нормы по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка и другие нормы и правила, действующие на предприятии.

13. Руководители образовательного учреждения и руководители предприятия несут ответственность за безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством.

14. Образовательное учреждение может, в том числе в кооперации с другими образовательными учреждениями и предприятиями, создавать учебнопроизводственные, учебно-торгово-производственные структуры, являющиеся их структурными подразделениями без права юридического лица, которые обеспечивают реализацию практической части профессиональной образовательной программы (производственное обучение, производственная практика).

15. Для успешного прохождения учащимися производственной практики на предприятиях образовательное учреждение обеспечивает предварительное освоение учащимися теоретических и практических основ профессиональной деятельности в соответствии с учебным планом и учебными программами для данного этапа обучения, изучение учащимися правил и требований техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и других правил охраны труда, предусмотренных для соответствующих профессий.

16. На период производственной практики образовательное учреждение разрабатывает, согласовывает с предприятиями задания на прохождение производственной практики, предусмотренные учебной программой и Государственным образовательным стандартом.

17. Образовательное учреждение совместно с предприятием определяют объекты производственной практики, согласовывают сроки ее проведения, составляют графики перемещения по рабочим местам с таким расчетом, чтобы каждый учащийся имел возможность научиться самостоятельно выполнять все виды работ в соответствии с заданием и учебной программой.

18. Образовательное учреждение обеспечивает соблюдение сроков направления учащихся на предприятие, установленных договором на прохождение производственной практики между образовательным учреждением и предприятием.

19. Допуск учащихся до выполнения практических работ осуществляется только при создании безопасных условий труда, в противном случае руководство образовательного учреждения и мастера производственного обучения не допускают учащихся к выполнению работ и ставят об этом в известность администрацию предприятия.

20. Образовательное учреждение обеспечивает соблюдение учащимися действующих на предприятии правил внутреннего трудового распорядка, бережного отношения учащихся к материалам, оборудованию, инструментам, экономного расходования материалов и электроэнергии.

21. Образовательное учреждение осуществляет учебно-методическое руководство производственной практикой учащихся, контролирует своевременное обеспечение учащихся оборудованными рабочими местами, материалами, инструментами, производственными заданиями в соответствии с содержанием учебной программы и договором, качество выполняемых работ, организует совместно с предприятием проведение вводного инструктажа учащихся.

Непосредственное руководство производственной практикой учащихся осуществляет мастер производственного обучения. Мастер производственного обучения координирует свою деятельность с работой штатных работников, которые отвечают за практику учащихся на предприятии.

22. Образовательное учреждение обеспечивает своевременное выполнение учащимися практической квалификационной работы. Перечень и содержание квалификационных работ разрабатывается мастером производственного обучения под руководством ответственного административного работника образовательного учреждения при согласовании с руководителями предприятия. Содержание этих работ должно соответствовать уровню квалификации, предусмотренному профессиональной характеристикой и профессиограммой, техническим требованиям, действующим на предприятиях.

По профессиям, связанным с обслуживанием оборудования, установок или производственных участков, с другими технологическими процессами, по которым не может быть представлена пробная квалификационная работа, квалификация учащихся определяется экзаменационной комиссией путем непосредственной проверки подготовленности учащихся к самостоятельной профессиональной деятельности на рабочем месте.

Учащиеся проходят производственную практику и выполняют квалификационную работу по каждой профессии или должности служащих согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), входящих в профессию начального профессионального образования в соответствии с приложением к лицензии образовательного учреждения.

23. Образовательное учреждение обеспечивает финансирование командировочных расходов и проезда руководителей практики от образовательного учреждения до места практики в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

24. Предприятие в соответствии с договором с образовательным учреждением о производственной практике учащихся издает приказ о приеме учащихся на производственную практику с указанием профессий, конкретных объектов или рабочих мест, видов выполняемых работ, системы оплаты труда и взаиморасчетов с образовательным учреждением, назначает инженернотехнических работников или квалифицированных рабочих для руководства производственной практикой.

25. Предприятие в период производственной практики в соответствии с договором:

1) предоставляет для учащихся рабочие места и работы, соответствующие содержанию учебной программы, обеспечивающие полное использование учебного времени, отводимого учебным планом на производственную практику;

2) создает и несет ответственность за безопасные условия производственной практики учащихся в соответствии с правилами и нормами по охране труда и требованиями, предъявляемыми к профессиональному образованию обучающихся;

3) выдает учащимся во временное пользование (на период производственной практики) за счет производства специальную одежду, специальную обувь, другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные для рабочих соответствующих профессий;

4) предоставляет учащимся и мастерам производственного обучения рабочие места, аттестованные по условиям труда.

26. Руководитель практики от предприятия организует деятельность учащихся в соответствии с программой, обеспечивает выполнение согласованных с образовательным учреждением графиков перемещения учащихся по рабочим местам, организует проведение вводного инструктажа по правилам внутреннего трудового распорядка и охране труда, а также повторный инструктаж на каждом новом рабочем месте при выполнении конкретных видов работ, знакомит практикантов с организацией работы на конкретном участке, создает необходимые условия для освоения практикантами новой техники, технологии, производственных приемов и методов труда, осуществляет постоянный контроль за соблюдением учащимися правил внутреннего трудового распорядка, качеством выполненных заданий, инструкций по охране труда.

27. Оплата труда руководителей практики, назначенных от предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, производится в соответствии с постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21.01.93 г. N 7 "Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся в бюджетном финансировании".

Оплата труда руководителей практики, назначенных от предприятий, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается руководителем предприятия самостоятельно.

28. В необходимых случаях предприятия и организации обеспечивают за свой счет (или своими транспортными средствами) доставку учащихся к месту практики и обратно.

29. Для создания условий для прохождения учащимися производственного обучения и практики предприятия могут передавать свое имущество (оборудование, машины, механизмы, транспортные средства, сельскохозяйственную и мелиоративную технику, запасные части для их ремонта, горюче-смазочные материалы) в безвозмездное пользование образовательным учреждениям. При этом им в установленном порядке предоставляется освобождение от уплаты налога на имущество в пределах сумм налоговых платежей за переданное имущество, направляемых в областной бюджет.

30. Предприятие оказывает помощь в обеспечении образовательных учреждений научно-технической информацией, государственными стандартами, специальной литературой.

31. Учащиеся образовательных учреждений при прохождении производственной практики несут ответственность за:

1) выполнение заданий, предусмотренных программой производственной практики;

2) соблюдение действующих на предприятии правил внутреннего трудового распорядка;

3) соблюдение инструкции по охране труда.

32. Оплата труда учащихся в период практики при выполнении ими производительного труда может осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для предприятий соответствующей отрасли, а также в соответствии с договорами, заключенными образовательным учреждением с предприятиями любой формы собственности. Учащимся моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы денежные суммы начисляются за фактически выполненный объем работ, без доплаты за сокращенное рабочее время.

 

Часть 4. Об организации взаимодействия между учреждением начального профессионального образования и предприятием

 

Правовым основанием для организации взаимодействия между учреждением начального профессионального образования и предприятиями различных форм собственности служит соглашение, которое регулирует их взаимоотношения.

Соглашение о взаимодействии заключается между учреждением начального профессионального образования в лице директора, действующего на основании Устава образовательного учреждения, в дальнейшем "Образовательное учреждение", с одной стороны и предприятия, действующего на основании Устава, в дальнейшем "Предприятие", с другой стороны.

В первом разделе соглашения оговаривается предмет соглашения (например, подготовка специалистов по спектру профессий)

В следующих разделах фиксируются обязательства сторон.

В соглашение могут быть включены следующие обязательства Образовательного учреждения.

В соответствии с предметом соглашения Образовательное учреждение, например:

1. Осуществляет подготовку специалистов для Предприятия в соответствии с заказом, в том числе:

1 Осуществляет целевую контрактную подготовку учащихся с получением дополнительных специальных квалификаций в соответствии с отдельным договором на основании Положения о целевой контрактной подготовке специалистов в учреждении начального профессионального образования;

2) осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников Предприятия;

3) направляет для работы на Предприятии на добровольной основе выпускников из числа учащихся, обучающихся по основным образовательным программам на бюджетной основе;

и так далее.

2. Рассматривает предложения Предприятия о совершенствовании содержания и организации образовательного процесса по соответствующим профессиям.

3. Формирует аттестационные комиссии для проведения квалификационных испытаний и итоговой аттестации учащихся с участием работников Предприятия.

4. Запрашивает информацию об изменениях в используемых на предприятии технологиях, современном оборудовании, инструментах, ожидаемых квалификациях специалистов по реализуемым в образовательном учреждении профессиям.

5. Направляет учащихся на Предприятие для прохождения производственной практики в соответствии с отдельным договором.

6. Определяет потребность и формирует заказ предприятию на производственно-технологическую, научно-техническую документацию, ГОСТы, специальную литературу по профилю предприятия.

7. Определяет кандидатуры учащихся, показавших особые успехи в учении на именные стипендии.

8. Организует и обеспечивает проведение конкурсов профессионального мастерства среди учащихся с привлечением работников предприятия в качестве членов жюри.

9. Другие обязательства.

В соглашении могут быть включены следующие обязательства Предприятия.

В соответствии с предметом соглашения Предприятие, например:

1. Формирует заказ по подготовке специалистов по соответствующим профессиям и квалификациям.

2. Вносит предложения о совершенствовании содержания и организации образовательного процесса по соответствующим профессиям.

3. Направляет квалифицированных работников Предприятия для участия в итоговой аттестации и поэтапных квалификационных испытаниях учащихся в качестве членов аттестационных комиссий.

4. Предоставляет Образовательному учреждению по его запросу производственно-технологическую информацию, научно-техническую документацию, ГОСТы, специальную литературу по профилю подготовки.

5. Заключает с образовательным учреждением договор об организации производственной практике учащихся, организует и создает условия для прохождения производственной практики.

6. Назначает и выплачивает именные стипендии учащимся, показавшим особые успехи в учении.

7. Оказывает материальную поддержку Образовательному учреждению, в том числе с целью создания учебно-материальных условий для качественной реализации образовательного процесса:

1) осуществляет передачу имущества (оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, техники, запасных частей для ремонта, материалов и т.д.) в пользование образовательному учреждению на безвозмездной основе, или на каких-либо иных приемлемых условиях;

2) предоставляет помещения мастерских, лабораторий, участков для проведения производственного обучения.

8. Принимает участие в проведении конкурсов профессионального мастерства среди учащихся.

9. Оказывает содействие в организации и финансировании летнего отдыха учащихся.

10. Другие обязательства.

Соглашение является предпосылкой для заключения дополнительных договоров.

В заключении указываются полное наименование и юридические адреса сторон.

 

План мероприятий
по развитию социального партнерства в сфере начального
профессионального образования Свердловской области
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 24 ноября 2000 г. N 959-ПП)

 

N Мероприятия Исполнитель Срок
1 2 3 4
1. Разработать и ввести в действие правовую базу в
учреждениях начального профессионального
образования в части попечительских советов,
целевой контрактной подготовки, производственной
практики, соглашений о взаимодействии с
предприятиями различных форм собственности
Министерство общего и
профессионального об-
разования Свер-
дловской области
2000-
2002
годы
2. Разработать и реализовать межведомственную
программу содействия трудоустройству и адаптации
к рынку труда выпускников учреждений начального
профессионального образования
Федеральная государ-
ственная служба заня-
тости населения Свер-
дловской области
Министерство эконо-
мики и труда Сверд-
ловской области
Департамент по делам
молодежи Свердлов-
ской области
Министерство общего и
профессионального об-
разования Свердлов-
ской области
2000-
2003
годы
3. Определить и реализовать мероприятия по
повышению эффективности взаимодействия
предприятий различных форм собственности с
учреждениями начального профессионального
образования в целях качественной подготовки
специалистов для отраслей социально-
экономического комплекса Свердловской области
Отраслевые министер-
ства Свердловской об-
ласти
Свердловский област-
ной Союз промышлен-
ников и предпринима-
телей
администрации муни-
ципальных образова-
ний
2001 год
и
последу-
ющий
период
4. Определить меры экономического стимулирования
предприятий и организаций, оказывающих
содействие в создании необходимых условий для
качественной подготовки специалистов в
учреждениях начального профессионального
образования Свердловской области
Министерство эконо-
мики и труда Сверд-
ловской области
Министерство финансов
Свердловской области
администрации муни-
ципальных образований
2001 год
5. Внести в коллективные договоры организаций и
предприятий положения (пункты) по развитию
социального партнерства между предприятиями-
работодателями и учреждениями начального
профессионального образования Свердловской
области на основе рекомендаций Министерства
общего и профессионального образования
Свердловской области.
Свердловский област-
ной Союз промыш-
ленников и предпри-
нимателей
Отраслевые мини-
стерства Свердловской
области
Федерация профсою-
зов Свердловской об-
ласти
2001 год
6. Создать экспериментальные площадки в ряде
учреждений начального профессионального
образования по апробации различных моделей и
форм социального партнерства
Министерство общего и
профессионального об-
разования Свердлов-
ской области
2001 год
7. Провести инструктивно-методические семинары с
руководителями учреждений начального
профессионального образования и представителями
предприятий различных форм собственности по
проблемам социального партнерства
Министерство общего и
профессионального об-
разования Свердлов-
ской области
Свердловский област-
ной Союз промыш-
ленников и предпри-
нимателей
2000-
2001
годы
8. Организовать стажировку мастеров
производственного обучения и преподавателей
специальных дисциплин на предприятиях
различных форм собственности в целях повышения
квалификации педагогических работников и
повышения качества образования в соответствии с
современным уровнем развития производства.
Министерство общего и
профессионального об-
разования Свердлов-
ской области
Свердловский област-
ной Союз промыш-
ленников и предпри-
нимателей
2001-
2003
годы
10. Провести анализ структуры подготовки в
учреждениях начального профессионального
образования на предмет соответствия тенденции и
потребностям социально-экономического развития,
потребностям граждан в разрезе каждого
муниципального образования в целях формирования
контрольных цифр приема в учреждения начального
профессионального образования
Министерство общего и
профессионального об-
разования Свердловской
области
Свердловский областной
Союз промышленников и
предпринимателей
Отраслевые минис-
терства Свердловской
области
администрации муни-
ципальных образований
2001 год
и пос-
ледую-
щий
период

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Свердловской области от 24 ноября 2000 г. N 959-ПП "О развитии социального партнерства в сфере начального профессионального образования Свердловской области"


Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 2000 г., N 12 ст. 1433


Постановлением Правительства Свердловской области от 26 ноября 2013 г. N 1430-ПП настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 г. N 1338-ПП