Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2006 г. N 1150-ПП "О Концепции развития здравоохранения Свердловской области на 2007-2015 годы"

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 03.04.2003 г. N 179-ПП "О Концепции развития здравоохранения Свердловской области на 2003-2010 годы".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Власова В.А.

 

Председатель Правительства

Свердловской области

А.П. Воробьев

 

г. Екатеринбург

29 декабря 2006 года

N 1150-ПП

 

К постановлению Правительства

Свердловской области

от 29 декабря 2006 г. N 1150-ПП

 

Концепция
развития здравоохранения Свердловской области
на 2007-2015 годы

 

Глава 1. Введение

 

Здравоохранение является сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье, которая рассматривается как одна из приоритетных в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.

Система здравоохранения Свердловской области как составная часть системы здравоохранения Российской Федерации предназначена для оптимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи на территории Свердловской области.

Реформирование системы здравоохранения обусловлено необходимостью приведения стратегии развития отрасли в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе.

Состояние здоровья населения Свердловской области, как и Российской Федерации в целом, характеризуется негативными изменениями медико-демографических показателей. Отмечены следующие тенденции динамики здоровья и медико-демографических процессов:

1) депопуляция (естественная убыль населения, обусловленная высоким уровнем смертности и ухудшением состояния здоровья на фоне снижения рождаемости);

2) высокий уровень преждевременной смертности, в основном за счет смертности лиц трудоспособного возраста от насильственных и неестественных причин (травм и отравлений), заболеваний органов кровообращения, злокачественных новообразований;

3) старение населения с одновременным снижением средней продолжительности ожидаемой жизни, высокая разница (более 10 лет) в средней продолжительности жизни мужчин и женщин;

4) снижение уровня и качества жизни населения в связи с ростом заболеваемости, инвалидности, увеличением количества и утяжелением течения хронических заболеваний, в том числе в связи с профессиональными и экологическими факторами риска;

5) значительный уровень заболеваемости социально значимыми болезнями (туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, наркоманией, алкоголизмом, заболеваниями, передающимися половым путем, психическими расстройствами);

6) ухудшение здоровья детей и подростков, женщин репродуктивного возраста, в том числе в связи с влиянием экологических факторов.

Несмотря на рост государственного и муниципального финансирования здравоохранения, его уровень остается недостаточным. Одновременно имеют место объективные факторы, обуславливающие увеличение расходов на здравоохранение (рост цен на медикаменты, медицинскую технику, коммунальные услуги); имеется тенденция роста расходов вследствие развития и внедрения в практику дорогостоящих медицинских и лекарственных технологий, применяемых при современных схемах лечения заболеваний. Кроме того, возросли требования населения к условиям, качеству и номенклатуре предоставляемой медицинской и лекарственной помощи.

Проблема недостаточности ресурсов для здравоохранения усугубляется дезинтеграцией основных источников финансирования (бюджеты всех уровней и страховые платежи работодателей на обязательное медицинское страхование), децентрализацией бюджетов.

Государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи населению выполняются не в полной мере, в результате население вынуждено оплачивать медицинские услуги из личных средств. Это снижает доступность квалифицированной медицинской помощи для социально незащищенных слоев и, как следствие, оказывает негативное влияние на показатели здоровья населения и демографические процессы. Ситуация усугубляется кадровым дефицитом в здравоохранении. Недостаточная экономическая мотивация медицинских работников не позволяет в полной мере повысить требования к качеству медицинской помощи. Теряется профилактическая направленность охраны здоровья населения.

Одной из проблем отрасли является несовершенство системы управления здравоохранением. В значительной степени был утрачен комплексный подход к охране здоровья. Функционирование здравоохранения как единой системы осложняется разобщением как на областном, так и на муниципальном уровне. Процесс децентрализации управленческих функций затронул и стратегические вопросы деятельности отрасли как системы: основополагающие принципы организации здравоохранения, стратегию развития ресурсов, финансирование, стандартизацию, защиту от неблагоприятного влияния факторов внешней и производственной среды на здоровье населения, мониторинг и оценку деятельности отрасли. В значительной степени были утрачены функции стратегического и текущего планирования.

В системе здравоохранения имеются нерешенные организационные проблемы и структурные диспропорции. Наблюдается несбалансированность структуры оказания медицинской помощи: в условиях дефицита средств в отрасли отмечается смещение медицинской помощи в сторону дорогостоящих и специализированных видов, тогда как первичное звено оказания медицинской помощи развито крайне слабо. Недостаточной остается эффективность использования имеющихся ресурсов.

Реформирование системы здравоохранения осуществляется в условиях, когда:

1) проводится реформирование системы государственного управления Российской Федерации;

2) принятые законодательные акты серьезно изменили нормативную базу здравоохранения, разграничили полномочия в вопросах оказания медицинской помощи между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) работает система обязательного медицинского страхования;

4) система финансирования является многоканальной (бюджеты всех уровней, средства обязательного медицинского и социального страхования, средства от внебюджетной деятельности);

5) дополнительные поступления по обязательному медицинскому страхованию повлекли за собой снижение доли бюджетных ассигнований в структуре консолидированных финансовых средств здравоохранения;

6) снижение доли бюджетных ассигнований в муниципальных образованиях привело к вынужденному сокращению материально-технической базы и потере кадровых ресурсов;

7) большая часть бюджетов здравоохранения расходуется на выплату заработной платы персоналу; возросли расходы учреждений на немедицинские цели (коммунальные платежи, текущий и капитальный ремонты), не остается средств на развитие здравоохранения;

8) усиливается коммерциализация системы охраны здоровья, растет стоимость медицинских услуг, увеличивается объем платных услуг в здравоохранении. Это способствует при расширении возможностей получения медицинской помощи снижению ее доступности, особенно для социально незащищенных слоев населения;

9) при высоком уровне квалификационных требований и ответственности медицинского персонала уровень заработной платы остается недостаточным;

10) проводимая реформа системы лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения не решила в полной мере проблемы производства отечественных лекарственных препаратов и доступности импортных фармацевтических средств;

11) формируются рынок услуг и конкурентная среда как внутри медицинских учреждений, так и между ними, особенно в городах; возросли требования к качеству медицинской помощи; активизировалась деятельность страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных на досудебном и судебном уровне;

12) возросла вероятность террористических актов с большим числом пострадавших.

Вместе с тем благодаря активной законотворческой деятельности на уровне области сформирована законодательная база областного здравоохранения, которая включает, прежде всего, Областной закон от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении Свердловской области" ("Областная газета", 1997, 27 августа, N 128) с изменениями, внесенными Областным законом от 19 ноября 1998 года N 36-ОЗ ("Областная газета", 1998, 24 ноября, N 212), законами Свердловской области от 12 октября 2004 года N 142-ОЗ ("Областная газета", 2004, 15 октября, N 274-277), от 27 декабря 2004 года N 222-ОЗ ("Областная газета", 2004, 29 декабря, N 356-359), от 16 мая 2005 года N 43-ОЗ ("Областная газета", 2005, 18 мая, N 135), от 22 марта 2006 года N 18-ОЗ ("Областная газета", 24 марта, 2006, N 84-85) и от 13 июня 2006 года N 35-ОЗ ("Областная газета", 2006, 14 июня, N 183-184), и другие основополагающие документы. Отработан и действует механизм реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи посредством выполнения государственного и муниципальных заданий. Хорошо зарекомендовала себя система лицензирования и аккредитации, а также региональная модель обязательного медицинского страхования. Программно-целевой подход к решению проблем здравоохранения позволил внедрить такие программы, как "Концепция реформирования амбулаторно-поликлинической помощи в здравоохранении Свердловской области", "Мать и дитя", "Интенсивная помощь", программы поддержки высоких технологий в кардиохирургии и онкогематологии, лекарственного обеспечения и другие программы.

Предпринятые меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансирования и управления здравоохранением области, по структурной перестройке отрасли позволили достичь определенных позитивных изменений.

В Свердловской области отмечается некоторое улучшение медико-демографической ситуации: значительно снизилась младенческая смертность, несколько уменьшилась материнская и общая смертность, смертность среди трудоспособного населения, стабилизировались рождаемость, общая и первичная заболеваемость населения, в том числе социально значимыми болезнями, такими как туберкулез, злокачественные новообразования, венерические болезни. В большинстве муниципальных образований проведен анализ заболеваемости и расчет потребности в медицинской помощи в соответствии с нормативами, что позволило определить оптимальную структуру коечной сети и схему оказания медицинской помощи.

В результате проводимой реформы стационарного звена уменьшился коечный фонд. Обеспеченность койками достигла среднего уровня по Российской Федерации. Снизился уровень госпитализации, увеличилось количество больных, пролеченных в дневных стационарах, проводится реформа амбулаторно-поликлинического звена.

Достигнута стабилизация финансовой ситуации. Закреплена тенденция полного и своевременного финансирования здравоохранения денежными средствами из областного бюджета. За последние годы увеличение объемов финансирования происходило практически по всем направлениям - финансирование медицинских учреждений, государственных функций, платежей за неработающее население в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, областных целевых программ.

Отраслевой задачей реформы здравоохранения является стабилизация положения с последующим развитием системы, но с преимущественным обеспечением выбранных приоритетов в охране здоровья населения: профилактика, раннее выявление, эффективное лечение заболеваний и состояний, по причине которых общество несет наибольшие потери, а также формирование здорового образа жизни. Медицинские приоритеты устанавливаются на основе аналитических данных, изложенных в докладах "О состоянии здоровья населения Свердловской области", "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области", "О положении детей в Свердловской области" с учетом прогнозов профильных специалистов, а также на базе основных направлений приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. По приоритетным направлениям формируются целевые программы. На ближайший период медицинскими приоритетами в системе здравоохранения являются:

1) реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по следующим основным направлениям:

повышение доступности первичной медико-санитарной помощи;

усиление профилактической направленности здравоохранения;

обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;

2) совершенствование системы управления и финансирования отрасли;

3) конкретизация государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи в соответствии с финансовыми ресурсами;

4) сохранение и укрепление кадрового потенциала в здравоохранении;

5) реорганизация и развитие первичной медико-санитарной помощи (особенно в сельских территориях), в том числе на основе внедрения общих врачебных практик;

6) поддержка материнства и детства, охрана репродуктивного здоровья населения, развитие системы перинатальной помощи;

7) развитие профилактической направленности здравоохранения, формирование здорового образа жизни и повышение ответственности населения за охрану собственного здоровья, в том числе: профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, создание системы выявления, учета и адекватного лечения артериальной гипертонии; профилактика травматизма; профилактика развития онкологических заболеваний; профилактика развития профессиональной и производственно обусловленной патологии; вакцинопрофилактика; охрана здоровья пациентов старших возрастов;

8) улучшение организации медицинской помощи при социально значимых заболеваниях (туберкулез, ВИЧ-инфекция, психические расстройства, наркомания, алкоголизм, заболевания, передаваемые половым путем, сахарный диабет, онкологические заболевания), предотвращение их распространения; развитие и совершенствование областной системы специализированных служб здравоохранения;

9) совершенствование скорой, неотложной и реанимационно-анестезиологической помощи, службы медицины катастроф, травматологической помощи, создание трассовой службы - для повышения качества медицинской помощи пациентам в критических, угрожающих жизни состояниях;

10) совершенствование материально-технической базы лечебно- профилактических учреждений области, техническое перевооружение отрасли;

11) совершенствование системы защиты прав пациентов, создание системы защиты прав медицинских и фармацевтических работников;

12) развитие систем управления факторами риска влияния среды обитания на здоровье населения, в том числе систем управления профессиональными факторами риска на производствах;

13) разработка программ добровольного медицинского страхования по ведущим для Свердловской области заболеваниям, в том числе профессионального характера.

При поддержке данных направлений здравоохранение может внести существенный вклад в сохранение и развитие трудового потенциала области.

В основу Концепции развития здравоохранения Свердловской области на 2007-2015 годы (далее - Концепции) положены:

1) основные положения федеральных законов от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Концепции развития здравоохранении и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 г. N 1387, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. N 38-р, решения Правительства Российской Федерации от 17.11.2005 г. "О реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации и основные направления здравоохранения на 2006-2010 годы", Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. N 393-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 6, ст. 726);

2) приоритетные проблемы здоровья населения Свердловской области;

3) сложившиеся социально-экономические условия и их тенденции;

4) основные проблемы деятельности учреждений здравоохранения и современные направления реформирования здравоохранения;

5) накопленный отечественный и международный опыт развития здравоохранения.

Концепция определяет основные направления развития здравоохранения, является базовым документом для разработки ежегодных программ, программ на долгосрочную перспективу, стратегических, текущих планов и иных документов.

 

Глава 2. Цель и задачи Концепции развития здравоохранения
Свердловской области на 2007-2015 годы

 

Стратегической целью развития здравоохранения Свердловской области на период до 2015 года является оптимальное удовлетворение потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи.

Целью реализации Концепции является сохранение и улучшение здоровья жителей Свердловской области, а также уменьшение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинской помощи.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в сфере охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Реализация стратегической цели проводится постепенно с сохранением приоритетов государственной политики в области здравоохранения.

Базовыми подходами к совершенствованию здравоохранения являются:

1) единство государственных и муниципальных интересов в области здравоохранения, единство стратегических целей деятельности на областном и муниципальном уровнях управления в области здравоохранения;

2) профилактическая направленность деятельности органов и организаций здравоохранения;

3) непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения;

4) единство системы подготовки, переподготовки и аттестации медицинских и фармацевтических кадров;

5) единство подходов к стандартизации медицинской и фармацевтической деятельности для всех организаций независимо от форм собственности;

6) единство системы учета и отчетности.

Для достижения поставленной цели развития здравоохранения необходимо реализовать следующие задачи:

1) последовательное внедрение на территории Свердловской области единой стратегии реструктуризации и развития системы здравоохранения, лекарственного обеспечения и оснащения медицинской техникой; разработка и внедрение в практику эффективных форм и методов организации медицинской помощи;

2) совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения (в том числе вопросов взаимодействия государственной и муниципальной систем здравоохранения с ведомственными и частными медицинскими организациями);

3) обеспечение государственных гарантий в сфере здравоохранения - видов, объемов, условий оказания лечебно-профилактической помощи населению за счет средств обязательного медицинского страхования, областного и местных бюджетов; достижение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям. Повышение доступности медицинской помощи;

4) повышение ответственности органов управления здравоохранением всех уровней за реализацию государственных гарантий в сфере охраны здоровья;

5) повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения, преодоление структурных диспропорций на основе последовательных изменений, рациональной перегруппировки, замещения ресурсов и функций секторов здравоохранения, уровней и видов медицинской помощи;

6) развитие программно-целевого подхода к решению приоритетных задач здравоохранения;

7) повышение качества медицинской помощи. Создание и развитие системы управления качеством в здравоохранении, сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения современных методов профилактики, диагностики и лечения, стандартизации медицинской и лекарственной помощи;

8) проведение мониторинга здоровья и среды обитания человека, перспективное планирование развития лечебной сети с учетом тенденций медико-демографической ситуации и заболеваемости;

9) увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний, снижению распространенности факторов риска, формированию здорового образа жизни и повышению ответственности за свое здоровье населения области;

10) повышение уровня квалификации и регулирование степени профессиональной ответственности работников здравоохранения;

11) развитие общественных форм управления здравоохранением, социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников;

12) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

13) укрепление репродуктивного потенциала населения Свердловской области, сохранение здоровья женщин, детей и подростков; снижение показателей материнской, младенческой и детской смертности, предупреждение инвалидности у детей;

14) сохранение здоровья работающего населения, профилактика преждевременной смертности населения.

Для реализации поставленных задач необходимы:

разработка законодательных, нормативно-правовых и ведомственных актов по приоритетным направлениям в сфере здравоохранения;

подготовка и привлечение квалифицированных кадров, в первую очередь для первичного звена здравоохранения;

укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;

расширение и интенсификация профилактической деятельности, включая диспансеризацию и иммунизацию детей, взрослого населения; массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания; профилактика социально значимых заболеваний;

научно-методическое обеспечение решения проблемы сохранения и укрепления состояния здоровья населения, в первую очередь женщин и детей.

 

Глава 3. Совершенствование системы управления здравоохранением

 

1. Задачи в сфере управления здравоохранением

 

Управление здравоохранением должно обеспечивать эффективность деятельности системы для получения гражданами качественной медицинской и лекарственной помощи, проведения профилактической работы с реальными конечными результатами, действенного санитарно-эпидемиологического надзора.

На областном уровне управления основные задачи заключаются в следующем:

1) определение (в соответствии с федеральной) стратегии и тактики развития здравоохранения в Свердловской области на основе анализа состояния здоровья населения и с учетом местных особенностей;

2) реализация федеральной и совершенствование областной законодательной и нормативно-правовой базы здравоохранения;

3) построение единой областной системы здравоохранения, основанной на общих для всех участников принципах управления и финансирования;

4) совершенствование системы оценки, выявления изменений, прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов окружающей и производственной среды (социально-гигиенический мониторинг);

5) совершенствование организации медицинской и лекарственной помощи населению; внедрение современных медицинских информационных технологий и систем мониторинга;

6) повышение качества управления бюджетными средствами, внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат;

7) проведение единой инвестиционной, инновационной, технологической, технической и контрольно-разрешительной политики;

8) внедрение единых принципов планирования, нормирования, стандартизации;

9) повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения при реализации государственных гарантий за счет оптимизации технологии, структуры и объема медицинской помощи;

10) повышение уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников путем совершенствования системы подготовки, переподготовки и сертификации;

11) повышение социальной защищенности, поэтапное увеличение оплаты труда медицинских и фармацевтических работников;

12) координация межотраслевой, межведомственной деятельности в области охраны здоровья;

13) развитие информационного обеспечения деятельности здравоохранения.

Для решения поставленных задач в сфере управления необходимо повышение ответственности областного органа управления здравоохранением при одновременном расширении прав и сферы полномочий.

 

2. Повышение эффективности управления системой здравоохранения

 

С целью повышения эффективности управления отраслью применяются методы программно-целевого подхода, внедряются методы и процедуры управления, ориентированного на результат, и проектного управления.

Важнейшим условием проведения государственной политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, обеспечивающая рациональное построение системы организации здравоохранения в современных социально-экономических условиях.

Планирование строится на определении четких целей и финансово обеспеченных обязательств государства по предоставлению медицинской помощи и развитию системы здравоохранения, на применении принципов бюджетирования, ориентированного на результат, когда финансовые средства распределяются не по видам затрат, а по стратегическим целям, тактическим задачам и программам.

Основой системы планирования может стать программа развития здравоохранения Свердловской области на долгосрочную перспективу. Программа развития здравоохранения формируется с учетом целей социально-экономического развития Свердловской области, федеральных планов и программ, анализа состояния здоровья населения, имеющихся ресурсов и оценки эффективности их использования. Важным компонентом планирования здравоохранения является система нормативов и стандартов, устанавливающая единые требования к качеству и доступности медицинской помощи, эффективности использования ресурсов.

Принцип бюджетирования, ориентированного на результат, более эффективно может внедряться при одноканальном финансировании отрасли. Отработка подходов к переводу учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование целесообразна в рамках пилотного проекта (эксперимента) по переводу части бюджетных учреждений с финансирования по смете на финансирование в зависимости от показателей эффективности деятельности с установлением им финансовых нормативов на оказание услуг.

Развитие здравоохранения Свердловской области планируется на основе программно-целевого подхода к решению приоритетных задач здравоохранения. Развитие здравоохранения планируется по разделам, включающим наиболее актуальные вопросы охраны здоровья населения области. Целевые программы здравоохранения области формируются в развитие федеральных программ и концепций с учетом специфики состояния здоровья населения и организации оказания медицинской и лекарственной помощи населению Свердловской области.

Основные направления развития здравоохранения области, отраженные в настоящей Концепции, послужат основой для формирования муниципальных планов и программ, содержащих объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения муниципальных образований. Органы управления здравоохранением муниципальных образований регулярно анализируют и оценивают результаты деятельности лечебно-профилактических учреждений, корректируя на этой основе планы развития муниципального здравоохранения.

Основой предоставления населению области медицинской помощи является Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, которая определяет виды, объемы и условия оказания медицинской и лекарственной помощи населению за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.

Разработка и реализация системы взаимосвязанных программ обеспечит:

1) реализацию органами управления здравоохранением единой государственной политики по охране здоровья населения области;

2) соответствие между конкретными обязательствами государства и имеющимися финансовыми ресурсами;

3) оптимизацию использования ресурсов здравоохранения;

4) восстановление единства и эффективности системы управления в отрасли.

Таким образом, для эффективной работы здравоохранения необходима организация перспективного стратегического планирования с применением бюджетирования, ориентированного на результат, разработка программы развития здравоохранения Свердловской области как системы взаимосвязанных программ, формирование планов муниципального уровня с учетом положений областной программы, регулирование взаимодействия в вопросах охраны здоровья, а также мониторинг деятельности системы на всех уровнях.

Все это позволит создать систему управления, ориентированную на удовлетворение потребностей общества.

 

3. Совершенствование областной нормативно-правовой базы
как основы рационального управления здравоохранением

 

В совершенствовании системы управления здравоохранением области определяющую роль приобретает развитие областной нормативно-правовой базы здравоохранения. Законом Свердловской области от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" с изменениями, внесенными Областным законом от 19 ноября 1998 года N 36-ОЗ, законами Свердловской области от 12 октября 2004 года N 142-ОЗ, от 27 декабря 2004 года N 222-ОЗ, от 16 мая 2005 года N 43-ОЗ, от 22 марта 2006 года N 18-ОЗ и от 13 июня 2006 года N 35-ОЗ, утверждены основы организации и деятельности системы здравоохранения и ее субъектов, принципов организации лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи населению, финансово-экономическая основа деятельности системы здравоохранения и ее функционирования, меры правовой защиты и социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников. Кроме того, действуют еще шесть законов, регулирующих основные вопросы в сфере здравоохранения на территории Свердловской области.

Государственное регулирование отношений в сфере здравоохранения предполагает следующие направления:

1) текущее, стратегическое и программно-целевое планирование;

2) формирование и реализация Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области, бесплатной медицинской помощи;

3) регулирование процессов реструктуризации системы здравоохранения;

4) стандартизация, лицензирование, аккредитация и сертификация;

5) регулирование работы организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, контроль финансово-хозяйственной деятельности;

6) инвестиционная и инновационная политика в здравоохранении.

В соответствии с изменениями федерального законодательства предполагается дальнейшее развитие областного законодательства по совершенствованию здравоохранения и охране здоровья населения.

 

Глава 4. Совершенствование организации медицинской помощи

 

4. Реализация приоритетного национального проекта в сфере
здравоохранения и демографической политики

 

Основные пути совершенствования организации медицинской помощи населению Свердловской области определяются с учетом приоритетов национального проекта в сфере здравоохранения.

Повышение доступности первичной медико-санитарной помощи предполагает:

принципиальное изменение системы и формы оплаты труда, материальное стимулирования медицинских работников по конечным результатам деятельности;

укомплектование кадрами первичного звена здравоохранения;

масштабное оснащение учреждений диагностическим оборудованием;

укрепление материально-технической базы службы скорой помощи, оснащение современными транспортными средствами;

дополнительная оплата медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов, родовыми сертификатами.

Усиление профилактической направленности здравоохранения предполагает:

проведение дополнительной иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок;

проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитом В и С;

обследование новорожденных детей на галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром (расширение неонатального скрининга);

проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

формирование у значительной части населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению.

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью предполагает:

увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных и областных медицинских учреждениях;

строительство областных специализированных медицинских учреждений.

Финансирование мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения Свердловской области будет осуществляться из средств федерального, областного и местных бюджетов.

Реализация демографической политики основана на проведении мониторинга здоровья населения, медико-демографических показателей. В целях улучшения демографической ситуации необходимо системное проведение мероприятий по профилактике заболеваний, снижению распространенности факторов риска, формированию здорового образа жизни и повышению ответственности за свое здоровье населения области; разработка и проведение мероприятий по предотвращению преждевременной смертности населения от управляемых причин, по сохранению здоровья работающего населения в рамках межведомственного взаимодействия; укрепление репродуктивного потенциала населения Свердловской области, сохранение здоровья женщин, детей и подростков.

 

5. Направления совершенствования организации медицинской помощи

 

Основные направления совершенствования организации медицинской помощи:

1) оптимизация структуры оказания медицинской помощи, достижение сбалансированности путем формирования рационального соотношения амбулаторной и стационарной форм организации медицинской помощи;

2) приоритетное развитие первичной медико-санитарной, в первую очередь амбулаторно-поликлинической, помощи на базе муниципального здравоохранения с внедрением общих врачебных практик (далее - ОВП);

3) реорганизация системы стационарной помощи (на основе рационального сокращения, перепрофилирования неэффективно работающего коечного фонда, уменьшения числа случаев необоснованной госпитализации и внедрения стационарозамещающих технологий);

4) оптимизация медицинской и лекарственной помощи на селе; подготовка и переподготовка кадров для сельского здравоохранения; внедрение ОВП; приближение квалифицированной и специализированной помощи к сельскому населению; организация выездных клинико-диагностических бригад при областных, межрайонных, районных лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ); улучшение материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП); переориентация маломощных сельских больничных учреждений на оказание медико-социальной помощи, работу по типу дневных стационаров, организацию ОВП;

5) обеспечение непрерывности и преемственности лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения, обеспечение диспансеризации населения. Восстановление этапности оказания медицинской помощи, укрепление двухсторонней связи по вертикали "ФАП, участковая больница/ОВП - центральная районная больница - областные ЛПУ", преемственности между ЛПУ различной подчиненности;

6) устранение диспропорций в обеспечении потребностей населения и дублирования оказания медицинской помощи, обусловленных наличием ведомственной лечебной сети; организация взаимодействия ведомственной и частной сети с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения;

7) повышение эффективности работы отрасли за счет внедрения современных ресурсосберегающих, информационных, организационных и лечебно-диагностических технологий;

8) управление качеством медицинской помощи и обеспечение ее безопасности на основе стандартизации, процедур лицензирования, сертификации; разработка показателей (индикаторов) качества и методов оценки этих показателей;

9) развитие и внедрение информатизации здравоохранения;

10) совершенствование специализированной медицинской помощи (психиатрической, наркологической, фтизиатрической, онкологической, помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, а также кардиологической и травматологической помощи). Развитие сети специализированных учреждений, выполняющих функции межрайонных центров, по оказанию помощи при социально значимых заболеваниях с финансированием их за счет средств областного бюджета, приближение специализированной помощи к населению; ограничение распространения социально значимых заболеваний;

11) повышение эффективности работы диагностических и иных параклинических служб; организация консультативно-диагностических центров, выполняющих функции межрайонных, с концентрацией в них "узких" специалистов;

12) совершенствование и стандартизация системы экстренной медицинской помощи; восстановление практики оказания неотложной помощи в поликлинических отделениях лечебно-профилактических учреждений; реорганизация службы скорой медицинской помощи, развитие службы медицины катастроф, создание сети трассовой медицинской службы, совершенствование реанимационно-анестезиологической службы в стационарах;

13) совершенствование организации и повышение эффективности высокотехнологичной медицинской помощи в областных медицинских учреждениях и федеральных центрах (в соответствии с квотами, с учетом потребности) по направлениям: кардиохирургия, нейрохирургия, травматология, эндопротезирование, эндокринология, репродуктивные технологии, трансплантология. Развитие областных центов высоких технологий;

14) развитие службы охраны материнства и детства; развитие служб планирования семьи и безопасного материнства, медико-генетических центров. Развитие сети перинатальных центров; формирование многоуровневой системы перинатальной помощи в области;

15) охрана здоровья работающих, в том числе работающих во вредных условиях труда;

16) совершенствование оказания медицинской помощи пациентам старшего возраста;

17) совершенствование системы профилактической и реабилитационной помощи, увеличение объемов мероприятий медицинской профилактики, развитие санаторно-курортных учреждений здравоохранения, формирование здорового образа жизни и повышение медицинской культуры населения; развитие межведомственного взаимодействия в вопросах охраны здоровья населения.

 

6. Реформирование первичной медико-санитарной помощи

 

Первичная медико-санитарная помощь - проводимые по месту жительства населения основные, общедоступные и бесплатные виды медицинской помощи, включающие лечение наиболее распространенных болезней и проведение профилактических мероприятий. Уровень работы первичного звена как центрального звена в системе здравоохранения в наибольшей степени определяет показатели здоровья населения и экономическую эффективность деятельности системы здравоохранения для общества.

В соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения повышение доступности первичной медико-санитарной помощи предполагает:

1) принципиальное изменение системы и формы оплаты труда, материальное стимулирование медицинских работников по конечным результатам деятельности;

2) укомплектование кадрами первичного звена здравоохранения и повышение уровня их подготовки и квалификации;

3) масштабное оснащение учреждений диагностическим оборудованием;

4) укрепление материально-технической базы, оснащение современными транспортными средствами;

5) усиление профилактической направленности здравоохранения, проведение углубленной диспансеризации, массовых и доступных противоэпидемических мероприятий.

Стратегическое направление реформы первичного звена - формирование общих врачебных практик (семейной медицины). Реализация данной стратегии представляет собой постепенный и поэтапный процесс. Предполагается развитие общих врачебных практик либо в виде новых структур, в дополнение к имеющейся амбулаторной сети, либо структур, организованных в ходе преобразования поликлиник, сельских участковых больниц и врачебных амбулаторий.

Варианты преобразований:

1) организация общих врачебных практик на базе существующих поликлиник, сельских участковых больниц, врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов в качестве обособленного структурного подразделения или самостоятельного хозяйствующего субъекта (преимущественно в сельской местности);

2) организация общих врачебных практик в качестве обособленного структурного подразделения центральной районной или городской больницы или самостоятельного хозяйствующего субъекта;

3) организация общих врачебных практик на базе существующих поликлиник в виде групповых практик;

4) организация общих врачебных практик в варианте частной формы собственности.

Разработка вариантов взаимодействия общих врачебных практик с иной лечебной сетью предполагает апробацию:

1) основных направлений совершенствования системы управления ресурсами (планирование потоков пациентов и управление объемами помощи, в том числе направление на консультации специалистов, дообследование, госпитализация, взаимодействие с прочими звеньями оказания медицинской помощи);

2) различных схем финансирования и возможных систем фондодержания;

3) моделей реструктуризации амбулаторно-поликлинической службы (организация общих врачебных практик, создание консультативных отделов в поликлинике, центров амбулаторной хирургии, дневных стационаров, служб ухода, отделений медико-социальной помощи).

В конечном итоге будут сформированы модели организации первичной амбулаторной медико-санитарной помощи, в наибольшей степени отвечающие потребностям населения, требованиям медицинской и экономической эффективности.

 

7. Реформирование организации стационарной помощи

 

Основным направлением реформирования стационарной помощи является оптимизация объемов и сроков госпитализации в сочетании со структурной реорганизацией стационаров.

Как и в Российской Федерации, в Свердловской области наблюдаются диспропорции в объеме финансирования основных видов медицинской помощи (65-70 процентов всех ресурсов приходится на стационарное звено при оптимальной доле 35-45 процентов); высокий уровень госпитализации; длительные сроки госпитализации.

Отправной точкой реорганизации больничных учреждений является система стандартов и нормативов стационарной помощи, которая носит рекомендательный характер и может использоваться для расчетов при формировании оптимальной структуры.

Разработка перспективной модели сети стационарных учреждений проводится на основе предварительного анализа пропорциональности развития видов медицинской помощи на территории с учетом уровня и структуры заболеваемости населения, особенностей социально-экономического развития, медико-организационных особенностей оказания стационарной помощи.

Реорганизация стационарной помощи включает:

1) внедрение рациональной организации лечебно-диагностического процесса, современных технологий, обеспечивающих интенсификацию лечебно-диагностического процесса, что позволит сократить продолжительность дорогостоящего стационарного этапа лечения;

2) расширение объемов медицинской помощи в стационарозамещающих подразделениях (дневные стационары, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии, однодневные диагностические стационары), что позволит уменьшить число койко-дней пребывания в круглосуточном стационаре, снизить количество необоснованных госпитализаций;

3) реструктуризацию коечной сети с рациональным распределением коечной мощности в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса.

Целесообразно, чтобы по возможности большая часть муниципальных больниц была сохранена и интегрирована в современную модель медицинского обслуживания населения.

Особое значение для области имеет стратегия реформирования специализированной стационарной помощи. Специализированная медицинская помощь - виды медицинского обслуживания при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий, оказываемые в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения как по месту жительства, так и экстерриториально.

Спецификой областной системы здравоохранения является традиционная концентрация большинства специализированных видов стационарной медицинской помощи на базе крупных городских и областных больниц с формированием центров специализированной медицинской помощи, привлекающих население соседних территорий.

Вопросы реорганизации системы специализированной стационарной медицинской помощи решаются при координации и согласовании органов областного и муниципального здравоохранения с регулированием на областном уровне. Реорганизация основывается на рациональном планировании объемов специализированных видов помощи в сочетании с управлением потоками больных.

В соответствии с федеральным законодательством специализированные медицинские учреждения передаются в ведение субъекта Российской Федерации с созданием областной системы специализированной медицинской помощи, включающей фтизиатрическую, дерматовенерологическую, психиатрическую, наркологическую, онкологическую помощь, службу крови, медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным.

Планирование объемов и управление потоками специализированной медицинской помощи населению предполагают:

1) разработку модели оптимизации потоков экстерриториальной специализированной медицинской помощи;

2) определение зон "притяжения" населения к центрам медицинской помощи, уточнение объемов, потребностей и маршрутов направления межрегиональной помощи;

3) формирование и реализация предложений по оптимизации структуры и дальнейшему развитию учреждений, выполняющих функции межрайонных центров медицинской помощи;

4) обеспечение мониторинга видов медицинской помощи, динамики объемных показателей деятельности медицинских учреждений и потоков обращаемости населения за медицинской помощью;

5) обеспечение управления качеством медицинской помощи через систему стандартизации и аккредитации.

Дорогостоящая высокотехнологичная медицинская помощь может оказываться как на федеральном уровне, так и в многопрофильных областных медицинских учреждениях. Планируется дальнейшее развитие кардиохирургической, нейрохирургической, онкогематологической помощи, трансплантологии, а также репродуктивных технологий.

Излишние мощности больниц, освободившиеся в результате реструктуризации стационарной помощи, возможно использовать для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи. Система учреждений (отделений) стационарной медико-социальной помощи может включать: гериатрические отделения (больничные учреждения), больницы долговременного пребывания, дома сестринского ухода разного типа и хосписы. На базе участковых и мелких городских (поселковых) больниц возможна организация коек сестринского ухода для оказания медико-социальной помощи пожилому населению. При этом принципиально важно решение вопроса о разделении медицинской и социальной необходимости госпитализации, что является вопросом совместного ведения здравоохранения и социальной защиты.

 

8. Развитие скорой медицинской помощи

 

Повышение качества работы скорой медицинской помощи достигается за счет оптимизации ее структуры, постепенного перехода к использованию фельдшерских бригад и врачебных бригад интенсивной терапии, использования специализированных бригад в крупных городах; оснащения службы современным оборудованием и средствами связи, повышения уровня подготовки кадров, внедрения современных медицинских и лекарственных технологий.

Для выравнивания условий оказания скорой медицинской помощи, равного доступа к ней населения, проживающего в крупных, средних, малых городах и в сельской местности, необходимо формирование современной системы мониторинга и управления, единые стандарты оказания скорой медицинской помощи, улучшение преемственности догоспитального и госпитального этапов оказания помощи.

Для повышения оперативности оказания скорой и неотложной медицинской помощи в населенных пунктах, расположенных вблизи крупных автомобильных трасс, целесообразно создание и развитие бригад экстренного реагирования, позволяющих своевременно и адекватно оказывать медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях.

 

9. Развитие восстановительной медицины и медицинской реабилитации

 

Восстановительная медицина и медицинская реабилитация являются важной составляющей частью лечебного процесса. Адекватное применение методов восстановительной медицины и медицинской реабилитации позволяет значительно снизить уровень госпитализации, сократить сроки пребывания в круглосуточном стационаре, сократить расходы на лечение, уменьшить степень утраты трудоспособности. Таким образом, реабилитационный этап лечения приобретает особую значимость. В связи с этим развитие данного этапа лечения предполагает следующее:

1) совершенствование структуры и организации системы реабилитационной помощи; эффективное использование существующих и создание новых современных оздоровительно-реабилитационных комплексов;

2) эффективное взаимодействие, преемственность с первичным звеном и стационарным этапом оказания помощи, в том числе со специализированными службами, с созданием замкнутых циклов восстановления и сохранения здоровья населения;

3) специализация оказываемой помощи;

4) преимущественное оздоровление жителей экологически неблагополучных территорий, а также женщин и детей;

5) поддержка и развитие научных исследований в разработке и внедрении эффективных форм и методов реабилитации.

 

Глава 5. Совершенствование организации лекарственной помощи населению

 

Совершенствование организации лекарственной помощи населению осуществляется на основе государственной политики обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, направленной на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объеме, по приемлемым ценам и должного качества.

Реализация этой политики осуществляется путем:

развития рынка фармацевтических услуг на основе конкуренции фармацевтических организаций независимо от формы собственности;

совершенствования системы государственного контроля качества и безопасности лекарственных средств;

эффективного расходования государственных и муниципальных средств на медикаменты;

обеспечения доступности лекарственной помощи.

Основными направлениями реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам являются:

1) гарантированное лекарственное обеспечение граждан (в том числе льготное) на амбулаторном и стационарном этапе медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, федеральных и областных программ лекарственного обеспечения населения, а также стимулирование постоянного наличия обязательного ассортимента лекарственных средств и контроль его обеспечения в розничной продаже;

2) совершенствование организации лекарственной помощи, управления фармацевтической деятельностью и механизма государственного регулирования лекарственного обеспечения; сохранение и развитие существующей сети государственных и муниципальных аптек;

3) дальнейшая стандартизация в сфере обращения лекарственных средств: введение лекарственных формуляров и стандартов фармакотерапии, развитие службы клинической фармакологии с целью совершенствования качества предоставления лекарственной помощи в условиях стационара; внедрение принципов фармакоэкономики при разработке регионального перечня лекарственных средств для льготного лекарственного обеспечения в рамках программ, финансируемых из областного бюджета;

4) повышение эффективности использования финансовых средств, предназначенных для лекарственного обеспечения граждан: совершенствование системы учета и контроля финансовых средств, предназначенных для лекарственного обеспечения граждан; разработка и внедрение модели обеспечения учреждений здравоохранения лекарственными средствами с использованием централизованных и поставок; обеспечение эффективности закупок лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд; конкурсное регулирование оптовых поставок лекарственных средств;

5) совершенствование системы контроля лекарственного обеспечения: контроль рационального назначения и расходования лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях с целью избежания полипрагмазии, внедрение персонифицированного учета потребления лекарственных средств; повышение роли клинического фармаколога в организации лекарственного обеспечения и стандартизации фармакотерапии;

6) совершенствование механизма предотвращения поступления на фармацевтический рынок некачественной и контрафактной продукции. Обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов путем отбора, стандартизации и контроля соблюдения стандартов;

7) создание информационно-аналитической системы лекарственного обеспечения в области; формирование единой системы информационных услуг всех участников обращения лекарственных средств; мониторинг лекарственных средств в медицинских и аптечных организациях, на фармацевтическом рынке.

 

Глава 6. Совершенствование системы финансирования здравоохранения

 

Система финансирования здравоохранения должна обеспечить использование ресурсов в качестве экономического инструмента повышения эффективности и качества медицинской помощи. В этих целях необходимо:

1) обеспечить сбалансированность объемов медицинской помощи, утвержденных Территориальной программой государственных гарантий, и ресурсов на их выполнение путем:

увеличения объемов финансирования здравоохранения из средств областного и местных бюджетов, постепенного приведения в соответствие с федеральными рекомендациями платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

оптимизации объемов бесплатной медицинской помощи, предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий;

2) разработать и внедрить современные методы планирования финансовых ресурсов и оплаты медицинской помощи, соответствующие целям и задачам реализации Территориальной программы государственных гарантий с учетом показателей качества лечебно-профилактической деятельности;

3) продолжить целевое финансирование приоритетных направлений деятельности, определяемых ежегодно на основе программно-целевого метода планирования;

4) обеспечить выполнение следующих мероприятий по эффективному и рациональному использованию средств бюджетов и обязательного медицинского страхования:

разработка и внедрение комплекса мероприятий по ориентированию расходов бюджета на конечный результат;

совершенствование форм и методов закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд;

обеспечение строгого учета товарно-материальных ценностей и контроля их сохранности в медицинских учреждениях;

соблюдение штатной и финансово-хозяйственной дисциплины;

5) повысить эффективность работы медицинского персонала путем разработки и использования методов оплаты труда за конечные результаты;

6) обеспечить развитие страхового принципа охраны здоровья населения, усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Совершенствование финансирования через систему обязательного медицинского страхования предполагает:

1) совершенствование правовых взаимоотношений субъектов обязательного медицинского страхования; обеспечение финансовой устойчивости и эффективности системы обязательного медицинского страхования;

2) завершение перевода системы обязательного медицинского страхования и отрасли здравоохранения в целом на страховые принципы. Постепенное преобразование бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения в систему финансирования, основанную на страховом принципе. Постепенный переход к одноканальной системе финансирования;

3) четкое определение объема государственных гарантий медицинской помощи в рамках федеральной и территориальной программ обязательного медицинского страхования; совершенствование технологии персонифицированного учета расходов на медицинскую и лекарственную помощь в системе обязательного медицинского страхования;

4) привлечение средств социального страхования для оплаты дополнительных объемов медицинской помощи работающему населению.

 

Глава 7. Совершенствование материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений Свердловской области

 

Проблемой современного материально-технического потенциала лечебно-профилактических учреждений Свердловской области является изношенность основных фондов и недостаток финансирования на их обновление, что снижает качество лечебно-диагностического процесса и сдерживает внедрение прогрессивных технологий.

Совершенствование материально-технической базы может осуществляться по следующим направлениям:

1) приобретение нового медицинского и немедицинского оборудования для внедрения современных медицинских технологий, а также для замены устаревшего и неисправного;

2) проведение текущих и капитальных ремонтов основных и вспомогательных зданий и сооружений. Проведение работ по реконструкции и приведение в соответствие с нормативами эксплуатации зданий и сооружений. Окончание строительства незавершенных объектов. Проектирование и строительство новых объектов здравоохранения;

3) внедрение современных методов и технологий сбережения топливно-энергетических ресурсов на объектах здравоохранения.

При разработке программ развития материально-технической базы целесообразно соблюдать баланс между оснащением высокотехнологичным оборудованием для внедрения специализированных технологий и обновлением парка существующего оборудования на всех уровнях оказания медицинской помощи. В муниципальных и областных лечебно-профилактических учреждениях возможно перераспределение имеющейся, но не используемой техники в соответствии с функциональным регламентом медицинских учреждений.

В целях более рационального использования финансовых ресурсов полезна практика экспертной оценки и согласования с Министерством здравоохранения Свердловской области целевых программ материально-технического обеспечения здравоохранения муниципальных образований. Представляется важным:

1) разработать и внедрить в широкую практику стандарты оснащенности (табели оснащенности) лечебных учреждений;

2) использовать маркетинговые исследования, устанавливающие возможности рынка в отношении качества и стоимости оборудования, и конкурсные торги среди потенциальных поставщиков;

3) развивать практику долевого финансирования закупок медицинского оборудования с использованием средств муниципальных образований и областного бюджета;

4) применять такие формы заключения договоров на поставку материально-технических ресурсов, как лизинг, долгосрочный товарный кредит и другие.

Приоритетом в сфере приобретения медицинского оборудования в ближайшие годы становится закуп дорогостоящего медицинского оборудования для лучевой диагностики, эндоскопического оборудования и наркозно-дыхательной аппаратуры.

В сфере содержания, эксплуатации, обновления зданий и сооружений лечебных учреждений рекомендуется:

1) осуществлять капитальные ремонты на основе проведенных обследований и составленных дефектных ведомостей;

2) заключать договоры на выполнение подрядных работ на основе конкурсов.

В условиях недостаточного финансирования на увеличение стоимости основных средств лечебных учреждений в ближайшие годы необходимо в первую очередь завершить строительство уже начатых объектов здравоохранения, особенно с высокой степенью строительной готовности.

Строительство новых зданий и сооружений может проводиться после тщательной экспертизы технико-экономического обоснования, проекта и сметной документации, в том числе с участием органов вневедомственной экспертизы в строительстве.

В сфере обеспечения основными топливно-энергетическими ресурсами важно направить усилия на внедрение современных энергосберегающих технологий. Работу по энергосбережению и созданию системы энергобезопасности медицинских учреждений рекомендуется начинать с проведения энергоаудита и составления энергетического паспорта учреждения. Приоритетными должны стать мероприятия, которые окупаются в течение двух лет, а сэкономленные средства могут формировать бюджет последующих мероприятий.

Необходимо более широко внедрять в практику медико-технический менеджмент в здравоохранении, понимая под этим создание системы управления, обеспечивающей оптимальные технические условия для оказания качественной медицинской помощи при минимизации затрат на ее оказание.

 

Глава 8. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Свердловской области

 

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия осуществляется при взаимодействии с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Основными направлениями взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:

1) реализация комплексных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, снижение риска для здоровья от воздействия факторов природной и производственной среды на население, снижение негативного влияния факторов среды обитания на здоровье населения. Дальнейшее развитие системы социально-гигиенического мониторинга как основы для управления санитарно-эпидемиологической обстановкой и сохранения здоровья населения;

2) расширение и укрепление межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения от неблагоприятных факторов окружающей и производственной среды; координация работы различных ведомств, осуществляющих экологический и социально-гигиенический мониторинг;

3) обеспечение реализации областных и федеральных программ охраны здоровья населения от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды и снижения инфекционной заболеваемости, в том числе социально значимой. Разработка мер по совершенствованию системы вакцинопрофилактики. Введение карантинизации крови. Реализация программ снижения вреда от употребления наркотиков в муниципальных образованиях в Свердловской области;

4) совершенствование системы наблюдения за состоянием окружающей среды и здоровьем населения на основе социально-гигиенического мониторинга. Использование системы оценки риска влияния среды обитания на здоровье населения. Управление факторами риска, снижение их влияния на здоровье и среду обитания человека:

создание и реализация системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, на основе данных оценки риска влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения;

совершенствование охраны здоровья работающего населения, системы регистрации и учета профессиональных заболеваний; создание областного регистра впервые выявленных профессиональных заболеваний; паспортизация канцерогенно опасных производств; аттестация рабочих мест;

реализация мероприятий, направленных на улучшение условий обучения и воспитания детей, формирование основ здорового образа жизни и профилактику заболеваний, связанных со стрессом, гиподинамией, нерациональным питанием и вредными привычками, низкой культурой личной гигиены;

реорганизация системы гигиенического воспитания и образования населения, санитарно-просветительной деятельности, формирование системы самооздоровления населения;

создание и совершенствование системы обеспечения населения безопасными и качественными продуктами питания; содействие развитию индустрии детского питания и продуктов питания с заданными профилактическими и лечебными свойствами; решение вопросов централизованного обеспечения образовательных детских учреждений продуктами питания гарантированного качества и продуктами, обогащенными минеральными веществами, микроэлементами и витаминами; восстановление системы лечебно-профилактического питания лиц, контактирующих с профессиональными вредностями;

межведомственная координация по вопросам развития и эксплуатации водопроводных систем;

5) разработка мер по совершенствованию медико-санитарного обеспечения мигрантов с целью предупреждения возрастающей эпидемической угрозы населения области в связи с активными миграционными процессами;

6) охрана территорий от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ;

7) внедрение системы страховой защиты населения в связи с риском неблагоприятного влияния факторов среды обитания на человека.

 

Глава 9. Развитие медицинской науки

 

Приоритетом научной деятельности медицинских учреждений Свердловской области является научная поддержка практического здравоохранения на основе разработки и внедрения эффективных форм организации, управления, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, способствующих улучшению функционирования системы здравоохранения и повышению качества медицинской помощи населению.

При планировании научных исследований следует ориентироваться на приоритетные направления развития здравоохранения области, учитывать региональные особенности здоровья населения, координировать работу с научными направлениями деятельности федеральных медицинских научно-исследовательских институтов и Уральской государственной медицинской академии.

Основные научные направления включают в себя:

1) изучение состояния здоровья населения с использованием медико-статистических методов анализа с элементами прогнозирования, внедрением информационных технологий;

2) разработку новых эффективных методов управления и планирования в здравоохранении, развитие современных медицинских информационных технологий и систем мониторинга;

3) изучение эпидемиологии неинфекционных заболеваний и особенностей региональной природно-очаговой патологии, заболеваний, от которых общество несет наибольшие потери, болезней пожилых, заболеваний, связанных с ухудшением экологической ситуации и техногенным воздействием среды (экопатология);

4) совершенствование методов лабораторной и инструментальной диагностики;

5) поиск менее затратных и более информативных методов ранней диагностики;

6) поиск эффективных технологий, совершенствование интенсивных методов лечения;

7) совершенствование экономичных малоинвазивных и видеоассоциированных методов хирургии;

8) развитие исследований по проблемам инвалидности и ее профилактики;

9) участие в разработке стандартов оказания медицинской и лекарственной помощи, формуляров лекарственных средств;

10) участие в проведении клинических испытаний лекарственных средств;

11) участие в разработке программ медико-социального страхования по отдельным группам заболеваний, в том числе профессионального характера.

Научная деятельность предполагает участие в многоцентровых российских и международных исследованиях, партнерские отношения с отечественными и зарубежными университетами, параллельные исследования на паритетной основе.

Выбор тем и направлений научных исследований должен проводиться на конкурсной основе; организация и финансирование научных исследований должны осуществляться на основе целевого перспективного планирования, в рамках целевых программ различного уровня или с выделением грантов.

Важными элементами развития медицинской науки являются подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, совершенствование механизмов внедрения научных достижений в практику.

 

Глава 10. Реформирование медицинского и фармацевтического
образования, совершенствование кадровой политики

 

Важным условием сохранения и развития кадрового потенциала в здравоохранении является совершенствование системы планирования и мониторинга подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, способных реализовать стоящие перед системой здравоохранения задачи.

Высокий уровень профессиональной подготовки специалистов обеспечивается совершенствованием системы до- и последипломного обучения с последующей аттестацией. Важным критерием уровня подготовки специалистов помимо клинических знаний и навыков становится знание современных стандартов медицинской помощи, основ клинической эпидемиологии, клинической фармакологии, экономических и правовых основ здравоохранения.

В связи с реорганизацией первичной медико-санитарной помощи путем внедрения общих врачебных практик подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение "врач - медицинский работник среднего звена" в сторону увеличения числа последних, с передачей медсестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами.

Целесообразно перейти к практике формирования перспективного (на 5 лет) социального заказа на специалистов с медицинским образованием в первую очередь для учреждений и подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Перспективной представляется практика формирования муниципальными органами управления здравоохранением целевых заказов на подготовку специалистов с заключением ими соответствующих контрактов с учебными заведениями и абитуриентами. Целесообразно включать в контракт положения, обеспечивающие правовую и социальную защиту молодых специалистов.

Поскольку в ближайшие несколько лет острой проблемой здравоохранения будет оставаться дефицит кадров, особенно в сельской местности, необходимо принять меры для закрепления квалифицированных специалистов на рабочем месте, создания благоприятных, привлекательных для них условий труда, предусмотреть строительство жилья на условиях последующей передачи в собственность.

Важнейшими направлениями кадровой политики на предстоящий период являются:

1) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на потребности времени; организация подготовки врачей общей практики, клинических фармакологов, медицинских психологов и других востребованных специальностей;

2) организация системы подготовки врачей, фельдшеров, медицинских сестер, акушерок, провизоров и фармацевтов по целевым заказам;

3) подготовка управленческих кадров в здравоохранении, включение в программу подготовки элементов экономики, анализа и прогнозирования, рационального менеджмента; формирование резерва управленческих кадров;

4) усиление роли главных штатных и внештатных специалистов;

5) организация и развитие профессиональных ассоциаций;

6) повышение социально-правовой защищенности медицинских и фармацевтических работников.

 

Глава 11. Взаимодействие системы здравоохранения с общественными
организациями, объединениями и иными службами

 

Инициативная деятельность населения является неотъемлемой частью формирования здорового образа жизни. Участие населения в охране своего здоровья достигается через общественные организации, профессиональные союзы, выборные местные органы власти, которые при участии органов здравоохранения и медицинских учреждений стимулируют инициативу граждан в области охраны здоровья.

Мнения и выбор граждан должны оказывать влияние на развитие служб здравоохранения, а также на решения, принимаемые на других экономических, управленческих и профессиональных уровнях.

Крайне важно сознательное и добровольное принятие гражданами на себя значительной доли ответственности за охрану собственного здоровья.

Решение многих проблем здравоохранения (в том числе повышение качества медицинской помощи, уровня подготовки специалистов) возможно путем создания врачебного самоуправления, расширения прав медицинских общественных организаций в государственном управлении здравоохранением.

Решение задач по охране здоровья целесообразно осуществлять совместно с:

1) учреждениями образования, культуры, социальной защиты населения и службами социальной помощи различным категориям населения;

2) специализированными (немедицинскими) службами милиции, пожарной охраны, отрядами спасения;

3) общественными объединениями, благотворительными организациями, религиозными конфессиями;

4) профессиональными союзами;

5) спортивными, оздоровительными организациями и объединениями;

6) обществами пациентов;

7) профессиональными медицинскими объединениями, ассоциациями.

Координированная работа органов здравоохранения с указанными организациями, объединениями и службами приведет к повышению эффективности информационно-профилактической работы, повысит санитарно-гигиеническую культуру населения, привлечет кадровые ресурсы к работе по медико-социальной помощи незащищенным слоям населения, облегчит реабилитационную работу с группами пациентов, разовьет принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами; будет способствовать реализации государственной политики в решении проблем реабилитации инвалидов.

С учетом этих преимуществ работа по совершенствованию взаимодействия системы здравоохранения с общественными организациями, объединениями и иными службами должна осуществляться по следующим направлениям:

1) переориентация деятельности медицинских учреждений на профилактический подход к охране здоровья; расширение функций и возможностей существующих центров медицинской профилактики и открытие новых центров профилактики;

2) поиск действенных форм сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями, содействие организации их деятельности в сфере охраны здоровья;

3) широкое привлечение населения к вопросам своего здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;

4) совершенствование деятельности в области медицинского просвещения:

создание единой системы медицинского просвещения и оперативной медицинской информации, широкое привлечение средств массовой информации к популяризации здорового образа жизни, решению иных вопросов в интересах охраны здоровья населения области, развитие социальной рекламы, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности, а также услуг медицинского характера; развитие образования и просвещения населения в вопросах качества и безопасности лекарственных средств; работа среди населения по вопросам профилактики социальных болезней: алкоголизма, наркомании, заболеваний, передаваемых половым путем; планирования семьи - в целях формирования духовно-нравственного отношения к семье и материнству, рождения желанных и здоровых детей, сокращения числа абортов;

5) содействие государственным и общественным мероприятиям, направленным на сохранение и защиту нравственного здоровья общества; возможно создание сети общественных университетов и факультетов медицинских и гигиенических знаний;

6) развертывание системы специальных служб в области оказания доврачебной помощи;

7) внедрение принципа информированного согласия пациента на медицинское вмешательство;

8) правовое, организационное, информационное обеспечение учета мнений граждан по вопросам здравоохранения;

9) ответственность исполнительной власти областного уровня за обеспечение взаимодействия между системой здравоохранения и населением при непрерывном обмене информацией между ними;

10) организация общественных советов при учреждениях здравоохранения, которые могут состоять из медицинских работников и представителей населения; создание попечительских советов для привлечения дополнительных источников финансирования и реализации целевых мероприятий.

 

Глава 12. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Основные положения Концепции отражают важнейшие направления деятельности отрасли на предстоящий период и предполагают решение приоритетных задач: улучшения качества медицинской и лекарственной помощи, сохранения кадрового потенциала, реформирования первичного звена здравоохранения с ориентацией на профилактику и лечение социально значимых болезней и заболеваний, от которых общество несет наибольшие потери, совершенствования помощи матерям и детям, а также гарантированной медицинской помощи социально незащищенным категориям населения.

Основные результаты национального проекта в здравоохранении, которые будут достигнуты при его реализации в Свердловской области:

1) укрепление здоровья населения Свердловской области, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

2) повышение доступности и качества медицинской помощи;

3) укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе; оснащение поликлиник, ОВП, скорой помощи оборудованием в соответствии со стандартом;

4) повышение потенциала службы родовспоможения;

5) развитие профилактической направленности здравоохранения; восстановление диспансерной работы, оценка состояния здоровья населения по результатам дополнительной диспансеризации;

6) удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

В результате реализации Концепции прогнозируется преодоление структурных диспропорций в отрасли, повышение эффективности использования ресурсов, обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской и лекарственной помощи населению, создание системы управления качеством в здравоохранении и, как следствие, улучшение демографических показателей и показателей здоровья населения Свердловской области.

Концепция послужит основой для разработки и реализации областных программ здравоохранения, программ развития здравоохранения муниципальных образований.

В результате реализации Концепции прогнозируется улучшение следующих показателей:

 

Наименование
показателя
Единицы
измерения
Базовый
уровень
2006 год
Ожидаемый уровень
2010 год 2015 год
Младенческая
смертность
на 1000
родившихся
живыми
10,0 8,0-9,0 7,0-8,0
Материнская
смертность
на 100000
родившихся
живыми
40,0 29,0 25,0
Объем амбулаторной
помощи
число посещений
на 1000
населения
9120 9198 9200
Объем помощи в
стационарозамещающих
подразделениях
дней лечения на
1000 населения
573 577 580
Объем стационарной
помощи
число койко-дней
на 1000
населения
3160 3000 2800
Объем скорой
медицинской помощи
количество
вызовов на 1000
населения
325 320 318

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2006 г. N 1150-ПП "О Концепции развития здравоохранения Свердловской области на 2007-2015 годы


Данный нормативный правовой акт доводится до всеобщего сведения в форме неофициальной публикации и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений до дня вступления его в силу в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области


Постановлением Правительства Свердловской области от 8 июля 2013 г. N 867-ПП настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Свердловской области от 3 декабря 2009 г. N 1737-ПП