Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Думы
городского округа
Верхняя Пышма
от 27 ноября 2008 г. N 64/8
Положение
о передаче в аренду объектов муниципального нежилого фонда в городском округе Верхняя Пышма
25 декабря 2008 г., 29 января, 26 февраля 2009 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок и условия передачи в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности городского округа Верхняя Пышма (далее - городской округ), обязательные для исполнения всеми расположенными на территории городского округа организациями независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, а также органами и должностными лицами местного самоуправления, должностными лицами органов местного самоуправления.
1.2. К объектам муниципального нежилого фонда относятся находящиеся в собственности городского округа нежилые отдельно стоящие здания, строения, сооружения и нежилые помещения в них, встроенно-пристроенные нежилые помещения в жилых домах и иные объекты (далее - объекты нежилого фонда).
1.3. Органом, уполномоченным сдавать в аренду объекты нежилого фонда, является администрация городского округа в лице Комитета по управлению имуществом администрации городского округа (далее - Комитет по управлению имуществом) в рамках полномочий, определенных настоящим Положением.
1.4. Решения по вопросам, предусмотренным пунктом 2.3 настоящего Положения, Комитет по управлению имуществом принимает только после предварительного рассмотрения и согласования на Комиссии по аренде.
1.5. Комиссия по аренде создается Постановлением Главы администрации городского округа с предварительным согласованием состава Комиссии с Думой городского округа для принятия решений рекомендательного характера в сфере заключения договоров аренды, предметом которых выступают объекты нежилого фонда. Комиссия по аренде состоит из представителей администрации, Думы, Счетной палаты городского округа.
Положение о Комиссии утверждается Постановлением Главы администрации городского округа (далее - Главы администрации).
2. Права и обязанности органов местного самоуправления и создаваемых ими органов в области арендных отношений
2.1. Дума городского округа:
1) утверждает перечень особо значимых для городского округа объектов нежилого фонда, предполагаемых для сдачи в аренду;
2) ежегодно утверждает годовую базовую ставку арендной платы;
3) утверждает корректировочные коэффициенты к базовой ставке арендной платы;
4) определяет экономико-планировочные зоны городского округа (зоны деловой активности);
5) один раз в полугодие заслушивает и принимает к сведению отчет о деятельности Комитета по управлению имуществом в области арендных отношений;
6) согласовывает перечень объектов нежилого фонда, предлагаемых для сдачи в аренду на срок свыше 10 лет.
К особо значимым для городского округа объектам нежилого фонда относятся объекты системы обеспечения жизнедеятельности и безопасности населения городского округа, а также объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта).
2.2. Администрация городского округа в лице Комитета по управлению имуществом:
1) принимает заявки на заключение договора аренды объекта нежилого фонда;
2) обеспечивает проведение конкурсов/аукционов на право заключения договоров аренды объектов нежилого фонда;
3) заключает договоры аренды объектов нежилого фонда;
4) передает объекты нежилого фонда в аренду и принимает их из аренды;
5) принимает решение о возмещении расходов на капитальный ремонт объекта нежилого фонда по предварительному согласованию с Комиссией по аренде;
6) осуществляет контроль за исполнением договора аренды, в том числе за своевременным внесением арендной платы и использованием имущества в соответствии с условиями договора аренды;
7) один раз в полугодие представляет Думе городского округа отчет о деятельности Комитета по управлению имуществом в области арендных отношений;
8) готовит и представляет на рассмотрение Думы городского округа проект Решения об утверждении годовой базовой ставки арендной платы;
9) готовит и представляет на рассмотрение Думы городского округа проект Решения об утверждении перечня особо значимых для городского округа объектов нежилого фонда, предполагаемых для сдачи в аренду.
2.3. Комиссия по аренде:
1) осуществляет предварительное согласование перечня объектов нежилого фонда, предлагаемых для сдачи в аренду на срок от одного года до 10 лет;
2) осуществляет предварительное согласование решений о возмещении (отказе в возмещении) расходов на капитальный ремонт объекта нежилого фонда;
3) осуществляет предварительное согласование решений о предоставлении (отказе в предоставлении) арендатору права на передачу объекта нежилого фонда (части объекта) в субаренду;
4) осуществляет контроль за соблюдением действующего законодательства, настоящего Положения Комитетом по управлению имуществом;
5) делегирует своих представителей для участия в комиссию по проведению конкурса/аукциона.
3. Основания заключения договора аренды
3.1. Право на заключение договора аренды может быть получено на основании:
1) результатов проведения конкурса на право заключения такого договора;
2) результатов проведения аукциона на право заключения такого договора;
3) решения Комитета по управлению имуществом без проведения конкурса/аукциона, при условии получения предварительного согласия антимонопольного органа в письменной форме;
4) решения Комитета по управлению имуществом, если право на заключение договора аренды на имущество предоставляется на основании актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решения суда, вступившего в законную силу, федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения имуществом.
3.2. Информация о зданиях, строениях, иных нежилых помещениях, которые могут быть переданы в аренду, в обязательном порядке размещается в сети Интернет на официальном сайте городского округа.
3.3. Решение о проведении аукциона или конкурса на право заключения договора аренды объекта нежилого фонда, о заключении договора аренды объекта нежилого фонда на основаниях, предусмотренных подпунктами 3, 4 пункта 3.1 настоящего Положения, принимается Комитетом по управлению имуществом по собственной инициативе, по инициативе органов местного самоуправления, Комиссии по аренде, по заявлению юридического или физического лица.
Решение о проведении аукциона или конкурса на право заключения договора аренды объекта нежилого фонда, о заключении договора аренды объекта нежилого фонда на основаниях, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Положения, на срок до одного года принимается Комитетом по управлению имуществом самостоятельно, на срок до 10 лет - по согласованию с Комиссией по аренде, свыше десяти лет - по согласованию с Думой городского округа.
3.4. В решении о проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды объекта нежилого фонда, помимо условий, предусмотренных действующим законодательством, указывается:
1) наименование лица, ходатайствующего о проведении конкурса на право заключения договора аренды;
2) наименование объекта нежилого фонда, его категория (отдельно стоящее здание или сооружение, встроенно-пристроенное нежилое помещение, объект незавершенного строительства и т.д.) и назначение (офисное, складское, торговое, иное);
3) номер объекта нежилого фонда, присвоенный объекту в Реестре имущества, находящегося в собственности городского округа (далее - Реестр имущества городского округа);
4) реквизиты кадастрового паспорта объекта;
5) кадастровый и (или) инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер);
6) место нахождения объекта нежилого фонда;
7) краткое техническое описание объекта нежилого фонда;
8) основания принятия решения о проведении конкурса или аукциона;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании, в случаях, указанных в абзаце 2 пункта 3.3 настоящего Положения.
3.5. В решении о заключении договора аренды объекта нежилого фонда на основаниях, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 настоящего Положения, помимо сведений, предусмотренных пунктом 3.4 настоящего Положения, дополнительно указываются:
1) основания принятия решения о заключении договора аренды объекта нежилого фонда без проведения конкурса или аукциона;
2) реквизиты решения о предварительном согласовании, в случаях, указанных в абзаце 2 пункта 3.3 настоящего Положения;
3) реквизиты решения о предварительном согласовании антимонопольного органа.
3.6. В решении о заключении договора аренды объекта нежилого фонда на основаниях, предусмотренных подпунктом 4 пункта 3.1 настоящего Положения, помимо сведений, предусмотренных пунктом 3.4 настоящего Положения, дополнительно указываются основания принятия решения о заключении договора аренды объекта нежилого фонда.
3.7. Порядок проведения конкурсов/аукционов на право заключения договоров аренды объектов нежилого фонда и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса/аукциона устанавливаются Правительством Российской Федерации.
До установления предусмотренного порядка проведения конкурсов/аукционов на право заключения договоров конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
3.8. Заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями, которым вышеуказанные предприятия и учреждения могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
4. Заключение, изменение, расторжение договора аренды объекта нежилого фонда
4.1. Комитет по управлению имуществом при наличии оснований, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Положения, направляет проект договора аренды, составленный в соответствии с требованиями настоящего Положения, другой стороне (далее - Арендатору).
4.2. Договор заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами и исполненного в трех экземплярах, которые хранятся у Комитета по управлению имуществом, Арендатора и в архивном отделе администрации городского округа.
4.3. Договор аренды объекта нежилого фонда, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В этом случае договор заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами и исполненного в четырех экземплярах, которые хранятся у Комитета по управлению имуществом, Арендатора, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в архивном отделе администрации городского округа.
Обязанность по регистрации договора аренды определяется условиями договора аренды.
4.4. Условия, на которых объекты нежилого фонда передаются в аренду, устанавливаются в договоре аренды объекта муниципальной собственности. Проект договора аренды составляется по форме, утверждаемой Думой городского округа.
4.5. В договоре аренды объекта нежилого фонда указываются:
1) наименования и реквизиты сторон;
2) дата и номер протокола о результатах конкурса/аукциона по передаче в аренду объекта нежилого фонда или наименование решения о заключении договора аренды объекта нежилого фонда, в случае заключения договора на основаниях, предусмотренных подпунктами 3, 4 пункта 3.1 настоящего Положения;
3) данные, позволяющие определенно установить объект нежилого фонда, подлежащий передаче Арендатору в качестве объекта аренды:
- наименование объекта нежилого фонда, его категория (отдельно стоящее здание или сооружение, встроенно-пристроенное нежилое помещение, объект незавершенного строительства и т.д.) и назначение (офисное, складское, торговое, иное);
- место нахождения объекта нежилого фонда;
- площадь объекта нежилого фонда;
- реквизиты кадастрового паспорта объекта;
- кадастровый и (или) инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер);
- место нахождения объекта нежилого фонда;
- краткое техническое описание объекта нежилого фонда;
4) основания возникновения права на заключение договора аренды (реквизиты протокола проведения конкурса/аукциона или документа, которым предоставляется право на заключение договора аренды на имущество в соответствии с подпунктом 4 пункта 3.1 настоящего Положения, или решения о предварительном согласовании антимонопольного органа);
5) срок договора;
6) порядок, размеры, условия и сроки внесения арендной платы;
7) расчет арендной платы за объект нежилого фонда;
8) расчет арендной платы за земельный участок, на котором расположено отдельно стоящее здание, строение, сооружение;
9) условие о пользовании объектом нежилого фонда исключительно в соответствии с определяемым в договоре аренды назначением;
10) санкции, применяемые к Арендатору в случае невыполнения условий договора аренды;
11) возможность Комитета по управлению имуществом один раз в год изменять размер арендной платы в связи с изменением размера базовой ставки арендной платы;
12) возможность Комитета по управлению имуществом потребовать от Арендатора досрочного внесения арендной платы в установленный Комитетом по управлению имуществом срок в случае существенного нарушения Арендатором сроков внесения арендной платы;
13) месячный срок предупреждения Арендатора о расторжении договора аренды в связи с неисполнением Арендатором предусмотренных договором обязательств, при условии направления Арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок и неисполнения их Арендатором;
14) обязанность Арендатора обеспечить коммунальное обслуживание арендуемого объекта нежилого фонда и надлежащее содержание прилегающих территорий;
15) невозможность Арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу, сдавать арендованное имущество в субаренду, предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, атакже отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив;
16) иные условия.
4.6. В целях обеспечения охраны имущественных интересов городского округа в договор аренды объекта нежилого фонда могут включаться следующие условия:
1) обязанность Арендатора застраховать арендуемый объект нежилого фонда на срок договора аренды с определением в качестве выгодоприобретателя Комитета по управлению имуществом;
2) порядок проведения капитального ремонта и возмещения расходов на капитальный ремонт объекта (части объекта) нежилого фонда;
3) иные условия.
4.7. Комитет по управлению имуществом передает объект нежилого фонда Арендатору и принимает его при прекращении договора аренды по акту приема-передачи, подписываемому сторонами по форме, утверждаемой Думой городского округа.
4.8. Комитет по управлению имуществом обязан предоставить Арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению объекта нежилого фонда.
Комитет по управлению имуществом не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны Арендатору, или должны были быть обнаружены Арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.
4.9. Заключенный договор аренды является основанием для заключения Арендатором договоров об оказании коммунальных и эксплуатационных услуг, услуг по содержанию объекта нежилого фонда и прилегающей к нему территории с организацией, ответственной за эксплуатацию и обслуживание данного объекта, а также иными эксплуатационными организациями.
4.10. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
4.11. Комитет по управлению имуществом обязан производить за счет средств бюджета городского округа капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
4.11.1. В случае возникновения необходимости проведения капитального ремонта Арендатор направляет письменное обращение в Комитет по управлению имуществом с указанием на необходимость проведения капитального ремонта. Комитет по управлению имуществом в четырнадцатидневный срок с момента получения обращения организует с участием представителей администрации городского округа и других специалистов (при необходимости) техническое обследование объекта. Результаты обследования оформляются актом обследования объекта, по итогам которого принимается решение о проведении капитального ремонта или об отказе в его проведении.
4.11.2. При необходимости капитального ремонта, если договором аренды предусмотрена обязанность его проведения Арендатором, Арендатор направляет письменное обращение в Комитет по управлению имуществом с указанием сроков проведения ремонта, с приложением проекта проведения ремонта и сметы расходов на его осуществление.
Комитет по управлению имуществом в четырнадцатидневный срок с момента получения обращения организует и проводит с участием представителей администрации городского округа и других специалистов (при необходимости) техническое обследование объекта и осуществляет проверку обоснованности представленного Арендатором проекта проведения капитального ремонта и сметы расходов на капитальный ремонт. Результаты обследования и проверки оформляются актом обследования объекта и соответствующим заключением.
Разрешение на проведение капитального ремонта оформляется распоряжением Комитета по управлению имуществом.
При отсутствии необходимости проведения капитального ремонта Арендатору в четырнадцатидневный срок с момента получения обращения направляется письменный отказ.
Подготовка и оформление решения о возмещении расходов Арендатору на капитальный ремонт объекта нежилого фонда в форме уменьшения арендной платы на величину затрат Арендатора, возмещения стоимости ремонта или зачета ее в счет арендной платы производится после подписания акта приемки выполненных работ по окончании ремонта. Указанные документы и проект решения направляются в Комиссию по аренде для предварительного согласования.
Возмещение расходов Арендатору производится после оформления дополнительного соглашения к договору аренды.
4.11.3. При необходимости капитального ремонта, если договором аренды не предусмотрена обязанность его проведения Арендатором, но существует неотложная необходимость его проведения, Арендатор направляет письменное обращение в Комитет по управлению имуществом с предложением об осуществлении капитального ремонта за счет собственных средств с последующим возмещением расходов. К обращению прилагаются документы, предусмотренные пунктом 4.11.2 настоящего Положения. Предоставление разрешения на проведение капитального ремонта и заключение дополнительного соглашения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4.11.2 настоящего Положения.
Решением Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 26 февраля 2009 г. N 69/8 в пункт 4.12 настоящего положения внесены изменения
4.12. Арендатор не вправе без письменного согласия Комитета по управлению имуществом передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу, сдавать арендованное имущество в субаренду, предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Комитет по управлению имуществом может принять решение разрешить Арендатору совершать какие-либо из действий, перечисленных в предыдущем абзаце, при условии согласования этого решения с Комиссией по аренде с соблюдением требований, предусмотренных действующим антимонопольным законодательством.
4.13. Все изменения и дополнения договора аренды оформляются в виде дополнительных соглашений в письменной форме за подписью уполномоченных лиц. Дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью договора.
5. Изменение, расторжение договора аренды
5.1 Договор прекращает свое действие по соглашению сторон, а также по волеизъявлению одной из сторон в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим гражданским законодательством.
5.2. По требованию Комитета по управлению имуществом договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда Арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью Арендатора.
5) иные основания досрочного расторжения договора по требованию Комитета по управлению имуществом, предусмотренные договором.
5.3. Комитет по управлению имуществом вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления Арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
5.4. По требованию Арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:
1) Комитет по управлению имуществом не предоставляет имущество в пользование Арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;
2) переданное Арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены Комитетом по управлению имуществом при заключении договора, не были заранее известны Арендатору и не должны были быть обнаружены Арендатором во время осмотра имущества или проверки его' исправности при заключении договора;
3) Комитет по управлению имуществом не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре - в разумные сроки;
4) имущество в силу обстоятельств, за которые Арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования;
5) иные основания досрочного расторжения договора по требованию Комитета по управлению имуществом, предусмотренные договором.
5.5. При прекращении договора аренды Арендатор обязан вернуть Комитету по управлению имуществом имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Если Арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, Комитет по управлению имуществом обязан потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных убытков, Комитет должен потребовать их возмещения.
5.6. При прекращении договора аренды арендованный объект нежилого фонда должен быть возвращен Комитету по управлению имуществом с соблюдением правил, предусмотренных действующим законодательством.
6. Порядок определения арендной платы
6.1. Величина годовой арендной платы за объект нежилого фонда устанавливается в договоре аренды по следующей формуле:
,
где:
- площадь передаваемого объекта нежилого фонда;
БС - годовая базовая ставка арендной платы за один квадратный метр площади объекта;
... - корректировочные коэффициенты.
6.2. Базовая ставка арендной платы ежегодно утверждается Решением Думы по представлению Комитета по управлению имуществом.
6.3. Корректировочные коэффициенты утверждаются Решением Думы городского округа.
6.4. Изменение размера арендной платы в связи с изменением базовой ставки или корректировочных коэффициентов к ней является обязательным для сторон и оформляется путем подписания дополнительного соглашения к договору аренды.
6.5. Величина годовой арендной платы за пользование земельным участком, на котором расположено отдельно стоящее здание, строение, сооружение, устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области.
Фактическая площадь земельного участка под объектом нежилого фонда, переданным в аренду, должна соответствовать площади застройки по данным органов технической инвентаризации с учетом прилегающей к объекту нежилого фонда территории, необходимой для его обслуживания и нормального функционирования (организации отдельного входа, тротуара, стоянки автомашин и т.п.).
6.6. Арендная плата перечисляется в местный бюджет ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 1/12 от годовой суммы арендной платы.
6.7. В случае невнесения Арендатором платежа в сроки, установленные договором аренды, начисляется пеня в размере 0,5 процента от суммы долга за каждый день просрочки.
7. Учет и контроль за использованием переданных в аренду объектов
7.1. Контроль за сохранностью и использованием переданных в аренду объектов осуществляет Комитет по управлению имуществом.
7.2. Все изменения характеристик объектов нежилого фонда, связанные с их арендой, учитываются в Реестре имущества городского округа на основании данных, предоставляемых Арендаторами и уполномоченными органами.
7.3. В случае несоблюдения Арендаторами условий договоров аренды, требований действующего законодательства администрация городского округа обязана принять все предусмотренные законодательством, настоящим Положением и договором аренды меры воздействия на недобросовестных Арендаторов, включая обращение в суд и досрочное расторжение договора аренды.
7.4. Комитет по управлению имуществом обязан вести реестр всех заключенных договоров аренды на электронных и бумажных носителях. На бумажном носителе Комитет по управлению имуществом ведет журнал, прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью должностного лица, ответственного за ведение реестра договоров, председателя Комитета по управлению имуществом. Журнал является документом строгой отчетности, подтирки и подчистки не допускаются.
В журнале должна содержаться следующая информация:
- порядковый номер;
- дата выдачи (почтового отправления) документа (договора, дополнительного соглашения);
- наименование, категория, назначение объекта нежилого фонда;
- наименование Арендатора;
- местонахождение Арендатора и иные реквизиты;
- место нахождения объекта нежилого фонда;
- площадь объекта нежилого фонда;
- срок, на который заключен договор;
- подпись Арендатора в получении экземпляра документа (договора, дополнительного соглашения) или реквизиты почтового уведомления об отправке.
7.5. Один раз в полугодие Комитет по управлению имуществом представляет в Думу городского округа отчет о деятельности в области арендных отношений.
Отчет должен содержать следующую информацию:
- количество заключенных договоров аренды имущества за отчетный период;
- перечень объектов нежилого фонда, являющихся предметом договоров аренды;
- количество проведенных конкурсов;
- количество проведенных аукционов;
- количество объектов нежилого фонда, предоставленных по иным основаниям;
- сумму, поступившую от арендной платы за год;
- иную информацию по требованию Думы городского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.