Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда А.В. Гусева, судей Н.А. Жилина, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина, с участием гражданки К.М. Порываевой, обратившейся с запросом в Уставный Суд, представителей: Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области - А.Ф. Суслова, Губернатора Свердловской области - И.Н. Литвиновой, рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области части 1 пункта 4 статьи 4 и пункта 3 статьи 5 Областного закона "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.А. Жилина, объяснения заявительницы, представителей органов, принявших оспариваемый акт, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. В Уставный Суд Свердловской области обратилась гражданка Порываева Клавдия Михайловна, проживающая в городе Екатеринбурге Свердловской области, с запросом о соответствии Уставу Свердловской области части 1 пункта 4 статьи 4 и пункта 3 статьи 5 Областного закона "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области".
Заявительница является участницей Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы по общему заболеванию. По ее мнению, часть 1 пункта 4 статьи 4 оспариваемого Областного закона, которой установлена дополнительная мера социальной поддержки - ежемесячное пособие на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи, в размере 150 рублей только для инвалидов Великой Отечественной войны первой группы, а также пункт 3 статьи 5 этого Закона, устанавливающий перечень дополнительных мер социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны, в котором ежемесячное пособие на пользование услугами местной телефонной связи не предусмотрено, противоречат Федеральному закону "О ветеранах", приравнивающему участников Великой Отечественной войны - инвалидов по общему заболеванию к инвалидам Великой Отечественной войны, и не соответствуют Уставу Свердловской области.
2. Конституция Российской Федерации (статья 7) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Из предписаний Конституции Российской Федерации вытекает обязанность государства создавать лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, условия, обеспечивающие достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, оказывать им меры социальной поддержки как в натуральной, так и в денежной форме.
Федеральный закон "О ветеранах" (пункт 1 статьи 10, статьи 14-19, 21) относит социальную поддержку инвалидов и участников Великой Отечественной войны к обязательствам Российской Федерации, осуществляемым за счет средств федерального бюджета, и предусматривает, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (пункт 2 статьи 15).
Законодатель субъекта Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (статья 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Установление таких мер социальной поддержки не является обязанностью субъекта Российской Федерации и осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации при наличии финансовых возможностей.
При введении такой дополнительной меры социальной поддержки, как ежемесячное пособие на пользование услугами местной телефонной связи, областной законодатель мог учитывать федеральное регулирование, приравнивающее участников Великой Отечественной войны - инвалидов по общему заболеванию по объему предоставляемых льгот к инвалидам Великой Отечественной войны, либо определить собственные критерии нуждаемости в этой льготе и категории ветеранов, на которые она распространяется. К компетенции Уставного Суда решение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на получение данного пособия, на чем настаивает заявительница, не относится.
Руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 67, 70, 73, 75, 78, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать часть 1 пункта 4 статьи 4 и пункт 3 статьи 5 Областного закона "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" соответствующими Уставу Свердловской области.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 29 января 2010 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области части 1 пункта 4 статьи 4 и пункта 3 статьи 5 Областного закона "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 3 февраля 2010 г. N 30 стр. 4, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 17 марта 2010 г., N 1-1 (2010), ст. 80