Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 января 2010 г. N Ф09-11146/09-С6 по делу N А50-28087/2009
Дело N А50-28087/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Мындря Д.И., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее - Управление регистрационной службы) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.10.2009 по делу N А50-28087/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей не обеспечили.
Судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено ходатайство открытого акционерного общества "Акционерный банк "ГПБ-Ипотека" (далее - общество "ГПБ-Иоптека") о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество "ГПБ-Ипотека" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Управления регистрационной службы об отказе в регистрации прав (уведомление от 07.08.2009 N 21/34/2009-749), обязании Управления регистрационной службы зарегистрировать договор последующей ипотеки квартиры от 19.06.2009 N 2403-09ДПИ/59П-001.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.10.2009 (судья Кульбакова Е.В.) заявленные требования удовлетворены. Решение Управления регистрационной службы об отказе обществу "ГПБ-Ипотека" в регистрации прав на недвижимое имущество от 02.08.2009 за N 21/34/2009-749 признано незаконным. На Управление регистрационной службы возложена обязанность осуществить государственную регистрацию договора последующей ипотеки квартиры от 19.06.2009 N 2403-09ДПИ/59П-001.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 (судьи Скромова Ю.В., Гребенкина Н.А., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление регистрационной службы просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 26, 45, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав). Заявитель считает, что им правомерно отказано в государственной регистрации договора, поскольку представленное в регистрирующий орган платежное поручение от 17.07.2009 N 652 не подтверждает исполнение обществом "ГПБ-Ипотека" обязанности по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав в связи с тем, что содержащаяся в нем информация не свидетельствует об уплате государственной пошлины непосредственно обществом "ГПБ-Ипотека". При этом, по мнению заявителя, указание в графе "Назначение платежа" данного общества не подтверждает, что именно оно является плательщиком государственной пошлины. Управление регистрационной службы полагает, что документом, подтверждающим исполнение обязанности по уплате государственной пошлины в рассматриваемом случае, может выступать только платежный документ, содержащий в графе "Плательщик" указание на общество "ГПБ-Ипотека". Заявитель также указывает, что его позиция подтверждается письмом заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2009 N 03-05-06-03/32, в котором разъяснено, что уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество организацией может быть произведена через представителей, однако при этом в платежных документах должно быть указано, что государственная пошлина уплачена именно организацией за совершение в отношении нее юридически значимых действий и именно за счет ее собственных денежных средств. При этом, как считает Управление регистрационной службы, Министерство финансов Российской Федерации уполномочено давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в связи с чем данное письмо неправомерно не принято судами во внимание при вынесении обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ГПБ-Ипотека" 06.07.2009 обратилось в Управление регистрационной службы с заявлением о государственной регистрации договора от 19.06.2009 N 2403-09ДПИ/59П-001 последующей ипотеки квартиры, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. Косьвинская, д. 13, кв. 32.
Уведомлением от 07.08.2009 N 21/34/2009-749 Управление регистрационной службы сообщило обществу "ГПБ-Ипотека" об отказе в государственной регистрации права, ссылаясь на непредставление им документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за регистрацию договора.
Общество "ГПБ-Ипотека", полагая, что данный отказ является неправомерным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из того, что платежное поручение от 17.07.2009 N 652, свидетельствующее об уплате государственной пошлины закрытым акционерным обществом "ПермьРегионИпотека" (далее - общество "ПермьРегионИпотека") за общество "ГПБ-Ипотека" по доверенности от 22.04.2009 N 2403-04/4473, является надлежащим доказательством уплаты государственной пошлины обществом "ГПБ-Ипотека" за государственную регистрацию права.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о государственной регистрации прав к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами предъявляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины (п. 4 ст. 16 Закона о государственной регистрации прав).
Основания для отказа в государственной регистрации прав и прекращение государственной регистрации прав предусмотрены в ст. 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно п. 1 указанной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Судами установлено, что основанием отказа в государственной регистрации договора последующей ипотеки квартиры от 19.06.2009 N 2403-09ДПИ/59П-001 в рассматриваемом случае послужило отсутствие документа, подтверждающего уплату обществом "ГПБ-Ипотека" государственной пошлины за регистрацию права.
Согласно п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственной пошлиной является сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся, в частности, за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой (ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. 1, 3 ст. 29 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования указанных норм налогового законодательства и учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в информационном письме от 29.05.2008 N 118, суды обоснованно исходили из того, что государственная пошлина может быть уплачена заявителем через законного или уполномоченного представителя, однако при этом к платежному документу должны быть приложены доказательства, подтверждающие, что указанное в платежном документе лицо наделено правом уплатить государственную пошлину за заявителя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного информационного письма следует читать как 29 мая 2007 г.
При этом, установив, что с заявлением о государственной регистрации права в качестве доказательства уплаты государственной пошлины обществом "ГПБ-Ипотека" представлено платежное поручение от 17.07.2009 N 652, свидетельствующее об уплате государственной пошлины обществом "ПермьРегионИпотека" за общество "ГПБ-Ипотека" по доверенности от 22.04.2009 N 2403-04/4437 с приложением указанной доверенности, предоставляющей, в частности, право уплачивать государственную пошлину, суды пришли к верному выводу о том, что в Управление регистрационной службы обществом "ГПБ-Ипотека" представлены все необходимые для регистрации документы, в том числе, подтверждающие уплату государственной пошлины, в связи с чем отказ в государственной регистрации по указанным в уведомлении от 07.08.2009 N 21/34/2009-749 основаниям не может быть признан законным.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе и о непринятии судами во внимание письма заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2009 N 03-05-06-03/32, в соответствии с положениями которого платежное поручение от 17.07.2009 N 652 не может быть признано надлежащим доказательством уплаты обществом "ГПБ-Ипотека" государственной пошлины за регистрацию права, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебного акта в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 05.10.2009 по делу N А50-28087/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2010 г. N Ф09-11146/09-С6 по делу N А50-28087/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника