Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 августа 2010 г. N Ф09-6066/10-С4 по делу N А71-19384/2009-Г22
Дело N А71-19384/2009-Г22
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Матанцева И.В., судей Азанова П.А., Крюкова А.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска (далее - муниципальное образование "Город Ижевск") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.02.2010 по делу N А71-19384/2009-Г22 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Эхнатон" (далее - компания "Эхнатон" к муниципальному учреждению "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска" (далее - муниципальное учреждение), муниципальному образованию "Город Ижевск", Управлению по социальной поддержке населения города, делам семьи, материнства и детства администрации г. Ижевска о взыскании задолженности по муниципальному контракту.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Компания "Эхнатон" обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному учреждению о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 26.05.2009 N 1 в сумме 543 964 руб.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.01.2010 в порядке, установленном ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по ходатайству ответчика с согласия истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное образование "Город Ижевск", Управление по социальной поддержке населения города, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска.
Решением суда от 25.02.2010 (судья Сидоренко О.А.) с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" взыскано 543 964 руб. долга по муниципальному контракту и 10 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 (судьи Крымджанова М.С., Няшин В.А., Хаснуллина Т.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление судов в части взыскания задолженности с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска за счет казны указанного муниципального образования и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, поскольку муниципальное учреждение, являясь самостоятельным юридическим лицом и муниципальным заказчиком по спорному муниципальному контракту, в силу ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам и ответственность финансового органа по обязательствам бюджетных учреждений законодательством не предусмотрена, то муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Заявитель также указывает, что кредиторская задолженность по муниципальному контракту числится в реестре денежных обязательств за учреждением, с лицевого счета которого списываются денежные средства при осуществлении расчетов. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что на основании ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования в суде в качестве представителя ответчика выступает главный распорядитель бюджетных средств, которым в данном случае является Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства администрации г. Ижевска.
Как следует из материалов дела, между компанией "Эхнатон" (подрядчик) и муниципальным учреждением (заказчик) 26.05.2009 заключен муниципальный контракт N 1 на выполнение работ по текущему ремонту зрительного зала в муниципальном учреждении "Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района города Ижевска" (п. 1.1 контракта). Согласно п. 2.1, 2.2 цена контракта (стоимость работ) составляет 730 000 руб. и является неизменной.
В соответствии с п. 5.1, 5.2 контракта оплата выполненных работ производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика на основании подписанного акта формы КС-2 и представленного счета-фактуры.
В подтверждение факта выполнения подрядчиком предусмотренных контрактом от 26.05.2009 работ на сумму 730 000 руб. в материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ формы КС-3, подписанные сторонами без возражений (л.д. 15-18, 22-25, 30-31).
Оплата выполненных и сданных подрядчиком работ, принятых заказчиком без замечаний, произведена последним частично, в сумме 186 036 руб. (платежное поручение от 24.09.2009 N 188), задолженность по оплате составила 543 964 руб., что подтверждается также актом сверки взаимных расчетов между подрядчиком и заказчиком за период с января 2009 г. по ноябрь 2009 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании суммы задолженности по оплате работ, выполненных в соответствии с контрактом от 26.05.2009.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, приняв во внимание, что факт наличия долга в заявленной ко взысканию сумме ответчиками не отрицается, суды удовлетворили исковые требования за счет казны муниципального образования "Город Ижевск".
В соответствии со ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Муниципальными заказчиками по муниципальному контракту могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (п. 3 ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 4 названного Федерального закона).
Из материалов дела усматривается, что муниципальное учреждение при заключении муниципального контракта от 26.05.2009 получило полномочия муниципального заказчика и при исполнении контракта действовало в интересах и от имени муниципального образования "Город Ижевск". Окончательный расчет за выполненные работы заказчик должен был произвести после подписания им актов выполненных работ и предъявления подрядчиком платежных документов за счет средств бюджета г. Ижевска в пределах соответствующих бюджетных ассигнований.
Судами установлено, что обязательства по оплате выполненных подрядчиком по контракту от 26.05.2009 работ в сумме 543 964 руб. не исполнены. При этом доказательств перечисления муниципальному учреждению денежных средств для осуществления расчетов с истцом в материалах дела не содержится.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что источником финансирования работ, выполняемых по контракту, является бюджет муниципального образования, в подтверждение чего в материалах дела имеются извещение о проведении открытого аукциона и уведомление о лимитах бюджетных обязательств N 751, суды обоснованно взыскали задолженность по муниципальному контракту от 26.05.2009 с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск".
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.02.2010 по делу N А71-19384/2009-Г22 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 августа 2010 г. N Ф09-6066/10-С4 по делу N А71-19384/2009-Г22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника