Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 августа 2010 г. N Ф09-5601/10-С3 по делу N А47-15945/2004
Дело N А47-15945/2004
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Гавриленко О.Л., Жаворонкова Д.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Спецстроевец-6" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2010 по делу N А47-15945/2004 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Инспекции Министерства по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Орска (правопреемник - Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орску; далее - инспекция, налоговый орган) от 15.09.2004 N 60 в части взыскания транспортного налога в сумме 103 333 руб. 98 коп., соответствующих пеней в сумме 36 373 руб. 50 коп. за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда от 26.01.2010 (судья Галиаскарова З.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 (судьи Степанова М.Г., Малышев М.Б., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судебными актами по делам N А47-14043/2003 и N А47-4353/2004 установлено, что транспортные средства, с которых исчислен транспортный налог в 2003 году, у плательщика отсутствовали, поскольку были переданы в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие Орская городская продовольственная компания" (далее - общество "СХП ОГПК"), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Общество считает, что судом необоснованно не привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МРЭО ГИБДД г. Орска.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, инспекцией вынесено решение от 15.09.2004 N 60 о взыскании за счет имущества налогоплательщика 201 210 руб. 83 коп., в том числе 149 083 руб. 72 коп. налогов, 52 127 руб. 11 коп. пеней в пределах сумм, указанных в требованиях от 07.05.2003 N 251, от 15.08.2003 N 654, от 10.12.2003 N 230, от 29.01.2004 N 793, от 28.02.2004 N 885, от 15.03.2004 N 1437, от 08.04.2004 N 1632, от 11.05.2004 N 2173, от 08.07.2004 N 2917, от 23.07.2004 N 3437, от 23.08.2004 N 4114 об уплате налога (сбора), а также пеней с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.
В соответствии с расшифровкой задолженности к решению N 60 сумма транспортного налога, подлежащего взысканию составила - 103 333 руб. 98 коп., пени по транспортному налогу - 36 573 руб. 50 коп.
Требованием от 20.05.2003 N 251 плательщику предложено уплатить в срок до 17.05.2003 транспортный налог за 2003 год в сумме 68 295 руб. по сроку уплаты 25.03.2003, исчисленный плательщиком самостоятельно в налоговой декларации по транспортному налогу за 2003 год.
Требованием от 15.08.2003 N 654 плательщику предложено уплатить транспортный налог в сумме 105 095 руб. 99 коп. по сроку уплаты 25.06.2003, в том числе: транспортный налог в сумме 68 295 руб., исчисленный обществом самостоятельно и отраженный в налоговой декларации по транспортному налогу, со сроком уплаты 25.06.2003, и транспортный налог в сумме 53 429 руб., доначисленный инспекцией по результатам проверки данной декларации на основании докладной записки, решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.03.2003.
Решение от 20.03.2003 обществом не оспорено, возражений относительно доначислений в данном деле не заявлено. Инспекцией учтены уплата налога в сумме 16 628 руб. 01 коп. и уменьшение плательщиком транспортного налога на 59 087 руб. по уточненной налоговой декларации за 2003 год, представленной в инспекцию 20.01.2004. Налог плательщиком уменьшен в связи со снятием с регистрационного учета 22 транспортных средств.
Требованием от 15.08.2003 N 654 налогоплательщику также предлагалось уплатить соответствующие пени по транспортному налогу в сумме 10 144 руб. 18 коп.
В адрес общества направлялись требования об уплате пеней, начисленных на указанную сумму недоимки по транспортному налогу за 2003 год: от 10.12.2003 N 230 на сумму 7889 руб. 28 коп., от 29.01.2004 N 793 на сумму 2687 руб. 63 коп., от 28.02.2004 N 885 на сумму 2687 руб. 56 коп., от 15.03.2004 N 1437 на сумму 2514 руб. 20 коп., от 08.04.2004 N 1632 на сумму 2687 руб. 61 коп., от 11.05.2004 N 2173 на сумму 2600 руб. 89 коп., от 08.07.2004 N 2917 на сумму 2687 руб. 58 коп., от 23.07.2004 N 3437 на сумму 2600 руб. 92 коп., от 23.08.2004 N 4114 на сумму 1085 руб. 90 коп.
Решением инспекции от 15.09.2004 N 60 с плательщика решено взыскать за счет его имущества транспортный налог, соответствующие пени, исчисленные плательщиком самостоятельно по налоговой декларации за 2003 год и доначисленные налоговым органом по результатам проверки этой декларации, инспекцией учтено уменьшение плательщиком налога по уточненной налоговой декларации в связи со снятием с учета 22 транспортных средств и уплаченный налог.
Считая решение инспекции от 15.09.2004 N 60 недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из обоснованности доначисления инспекцией транспортного налога и пеней и недоказанности обществом принятия мер, устраняющих обстоятельства, препятствующие снятию с учета выбывших из владения транспортных средств.
В силу п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Согласно ст. 8 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 N 322/66-111-ОЗ "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся организациями, обязаны были ежегодно не позднее 20 марта года налогового периода представлять в налоговый орган по местонахождению зарегистрированных транспортных средств налоговую декларацию о причитающихся с них авансовых платежах налога в текущем году по форме, указанной в приложении к данному Закону.
Организации уплачивают авансовые платежи равными долями в два срока: не позднее 25 марта и 25 июня года налогового периода.
В случае изменения причитающейся к уплате суммы налога в течение года (увеличение или уменьшение количества транспортных средств, возникновение или отмена права на льготу) по окончании налогового периода производится перерасчет суммы исчисленного налога с учетом коэффициента пользования транспортными средствами и внесенных авансовых платежей.
Порядок государственной регистрации автотранспортных средств установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Обязанность по регистрации транспортных средств и изменению регистрационных данных в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, возложена на собственников транспортных средств, а также лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами.
Судами установлено, что на дату подачи налоговой декларации по транспортному налогу за 2003 год - 20.03.2003, спорные транспортные средства зарегистрированы за обществом.
Перерегистрация части транспортных средств в августе, сентябре, декабре 2003 года не повлияла на сумму транспортного налога, предъявленную ко взысканию на основании оспариваемого акта, поскольку по этому эпизоду налогоплательщиком была подана уточненная налоговая декларация, в данных лицевого счета налогоплательщика отражен налог к уменьшению.
Факт выбытия транспортных средств из владения общества в августе 2002 года, в отношении которых исчислен транспортный налог за 2003 год, не имеет правового значения для возникновения и прекращения обязанности по уплате транспортного налога.
Обществом не представлено доказательств наличия препятствий для снятия автотранспорта и спецтехники с учета после передачи на баланс общества общество "СХП ОГПК", а также принятия необходимых мер в целях устранения препятствий для осуществления этих действий.
Ссылка на справку МРЭО ГИБДД г. Орска от 14.01.2005 о том, что с заявлением о снятии транспортных средств с учета общество обратилось 31.08.2002, несостоятельна, так как из указанной справки и заявления не возможно определить, в отношении каких транспортных средств и какого их количества общество заявило о снятии с учета.
Вместе с тем судами верно указано на то, что данный довод не имеет отношения к предмету настоящего спора, поскольку транспортный налог исчислен плательщиком самостоятельно, доначислений по этому основанию инспекцией не производилось, плательщик в связи с выбытием транспортных средств корректировку налога не производил и на данное обстоятельство не ссылается.
Ввиду того, что не представлено доказательств снятия спорных транспортных средств с учета, имеются основания для исчисления и уплаты транспортного налога за 2003 год, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения инспекции от 15.09.2004 N 60. Оснований для привлечения МРЭО ГИБДД г. Орска к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, не имеется.
Обжалуемые судебные акты не затрагивают прав и законных интересов МРЭО ГИБДД г. Орска, осуществляющего государственную регистрацию автотранспортных средств.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, о том, что судами не проверено соблюдение налоговым органом порядка привлечения общества к ответственности по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком декларации по транспортному налогу, не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению, поскольку предметом оспаривания по данному делу решение инспекции от 20.03.2003 не является.
Иных доводов, касающихся оспариваемого решения о взыскании транспортного налога и соответствующих сумм пеней за счет имущества налогоплательщика, кассационная жалоба общества не содержит.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2010 по делу N А47-15945/2004 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Спецстроевец-6" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Спецстроевец-6" из средств федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 08.07.2010
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2010 г. N Ф09-5601/10-С3 по делу N А47-15945/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника