Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 августа 2010 г. N Ф09-5969/10-С1 по делу N А60-57614/2009-С12
Дело N А60-57614/2009-С12
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) в лице Южного отделения N 7004 (далее - Сбербанк России) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2010 по делу N А60-57614/2009-С12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Сбербанка России - Митрясова М.Н. (доверенность от 26.05.2010 N 01-2/19/У274).
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Сбербанк России обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом (далее - комитет) об отказе в допуске к участию в аукционе по продаже городского имущества.
Определением суда от 22.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Центральный банк Российской Федерации (далее - Центробанк России).
Решением суда от 09.02.2010 (Кудинова Ю.В.)в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 (судьи Мещерякова Т.И., Васева Е.Е., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сбербанк России просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), ст. 2, 8 Федерального закона 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Закон N 86-ФЗ), ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, ограничения, установленные в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 178-ФЗ, на Сбербанк России не распространяются, поскольку Центробанк России при участии в уставном капитале Сбербанка России выступает собственником от своего имени, а не от лица Российской Федерации. Кроме того, заявитель указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам
Комитет в отзыве указал, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласен, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, комитетом во исполнение решения Екатеринбургской городской Думы от 13.10.2009 N 41/10 "Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности по адресам: г. Екатеринбург, ул. Братская, 10а, лит В; ул. Луначарского, 21, лит. А; ул. Шейнкмана, 30, ул. Попова, 21, лит. В и обыкновенных именных бездокументарных акций закрытого акционерного общества "Телерадиовещательная компания "Студия-41" для продажи на аукционе", Постановления Главы г. Екатеринбурга от 05.10.2009 N 4385 "Об утверждении условий приватизации муниципального имущества, расположенного по адресам: г. Екатеринбург, ул. Братская, 10а, лит В; ул. Луначарского, 21, лит. А; ул. Шейнкмана, 30, ул. Попова, 21, лит. В и обыкновенных именных бездокументарных акций закрытого акционерного общества "Телерадиовещательная компания "Студия-41" объявлено о проведении открытого аукциона по продаже муниципального имущества, в том числе части здания общей площадью 736,8 кв.м (по кадастровому паспорту ЕМУП "БТИ" от 29.07.2008 помещения первого этажа N 1-50, назначение нежилое, свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Екатеринбург" от 20.12.2005, запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.07.2001 г. N 66-01/01/176/2001-277) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Братская, 10 а, лит. В.
Сбербанком России 13.11.2009 подана заявка на участие в аукционе по продаже находящегося в муниципальной собственности имущества.
Уведомлением от 16.11.2009 N 02.12-24-2793 Сбербанку России было отказано в допуске к участию в аукционе на том основании, что представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 178-ФЗ. Основанием для отказа в допуске участию в аукционе явилось то обстоятельство, что Сбербанк России является юридическим лицом, в уставном капитале которого доля Российской федерации превышает 25%.
Не согласившись с данным решением, Сбербанк России обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия отказа комитета в допуске Сбербанка России к участию в аукционе по продаже муниципального имущества п. 1 ст. 5 Закона N 178-ФЗ.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 178-ФЗ покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1.1 устава Сбербанка России учредителем заявителя является Центробанк России. Из положений п. ЗЛО Устава следует, что не менее 50% голосующих акций плюс одна голосующая акция (контрольный пакет) Сбербанка России принадлежит Центробанку России.
Согласно ст. 2 Закона N 86-ФЗ уставный капитал и иное имущество Центробанка России являются федеральной собственностью.
Пунктом 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подп. 1 п. 2 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на муниципальную собственность" к объектам государственной собственности относится государственная казна Российской Федерации, в частности, средства Центробанка России.
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, к которым относятся органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Законом N 86-ФЗ Центробанк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Центробанка России, включая золотовалютные резервы Центробанка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Центробанка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Действующим законодательством установлен особый правовой статус Центробанка России (ч. 2 ст. 75 Конституцией Российской Федерации). Данный факт нашел отражение в официально опубликованных определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О и от 15.01.2003 N 45-0, согласно которым Центробанк России является публичным юридическим лицом, полномочия которого по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти. Основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
Статьей 8 Закона N 86-ФЗ установлено, что Центробанк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами, в то же время действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Центробанка России в капитале Сбербанка России.
Поскольку участие Центробанка России в уставном капитале Сбербанка России как владельца контрольного пакета акций (50% плюс одна акция) означает участие Российской Федерации в уставном капитале Сбербанка России, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа комитета Сбербанку России в допуске к участию в аукционе, поскольку последний является юридическим лицом, в уставном капитале которого доля Российской Федерации превышает 25%.
Доводы Сбербанка России о том, что Центробанк России не является органом государственной власти в отношениях, связанных с его участием в уставном капитале Сбербанка России, судом кассационной инстанции отклоняются в связи с вышеизложенным.
Кроме того, указанному доводу дана надлежащая правовая оценка апелляционного суда, который обоснованно отклонил указанный довод Сбербанка России, поскольку из анализа действующего законодательства и сложившейся судебной практики следует, что Центробанк России выполняет функции органа власти, то есть осуществляет функции государства.
Иные доводы Сбербанка России, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судами первой и апелляционной инстанций и по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2010 по делу N А60-57614/2009-С12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) в лице Южного отделения N 7004 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2010 г. N Ф09-5969/10-С1 по делу N А60-57614/2009-С12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника