Постановление Избирательной комиссии Свердловской области
от 26 июля 2007 г. N 13/72
"О Примерном порядке реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса при проведении выборов в органы местного самоуправления"
Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 27 августа 2009 г. N 19/65 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Избирательного кодекса Свердловской области Избирательная комиссия Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Примерный порядок реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении выборов в органы местного самоуправления (прилагается).
2. Направить настоящее постановление органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления, нижестоящим избирательным комиссиям, избирательным объединениям, средствам массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на секретаря Комиссии Райкова В.И.
Председатель Избирательной |
В.Д. Мостовщиков |
комиссии Свердловской
области
За секретаря Избирательной |
Т.Г. Устинова |
комиссии Свердловской
области
Порядок
реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении выборов в органы местного самоуправления
(утв. постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 26 июля 2007 г. N 13/72)
1. Общие положения
1.1. Статус и гарантии деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, участвующих в выборах в органы местного самоуправления, определены положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон), Избирательным кодексом Свердловской области (далее по тексту - Кодекс).
1.2. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
1.3. От имени кандидатов в депутаты, кандидатов на должность главы муниципального образования вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица.
2. Статус кандидата
2.1. Гражданин Российской Федерации приобретает статус кандидата в депутаты, кандидата на должность главы муниципального образования (далее - кандидат) с момента представления в соответствующую избирательную комиссию (избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования) - на выборах главы муниципального образования, окружную избирательную комиссию по выборам депутатов представительного органа муниципального образования (далее - соответствующая избирательная комиссия) заявления кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, главы муниципального образования.
2.2. Статус кандидата утрачивается в следующих случаях:
1) с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата по основаниям, установленным Федеральным законом;
2) с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения об аннулировании регистрации кандидата на основании поданного кандидатом, зарегистрированным кандидатом заявления о снятии своей кандидатуры: данное заявление может быть подано в любое время, но не позднее установленного законом срока;
3) с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения об аннулировании регистрации кандидата на основании решения избирательного объединения об отзыве кандидата, выдвинутого данным избирательным объединением. Решение избирательного объединения об отзыве кандидата, зарегистрированного кандидата может быть принято в порядке и по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, не позднее установленного законом срока;
4) отмены судом регистрации кандидата;
5) аннулирования регистрации кандидата в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом и Кодексом;
6) с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов.
2.3. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
2.4. Кандидат имеет право:
1) организовывать сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения со дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении;
2) заключать с гражданами, осуществляющими сбор подписей, договор об оказании данной услуги с оплатой за счет средств своего избирательного фонда;
3) обращаться к гражданам Российской Федерации и юридическим лицам за помощью в формировании избирательного фонда кандидата;
4) назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам;
5) обращаться в соответствующую избирательную комиссию за разъяснениями порядка сбора подписей и представления иных документов для регистрации, получать образцы соответствующих документов;
6) присутствовать на заседаниях соответствующей избирательной комиссии, участковых избирательных комиссий;
7) присутствовать при проверке, проводимой соответствующей избирательной комиссией, представленных кандидатом, иными кандидатами, подписей избирателей;
8) представлять документы, необходимые для регистрации, в установленные сроки;
9) назначать доверенных лиц (в количестве до 20 человек - кандидат на должность главы муниципального образования, до 10 человек - кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования) и отзывать этих лиц в любое время с обязательным уведомлением соответствующей избирательной комиссии;
10) вести предвыборную агитацию со дня выдвижения кандидата за исключением агитации через СМИ;
11) получать реквизиты специального счета для внесения избирательного залога и вносить избирательный залог на указанный счет;
12) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
2.5. Кандидат обязан:
1) соблюдать требования законов и выполнять решения соответствующих избирательных комиссий;
2) не позднее дня представления документов для регистрации открыть специальный избирательный счет в филиале Уральского банка Сберегательного банка Российской Федерации и представить реквизиты этого счета в соответствующую избирательную комиссию;
3) осуществлять сбор подписей избирателей путем заполнения подписных листов, оформленных по установленной Кодексом форме; при наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости - с обязательным указанием соответствующих сведений о себе в подписном листе;
4) не допускать превышения количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, более чем на 10 процентов;
5) в случае отказа от участия в выборах или непредставления документов для регистрации кандидата - до представления итогового финансового отчета, но не ранее возврата соответствующей избирательной комиссией средств, внесенных в качестве избирательного залога (если избирательный залог был внесен), возвратить неизрасходованные денежные средства избирательного фонда гражданам и юридическим лицам в размере, пропорциональном пожертвованиям, закрыть специальный избирательный счет и представить финансовый отчет по установленной форме в соответствующую избирательную комиссию;
6) в период избирательной кампании оплачивать рекламу коммерческой и иной, не связанной с выборами, деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, не допускается.
3. Особенности статуса зарегистрированного кандидата
3.1. Статус зарегистрированного кандидата возникает с момента принятия решения соответствующей избирательной комиссией о регистрации кандидата и сохраняется до опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, за исключением случаев досрочного выбытия кандидата.
3.2. Зарегистрированный кандидат имеет право:
1) на освобождение от работы, службы в любой день и на любое время со дня своей регистрации в качестве кандидата и до дня официального опубликования результатов выборов;
2) на назначение наблюдателей на каждый избирательный участок;
3) на свободное проведение в установленные сроки агитации в допускаемых законом формах и законными методами;
4) на продолжение ведения своего избирательного фонда, образованного до регистрации;
5) на защиту своих прав в административном и судебном порядках;
6) на подачу в соответствующую избирательную комиссию письменного заявления об отказе от участия в выборах либо о снятии своей кандидатуры;
7) на осуществление иных прав, предусмотренных Федеральным законом, Кодексом.
3.3. Зарегистрированный кандидат обязан:
1) соблюдать и обеспечить соблюдение требований Федерального закона, Кодекса и правовых актов Избирательной комиссии Свердловской области, правовых актов соответствующей избирательной комиссии о порядке и правилах ведения агитационной деятельности, финансирования избирательной кампании, иные требования законодательства;
2) не использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах своего избрания;
3) представлять в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты о размерах, источниках формирования и расходов денежных средств из избирательного фонда: первый финансовый отчет - вместе с документами, необходимыми для регистрации кандидата, итоговый финансовый отчет - не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов;
4) соблюдать запреты и ограничения при осуществлении определенных видов деятельности, установленные Федеральным законом, Кодексом для кандидата.
4. Обязанности организаций по обеспечению гарантий
деятельности кандидатов
4.1. Избирательные комиссии, осуществляющие подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности каждого кандидата, зарегистрированного кандидата.
4.2. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований не вправе создавать преимущества, чинить препятствия предвыборной деятельности какого-либо из кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
4.3. Органы местного самоуправления по предложению соответствующих избирательных комиссий не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов. Зарегистрированным кандидатам должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится соответствующей избирательной комиссией, по предложению которой выделены эти места, до сведения кандидатов.
4.4. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
4.5. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.
4.6. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.
4.7. В отношении зарегистрированного кандидата без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) не может быть возбуждено уголовное дело. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) в качестве обвиняемого по уголовному делу, заключен под стражу или подвергнут в судебном порядке административному наказанию. При даче соответствующего согласия прокурор обязан известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
5. Доверенные лица кандидатов
5.1. Кандидат на должность главы муниципального образования вправе назначить до 20 доверенных лиц, кандидат в депутаты представительного орган муниципального образования вправе назначить до 10 доверенных лиц.
5.2. Доверенными лицами могут быть совершеннолетние дееспособные граждане Российской Федерации.
Доверенными лицами кандидатов не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.
5.3. Для регистрации доверенных лиц кандидат представляет письменное заявление с просьбой о регистрации доверенных лиц с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий), места жительства каждого из представляемых на регистрацию граждан. К данному заявлению прилагаются поданные на имя кандидата заявления каждого из представляемых лиц о согласии быть доверенным лицом, в которых должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства доверенного лица.
Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
Вышеназванные документы представляются кандидатами в соответствующую избирательную комиссию.
5.4. Соответствующая избирательная комиссия в течение трех дней после получения документов, указанных в пункте 5.3 настоящего Порядка, регистрирует доверенных лиц кандидатов. После регистрации доверенным лицам выдаются удостоверения установленного образца.
5.5. На период полномочий доверенного лица администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
5.6. Доверенные лица кандидатов вправе:
1) осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную (организационную, представительскую и другую) деятельность, способствующую избранию кандидата;
2) представлять перед избирателями выборные программы кандидатов;
3) выступать на собраниях, встречах с гражданами, митингах, принимать участие в публичных дебатах и дискуссиях, демонстрациях, шествиях и пикетах, иных агитационных публичных мероприятиях;
4) участвовать в организации агитационных мероприятий, для чего обращаться с заявлениями в государственные органы, органы местного самоуправления и получать необходимое содействие, подавать заявки на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетов, иных публичных мероприятий в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования;
5) присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях соответствующей избирательной комиссии и участковых избирательных комиссий;
6) знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов;
7) участвовать в жеребьевке, проводимой соответствующей избирательной комиссией, при определении порядка предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам;
8) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
9) присутствовать при рассмотрении собственных жалоб и заявлений на заседаниях вышестоящей избирательной комиссии;
10) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
5.7. Доверенным лицом при осуществлении своих полномочий предъявляется удостоверение установленного образца и документ, удостоверяющий личность.
5.8. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.
5.9. Доверенные лица кандидатов не вправе:
1) участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации, если они являются журналистами и иными творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации;
2) вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий;
3) осуществлять подкуп избирателей лично либо с привлечением третьих лиц: вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления;
4) заниматься благотворительной деятельностью лично, а также с привлечением зарегистрированных после начала избирательной кампании организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются доверенные лица;
5) обращаться с просьбами, поручениями к иным физическим и юридическим лицам в период избирательной кампании об осуществлении благотворительной деятельности (в том числе от имени доверенного лица);
6) обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям;
7) осуществлять от имени кандидата действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом.
5.10. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать не более одного доверенного лица каждого кандидата.
5.11. Кандидат, назначивший доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, при этом указанное лицо направляют в соответствующую избирательную комиссию письменное уведомление об отзыве доверенного лица (доверенных лиц). Соответствующая избирательная комиссия на основании обращения кандидата своим решением аннулирует выданное отозванному доверенному лицу (доверенным лицам) удостоверение, о чем незамедлительно информирует участковые избирательные комиссии, а также отозванное доверенное лицо (доверенных лиц).
5.12. Кандидат вправе, по установленной пунктом 5.3 настоящего Порядка процедуре, назначить новое доверенное лицо (доверенных лиц) взамен отозванного (отозванных).
5.13. Полномочия доверенных лиц прекращаются со дня опубликования общих данных о результатах выборов или с момента досрочного выбытия кандидата.
6. Уполномоченные представители кандидатов на выборах
6.1. Кандидаты вправе назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
6.2. Уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов регистрируются соответствующей избирательной комиссией (не ранее дня регистрации выдвижения кандидата) на основании представления кандидата, зарегистрированного кандидата и письменного заявления лица о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам. В представлении кандидата указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
Уполномоченным представителям по финансовым вопросам соответствующая избирательная комиссия выдает удостоверения. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата действует на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной кандидатом.
6.3. Кандидат вправе в любое время отозвать (прекратить полномочия) уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив об этом соответствующую избирательную комиссию.
6.4. Срок полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата начинается со дня их регистрации и истекает со дня представления в соответствующую избирательную комиссию итогового финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата.
6.5. Уполномоченные представители по финансовым вопросам не вправе осуществлять от имени кандидата действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом.
6.6. Уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов обязаны соблюдать запреты и ограничения при ведении определенных видов деятельности, установленные законодательством о выборах.
7. Члены избирательных комиссий с правом
совещательного голоса
7.1. Со дня представления документов для регистрации кандидат вправе назначить в соответствующую избирательную комиссию одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию.
Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования) одного члена этой комиссии с правом совещательного голоса.
7.2. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
7.3. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, судьи, прокуроры, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов избирательных комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
7.4. Уполномоченные представители избирательного объединения, кандидат для назначения члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса представляют в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором указывают фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию и номер паспорта или заменяющего документа, адрес места жительства, место работы и занимаемую должность (род занятий), номер служебного или домашнего телефона, две фотографии (без уголка) размером 3х4 назначаемого ими члена комиссии с правом совещательного голоса.
7.5. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе осуществлять предоставленные ему Федеральным законом и Кодексом полномочия с момента получения соответствующей избирательной комиссией заявления избирательного объединения, кандидата.
7.6. Избирательные комиссии выдают членам комиссии с правом совещательного голоса удостоверения, форма которых устанавливается Избирательной комиссией Свердловской области.
7.7. При осуществлении членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса своих полномочий он обязан соблюдать требования законодательства о выборах и регламента соответствующей избирательной комиссии.
7.8. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса:
1) заблаговременно, в соответствии с регламентом избирательной комиссии, извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки избирательных бюллетеней по кандидатам;
6) вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
7) вправе осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
7.9. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса могут входить в состав рабочих групп, образованных соответствующей избирательной комиссией при реализации ею полномочий по подготовке и проведении выборов с соблюдением ограничений, указанных в п. 7.10 настоящего Порядка.
7.10. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса не вправе:
1) выдавать и подписывать избирательные бюллетени, открепительные удостоверения;
2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;
3) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;
4) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.
7.11. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу.
7.12. Полномочия членов окружных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий.
Если кандидату отказано в регистрации либо регистрация кандидата аннулирована или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.
7.13. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными Федеральным законом, Кодексом правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия.
7.14. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу. Указанные полномочия могут быть переданы другому лицу в порядке, предусмотренном пунктом 7.4 настоящего Порядка.
7.15. За кандидатом, который был избран, в течение срока полномочий указанного лица сохраняется право назначения члена избирательной комиссии муниципального образования, территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывшего.
8. Статус наблюдателей на выборах
8.1. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, могут назначить наблюдателя на каждый избирательный участок на территории соответствующего избирательного округа, а также в избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
8.2. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
8.3. Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в период досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.
8.4. Наблюдатели вправе присутствовать в окружной избирательной комиссии при определении результатов выборов, составлении протоколов о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
8.5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменном направлении, выданном зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8.2 настоящего Порядка. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
8.6. Документ, указанный в пункте 8.5 настоящего Порядка, может быть предъявлен в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 8.3 настоящего Порядка, в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования) или окружную избирательную комиссию - в период досрочного голосования в этих избирательных комиссия и с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
8.7. Наблюдатель может иметь нагрудный знак (бейдж). Форма нагрудного знака наблюдателя устанавливается избирательной комиссией муниципального образования (территориальной избирательной комиссией с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования).
8.8. Наблюдатели вправе:
1) знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 8.3 настоящего Порядка;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 8.3 настоящего Порядка;
6) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
7) знакомиться с протоколами участковых избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от участковых избирательных комиссий заверенные копии указанных протоколов;
8) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в избирательную комиссию;
9) обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
8.9. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
8.10. Наблюдатель немедленно удаляется из помещения для голосования, если он нарушает закон о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
9. Ответственность за нарушение статуса кандидата, зарегистрированного
кандидата, доверенных лиц, уполномоченных представителей, членов
избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей
при проведении выборов в органы местного самоуправления
9.1. Нарушение кандидатом, доверенными лицами, уполномоченными представителями кандидатов, избирательных объединений, членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателями положений Федерального закона, Кодекса, регламентирующих их статус, права и обязанности, является основанием для привлечения указанных лиц к ответственности, установленной федеральными законами.
9.2. Нарушение организациями, должностными лицами норм Федерального закона, Кодекса, регулирующих статус кандидата, доверенных лиц, уполномоченных представителей кандидатов, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, наблюдателей, может служить основанием для привлечения их к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок определяет статус и гарантии деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, участвующих в выборах в органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации приобретает статус кандидата в депутаты, кандидата на должность главы муниципального образования с момента представления в соответствующую избирательную комиссию заявления кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, главы муниципального образования.
От имени кандидатов в депутаты, кандидатов на должность главы муниципального образования вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица. Определены основания утраты статуса кандидата, перечень гарантий, права и обязанности, особенности статуса зарегистрированного кандидата, обязанности организаций по обеспечению гарантий деятельности кандидатов Определен статус доверенных лиц и уполномоченных представителей кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, а также наблюдателей на выборах.
Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 26 июля 2007 г. N 13/72 "О Примерном порядке реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса при проведении выборов в органы местного самоуправления"
Текст постановления размещен на сайте Избирательной комиссии Свердловской области в Internet (http://www.ikso.org)
Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 27 августа 2009 г. N 19/65 настоящее постановление признано утратившим силу