Постановление Избирательной комиссии Свердловской области
от 16 августа 2007 г. N 15/82
"О Примерном порядке организации предвыборной агитации
при проведении выборов в органы местного самоуправления"
Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 25 июня 2009 г. N 16/52 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Избирательного кодекса Свердловской области Избирательная комиссия Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Примерный порядок организации предвыборной агитации при проведении выборов в органы местного самоуправления (Прилагается).
2. Направить настоящее постановление органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления, нижестоящим избирательным комиссиям, избирательным объединениям, средствам массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Устинову Т.Г., заместителя председателя Комиссии.
Председатель
Избирательной комиссии
Свердловской области |
В.Д. Мостовщиков |
Секретарь
Избирательной комиссии
Свердловской области |
В.И. Райков |
Примерный порядок
организации предвыборной агитации при проведении выборов в органы
местного самоуправления
(утв. постановлением Избирательной комиссии Свердловской области
от 16 августа 2007 г. N 14/82)
1. Общие положения
Правовые основы организации предвыборной агитации при проведении выборов в органы местного самоуправления (далее - выборы) составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности", иные федеральные законы, Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.10.2003 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова", Избирательный кодекс Свердловской области (далее - Избирательный кодекс), иные законы Свердловской области.
Понятие, признаки предвыборной агитации, права и обязанности кандидатов по ее проведению, ограничения и запреты установлены статьями 44-56 Федерального закона и статьями 59-70 Избирательного кодекса.
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается за одни сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается за одни сутки до дня голосования.
Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном Федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.
2. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах
телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, в том числе для представления избирателям предвыборных программ.
Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных Избирательным кодексом, также бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).
Зарегистрированный кандидат не вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов.
Бесплатное и платное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом до предоставления эфирного времени, печатной площади.
Договор на предоставление эфирного времени, печатной площади заключается в простой письменной форме. Дата заключения договора должна быть более ранней, чем дата предоставления эфирного времени, печатной площади. Сторонами договора являются кандидаты (их доверенные лица), с одной стороны и организация телерадиовещания, редакция периодического печатного издания, - с другой стороны.
При предоставлении эфирного времени, печатной площади за плату размер оплаты предоставляемых услуг должен соответствовать расценкам и иным условиях предоставления эфирного времени, печатной площади, указанным в сведениях, представленных в организующую выборы избирательную комиссию.
При предоставлении платного эфирного времени, печатной площади оплата должна производиться исключительно из соответствующего избирательного фонда кандидата.
В ходе осуществления кандидатами агитационной деятельности на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях не допускается использование преимуществ должностного или служебного положения, под которым, в частности, подразумевается доступ (обеспечение доступа) к муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с Избирательным кодексом.
3. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио
Предоставление бесплатного эфирного времени при проведении выборов на муниципальных каналах осуществляется по результатам жеребьевки, проводимой этими организациями телерадиовещания среди кандидатов, не позднее установленного законом срока.
Организация телерадиовещания является юридическим лицом и должна иметь свидетельство о регистрации, лицензию, свое средство массовой информации (теле- и (или) радиопрограмму). Организации телерадиовещания вправе заключать договоры с другими средствами массовой информации (теле- и (или) радиопрограммами) в целях предоставления последним эфирного времени, в том числе и в интересах агитации.
Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, времени выхода в эфир и другие условия) на муниципальных каналах.
Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период по рабочим дням, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
Общий объем бесплатного эфирного времени, которое муниципальные каналы предоставляют для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из указанных каналов не менее 30 минут по рабочим дням.
Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий. Данное правило не применяется, если на каждого кандидата, зарегистрированного по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, приходится менее пяти минут из общего объема бесплатного эфирного времени.
В совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания зарегистрированные кандидаты могут участвовать только лично, а представители зарегистрированных кандидатов для участия в таких совместных агитационных мероприятиях не допускаются, за исключением случаев тяжелой болезни или стойкого расстройства здоровья зарегистрированного кандидата, нахождения его в следственном изоляторе, изоляторе временного содержания, выезда за пределы территории соответствующего избирательного округа в связи с болезнью близких родственников.
При проведении совместных агитационных мероприятий телерадиокомпания назначает ведущего предвыборных дебатов, "круглого стола" и информирует об этом их участников при опубликовании графика предоставления эфирного времени.
Ведущий обеспечивает соблюдение порядка проведения дебатов, "круглого стола", предварительно согласованного с участниками, предлагает им ответить на вопросы других участников либо на вопросы телезрителей, радиослушателей.
Ведущий не вправе:
1) нарушать определенный организаторами (участниками) дебатов, "круглого стола" порядок их проведения;
2) ограничивать время выступления участника дебатов, "круглого стола", если иное не предусмотрено порядком их проведения, согласованным с его участниками, либо если это не обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для данной передачи;
3) отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборных дебатов, "круглого стола".
Участник предвыборных дебатов, "круглого стола" обязан:
1) соблюдать выработанный порядок проведения дебатов, "круглого стола";
2) вести дискуссию в рамках этических норм, не допускать оскорбительных, заведомо ложных, унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других участников дебатов, "круглого стола";
3) выполнять обоснованные требования ведущего.
Зарегистрированный кандидат вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается.
Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение бесплатного эфирного времени, предоставляемого зарегистрированному кандидату, отказавшемуся участвовать в указанном мероприятии.
По результатам жеребьевки этими организациями телерадиовещания составляется график предоставления бесплатного эфирного времени с указанием конкретной даты и времени выхода в эфир. График утверждается территориальной (муниципальной) избирательной комиссией (на выборах главы муниципального образования) и соответствующей окружной комиссией (на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований).
При подготовке и проведении жеребьевки устанавливается следующий порядок и правила:
1) Территориальная (муниципальная), окружная избирательная комиссия соответственно не позднее 7 дней до дня проведения жеребьевки публикует порядок и правила проведения жеребьевки в газете;
2) жеребьевка проводится среди зарегистрированных кандидатов;
3) в жеребьевке принимают участие: представители организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, члены территориальной (муниципальной) избирательной комиссии с правом решающего голоса или члены окружной комиссии соответственно, зарегистрированные кандидаты или их доверенные лица, представители иных средств массовой информации;
4) перед проведением жеребьевки с разъяснениями о предоставляемых возможностях для проведения агитации и условиях предоставления эфирного времени выступают представители соответствующих организаций телерадиовещания;
5) возможности для проведения агитации через средства массовой информации предоставляются отдельно каждому зарегистрированному кандидату;
6) дебаты, дискуссии, другие совместные агитационные мероприятия проводятся отдельно среди зарегистрированных кандидатов;
7) график предоставления бесплатного эфирного времени утверждается в соответствии с пунктом 6 статьи 66 Избирательного кодекса соответствующей избирательной комиссией и публикуется в муниципальной газете.
В случае, если зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки откажется от использования бесплатного эфирного времени, он обязан в срок, установленный договором на предоставление бесплатного эфирного времени (как правило, не позднее чем за два дня до выхода в эфир), сообщить об этом соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся время по своему усмотрению за исключением целей агитации.
Муниципальные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени организациями телерадиовещания должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза.
Зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число кандидатов.
Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 6 статьи 65 Избирательного кодекса, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир).
4. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных
изданиях
Редакции муниципальных печатных изданий обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами.
Общий минимальный объем площади, которую муниципальное печатное издание бесплатно предоставляет зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 15% от общего объема ее еженедельной печатной площади.
Общий объем бесплатной печатной площади распределяется между зарегистрированными кандидатами путем деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов.
Бесплатные публикации агитационных материалов зарегистрированных кандидатов осуществляются по графику, утверждаемому соответствующей избирательной комиссией.
График предоставления бесплатной печатной площади с указанием конкретной даты составляется редакцией периодического печатного издания по результатам жеребьевки, проводимой ею среди зарегистрированных кандидатов не позднее установленного законом срока с участием заинтересованных лиц.
Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, вправе резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату. Общий объем печатной площади, резервируемой для платного предоставления, определяется редакцией муниципального периодического печатного издания самостоятельно.
Размер и условия оплаты предоставляемой на платной основе печатной площади должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов.
Зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной площади печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов.
Для обеспечения равенства условий предоставления печатной площади возможно проведение редакцией печатного СМИ жеребьевки среди зарегистрированных кандидатов, изъявивших желание получить печатную площадь за плату.
5. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных
публичных мероприятий
Кандидаты вправе осуществлять агитацию посредством агитационных публичных мероприятий с момента их выдвижения.
Агитационное публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, избирательного объединения.
Целью агитационного публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни, побуждающих избирателей к голосованию за кандидатов на выборах.
Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в целях предвыборной агитации регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Избирательным кодексом, Законом Свердловской области "О порядке подачи уведомления о проведении на территории Свердловской области публичного мероприятия".
Органы исполнительной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам в организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.
Организатор публичного мероприятия подает письменное уведомление о проведении на территории Свердловской области публичного мероприятия в уполномоченный в соответствии с муниципальными правовыми актами на рассмотрение уведомлений о проведении публичных мероприятий орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется провести соответствующее публичное мероприятие (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), а в случаях, предусмотренных законом, - в Правительство Свердловской области.
Письменное уведомление о проведении на территории Свердловской области публичного мероприятия подается его организатором в Правительство Свердловской области в случаях:
1) если публичное мероприятие планируется одновременно провести в двух или более муниципальных образованиях;
2) если публичное мероприятие в форме собрания, митинга, пикетирования, иной сочетающей эти формы или эти и иные формы акции планируется провести на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, в которых размещаются высшие органы государственной власти Свердловской области либо Уставный Суд Свердловской области.
Уведомление о проведении собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия в Правительство Свердловской области, уполномоченный орган местного самоуправления. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
В уведомлении указываются цель, форма и место проведения мероприятия или маршруты движения, время его начала и окончания, предполагаемое количество участников, формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении мероприятия, данные об организаторах публичного мероприятия и лиц, уполномоченных выполнять распорядительские функции по организации и проведению мероприятия. Также в уведомлении обязательно указывается дата подачи уведомления.
Уведомление о проведении публичного мероприятия рассматривается соответствующими уполномоченными органами не позднее чем в семидневный срок.
Правительство Свердловской области, лицо, уполномоченное на рассмотрение подобных уведомлений в муниципальном образовании, в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязаны:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства;
3) назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
Правительство Свердловской области, уполномоченный орган местного самоуправления вправе предложить обратившимся организаторам публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления иные место и время проведения публичного мероприятия, а также предложить устранить несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства. При этом организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до проведения мероприятия информировать Правительство Свердловской области или уполномоченный орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Публичные мероприятия должны проводиться в соответствии с целями, указанными в уведомлении, а также в определенные сроки и в обусловленном месте. При проведении массового мероприятия его организаторы и другие участники обязаны соблюдать законодательство, не нарушать общественный порядок.
Не допускается иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, а также для причинения материального ущерба.
Организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.
Избирательные комиссии обязаны содействовать кандидатам в проведении агитационных публичных мероприятий. Указанное содействие предполагает учет помещений, пригодных для использования их в соответствии с законом для проведения собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий; проведение совместно с органами местного самоуправления организационной работы по обеспечению своевременного предоставления таких помещений, определению порядка пользования ими с учетом равенства прав всех зарегистрированных кандидатов.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям сведения о помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Соблюдая принцип равенства прав кандидатов, соответствующие избирательные комиссии должны определить временные рамки использования указанных помещений для встреч кандидатов.
Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении.
Нарушения порядка и правил проведения публичного мероприятия являются основаниями его приостановления или прекращения в соответствии со статьями 15-17 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
6. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных
агитационных материалов
Кандидаты вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в соответствующую избирательную комиссию.
Вместе с указанными материалами должно быть также представлено уведомление, содержащее сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Запрещается изготовление и распространение агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата и с нарушением требований, установленных законом.
Кандидатам должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится соответствующими избирательными комиссиями до кандидатов.
Запрещается размещать печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
В соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия относятся:
1) памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;
2) ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
3) достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
7. Ограничения при проведении предвыборной агитации
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" под злоупотреблением свободой массовой информации понимается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
Как злоупотребление свободой массовой информации в соответствии с указанным Законом Российской Федерации должно квалифицироваться использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а также распространение в средствах массовой информации сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
К формам злоупотребления свободой массовой информации отнесено осуществление экстремистской деятельности. Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" устанавливает, что экстремистской деятельностью признается:
1) деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
2) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
3) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
4) совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
5) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
6) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
7) публичное и заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или Свердловской области, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей вышеперечисленных деяний, являющихся преступлением;
8) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
Распространение экстремистских материалов на территории Российской Федерации запрещено.
В соответствии с рекомендациями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в целях реализации полномочий комиссий по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил информирования избирателей, ведения предвыборной агитации, в том числе для недопустимости злоупотребления свободой массовой информации в части распространения материалов (информации) экстремистской направленности при избирательных комиссиях создаются рабочие группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов.
Такие группы должны отслеживать появление указанной продукции и направлять ее экспертам в области филологии, конфликтологии для проведения лингвистических исследований и установления наличия /отсутствия экстремистской цели. Соответствующее экспертное заключение должно являться основой для выявления экстремистских материалов, распространения информации или продукции такого характера.
Одновременно с направлением материалов на исследование соответствующие избирательные комиссии обращаются в правоохранительные органы для пресечения распространения данных материалов.
При получении заключений эксперта, представлений правоохранительных органов и иных документов соответствующие избирательные комиссии направляют весь пакет документов в суд для привлечения лиц, виновных в осуществлении экстремистской деятельности, к административной или уголовной ответственности.
Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата в период избирательной кампании, осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, не допускается.
Под коммерческой деятельностью в данном случае понимается любая деятельность, направленная на получение прибыли, в том числе предпринимательская деятельность. В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Под иной, не связанной с выборами деятельностью, понимается благотворительная, научная, творческая, политическая, спортивная и т.п. деятельность.
Кандидаты, их доверенные лица, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью.
Статьей 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Территориальные (муниципальные), окружные и участковые избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раскрываются основные условия проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации, посредством публичных мероприятий.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается за одни сутки до дня голосования, в день голосования и в предшествующий ему день любая агитация запрещается.
Каждому из зарегистрированных кандидатов предоставляется бесплатное эфирное время на муниципальных каналах на равных условиях (продолжительность эфирного времени, времени выхода в эфир и другие условия).
Редакции муниципальных печатных изданий обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов кандидатов, при этом общий минимальный объем площади, которую муниципальное печатное издание бесплатно предоставляет зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 15% от общего объема ее еженедельной печатной площади. График публикации таких материалов утверждается соответствующей избирательной комиссией.
Злоупотребление свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации не допускается. Примером такого злоупотребления является использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 16 августа 2007 г. N 15/82 "О Примерном порядке организации предвыборной агитации при проведении выборов в органы местного самоуправления"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 25 июня 2009 г. N 16/52 настоящее постановление признано утратившим силу