Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5. Модель "Единый закупщик энергоресурсов"
(альтернативный вариант)
В свете разработки и последующем принятии закона "О теплоснабжении",# Программа может быть откорректирована.
Так, реализация экономической модели "Единый закупщик энергоресурсов" (далее - Единый закупщик) позволит централизовать инвестиционную составляющую в тарифе теплоснабжающих организаций (надбавку к тарифу) для приобретения и установки подомовых и поквартирных приборов учета, организовать эксплуатацию приборного парка, коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя, подготовку и выставление финансовых счетов на оплату (биллинг).
Принцип работы организации, выполняющей функции единого закупщика, весьма прост - закупка на конкурсной основе тепловой энергии и теплоносителя с последующей продажей ее потребителям на безальтернативной основе (рис. 12).
Модель Единого закупщика является организационно-экономическим механизмом, обеспечивающим конкурентный отбор поставщиков тепловой энергии для общегородской системы централизованного теплоснабжения с учетом технических возможностей источников тепла и сетевой инфраструктуры города.
Выбор поставщиков и заключение с ними договоров при использовании модели Единого закупщика производится с целью минимизации стоимости закупаемой тепловой энергии.
Модель Единого закупщика - дополнительный механизм по удержанию действующих и привлечению новых потребителей в городскую систему централизованного теплоснабжения. Это даст возможность управлять эффективностью энергоснабжения в целом и как следствие - снижать тарифы на централизованное тепло.
Тариф (цена) тепловой энергии для потребителей складывается из суммы:
средневзвешенной цены тепловой энергии, закупаемой у поставщиков;
сетевого тарифа на передачу тепловой энергии (с учетом потерь);
средневзвешенной цены резервов мощности;
сбытовой надбавки, включающей компенсацию всех издержек и премию за выполнение функций единого закупщика;
выплаты акционерам и муниципалитету;
инвестиции.
Схема Единого закупщика осуществима в крупных городах, имеющих разветвленные кольцевые сети, плотную застройку, плоский рельеф местности и мощные теплоисточники, принадлежащие разным владельцам.
Наиболее просто схема реализуется при выделении в отдельное предприятие тепловых сетей.
Возможен вариант введения внешней управляющей компании, осуществляющей функции единого закупщика. Оптимальный вариант для городов, где магистральные тепловые сети являются муниципальными, либо у частных акционеров нет блокирующего пакета в АО.
"Рисунок 12. Формирование тарифа Единого закупщика"
Муниципалитет по конкурсу отбирает управляющую компанию сроком на 3-5 лет, ей передаются в управление теплосетевые активы. Управляющая компания реализует возможные элементы конкуренции теплоисточников исходя из критериев общесистемной экономии.
Введение системы единого закупщика наиболее значимо для территорий с холодным климатом и, соответственно,# высокой социальной значимостью теплоснабжения, где удельные затраты тепловой энергии на отопление (кв.м) чрезвычайно велики, что предопределяет высокие затраты населения на отопление квартир.
Таким образом, муниципалитет, представляя интересы потребителей, может решить задачу обеспечения качественного, надежного теплоснабжения за минимальную цену.
Одной из основных функций деятельности Единого закупщика является сбытовая деятельность, которая немыслима без измерения и коммерческого учета покупаемой и продаваемой тепловой энергии. Работа по коммерческому учету покупаемой и продаваемой тепловой энергии и теплоносителя может быть организована как силами самого Единого закупщика, так и по договору с энерго-сервисными компаниями, специализирующимися на коммерческом учете и биллинге.
Модель Единого закупщика имеет свои плюсы и минусы:
Положительные стороны.
Единый тариф для населения.
1. Отсутствие системы предоставления дотаций районам города.
2. Централизация расчетов, субсидий.
3. Прозрачность тарифа для потребителей.
4. Введение единой инвестиционной составляющей (надбавка к тарифу).
5. Коммерческий учет тепловой энергии.
Отрицательные стороны.
1. Возможность банкротства единого закупщика.
2. Наличие или отсутствие значительного имущества.
3. Проблемы обеспечения единых требований к качеству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.