Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Концепция развития системы учета энергоресурсов
Принимая во внимание выводы, сделанные участниками обсуждения концепции Программы "Внедрение подомового и поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды", а также опыт ряда Российских# городов (Ханты-Мансийский автономный округ, г. Пермь, г. Новосибирск, г.Омск) и зарубежных стран (Германия, Голландия и др.), необходимо создание Биллинговой компании,# способной за счет собственных и привлеченных средств обеспечить комплексную реализацию программы установки, эксплуатации, сервисного обслуживания, сбора и обработки данных подомовых и поквартирных приборов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды.
4.1. Сфера деятельности и основные функции
Биллинговой компании
4.1.1. Биллинговая компания создается как коммерческая организация в форме акционерного общества (закрытого или открытого типа.)
4.1.2. Целью деятельности Биллинговой# компании является выполнение работ в сфере энергетического сервиса, создание приборного парка на основе собственных и привлеченных средств, эксплуатация и содержание приборного парка, оказание услуг по оценке объемов потребления коммунальных услуг (теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и др.), считывание и обработка получаемой информации и предоставление ее для расчета платежей за услуги, мониторинг энергопотребления в жилищной сфере, выполнение городских социально-экономических заказов, удовлетворение иных общественных потребностей, получение прибыли от данной деятельности.
4.1.3. Общая схема взаимодействия биллинговых компаний с участниками сферы учета энергоресурсов представлена на рис. 6.
"Рисунок 6. Участники системы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды"
Как видно из представленной схемы, только биллинговые компании смогут обеспечить необходимое взаимодействие и соблюдение интересов основных участников сферы учета энергоресурсов.
4.1.4. В сферу деятельности биллинговых компаний попадают как установленные ранее, так# вновь устанавливаемые приборы учета, приобретаемые за счет разных источников финансирования, их поверка, ремонт (рис. 7).
"Рисунок 7. Сфера деятельности биллинговых компаний"
4.1.5. Предполагаемое организационное обеспечение учета ресурсов основывается на вхождении в сферу учета энергоресурсов частных (муниципальных) биллинговых компаний и их взаимодействии с управляющими жилищными компаниями, поставщиками ресурсов, населением и ЕМУП "ЕРЦ" (рис. 8).
При этом организационно-правовой формой, наиболее соответствующей условиям рыночных отношений, является акционерное общество (рис. 8а).
Предлагаемая схема обеспечения учета ресурсов четко разделяет функции биллинговых и управляющих жилищных компаний в сфере оказания услуг населению,# в соответствии с договорами, заключенными с:
Администрацией города;
поставщиками ресурсов;
управляющими жилищными компаниями;
биллинговыми компаниями;
населением (в т.ч. ТСЖ, ЖСК);
ЕМУП "ЕРЦ"
"Рисунок 8. Организационное обеспечение учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в жилом фонде г. Екатеринбурга"
"Рисунок 8а. Структура "АО"
4.2. Экономические аспекты Программы "Внедрение подомового и
поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды"
4.2.1 Источники финансирования Программы
В схеме финансирования системы учета ресурсов предполагается задействовать (табл. 8):
собственные средства биллинговой компании;
средства поставщиков коммунальных услуг;
управляющих жилищных компаний;
средства городского бюджета;
средства инвесторов;
средства населения.
Привлеченные средства используются в двух направлениях:
1. На приобретение и установку приборов учета, где источниками финансирования проекта являются:
собственные средства (уставный капитал, чистая прибыль) и привлеченные средства АО;
средства предприятий - поставщиков услуг в части инвестиционной составляющей в тарифе (надбавки к тарифу);
собственные средства управляющих жилищных организаций, в том числе за счет экономии средств от оплаты энергоресурсов;
бюджетные средства в части выделения целевых средств для установки приборов учета малоимущим гражданам, многодетным семьям, ветеранам войн;
средства иностранных инвесторов - производителей приборов как источник приобретения приборов учета на более выгодных условиях и рассрочкой платежа;
средства населения, в том числе потребительские кредиты для населения.
2. На содержание и эксплуатацию приборов учета, где источниками финансирования проекта являются:
управляющие муниципальные организации - за счет тарифной составляющей на ремонт и содержание внутридомового оборудования;
граждане, проживающие в государственном и муниципальном жилищном фонде# - за счет введения в оплату жилья тарифа за услугу по ремонту и обслуживанию квартирных приборов учета.
Таблица 8
Источники финансирования
Программы "Внедрение подомового и поквартирного учета
холодной и горячей воды"
N п/п |
Виды деятельности |
Источники финансирования | |||||
Акционерные общества (биллинговые компании) |
Поставщики коммунальных услуг |
Управляющие жилищные организации |
Бюджет муниципаль- ного образования "город Екатерин- бург" |
Граждане, прожива- ющие в государст- венном и муниципа- льном жилищном фонде |
Инвестор | ||
1. | Приобретение приборов учета |
1.Уставный капитал 2.Чистая прибыль 3.Заемные средства |
1. Инвести- ционная состав- ляющая в тарифе |
1. Собственные средства 2. Заемные и привлеченные средства 3. Экономия средств от снижения потребления энергоресурсов |
1. Целевые программы |
1.Собст- венные средства 2. Заемные средства |
1. Пос- тавка оборудо- вания на выгодных условиях |
2. | Установка приборов учета |
- | - | ||||
3. | Эксплуатация (ремонт, поверка, техническое обслуживание) |
1. Средства обслуживаемых предприятий 2. Тариф для населения |
- | 1. Тарифная составляющая в части ремонта внутридомового оборудования 2. Экономия средств от снижения потребления энергоресурсов |
1. Оплата жилья (тариф за услугу по ремонту и обслужива- нию квартирных приборов учета) |
- |
|
4. | Сбор, обработка, представление данных по показаниям приборов учета |
1. Собственные средства предприятий |
- |
- |
4.2.2. Надбавка к тарифу поставщиков коммунальных услуг
Руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"# органы местного самоуправления наделяются полномочиями утверждения инвестиционной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, установления надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры (п. 1, п. 2. ст. 5 ФЗ).
Надбавки к ценам (тарифу) устанавливаются в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (п. 12. ст. 2 ФЗ).
Финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования, а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 1. ст. 10 ФЗ).
Считаем целесообразным:
- при установке подомовых приборов учета (после проведенной инвентаризации приборов учета, установленных ранее в жилых зданиях), при определении надбавки к тарифу организаций коммунального комплекса применять дифференцированный тариф, учитывающий источник финансирования;
- при установке квартирных приборов учета холодной и горячей воды учитывать заявительный характер потребителей услуг;
- надбавку не распространять на домовладельцев, устанавливающих приборы учета всех видов и типов (подомовых, поквартирных) за счет собственных средств;
Таким образом, создаются экономические предпосылки для решения вопроса финансирования большей части Программы за счет средств предприятий - производителей (поставщиков) энергоресурсов.
Расчет инвестиционной составляющей в тарифе ресурсоснабжающих организаций приведен в таблицах 9 и 10.
Таблица 9
Расчет удорожания стоимости 1 литра воды при введении
инвестиционной составляющей тарифа для приобретения поквартирных
приборных блоков учета холодной и горячей воды
(за счет средств водоснабжающих предприятий)
N | Наименование показателей | Ед. изм. | |
1. | Количество квартирных приборов, приобретаемых за счет инвестиционной составляющей в тарифе |
Шт. | 748600 |
2. | Количество квартирных приборов, устанавливаемых за счет инвестиционной составляющей в тарифе |
Шт. | 0 |
3. | Стоимость: - 1 приборного блока; - установки |
Тыс.руб. | 0,950 1,10 |
4. | Потребность в средствах для реализации программы |
Тыс.руб. | 711200 |
5. | Срок реализации программы | Лет | 5 |
6. | Годовая потребность в денежных средствах, в т.ч.: |
Тыс.руб. / в год |
142240 |
7. | Реализация воды (контрольное значение 2005 г.) |
Тыс.куб.м / в год |
147000 |
8. | Надбавка к (цене) тарифу | Руб. / куб.м |
0,97 |
9. | Справочно: Индекс роста тарифа к действующему тарифу на водоснабжение (ХВС) (6,91 за куб.м) |
% |
14% |
Таблица 10
Расчет удорожания стоимости 1 Гкал при введении
инвестиционной составляющей тарифа для приобретения
подомовых приборных блоков учета холодной и горячей
воды (за счет средств теплоснабжающих предприятий)
N | Наименование показателей | Ед. изм. | |
1. | Количество общедомовых приборов, приобретаемых за счет инвестиционной составляющей в тарифе |
Шт. | 6800 |
2. | Количество общедомовых приборов, устанавливаемых за счет инвестиционной составляющей в тарифе |
Шт. | 0 |
3. | Стоимость: - 1 приборного блока; - установки |
Тыс.руб. |
80 40 |
4. | Потребность в средствах для реализации программы |
Тыс.руб. | 544000 |
5. | Срок реализации программы | Лет | 5 |
6. | Годовая потребность в денежных средствах, в т.ч.: |
Тыс.руб. / в год |
108800 |
7. | Реализация тепловой энергии (контрольное значение 2005 г.) |
Тыс.Гкал. / в год |
9588 |
8. | Надбавка к (цене) тарифу на 1 Гкал |
Руб. / Гкал |
11,35 |
9. | Справочно: Увеличение стоимости тепловой энергии (отопление, ГВС) за счет надбавки к тарифу. (действующий тариф - 368,83 руб/ Гкал) |
% |
3 |
4.2.3. Формирование тарифа биллинговых компаний
Расчеты за поставленные потребителям энергоресурсы в жилых зданиях, оснащенных подомовыми и поквартирными приборами учета холодной и горячей воды, осуществляется # по показаниям приборов учета.
В состав услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам - нанимателям, собственникам и арендаторам нежилых и жилых помещений в жилых зданиях (Потребителям), в которых установлены подомовые и поквартирные приборы учета, вводится оплата за услуги по ремонту, обслуживанию, снятию показаний и осуществление расчетов по приборам учета (рис. 9, 10).
Кроме того, в зависимости от размера привлеченных средств (инвестиций),# в состав тарифа биллинговой компании может быть включена доля средств для возврата инвестиций.
4.2.4. Возврат инвестиций
Возврат средств, инвестированных в сферу учета (в части заемных средств), планируется осуществлять за счет введения инвестиционной составляющей в состав тарифа биллинговой компании.
Общая схема инвестирования в Программу установки учета представлена на рис. 11.
"Рисунок 9. Схема установки и эксплуатации домовых приборов учета ресурсов"
"Рисунок 10. Схема установки и эксплуатации квартирных приборов учета ресурсов"
"Рисунок 11. Схема инвестирования в программу установки приборов учета тепловой энергии"
4.3. Технические аспекты Программы
Для полного оснащения жилищного фонда Екатеринбурга необходимо установить:
приборы учета в жилых домах | - 6800 домов; |
общедомовые приборы учета в кол-ве | - 6800 шт; |
приборы учета в квартирах | - 300000 кварт; |
квартирные приборы учета в кол-ве | - 750000 шт. |
Плановый срок исполнения программы - 5 лет, в том числе:
приобретение и установка общедомовых приборов учета - 2006-2008 гг.;
приобретение и установка квартирных приборов учета - 2006-2010 гг.
Графики приобретения и установки приборов учета с разбивкой по источникам финансирования представлены в табл. 11а-11б.
Кроме того, в течение 1 года работы перейти на полное обслуживание приборов учета, ранее установленных за счет средств бюджета города.
4.4. Стоимость Программы
Общая стоимость проекта составляет 2353,5 млн. руб.(табл. 11), в том числе:
приобретение общедомовых приборов учета | - 544 млн.руб; |
установка общедомовых приборов учета | - 272 млн.руб; |
приобретение квартирных приборов учета | - 712,5 млн.руб; |
установка квартирных приборов учета | - 825 млн.руб; |
Общая стоимость | - 2353,5 млн.руб. |
4.5. Ожидаемые результаты
1. Создание общегородской системы коммерческого учета потребления населением энергоресурсов.
2. Упорядочение системы расчетов между населением, УЖК и поставщиками энергоресурсов.
3. Экономия энергоресурсов:
холодной воды - на 30%;
тепловой энергии - на 15%, при установке систем регулирования - на 30%.
4. Возможность реализации генплана развития г. Екатеринбурга.
5. Ускорение процесса технического и технологического обновления, повышение качества услуг, рост конкурентоспособности предприятий в сфере учета ресурсов.
6. Превращение сферы учета ресурсов в конкурентоспособную подотрасль жилищно-коммунального хозяйства г. Екатеринбурга.
Таблица 11
Источники финансирования
Программы "Внедрение подомового и поквартирного учета
холодной и горячей воды"
N | Мероприятие | Источники финансирования | ИТОГО | ||||||||||||
"АО" | Поставщики коммунальных услуг |
Управляющие жилищные организации |
Городской бюджет | Граждане | Инвесторы | ||||||||||
шт. | млн.руб. | шт. | млн.руб. | шт. | млн.руб. | шт. | млн.руб. | шт. | млн.руб. | шт. | млн.руб. | шт. | млн.руб. | ||
1. Установка приборов учета | |||||||||||||||
1. | Приобретение обще- домовых приборов учета |
0 | 0,0 | 6528 | 522,2 | 106 | 8,5 | 166 | 13,3 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 6800 | 544,0 |
2. | Установка подо- мовых приборов учета |
385 | 15,4 | 0 | 0,0 | 2601 | 104,0 | 166 | 6,6 | 0 | 0,0 | 3648 | 145,9 | 6800 | 272,0 |
3. | Приобретение квар- тирных приборов учета |
0 | 0,0 | 746675 | 709,3 | 0 | 0,0 | 3325 | 3,2 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 750000 | 712,5 |
4. | Установка квартир- ных приборов учета |
26000 | 28,6 | 0 | 0,0 | 13750 | 15,1 | 3325 | 3,7 | 450022 | 495,0 | 256903 | 282,6 | 750000 | 825,0 |
ИТОГО: | 44,00 | 1231,6 | 127,6 | 26,7 | 495,0 | 428,5 | 2353,5 | ||||||||
\ | |||||||||||||||
1. | Обслуживание обще- домовых приборов учета |
6800 | * | ||||||||||||
2. | Обслуживание квар- тирных приборов учета |
750 тыс | * |
УКУТ 80
установка УКУТ 40
квартирный 0,95
установка кварт 1,1
Таблица 11а
Приобретение приборов учета
(по источникам финансирования)
ШТ.
N | Мероприятие | ИТОГО | |||||||||||
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||||||
ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ||
Источники финансирования приобретения приборов учета | |||||||||||||
1. | "АО" (Биллинговая ком- пания) |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||
2. | Поставщики коммунальных услуг |
0 | 0 | 2428 | 22475 | 4100 | 145000 | 281200 | 298000 | 6528 | 746675 | ||
3. | Управляющие жилищные компании |
106 | 106 | 0 | |||||||||
4. | Городской бюджет | 54 | 75 | 56 | 100 | 56 | 150 | 1500 | 1500 | 166 | 3325 | ||
5. | Инвесторы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||
6. | Граждане | 0 | 0 | ||||||||||
ИТОГО: | 160 | 75 | 2484 | 22575 | 4156 | 145150 | 0 | 282700 | 0 | 299500 | 6800 | 750000 |
* Условные обозначения: ДП - общедомовые приборы учета
КП - квартирные приборы учета
Таблица 11б
Установка приборов учета
ШТ.
N | Мероприятие | ИТОГО | |||||||||||
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||||||||
ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ДП | КП | ||
Источники финансирования приобретения приборов учета | |||||||||||||
1. | "АО" (Биллинговая компания) |
0 | 385 | 3000 | 3000 | 15000 | 5000 | 385 | 26000 | ||||
2. | Поставщики комму- нальных услуг |
0 | 0 | 0 | |||||||||
3. | Управляющие жилищ- ные компании |
106 | 800 | 1695 | 12820 | 930 | 2601 | 13750 | |||||
4. | Городской бюджет | 54 | 75 | 56 | 100 | 56 | 150 | 1500 | 1500 | 166 | 3325 | ||
5. | Инвесторы | 0 | 0 | 1243 | 10475 | 2405 | 60400 | 132140 | 53888 | 3648 | 256903 | ||
6. | Граждане | 0 | 9000 | 81600 | 121240 | 238182 | 0 | 450022 | |||||
ИТОГО: | 160 | 75 | 2484 | 22575 | 4156 | 145150 | 0 | 282700 | 0 | 299500 | 6800 | 750000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.