Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Пояснительная записка
3.1. Анализ состояния и развития
жилищно-коммунального хозяйства
(внешнее окружение сферы учета ресурсов)
Основные фонды ЖКХ составляют более 30% основных фондов страны. Они оцениваются по остаточной балансовой стоимости в 4,8 трлн. руб.
На рынке жилищно-коммунальных услуг работают более 52 тыс. предприятий и около 4,2 млн. занятых работников.
Нормативная годовая потребность финансирования услуг ЖКХ в 2003 - 2004 гг. составила около 400,0 млрд. руб.
Жилищный фонд, обслуживаемый предприятиями ЖКХ, оценивается по среднерыночным ценам в 150,0-300,0 трлн. руб.
Основная масса жилищного фонда (более 67%) находится в собственности граждан и 24% - у муниципальных образований.
Функции управления разделены путем создания служб заказчика и управляющих компаний в жилищной сфере.
Службами заказчика охвачено практически 100% территории местного самоуправления, где есть необходимость их создавать как субъект организации конкурентного рынка.
Частные управляющие компании появились не только на вновь построенном энергоэффективном жилье, но и в старом жилищном фонде.
Договоры на техническое обслуживание заключены более чем с 50% населения многоквартирных жилых домов.
Создано более 5800 товариществ собственников жилья (в Екатеринбурге - 288) и функционирует более 18000 жилищных и жилищно-строительных кооперативов (в Екатеринбурге - 471), осуществляющих самостоятельно управление своим жильем.
Уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением от полной стоимости услуг за прошедшие три года возрос с 58% в 2001 году до 81,5% в 2003 году.
Продолжается процесс демонополизации и развития конкуренции в жилищно-коммунальном комплексе.
От 16 до 25% коммунальных предприятий водо-, тепло-, электроснабжения имеют частную или смешанную форму собственности. Около 1% предприятий совместной формы собственности с участием иностранного капитала, 13% тепловых сетей и теплоисточников принадлежит частным компаниям и более четверти отпускаемого тепла приходится на частные предприятия различных форм собственности.
Реформа в соответствии с выбранной в подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" стратегией, нацелена на снижение высокой, неоправданной затратности в ЖКХ, повышение эффективности и качества работы жилищно-коммунального комплекса страны#.
Меры, принимаемые при реформировании ЖКХ, открывают дорогу частному бизнесу и инвестициям в коммунальной сфере деятельности.
В настоящее время для коренного улучшения положения дел в отрасли необходимо привлечение внебюджетных, долгосрочных заемных средств и совершенствование тарифного регулирования.
В ЖКХ необходимо создать такие условия, при которых собственники жилых и нежилых помещений, независимо от формы собственности, получали бы единый набор услуг по единым нормативам и тарифам.
Проблемы модернизации коммунальной отрасли заключаются в партнерстве власти, бизнеса и населения (потребителей):
создание инвестиционной привлекательности и снижение рисков участия бизнеса в сфере ЖКХ;
совершенствование механизмов тарифного регулирования для стабилизации и перехода от затратного механизма к стимулирующему принципу содержания отрасли.
В основу концепции реформирования ЖКХ положен ряд принципов, соответствующих рыночным условиям, а именно:
потребитель должен иметь право выбора услуги и ее поставщика;
ответственность производителей и поставщиков (правовая, экономическая) за качество предоставляемых потребителю услуг;
производство энергии, тепла и воды исходя из обоснованных потребностей потребителей услуг ЖКХ;
создание условий для конкуренции на рынке услуг ЖКХ;
информированность потребителя о рынке услуг ЖКХ;
разработка минимального социального стандарта услуг ЖКХ;
оплата потребителем учитываемых реальных услуг ЖКХ.
3.2. Краткая характеристика жилищно-коммунального хозяйства
г. Екатеринбурга
Жилищно-коммунальное хозяйство г. Екатеринбурга - это совокупность объектов жизнеобеспечения города, инженерной инфраструктуры, предприятий и организаций, представляющих услуги тепло-, электро-, газо-, водоснабжения, канализации, санитарной очистки и сервиса, органов управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Основными задачами функционирования жилищно-коммунального комплекса является надежное обеспечение в достаточном объеме населения города электрической и тепловой энергией, водой, газом, стабильное функционирование системы канализации, устойчивая работа жилищно-сервисных служб, специализированных предприятий.
"Рисунок 1. Блок-схема баланса выработки и потребления тепловой энергии объектами ЖКХ, соцсферы и прочими потребителями"
Характеристика существующей системы теплоснабжения
В настоящее время суммарное теплопотребление (промышленные предприятия, предприятия бытового обслуживания, жилой фонд, объекты соцкультбыта) составляет около 6200 Гкал/час 100%.
Существующая на сегодняшний день схема теплоснабжения города Екатеринбурга представлена на рисунке 1.
Покрытие тепловых нагрузок
Таблица 1
/------------------------------------------------------------\
| 1. Система централизованного тепло- | 3500 | 56% |
|снабжения г. Екатеринбурга, в том числе | Гкал/час | |
|теплоисточники ОАО "ТГК-9" | | |
|----------------------------------------+----------+--------|
| 2. Промышленные котельные и ТЭЦ-19 | 2200 | 36% |
| | Гкал/час | |
|----------------------------------------+----------+--------|
| 3. Коммунально-бытовые котельные | 190 | 2,3% |
| | Гкал/час | |
|----------------------------------------+----------+--------|
| 4. Отопительные печи | 280 | 5% |
| | Гкал/час | |
|----------------------------------------+----------+--------|
| 5. Прочие источники тепла (АГВ) | 30 | - |
| | Гкал/час | |
\------------------------------------------------------------/
Доля ОАО "ТГК-9" в теплоснабжении объектов социально-бытового назначения, жилищного фонда и других объектов муниципального хозяйства составляет около 81 процентов#.
В г. Екатеринбурге центральным отоплением оборудовано 25,8 млн. кв.м жилой площади (97% жилого фонда города), охвачено горячим водоснабжением около 24,5 млн. кв.м жилой площади (92%).
Наиболее крупными источниками централизованной системы теплоснабжения являются: СУГРЭС, Ново-Свердловская ТЭЦ, Свердловская ТЭЦ, Гурзуфская и Кировская котельные, а также ТЭЦ ВИЗа и ТЭЦ ОАО "Турбомоторный завод". Располагаемая тепловая мощность централизованной системы теплоснабжения - 3500 Гкал/час, производительность водоподготовок для обеспечения горячего водоснабжения потребителей по схеме "открытого" водозабора и восполнения утечек в сетях и потребительских системах составляет около 11000 куб. метров.
В городе насчитывается 173 промышленных и 49 коммунально-бытовых (без учета автономных) котельных.
Протяженность магистральных тепловых сетей, составляющих основу системы теплоснабжения г. Екатеринбурга, составляет около 382 километров, эксплуатируются 18 баков-аккумуляторов горячей воды с суммарным объемом 71 тыс. куб. метров, протяженность действующих разводящих и квартальных тепловых сетей - 2568 км.
При этом около 43 процентов магистральных трубопроводов тепловых сетей (около 165 км) отработало нормативные сроки эксплуатации. В результате старения количество повреждений при ежегодных гидравлических испытаниях за 5 лет выросло в 2 раза. Необходимо увеличить объемы замены магистральных трубопроводов (до 10 км в год), требуют реконструкции 4 насосные станции, необходимо планировать ежегодную замену около 100 км квартальных и разводящих тепловых сетей, ключевым вопросом при этом должно стать эффективное использование выделяемых средств, поскольку источниками финансирования данных работ могут являться:
- средства целевого бюджетного финансирования;
- надбавка к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса") - ценовая ставка, которая устанавливается для организаций коммунального комплекса на основе надбавки к цене (тарифу) для потребителей, учитывается при расчетах с указанной организацией за производимые ею товары (оказываемые услуги) и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
- средства инвесторов с привлечением заинтересованных партнеров. Исходя из "Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года", утвержденной совместным Постановлением Правительства Свердловской области, Союза местных властей Свердловской области, Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, Федерации профсоюзов Свердловской области от 31 декабря 2002 года N 1481-ПП/12 и других аналитических материалов, покрытие тепловых нагрузок города прогнозируется к 2015 году в следующих объемах:
Таблица 2
/------------------------------------------------------------\
| 1. Система централизованного тепло- | 4460 | 55% |
|снабжения г.Екатеринбурга, в том числе |Гкал/час | |
|теплоисточники ОАО "ТГК-9" | | |
|----------------------------------------+----------+--------|
| 2. Промышленные котельные и ТЭЦ-19 | 2725 | 33% |
| |Гкал/час | |
|----------------------------------------+----------+--------|
| 3. Коммунально-бытовые котельные | 366 | 4,5% |
| |Гкал/час | |
|----------------------------------------+----------+--------|
| 4. Отопительные печи | 169 | 2% |
| |Гкал/час | |
|----------------------------------------+----------+--------|
| 5. Прочие источники тепла (АГВ) | 426 | 5% |
| |Гкал/час | |
\------------------------------------------------------------/
Система централизованного теплоснабжения обладает большим потенциалом развития. Назревшим вопросом является реализация мероприятий повышения надежности теплоснабжения Южной и Юго-Восточной части г. Екатеринбурга (принципиальная модернизация ряда теплоисточников и развитие системы тепловых сетей).
Стоит отметить, что важным является развитие системы централизованного теплоснабжения города в соответствии со Стратегическим и генеральным планами развития города, с учетом предполагаемой застройки новых жилых микрорайонов.
Характеристика систем водоснабжения и канализации
Система водоснабжения города - это 3 гидроузла общей производительностью 660 тыс. куб. м в сутки, 266 водопроводных станций, протяженность водопровода - около 1725 км, из находящихся в эксплуатации около 70 процентов сетей амортизировано.
Система канализации: протяженность сетей - 1450 км, 40 насосных станций.
Согласно "Генеральному плану развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года", водохозяйственный баланс города к 2015 году с учетом роста численности населения, ввода новой жилой застройки, развития централизованных источников теплоснабжения, ввода новых объектов соцкультбыта и коммунально-бытовых предприятий планируется как положительный, с запасом в 22 млн. куб. м/год по мощности существующих источников.
В целом к 2015 году планируется снижение общего водопотребления с 232 млн. куб. м до 220 млн. куб. м в год, в том числе и за счет завышенного водопотребления в жилом фонде со 150 млн. куб. м до 132 млн. куб. м в год. Снижение должно произойти как за счет сокращения потерь воды в сетях, так и установки приборов поквартирного учета расхода холодной и горячей воды - экономии воды гражданами города. Одновременно предполагается уменьшение расхода подачи исходной воды на промышленные предприятия за счет увеличения водооборота и повторного использования технической воды. В то же время будет проходить увеличение водопотребления за счет строительства и ввода новых объектов соцкультбыта и коммунально-бытовых предприятий на 7 млн. куб. м от существующего. Планируется снижение общего забора воды с 327 до 307 млн. куб. м, в т.ч. из поверхностных источников с 301 до 279 млн. куб. м. В то же время планируется за счет строительства новых скважин увеличить забор воды из подземных источников с 26 млн. куб. м до 28 млн. куб. м.
Ключевым предприятием в системе водоснабжения и водоотведения города является ЕМУП "Водоканал". Качество подготавливаемой предприятием питьевой воды соответствует высоким требованиям качества и надежности. Однако техническое состояние разводящих сетей и потребительских сетей (в жилом секторе) не позволяет говорить о надлежащем качестве питьевой воды.
В целом для обеспечения качественного и бесперебойного обеспечения потребителей услугами водоснабжения и канализации необходимо продолжать реализацию мероприятий, связанных с:
оптимизацией гидравлических режимов и системной организацией планово-предупредительных ремонтов;
повышением качества питьевой воды посредством плановой санации и замены существующих сетей;
комплексной реконструкцией насосных станций канализации на основе использования современных насосов.
3.3. Состояние и актуальность проблемы учета энергоресурсов
Являясь крупным потребителем энергетических ресурсов, город Екатеринбург не менее других городов России испытывает острую необходимость в срочной модернизации своего коммунального хозяйства в направлении повышения эффективности использования энергоресурсов, холодной и горячей воды.
Принятый в 2004 году "Генеральный план развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года" определяет одним из основных факторов обеспечения строительства нового жилья, объектов производственного назначения и социальной инфраструктуры снижение потребления населением (85% общего потребления) холодной воды на 30- 40% от уровня 2004 года.
В настоящее время расход тепловой энергии на отопление жилья составляет 0,24 Гкал/кв.м в год. В соответствии со Стратегическим планом развития города Екатеринбурга этот показатель к 2015 году должен быть снижен до 0,19 Гкал/кв.м в год.
В условиях роста тарифов на энергоносители актуальность проблемы экономного использования энергоресурсов в жилищной сфере городского хозяйства непрерывно повышается.
Снижение потребления энергоресурсов и воды в натуральных показателях позволит снизить стоимость работ по перекладке трубопроводов систем тепло- и водоснабжения за счет использования существующей пропускной способности трубопроводов без перекладки на большие диаметры.
Сложившаяся в Екатеринбурге схема управления водоснабжением (в том числе горячим и холодным водоснабжением) и отоплением жилых зданий формировалась без учета необходимости установки и использования подомовых и поквартирных приборов учета тепла, горячей и холодной воды.
В настоящее время учет поставляемых энергоресурсов на жилищный фонд города организован следующим образом (рис. 2):
теплоснабжение осуществляется от 102 теплоисточников, которые в основном обеспечены установками коммерческого учета тепла (УКУТ);
на границах балансовой принадлежности (например, ОАО "ТГК-9" и ЕМУП "Екатеринбургэнерго") установлены технологические узлы учета тепловой энергии в количестве 275 шт.;
у потребителей тепловой энергии установлено порядка 1800 УКУТ;
по холодному водоснабжению учет организован на домах порядка 95% жилого фонда;
всего, по данным ЕМУП "ЕРЦ", оплата за воду по показаниям поквартирных приборов учета производится владельцами 19 тыс. квартир, в которых установлено 4,5 тыс. приборов учета.
Холодное и горячее водоснабжение жилых зданий осуществляется различными организациями, экономические интересы которых не согласованы. Отсутствует системный подход к установке подомовых приборов учета на вводах отопления и горячего водоснабжения в существующих жилых домах. Имеет место необоснованное отнесение затрат по потерям воды в сетях горячего водоснабжения от ЦТП до зданий на организации, управляющие жилищным фондом.
Балансовая принадлежность приборов учета разным участникам процесса (поставщикам, потребителям, управляющим жилищным компаниям, предприятиям социальной сферы) отрицательно влияет на рабочее состояние, порядок эксплуатации, сбор и представление показаний приборов учета.
Существующая схема взаимодействия участников в сфере учета энергоресурсов, положительные и отрицательные стороны для каждой из сторон схематично показаны на рис. 3 и в табл. 3.
В то же время, как показывает опыт, при проведении организациями, управляющими жилищным фондом, мероприятий по сокращению нерациональных расходов воды в жилых помещениях и переходе на расчеты с жителями за фактическое водопотребление, исходя из показаний счетчиков, население платит меньше, чем при расчетах по утвержденным нормативным ставкам.
В соответствии с принятым 3 апреля 1996 года Федеральным законом "Об энергосбережении" N 28-ФЗ, начиная с 2000 года, отпуск всех видов энергии производится по приборам учета.
Общее потребление воды в городе Екатеринбурге (холодной и горячей) составляет 240 млн. куб. м в год, в том числе населением потребляется 170 млн. куб. м в год.
Потери воды в системе водоснабжения (непроизводительные расходы и утечки) составляют 70 млн. куб. м в год.
"Рисунок 2. Существующая схема организационного обеспечения учета холодной и горячей воды в г. Екатеринбурге"
"Рисунок 3. Существующая схема взаимодействия участников в сфере учета ресурсов"
Таблица 3
Положительные и отрицательные стороны существующей схемы
взаимодействия участников в сфере учета ресурсов
Администрация муниципального образования "город Екатеринбург" |
Население |
Управляющие жилищным фондом организации |
Поставщики энергоресурсов |
||||
" + " | " - " | " + " | " - " | " + " | " - " | " + " | " - " |
1. Контроль (частич- ный) за оплатой энергоре- сурсов |
1. Социальная напряженность, "недоступ- ность" услуг для насе- ления - при высоком усредненном нормативе |
1. Экономия в оплате - при потреб- лении энерго- ресурсов выше норма- тивного значения |
1. Отсутствие заинтересо- ванности в экономии энергоресур- сов |
1. Дополни- тельная прибыль при оплате по прибору учета при фактическом потреблении ниже установленных нормативов |
1. Отсутствие источника погашения кредиторской задолженности перед поставщиками при сверхнорматив- ном потреблении населения |
1. Балансо- вый метод распределе- ния потребленных энергоресур- сов |
1. Увеличе- ние просро- ченной деби- торской за- долженности |
2. "Привыч- ная", отработан- ная схема |
2. Отсутствие бюджетных средств для покрытия сверхнормати- вного предъявления в адрес управляющих организаций |
2. Оплата по нормативу несоответ- ствующему факту потребления гражданина |
2. Предъяв- ление жилищ- ным органи- зациям сете- вых потерь |
Так, по данным независимой экспертизы нормативов потребления коммунальных услуг населением города Екатеринбурга, в 2003 году средневзвешенный норматив потребления холодной воды составил 173 литра на человека в сутки, по горячей воде - 156 литров в сутки на человека (табл. 4, 5), в то время как за аналогичный период времени потребление воды гражданами, рассчитывающимися по приборам учета, составило 88 л/сут/чел. холодной воды и 87 л/сут/чел. горячей воды (табл. 6).
Таблица 4
Потребление холодной воды населением в 2003 году
(в разрезе районов)
Районы | Кол-во жителей, чел. |
% | Предъяв- лено к оплате за услуги ХВС, куб.м |
% в общем предъяв- лении |
Средневзвешенное потребление услуг ХВС на 1 зарег. жителя в л/сутки/чел. |
Ленинский |
100514 |
12 |
6707286 |
12 |
183 |
Кировский |
130540 |
15 |
8037596 |
15 |
169 |
Железнодорож- ный |
94070 |
11 |
6795870 |
12 |
198 |
Чкаловский |
137220 |
16 |
8308645 |
15 |
166 |
Верх-Исетский |
111680 |
13 |
6924237 |
13 |
170 |
Октябрьский |
84943 |
10 |
5073123 |
9 |
164 |
Орджоникид- зевский |
204282 |
24 |
12700718 |
23 |
170 |
Итого по всем районам: |
863249 |
100 |
54547475 |
100 |
173 |
Таблица 5
Потребление горячей воды населением в 2003 году
(в разрезе районов)
Районы |
Отапливаемая площадь, кв.м. |
Количество жителей |
Удельный показатель потребления по предъявлению поставщика ГВС л/сут./чел. |
Верх-Исетский | 2627140,9 | 124167 | 173,86 |
Железнодорожный | 1782889,9 | 90163 | 167,13 |
Кировский | 2794258,8 | 131517 | 142,54 |
Ленинский | 2151425,9 | 102401 | 159,39 |
Октябрьский | 1852571,5 | 87228 | 141,94 |
Чкаловский | 2480005,0 | 125746 | 150,08 |
Орджоникидзевский | 3899349,1 | 209533 | 156,01 |
Итого по районам: | 17587641,1 | 870755,0 | 156 |
Таблица 6
Потребление гражданами ХВС и ГВС по данным
квартирных приборов учета (ТСЖ, ЖСК)
Район | Кол-во Квартир- ных приборов (прним.# участие в расчетах) |
Всего за год | |||||
куб. м | куб. м на чел. | л/сут./чел. | |||||
ХВС | ГВС | ХВС | ГВС | ХВС | ГВС | ||
Оджоникид- зевский |
212 | 7531,2 | 7068,9 | 2865,8 | 2919,6 | 103,0 | 104,9 |
Чкаловский | 93 | 3685,3 | 3265,1 | 1275,2 | 1056,0 | 79,3 | 65,7 |
Октябрьский | 172 | 3911,1 | 4473,2 | 1643,9 | 1738,5 | 74,0 | 78,3 |
Железнодо- рожный |
304 | 10285,9 | 9493,3 | 4005,0 | 3639,4 | 92,2 | 83,8 |
Кировский | 79 | 1986,2 | 1887,9 | 696,8 | 620,0 | 76,3 | 67,9 |
Верх-Исет- ский |
42 | 1019,4 | 1375,1 | 381,6 | 507,4 | 73,7 | 98,0 |
Ленинский | 100 | 4447,9 | 5424,9 | 1481,1 | 1728,6 | 83,5 | 97,4 |
Среднее потребление по городу: |
1002 | 88,35 | 87,7 |
* Сведения таблиц 4, 5, 6 представлены по данным независимой экономической экспертизы по факту потребления ресурсов за 2003 год.
Анализ практики учета ресурсов по ЕМУП "Градмаш" в г. Екатеринбурге показал:
граждане платят не за фактически потребленное тепло, а по усредненному нормативу, который выражает теплопотребление всего района, а не индивидуальное потребление;
в домах с узлами коммерческого учета тепла теплопотребление и расход воды отличается от нормативного как в большую, так и в меньшую сторону;
в управляющих жилищных компаниях отсутствует квалифицированный персонал, способный обслуживать узлы учета, и нет четко отработанной схемы работы с приборами учета;
отсутствует схема распределения тепловой энергии при групповом подключении тепловой энергии и при групповом подключении приборов учета;
поставщик безразличен к факту установки приборов учета, не все объекты района оснащены приборами учета, значит, невозможно выделить потери в сетях;
жильцы и эксплуатирующие организации не заинтересованы в экономии тепловой энергии и воды;
транспортирующие организации не заинтересованы в оптимизации работы тепловой сети;
при отсутствии заинтересованности населения к экономии ресурса (ХВС и ГВС) повышаются затраты на ее доставку из других источников (включение каскада перекачки воды из Нязепетровского водохранилища).
Развитие систем водоснабжения и водоотведения можно осуществить двумя путями: либо увеличением мощности станций подготовки воды и систем водоснабжения и водоотведения, что требует дополнительных капитальных вложений (3,64 млрд. руб.), либо за счет мероприятий, направленных на водосбережение.
В последнем случае равенство достигаемого эффекта, связанного с повышением качества и надежности водоснабжения и водоотведения, обеспечивается с существенно меньшими затратами.
Следует также учитывать то обстоятельство, что квартирный учет, кроме своего прямого назначения, инициирует и гражданина и поставщика на проведение мероприятий по устранению непроизводительных потерь холодной и горячей воды.
Однако долгосрочная работа, направленная на повышение эффективности использования воды, невозможна без четко налаженной системы коммерческого учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды у потребителя.
В городе Екатеринбурге имеется 7656 домов и 502,3 тысяч благоустроенных квартир. В них установлено порядка 37-38 тыс. приборов.
Требуется установить порядка 6800 подомовых приборов учета и 750 тыс. поквартирных.
Работа по установке приборов учета холодной и горячей воды проводится в городе уже третий год. Решением Екатеринбургской городской Думы от 12 февраля 2002 года N 15/1 утверждено "Положение о порядке установки квартирных приборов учета воды и оплате гражданами услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях, оборудованных приборами учета расхода воды (водосчетчиками), на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Однако существующая схема учета ресурсов является малоэффективной и не обеспечивает необходимого взаимодействия ее участников.
За счет средств городского бюджета выделяются денежные средства на установку подомовых и поквартирных приборов учета (табл. 7), в том числе для установки приборов учета малообеспеченным гражданам и участникам ВОВ.
За период с 2001 по 2005 годы (план - 470 тыс.руб.) выделено и реализовано 2270 тыс. рублей на установку приборов учета этой категории граждан.
Таблица 7
Финансирование из средств городского бюджета
на установку приборов учета
Год | Место установки |
Установка узлов коммерческого учета тепловой энергии (УКУТ) |
Установка водосчетчиков |
Установка квартирных водосчетчиков |
Итого, млн.руб |
|||
Коли- чество |
Сумма, млн. # |
Коли- чество |
Сумма, млн. # |
Коли- чество |
Сумма, млн. # |
|||
2002 |
жилые дома |
310 |
29,0 |
650 |
4,7 |
320 |
1,1 |
34,9 |
2003 |
жилые дома |
138 |
14,6 |
119 |
1,1 |
128 |
0,3 |
16,0 |
2004 |
жилые дома |
140 |
14,4 |
60 |
0,5 |
122 |
0,4 |
15,3 |
2005 |
жилые дома |
150 |
17,7 |
30 |
0,3 |
156 |
0,47 |
18,5 |
Итого: |
738 |
75,7 |
859 |
6,6 |
726 |
2,3 |
84,7 |
Во вновь построенном жилье (327 жилых домов площадью 1600 тыс.кв.м) за период с 1999 по 2004 гг. установлено 36 тыс. шт. поквартирных приборов учета.
Одними из основных проблем, препятствующих введению эффективной системы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в жилищном фонде г. Екатеринбурга, являются:
неэффективный механизм формирования тарифов на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, исключающий заинтересованность предприятий в снижении себестоимости услуг, снижении затрат, введении учета и режима экономии;
отсутствие инвестиционной составляющей в тарифах (либерализация цен 90-х годов и связанные с ней проблемы предприятий отрасли# привели к снижению (исчезновению) инвестиционной привлекательности предприятий, к "бегству" потенциальных инвесторов и к переводу финансовых ресурсов отрасли в более инвестиционно привлекательные отрасли);
отсутствие достаточного бюджетного финансирования программ по энергосбережению в части установки счетчиков тепловой энергии, горячей и холодной воды.
Отсутствие счетчиков приводит к необоснованному завышению водо- и теплопотребления для населения, к "списанию" на население потерь и "неэффективности" работы предприятий, что вызывает справедливый протест потребителей услуг.
Проблема сокращения энергоемкости, уменьшения затратной составляющей жилищно-коммунальных услуг частично может быть решена посредством реализации городской целевой программы "Внедрение поомового и поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды на 2005 - 2010 гг."
3.4. Цель Программы
Цель - создание условий, обеспечивающих для населения города оплату фактически потребленных энергоресурсов, благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития предпринимательства в сфере учета ресурсов в жилищном фонде г. Екатеринбурга на основе:
- структурной многоукладности отрасли ЖКХ, включающей в себя государственные, муниципальные и частные предприятия и организации;
- здоровой конкурентной среды участников деятельности в сфере учета ресурсов;
- действенного контроля и гарантий деятельности со стороны государства и местных органов власти на рынке продукции и услуг ЖКХ;
- разработки экономических условий активизации внутреннего потенциала жилищно-коммунального хозяйства путем совершенствования механизмов тарифо- и ценообразования на его продукцию и услуги;
- разнообразия услуг в сфере учета по качеству и количеству, стоимости и срокам предоставления;
- обеспечения государством и местными органами социальных стандартов оказания услуг в сфере учета незащищенных слоев населения;
- обеспечения устойчивости и надежности функционирования систем в сфере учета;
- обеспечения доступности услуг по учету ресурсов надлежащего качества для населения и других потребителей, адресная социальная помощь малообеспеченным семьям по оплате этих услуг;
- повышения эффективности производства услуг по учету ресурсов с одновременным снижением нерациональных затрат, сокращением потерь и снижением удельного расхода ресурсов;
- достижения более высоких потребительских свойств предоставляемых услуг по учету ресурсов;
- достижения высокой степени окупаемости функционирования сферы услуг и финансовой устойчивости предприятий;
- создания эффективного механизма капитальных вложений и условий для привлечения инвестиций в сферу услуг.
Категории горожан, заинтересованные в реализации цели |
В реализации данной цели заинтересованы все категории горожан г. Екатеринбурга |
Результат решения проблемы | Внедрение в практику поквартирного и подомового учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в жилом фонде г.Екатеринбурга |
Последствия решения проблемы |
1. Снижение потребления (эконо- мия) населением энергоресурсов. 2. Обеспечение системы оплаты населением фактически потребляемых ресурсов |
3.5. Задачи Программы
Основной задачей является обеспечение учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в жилищном фонде г. Екатеринбурга.
К задачам второго уровня относятся:
/------------------------------------------------------------------ -\
| Задача |Результат | Показатель | Коли- |Требования по |
| | | | чество | качеству |
|-----------------+----------+---------------+--------+------------- |
| Установка, | Сдача | Выставление |6800 шт.|Соответствие |
| эксплуатация и |приборов в| счетов по | | СНиП, |
|поверка подомовых|эксплуата-| показаниям | |Правилам учета|
| приборов учета | цию |приборов учета | | тепловой |
|тепла, холодной и| | | | энергии и |
| горячей воды | | | |теплоносителя |
|-----------------+----------+---------------+--------+--------------|
| Установка, | Сдача | Оплата |750000 |Соответствие |
| эксплуатация и |приборов в| потребленных | шт. | Правилам |
| поверка |эксплуата-|энергоресурсов | | учета |
| поквартирных | цию | на основании | | тепловой |
| приборов учета | | показаний | | энергии и |
| горячей и | |приборов учета | |теплоносителя |
| холодной воды | | | | |
|-----------------+----------+---------------+--------+--------------|
|Функционирование |Построение|Общегородская | | Своевремен- |
| системы сбора, | системы | электронная | |ность сбора и |
| обработки и |мониторин-| база данных | | обработки |
| предоставления | га | фактического | | информации |
| данных приборов |энергопо- | потребления | | |
| учета (биллинг) |требления |энергоресурсов | | |
|-----------------+----------+---------------+--------+--------------|
| Корректировка |Определе- | Экономия | | |
| программ | ние | денежных | | |
|производственного|приоритет-| ресурсов. | | |
| развития | ных | Улучшение | | |
| поставщиков |направле- | качества | | |
| энергоресурсов, | ний | оказываемых | | |
| модернизации и | | услуг. | | |
|функционирования | | Снижение | | |
| систем | |сверхнорматив- | | |
| транспортировки | | ных потерь. | | |
| энергоресурсов | | | | |
\--------------------------------------------------------------------/
3.6. Стороны, заинтересованные в реализации Программы
Наименова- ние заинтересо- ванного лица |
Обязанности заинтересованного лица |
Выгода, получаемая от проекта |
Комментарии и проблемы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Администра- ция муниципаль- ного образования "город Екатерин- бург" |
Утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Установление надбавки к тарифам для потребителей. Установление тарифа по услугам коммерческого учета тепловой энергии. Координатор проекта. Инвестор проекта. Разработчик нормативной и методологической базы. |
Экономия энергоресурсов. Ликвидация сверхнормативного предъявления и потребления энергоресурсов. Экономия бюджетных средств. Повышение качества коммунальных услуг. Социальная справедливость в оплате коммунальных услуг |
Отсутствие финансовых возможностей для полномасш- табной реализации проекта. |
Управляющие жилищные компании ( УЖК) |
Участники рабочей группы по разработке нормативной и методологической базы |
Ликвидация кредиторской задолженности перед поставщиками за сверхнормативное потребление энергоресурсов |
Незаинтере- сованность в установке квартирных приборов учета. Потеря части прибыли от передачи функций обслуживания приборного парка |
Поставщики энерго- ресурсов |
Разработчики программ производственного развития. Установление тарифа с учетом средств на реализацию программы. Инвесторы проекта. Участники рабочей группы по разработке нормативной и методологической базы |
Вложение средств в улучшение качества предоставляемых услуг. Ликвидация непокрытой источниками финансирования дебиторской задолженности. Получение доли прибыли |
Соблюдение критериев доступности услуг для населения |
Все потребители энерго- ресурсов МО г. Екате- ринбург |
Потребители. Инвесторы проекта. |
Оплата за фактически потребленные энергоресурсы |
Ограничен- ные финансовые возможности. Общая дезорганизо- ванность как инвестора |
Производи- тели приборов и сервисныб компании по обслужива- нию приборного парка |
Инвесторы проекта. Участники рабочей группы по разработке нормативной и методологической базы. Участники системы мониторинга энергопотребления |
Получение доли прибыли |
Отсутствие правовой защищенности инвесторов проекта |
3.7. Порядок и возможные способы достижения целей Программы
Способ | Сильные стороны | Слабые стороны |
Создание территориальных центров (районных) по установке, эксплуатации и обслуживанию подомовых и поквартирных приборов учета энергоресурсов |
Централизация приборного парка, единообразие технического исполнения. Расчеты по фактическому потреблению ресурсов по показаниям приборов учета. Составление баланса потребления обслуживаемой территории. Единая информационная база для мониторинга потребления |
Изменение сложившихся имущественных интересов участников процесса. Высокая стоимость проекта. При недостаточности средств - длительный по времени процесс. Отсутствие правовой и финансовой защищенности инвесторов проекта |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа осуществляется в 2006-2010 гг. и реализуется в 2 этапа: 1-й этап - 2006-2007 гг.: разработка и принятие нормативно-правовых актов, создание механизма реализации Программы и апробация его при реализации пилотных проектов, привлечение инвестиций, формирование предпринимательской среды в сфере учета ресурсов. 2-й этап - 2007-2010 гг.: массовая установка подомовых и поквартирных приборов учета |
Перечень основных мероприятий Программы |
1. Подготовка предложений по размерам тарифов на услуги по ремонту и обслуживанию приборов учета. 2. Включение в договоры (по соглашению сторон) между нанимателем (арендатором, собственником) помещения и организацией-собственником приборов порядка оплаты расходов, связанных с приобретением, установкой, обслуживанием и ремонтом приборов учета. 3. Оснащение строящихся зданий подомовыми и поквартирными приборами за счет средств, предусмотренных проектно-сметной документацией. 4. Разработка порядка учета потребления холодной и горячей воды по подомовым и поквартирным приборам учета. 5. Внесение изменений в договор между теплоснабжающими организациями и организациями, управляющими жилищным фондом, о порядке выставления счетов на основании показаний подомовых приборов учета. 6. Разработка программы установки подомовых приборов учета (график) с обоснованием очередности установки. 7. Конкурсный отбор организаций, уполномоченных на выполнение работ по ремонту и обслуживанию приборов. 8. Регулярный мониторинг оснащения жилого фонда приборами учета, общего и удельного потребления энергоресурсов. 9. Разработка правил предсертификационной подготовки предприятий для прохождения сертификации услуг по установке и обслуживанию приборов учета. 10. Популяризация Программы в средствах массовой информации. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Администрация города, предприятия и учреждения жилищно-коммунальной сферы г.Екатеринбурга, вновь созданные предпринимательские структуры |
Ожидаемые результаты реализации Программы до 2010 года |
Экономия энергоресурсов: -холодной воды - на 30%; -тепловой энергии - на 15%, при установке систем регулирования - на 30%; -возможность реализации генплана развития г. Екатеринбурга; -ускорение процесса технического и технологического обновления, повышения качества услуг, рост конкурентоспособности предприятий в сфере учета ресурсов; -превращение сферы учета ресурсов в конкурентоспособную подотрасль жилищно-коммунального хозяйства г. Екатеринбурга; -создание новых рабочих мест |
Система организации контроля за реализацией Программы |
На основе: -данных статистической отчетности о предоставлении услуг по учету ресурсов; -аналитических материалов; -применения программных средств; -ежегодного рассмотрения хода реализации Программы Администрацией г. Екатеринбурга |
3.8. Концептуальные подходы к разработке
Программы поквартирного и подомового учета тепловой энергии,
горячей и холодной воды в жилом фонде г. Екатеринбурга
Разработка модели учета ресурсов велась с позиции стратегического менеджмента, который предполагает следующие понятия:
1. Видение как идеальное представление о будущем состоянии сферы учета ресурсов.
Превращение сферы учета ресурсов в рентабельную подотрасль ЖКХ, основанную на предпринимательстве и здоровой конкуренции в оказании услуг по установке, поверке, ремонту, обслуживанию приборов учета и необходимости решения задач социально-экономического плана.
2. Миссия как генеральная цель, выражающая общественное предназначение сферы учета ресурсов в ЖКХ города.
Сфера учета ресурсов должна представлять собой сферу услуг, удовлетворяющих социальные нужды, запросы и потребности населения в комфортных условиях проживания по качеству, объему, стоимости, срокам предоставления услуг.
3. Концепция - принципиальное решение об организации и управлении сферой учета ресурсов в ЖКХ города как целостной системы.
Данная концепция должна включать в себя основные принципы и решения по главным направлениям организации и управления сферой учета ресурсов как частью целостной системы городской экономики.
3.1. Основные принципы разработки концепции создания модели внедрения поквартирного и подомового учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в жилом фонде г. Екатеринбурга:
3.1.1. Создание модели внедрения является не целью, а средством для достижения желаемого и отвечающего современным требованиям состояния подотрасли услуг в ЖКХ города.
3.1.2.Главная цель модели внедрения учета ресурсов:
- экономия энергоресурсов (холодной воды);
- создание условий для населения, позволяющих обеспечить оплату за фактически потребленные услуги;
3.1.3.Основные принципы, положенные в основу концепции:
- признание потребителей жилищно-коммунальных услуг (населения) участниками данного рынка;
- признание приоритетных интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг (населения) как главного фактора создания модели внедрения учета ресурсов;
- создание равноправных правовых, финансово-экономических и организационных отношений между производителями услуг по учету ресурсов транспортирующими организациями и потребителями жилищно-коммунальных услуг (населением) как участниками соответствующего рынка;
- обеспечение правовой, финансово-экономической, организационной и социальной защищенности потребителей жилищно-коммунальных услуг (населения) перед производителями и транспортирующими организациями;
- создание здоровой конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг по учету ресурсов.
3.2. Главные направления в создании модели внедрения учета ресурсов.
Основой для разработки концепции создания модели учета ресурсов в ЖКХ г.Екатеринбурга является программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Pоссийской Федерации", "Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы".
В качестве главных направлений реформирования системы учета ресурсов могут быть предложены следующие:
1) развитие рыночных механизмов и создание конкурентной среды в сфере учета ресурсов;
2) развитие договорных отношений в системе учета ресурсов (локальные монополисты - управляющие жилищные компании, ТСЖ - орган местного самоуправления - граждане);
3) модернизация системы сбора платежей за услуги ЖКХ;
4) изменение организационно-правовой формы муниципальных предприятий ЖКХ;
5) иодернизация системы формирования тарифов;
6) развитие подотрасли учета ресурсов в коммунальном хозяйстве города;
7) разработка и реализация целевых муниципальных программ по учету ресурсов;
8) социальные аспекты формирования системы учета ресурсов.
4. Стратегия как общее направление действий в разработке модели внедрения учета ресурсов включает в себя следующие аспекты:
- производство в сфере учета услуг, отвечающих современным представлениям о комфортности проживания населения и его потребностях;
- производство объемов услуг в сферы учета;
- приоритетные направления деятельности по очередности и периодам формирования сферы учета ресурсов.
5. Конечными результатами реализации Программы будет являться:
- создание системы учета потребления энергоресурсов;
- реализация генерального плана развития города Екатеринбурга;
- привлечение инвестиций и развития предпринимательства в сфере учета ресурсов на основе:
1) структурной многоукладности отрасли ЖКХ, включающей в себя государственные, муниципальные и частные предприятия и организации;
2) здоровой конкурентной среды для деятельности участников в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
3) действенного контроля и гарантий деятельности со стороны государства и местных органов власти на рынке продукции и услуг ЖКХ;
4) разработки экономических условий активизации внутреннего потенциала жилищно-коммунального хозяйства путем совершенствования механизмов тарифо- и ценообразования на его продукцию и услуги;
5) разнообразия услуг в сфере учета по качеству и количеству, стоимости и срокам предоставления;
6) обеспечения устойчивости и надежности функционирования приборного парка в сфере учета;
7) обеспечения доступности услуг надлежащего качества для населения и других потребителей, адресная социальная помощь малообеспеченным семьям по оплате этих услуг;
8) повышение эффективности производства услуг по учету ресурсов с одновременным снижением нерациональных затрат, сокращением потерь и снижением удельного потребления энергоресурсов;
9) достижения окупаемости функционирования сферы услуг и финансовой устойчивости ее предприятий.
Модель городской экономики представлена на рис. 4.
3.9. Алгоритм разработки концепции развития системы учета ресурсов
Процесс формирования концепции Программы можно изобразить в виде нижеследующей схемы:
"Алгоритм"
"Рисунок 4. Модель городской экономики"
3.9.1. Практический опыт учета энергоресурсов.
Практический опыт учета энергоресурсов наглядно демонстрирует нам рисунок 3:
- с одной стороны - отсутствие единой системы создания приборного парка по учету энергоресурсов, отсутствие независимой структуры, способной соблюсти паритет интересов поставщиков энергоресурсов, управляющих жилищных компаний и потребителей услуг, отсутствие источников финансирования капитальных вложений;
- с другой стороны - функционирующую систему, со всеми ее плюсами и минусами, могущую послужить отправной базой для реализации Программы по установке приборов учета.
3.9.2. Мотивация развития системы учета заключается в создании системы, позволяющей учесть интересы сторон.
I. Интересы города:
- социальная стабильность - оплата населением за фактически потребленный ресурс;
- экономия воды и тепла (теплоносителя);
- возможность реализации генерального плана развития города;
- решение проблемы обеспечения ресурсами строительства нового жилья;
- уменьшение финансового давления на бюджет;
- внедрение системы учета "многотарифного" меню для потребителей;
II. Интересы населения:
- оплата за фактически потребленные ресурсы, экономия тепла, горячей и холодной воды;
- возможность управлять потреблением тепла, воды как на уровне квартиры, так и на уровне дома.
III. Интересы управляющих жилищных компаний - безубыточность работы УЖК по договорам предоставления коммунальных услуг населению, вхождение в сферу учета ресурсов, вложение средств и получение прибыли.
На сегодняшний день существует противоречие между энергетическими ресурсами как товаром, поставляемым поставщиком услуг по договору с УЖК, и услугой, оказываемой УЖК по договору с собственниками (нанимателями) жилых помещений на предоставление коммунальных услуг (рис. 5).
IV. Интересы поставщиков - "бесконфликтное" выставление счетов потребителям, контроль за исполнением условий договора поставки энергоресурсов.
"Рисунок 5. Схема учета ресурсов"
3.9.3. Выработка общих подходов к концепции учета ресурсов.
Для выработки общих подходов к концепции Программы установки подомовых и поквартирных приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды было проведено обсуждение в форме деловой игры.
Участники обсуждения - начальники управлений, отделов, главные специалисты Администрации города (УТЭХ, УЖКХ, Комитет по экономике), директора управляющих жилищных компаний, главные инженеры муниципальных специализированных предприятий, главные специалисты предприятий поставщиков энергоресурсов, директора ресурсосберегающих предприятий.
Ведущие деловой игры - зав. кафедрой экономики и управления строительством и рынком недвижимости ГОУ ВПО "Уральский государственный технический университет - УПИ", д.э.н., проф. А.М. Платонов; соведущий - начальник Управления топливно-энергетического хозяйства Администрации города А.А. Щербинин.
Основная цель обсуждения - выработка подходов к внедрению городской целевой Программы установки подомовых и поквартирных приборов учета, привлечение инвестиций, создание благоприятных условий для развития системы учета энергоресурсов.
В ходе обсуждения участниками было высказано порядка 60 предложений по разработке модели учета ресурсов.
Наиболее значимые вопросы, поставленные участниками, для развития системы учета энергоресурсов следующие:
создание бизнес-структуры процесса установки, поверки и обслуживания приборов учета;
мотивация для поставщиков энергоресурсов, управляющих жилищных компаний, населения установки подомовых и поквартирных приборов учета;
проблема собственности приборов учета;
ответственность участников процесса за достоверность данных# выставляемых по показаниям подомовых и поквартирных приборов учета;
определение источников финансирования Программы;
гарантии инвесторам в сфере учета ресурсов;
создание нормативной базы по учету ресурсов;
"честный" тариф для населения, обеспечение доступности услуг, связанных с содержанием приборного парка;
льготный механизм оплаты для населения при установке приборов учета ресурсов (рассрочка, кредитование);
введение многотарифного меню (прогрессивная шкала потребления);
реклама системы учета ресурсов.
Результатом обсуждения явился вывод, сделанный участниками:
1. Система учета энергоресурсов является востребованной.
2. Оснащение жилищного фонда приборами учета позволит не только оплачивать энергоресурсы по фактическим объемам потребления, но и экономить.
3. Учетом энергоресурсов должна заниматься независимая от поставщиков и потребителей услуг компания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.