Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению Екатеринбургской
городской Думы
от 25 марта 2008 г. N 24/56
Информация
"Об итогах работы в сфере здравоохранения, реализации приоритетного
национального проекта "Здоровье" в муниципальном образовании "город
Екатеринбург" в 2007 году и задачах на 2008 год"
Население города Екатеринбурга и структура здравоохранения
В 2007 году численность населения города составила 1 млн. 346 тыс. человек (в 2006 году - 1 млн. 339 тыс.). Таким образом, несмотря на отрицательный прирост населения, за счет процессов внешней миграции численность населения Екатеринбурга имеет тенденцию к увеличению.
В структуре населения дети до 18 лет составляют 17,8%. В 2007 году, впервые с начала 90-х годов, число детей до 14 лет не уменьшилось по сравнению с предыдущим годом.
Трудоспособное население составляет 66% от общей численности. Екатеринбург имеет развитую сеть муниципальных учреждений здравоохранения, включающую 35 юридических лиц, в том числе: 12 взрослых и 8 детских лечебно-профилактических учреждений, 7 стоматологических поликлиник, муниципальное учреждение "Станция скорой медицинской помощи", 2 городских диагностических центра, центр медицинской профилактики и другие. Сеть включает 20 стационаров, 77 поликлиник и женских консультаций.
Выполнение муниципального заказа
Муниципальный заказ в 2007 году выполнен по всем подразделениям службы. Выполнено 12 млн. посещений в поликлиники города; 349,4 тыс. вызовов скорой помощи; пролечено свыше 252 тыс. человек в круглосуточных и свыше 25 тыс. в дневных стационарах.
Деятельность амбулаторно-поликлинической службы города
В Екатеринбурге работает 29 взрослых поликлиник, 21 детская, 13 стоматологических поликлиник, 14 женских консультаций. Фактическая мощность превышает плановую в 1,5 раза, что свидетельствует о необходимости дальнейшего расширения площадей амбулаторной службы.
В 2007 году количество посещений на 1 жителя составило 10,3, что превышает федеральный норматив (9,2 посещения на 1 жителя в год) и свидетельствует о доступности медицинской помощи в поликлинике.
Количество вызовов скорой помощи стабильно и составляет 259 на 1000 жителей, что значительно ниже федерального норматива (320 вызовов на 1000 населения). Стабильность данного показателя, отсутствие жалоб населения на недоступность скорой медицинской помощи, положительная динамика качественных показателей муниципального учреждения "Станция скорой медицинской помощи" свидетельствуют о том, что уровень вызовов является оптимальным для нашего города, а также, вероятно, отражает адекватность организационной модели работы поликлиник.
Однако в 2007 году произошел значительный рост времени доезда (с 18 до 23 минут) при сохранении прежнего числа бригад, что является следствием высокой интенсивности транспортного потока в городе. В 2008 году планируется разработка и, возможно, апробация технологии вечерней бригады неотложной помощи (с 18.00 до 22.00) на базе городской детской поликлиники N 13.
Укомплектованность участковыми педиатрами составляет 93% с выполнением норматива прикрепленного населения на одного врача.
Укомплектованность участковыми терапевтами имеет тенденцию к росту, и по итогам 2007 года составила 64% при среднем количестве прикрепленного населения на 1 участке 2165 человек (норматив - 1700).
В 2007 году увеличилось количество диагностических исследований в амбулаторно-поликлинической службе, особенно рентгенологических (в 1,4 раза за 2 года), функциональных (в 1,6 раза), компьютерных томографий - в 1,3 раза, УЗИ и лабораторных исследований - в 1,2 раза.
В целях улучшения организации оказания медицинской помощи в амбулаторном звене организовано:
- внедрение АИС "Поликлиника" в регистратурах поликлиник города, что позволило ускорить оформление документации пациентов и организовать предварительную запись;
- удлинение времени работы поликлиник до 19.00;
- этапность оказания медицинской помощи (посещение узких специалистов через участковую службу);
- введение должностей корпоративных психологов, администраторов для работы с населением и персоналом;
- повышение доступности диагностических исследований для населения.
Показатели работы стационарной службы
В 2007 году развернуто 7931 койка (норматив на численность жителей Екатеринбурга - 9859 без учета социально значимых коек). С середины 90-х годов отмечалось планомерное сокращение коечного фонда. За этот период сокращена 4621 койка, т.е. каждая третья от уровня 1994 года, когда количество коек составляло 12552. Последние 3 года сокращение носит не технологический, а вынужденный характер с целью приведения стационарных отделений к санитарным нормам.
С учетом коечного фонда областных, федеральных и ведомственных учреждений здравоохранения, развернутых на территории города, существующее число коек является оптимальным. Перспектива развертывания новых стационарных коек имеется в новых районах города (район Академический).
Основные показатели работы коечного фонда:
- уровень госпитализации стабилен на протяжении ряда последних лет и составляет 182 на 1000 населения, что значительно ниже показателя РФ (228 на 1000 населения) и целевого показателя, установленного Минздравсоцразвития РФ в рамках "пилотных проектов" (210 на 1000 населения);
- средняя длительность пребывания больного в стационаре имеет дальнейшую тенденцию к снижению и составляет 10,5 дня (2006 год - 10,7);
- экстренность госпитализации возросла в большей степени за счет детской службы (2007 год - 56,4%, 2006 год - 53%);
- показатель летальности стабилизировался на уровне 1,5% (от числа пролеченных больных). По ряду профилей имеется значительная положительная динамика по сравнению с 2006 годом - снижение летальности в отделениях токсикологии на 61%, детской инфекции - на 33%, взрослой гастроэнтерологии и нефрологии - на 40%. Отмечалось повышение летальности в отделениях ожоговой травмы, проктологии, пульмонологии, что требует дополнительного анализа.
В 2007 году хирургическая койка работала с большей интенсивностью, чем в предыдущие годы, значительно возросла хирургическая активность как в детской, так и во взрослой хирургии и гинекологии.
Кадровое обеспечение
В службе здравоохранения города Екатеринбурга работает 18282 человека, в т.ч. 4449 - врачи и 7888 - средний медперсонал. Численность кадрового состава стабильна в течение ряда последних лет.
Укомплектованность врачами в 2007 году составила 55,1%. Данный показатель достаточно стабилен, и его колебания связаны в большей степени с изменением штатного расписания, а не с числом физических лиц.
Показатель текучести кадров - один из основных показателей, характеризующих движение и стабильность коллективов и службы в целом. Показатель, установленный НИИ по научной организации труда, не должен превышать 13%. Показатели учреждений здравоохранения Екатеринбурга на уровне 7-9% свидетельствуют о стабильности кадровой ситуации по врачам в разрезе всех групп учреждений (центральные городские больницы, детские больницы, стоматологические поликлиники).
В 2007 году сложилась положительная динамика по показателю текучести среднего медперсонала в детских ЛПУ, стабильно хороший показатель в ЦГБ - ниже 8%.
На достаточно высоком уровне сохраняется коэффициент совместительства - 1,7. Перед руководителями лечебно-профилактических учреждений поставлена задача постепенного снижения данного показателя до 1,5 за счет притока молодых кадров.
В 2007 году в службу пришло 142 выпускника УГМА, что в 1,4 раза больше показателя 2006 года (99 человек).
Здравоохранение Екатеринбурга имеет высокопрофессиональный врачебный состав: 53% врачей имеют квалификационные категории, на постоянной основе в учреждениях здравоохранения работает 16 докторов медицинских наук, 152 кандидата медицинских наук, 6 профессоров. 18 лечебных учреждений являются клиническими базами УГМА.
Финансирование здравоохранения
Консолидированное финансирование службы здравоохранения составило 6,1 млрд. руб., прирост по сравнению с 2006 годом - 9% и практически в 2 раза - за последние 3 года.
По сравнению с 2006 годом структура финансирования не претерпела значимых изменений: доля ТФОМС составила 51%, доля городского бюджета - 33%. Объем финансирования из ТФОМС и городского бюджета возрос на 12% и 15% соответственно.
Имеется тенденция к снижению доли средств, полученных учреждениями здравоохранения от внебюджетной деятельности (2007 год - 11%, 2006 год - 13%).
Из средств федерального бюджета и Фонда социального страхования получено 205 млн. руб.
В структуре затрат 51% составляет заработная плата. Средняя заработная плата врачей и среднего медперсонала выросла в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом и составила 21,4 тыс. руб. и 13 тыс. руб. соответственно.
В 2007 году заработная плата врачей стационаров (22,5 тыс. руб.) приблизилась и даже превысила заработную плату врачей участковой службы (21,9 тыс. руб.). Заработная плата "узких" специалистов поликлиник (17,2 тыс. руб.) пока ниже уровня заработной платы участковых врачей. Врачи скорой помощи получают в среднем 32 тыс. руб. Заработная плата врачей службы родовспоможения имела дальнейшую тенденцию роста и составила 26,6 тыс. руб. - в роддомах и 18,3 тыс. руб. - в женских консультациях.
Последние 2 года наблюдается значительное увеличение доли средств, расходуемых на статьи развития (проведение ремонтов и приобретение оборудования) - с 10% в 2002-2004 годах до 21-32% в 2006-2007 годах.
Так, на проведение капитальных ремонтов в 2007 году израсходовано 323 млн. руб., на капитальное строительство - 164 млн. руб. (поликлиника в микрорайоне Ботанический Чкаловского района и разработка проектно-сметной документации на реконструкцию и строительство пристроя роддома ЦГБ N 40). За последние 2 года на ремонты и строительство объектов здравоохранения израсходовано свыше 1 млрд. руб.
В 2007 году приобретено оборудования на сумму 376,1 млн. руб. Таким образом, за 2006-2007 годы удалось максимально переоснастить ЛПУ дорогостоящим оборудованием (приоритет - диагностическое и реанимационное оборудование), а также позволило открывать новые и отремонтированные объекты, полностью укомплектованные новым оборудованием и мебелью.
Наиболее значимыми источниками финансирования приобретения оборудования в 2007 году явились городской бюджет - 248 млн. руб. (более 3000 единиц оборудования) и федеральный бюджет в рамках национального проекта "Здоровье" - 106 млн. руб. (127 единиц).
Эффективность реализации городских стратегических проектов.
Поскольку городские стратегические проекты реализуются с 2003-2004 годов, представлены показатели эффективности их реализации в динамике за 5 лет.
В рамках стратегического проекта "Профилактика - упреждающий удар" основные мероприятия сосредоточены на массовой вакцинопрофилактике населения, в т.ч. против вирусных гепатитов, краснухи, клещевого энцефалита, кори, паротита.
За прошедшие годы удалось снизить заболеваемость гепатитом В в 4,7 раза, гепатитом А - в 4,9 раза, клещевым энцефалитом - в 1,7 раза. В течение 3-х лет не регистрировалась заболеваемость корью, до единичных случаев снизилась заболеваемость краснухой.
Мероприятия по первичной профилактике ВИЧ-инфекции среди населения позволили снизить показатели первичной заболеваемости на 20%.
Одним из важнейших направлений проекта, который является уникальным в России, является система обращения с опасными медицинскими отходами без проведения дезинфекции с последующим сжиганием. В проекте работает 22 муниципальных учреждения с общим финансированием 18 млн. руб. в год, что позволило в 2007 году снизить число аварийных ситуаций среди медицинских работников в 8 раз.
В рамках стратегического проекта "Здоровье маленьких горожан" приобретается оборудование в роддома, детские больницы, проводятся ремонтные работы учреждений детства и родовспоможения, внедряются новые организационные технологии (работа выездной консультативной бригады для новорожденных, протоколы медицинских манипуляций и т.д.) и технологии лечения.
Данные мероприятия, а также профилактическая работа с населением позволили добиться значительных результатов по снижению младенческой смертности до 4,9 (на 1000 родившихся живыми), детской смертности до 0,7 (на 1000 детей в возрасте до 17 лет включительно), перинатальной смертности до 5,9 (на 1000 родившихся), значительно снизить материнскую смертность.
Основной задачей стратегического подпроекта "Профилактика и лечение артериальной гипертонии" являлась профилактика, ранняя диагностика, а соответственно, повышение выявляемости артериальной гипертонии.
С этой целью ежегодно выпускается печатная продукция тиражом более 40 тыс. экземпляров, проводятся массовые акции среди населения по выявлению артериальной гипертонии, работают кабинеты доврачебного приема в поликлиниках. Это позволило повысить выявляемость артериальной гипертонии в 3 раза, о чем свидетельствует рост показателя первичной заболеваемости с 2,2 до 6,8 на 1000 взрослого населения за 5 лет.
Наиболее весомый вклад в смертность населения от болезней органов кровообращения вносят неблагоприятные исходы острого инфаркта миокарда.
Активное внедрение современных технологий лечения в остром периоде, включая тромболизис и инвазивные вмешательства на коронарных сосудах, позволили снизить летальность с 9,6% в 2002 году до 7,9% в 2007 году (от числа пролеченных больных) и повлиять на снижение общей смертности от болезней системы кровообращения (на 21%).
В рамках реализации стратегического подпроекта "Травматология" с 2003 года началась модернизация травматологической службы, переоснащение диагностическим и лечебным оборудованием. Главным достижением явилось оснащение всех травматологических клиник качественной лучевой диагностикой - компьютерными томографами (КТ), С-дугами, что позволило полностью исключить диагностические трефинации, освоить новые миниинвазивные методы санации внутричерепных гематом, динамических ревизий под КТ-контролем и т.д. Приобретение компьютерных томографов позволило отказаться от перетранспортировок в другие ЛПУ для проведения диагностических исследований, что серьезно усугубляло состояние больного и снижало скорость принятия тактического решения по ведению пациента. Все вышеизложенное, а также внедрение современных технологий лечения (остеосинтез, эндоскопические операции, современная интенсивная терапия) сделало лечение тяжелых травм, в первую очередь черепно-мозговых, управляемым процессом.
Общая смертность населения от травм снизилась с 2,54 до 1,74 на 1000 населения (на 32%). В 2002 году погибло 3305 человек, в 2007 - 2351. Смертность трудоспособного населения от травм снизилась с 2,92 (2405 человек) до 1,71 (1701 человек) на 1000 трудоспособного населения (на 35%).
Снижение смертности от травм произошло в первую очередь за счет снижения летальности, что еще раз подчеркивает вклад стационарного этапа оказания помощи при травме и роль диагностических возможностей именно на этом этапе. Летальность от травм снизилась на 29%: 2002 год - 3,5% от числа пролеченных (815 человек), 2007 год - 2,5% (563 человека).
Инвалидность от травм среди взрослого населения снизилась за 5 лет с 6,0 до 3,2 (на 10 тыс. взрослого населения).
Таким образом, стратегический подпроект "Травматология" оказывает значительное положительное влияние на показатели здоровья населения города Екатеринбурга.
Мероприятия стратегического подпроекта "Онкология" сконцентрированы на улучшении качества диагностики и качества жизни уже состоявшегося онкологического больного.
Проводится работа по внедрению протоколов раннего выявления онкопатологии в ЛПУ города и созданию "кабинетов предрака".
Учитывая, что смертность от онкологических заболеваний значительна и вышла в структуре смертности на 2 место, работа по профилактике и раннему выявлению должна стать приоритетной для Управления здравоохранения, каждого ЛПУ и медика в городе.
Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье"
Всего объем финансирования, полученный учреждениями здравоохранения в рамках национального проекта "Здоровье", составил 512,4 млн. руб., в том числе:
136 млн. руб. - оплата по родовым сертификатам,
119,9 млн. руб. - на выплаты надбавок врачам участковой службы,
106,7 млн. руб. - на приобретение медицинского оборудования,
42,07 млн. руб. - на выплаты надбавок сотрудникам скорой медицинской помощи,
21,3 млн. руб. - на проведение вакцинации населения,
20,8 млн. руб. - на проведение диспансеризации работников бюджетной сферы,
65,63 млн. руб. - на оплату первичной помощи трудоспособному и нетрудоспособному населению, на проведение диспансеризации работающих во вредных условиях труда и другое.
Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" значимо улучшила деятельность первичного звена здравоохранения.
Реализация Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части обеспечения лекарственными средствами жителей города
На 1 января 2008 года в программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (ОНЛС), осталось чуть более 64 тыс. человек, отказались от льгот 62 тыс. человек (49% от числа федеральных льготников города).
В 2007 году выписано 967 тыс. рецептов, что в 1,7 раза меньше уровня 2006 года. Обслужено 681 тыс. рецептов, что составляет 71% от числа выписанных. В 2006 году было обслужено на 800 тыс. рецептов больше - 1,5 млн. рецептов, что составило 90% от выписанных. Значительная разница между числом выписанных и обслуженных рецептов в 2007 году связана с массовым списанием рецептов летом и осенью 2007 года.
На 1 января 2008 года увеличилось число необеспеченных рецептов - свыше 11 тыс, из них половина (5,5 тыс.) - свыше 10 дней.
Количество выписанных рецептов на 1 льготника в 2007 году уменьшилось практически в 2 раза и составило по взрослым - 1 рецепт в месяц, по детям - 0,3 рецепта в месяц.
Средняя стоимость 1 рецепта в 2007 году составила 840 рублей, что связано с преимущественным и первоочередным обеспечением рецептов на дорогостоящие лекарственные препараты. Учитывая то, что в программе ОНЛС преимущественно остались инвалиды, нуждающиеся в дорогостоящей терапии, а выделение средств на 1 льготника выросло незначительно и составляет 417 рублей, становится очевидным, что главная проблема программы ОНЛС в 2007 году, которая сохраняется и усугубляется в 2008 году - это дефицит финансовых средств, не позволяющий обеспечить больных даже препаратами базисной терапии.
Основные проблемы программы ОНЛС в 2007 году:
- введенная в 2007 году изначально дефицитная финансовая квота - 42 млн. руб. на 1 месяц (в 2006 году ежемесячно обслуживалось рецептов на сумму свыше 80 млн. руб.). При этом изначально дефицитная заявка была обеспечена на 85%;
- периодическое отсутствие лекарственных средств для лечения социально-значимых заболеваний (сахарный диабет, онкология и т.д.);
- в течение 2007 года не был погашен долг перед аптеками за 2006 и частично 2005 годы, что привело к массовому отказу частных аптек от участия в программе ОНЛС (на начало 2007 года в программе участвовали 52 аптечные организации, к концу года - 40), что привело к увеличению нагрузки на оставшиеся аптечные организации и ухудшению качества обслуживания населения.
Таким образом, без увеличения объема финансирования на программу ОНЛС, путем только организационных решений, проблема обеспечения льготников лекарственными препаратами в 2008 году не может быть решена (финансовая квота на 2-е полугодие 2008 года - 130 млн. руб., необходимое финансирование после составления регистров больных только по базисной терапии - 280 млн. руб.).
Эффективность деятельности службы здравоохранения города Екатеринбурга в 2007 году по основным медико-демографическим показателям
Показатель рождаемости имеет дальнейшую тенденцию к росту и составляет 11,4 на 1000 населения. По данным отдела ЗАГС города Екатеринбурга, родилось 15535 детей, что на 904 ребенка больше, чем в 2006 году.
Показатель общей смертности составил 12,4 на 1000 населения, что на 20% ниже среднероссийского показателя. Смертность населения трудоспособного возраста снизилась с 6,75 в 2004 году до 5,3 в 2007 году (на 1000 трудоспособного населения).
Основные демографические показатели крупных муниципальных образований и
РФ (2007 год)
Город |
Общая смертность |
Рождаемость |
Естественный прирост |
Младенческая смертность |
Материнская смертность |
Екатеринбург |
12,4 |
11,4 |
-1,0 |
4,9 |
0 |
Челябинск |
13,3 |
10,5 |
-2,5 |
6,3 |
0 |
Уфа |
12,5 |
11,8 |
-0,7 |
9,0 |
13,2 |
Новосибирск |
16,0 |
11,0 |
-5,0 |
5,9 |
7,1 |
Пермь |
13,3 |
10,2 |
-3,1 |
7,3 |
8,3 |
Волгоград |
13,6 |
9,5 |
-4,1 |
10,0 |
23,2 |
РФ |
14,6 |
11,3 |
-3,4 |
9,4 |
|
В 2007 году город Екатеринбург имеет самый низкий показатель общей смертности, младенческой смертности среди крупных муниципальных образований. Не зарегистрировано случаев материнской смертности. Естественная убыль населения, хоть пока и сохраняет отрицательную величину, но в 3 раза меньше, чем по Российской Федерации.
При сохранении положительных тенденций показателей рождаемости и общей смертности в ближайшие годы Екатеринбург имеет перспективу преодоления отрицательного прироста населения и вновь иметь преобладание рождаемости над общей смертностью, как это было до 1991 года, т.е. иметь естественную прибыль, а не убыль населения.
Задачи на 2008 год:
1. Выполнение территориальной программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью жителей города Екатеринбурга.
2. Реализация приоритетной национальной программы в сфере здравоохранения "Здоровье".
3. Реализация Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами жителей города.
4. Реализация городских стратегических проектов и целевых комплексных программ.
5. Основные направления реструктуризации здравоохранения:
1) перенос акцентов:
- из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинической помощи;
- из специализированной амбулаторной помощи в сектор первичной медико-санитарной помощи;
- из круглосуточного стационара в дневной, центр амбулаторной хирургии, стационар на дому;
- от мелких диагностических подразделений к централизованным службам;
2) профилактическая направленность здравоохранения;
3) этапность оказания медицинской помощи;
4) переход на новую систему финансирования по конечному результату;
5) дальнейшая работа по привлечению кадров в отрасль, улучшению ресурсной базы службы.
6. Проведение строительно-ремонтных работ на объектах здравоохранения:
- реконструкция роддома ГКБ N 40,
- разработка проектно-сметной документации на строительство лабораторного комплекса клинико-диагностического центра, объектов здравоохранения района Академический, новой поликлиники ЦГБ N 1, подстанции скорой помощи в Чкаловском районе,
- окончание реконструкции и переоснащения хирургического корпуса ГКБ N 24,
- начало строительства здания детской поликлиники N 13.
7. Внедрение медицинских технологий, федеральных и городских стандартов.
8. Продолжение работы по формированию бюджета на три года, переход на новую отраслевую систему оплаты труда, жесткое исполнение Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
9. Повышение уровня медицинской этики, деонтологии и культуры обслуживания пациентов.
10. Упорядочивание оказания платных медицинских услуг, исключение практики двойного финансирования случаев лечения пациентов по обязательному и добровольному медицинскому страхованию.
11. Координация работы с Фондом социального страхования по оплате случаев тяжелой производственной травмы.
12. Дальнейшая информатизация службы.
13. Работа с Министерством здравоохранения Свердловской области по делегированию полномочий муниципалитету по оказанию специализированных видов медицинской помощи, расположенных на базе ЛПУ города.
14. Лицензирование учреждений здравоохранения города.
<< Назад |
||
Содержание Решение Екатеринбургской городской Думы от 25 марта 2008 г. N 24/56 "Об итогах работы в сфере здравоохранения, реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.