Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 9 декабря 2008 г. N 759-ПОД настоящее постановление снято с контроля
Заслушав информацию Правительства Свердловской области об исполнении Областного закона от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления", Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области отмечает:
По данным государственных докладов о состоянии окружающей среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения, в 2004-2006 годах в Свердловской области образование отходов производства и потребления предприятиями увеличилось со 159,3 млн. тонн до 189,7 млн. тонн. Всего на территории Свердловской области к концу 2006 года было накоплено 8,4 млрд. тонн отходов производства и потребления. При этом в 2006 году объем использования отходов снизился по сравнению с 2005 годом на 5 млн. тонн и составил 76,1 млн. тонн, доля использования отходов от объема их образования снизилась на 4,8 процента и составила 40,1 процента от общего объема образования отходов. Количество действующих и законсервированных объектов размещения отходов производства и потребления в 2006 году составило 1361 объект (в 2004 году - 1192 объекта).
В соответствии с Областным законом "Об отходах производства и потребления" к полномочиям Правительства Свердловской области относится принятие краткосрочных областных государственных целевых программ в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области для предотвращения вредного воздействия обращения с такими отходами на здоровье человека и окружающую среду, а также для использования отходов производства и потребления, в том числе в качестве дополнительных источников сырья.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 августа 2003 года N 527-ПП утверждена областная инвестиционная программа "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 2004-2010 годы. В 2007 году на выполнение мероприятий программы направлено 327,2 млн. рублей. По информации Правительства Свердловской области, за истекший период переработано 14,1 млн. тонн отходов, в том числе 7,1 млн. тонн отходов металлургического комплекса, 6,9 млн. тонн отходов добычи и обогащения и 610 тыс. тонн прочих отходов. По предварительной оценке совокупный экономический, экологический и социальный эффект от внедрения проектов по переработке техногенных образований составляет около 3,47 млрд. рублей. По данным ОАО "Уральский институт металлов", на предприятиях черной металлургии сохраняется большое количество непереработанных отходов, которые хранятся в основном на открытых площадках. В то же время на некоторых металлургических предприятиях переработка шлаков превышает их годовое образование.
Областной государственной целевой программой "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2008 год предусмотрен ряд мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, при этом субсидии местным бюджетам из областного бюджета на выполнение аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов, не предоставляются.
Необходимо отметить, что отсутствует федеральная программа в сфере обращения с отходами производства и потребления и разработка такой программы в настоящее время не осуществляется.
В соответствии с федеральным законодательством к вопросам местного значения поселений относится обеспечение организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, муниципальных районов - обеспечение организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, городских округов - обеспечение организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Министерством природных ресурсов Свердловской области и Свердловским областным государственным учреждением "Центр экологического мониторинга и контроля" разработаны Рекомендации по организации деятельности в сфере сбора, использования и безопасного размещения отходов потребления.
Основным законодательным актом в сфере обращения с отходами производства и потребления является Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", который не раскрывает методы экономического стимулирования в области вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья для производства энергии, строительных материалов и товаров потребления. Кроме того, необходимо законодательно закрепить принцип прямого запрета на размещение на полигонах отходов, которые подлежат переработке и использованию в качестве вторичных материальных ресурсов.
Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области постановляет:
1. Информацию Правительства Свердловской области об исполнении Областного закона "Об отходах производства и потребления" принять к сведению.
2. Предложить Правительству Свердловской области:
1) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2009 год и плановый период увеличение объема средств для предоставления бюджетных кредитов субъектам инвестиционной деятельности на реализацию инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами производства и потребления;
2) разработать и внести в Областную Думу проекты областных законов:
о внесении изменений в Областной закон "Об отходах производства и потребления" в части определения перечня отходов, которые являются вторичным сырьем (вторичными материальными ресурсами), требований по их использованию, механизма стимулирования использования вторичных материальных ресурсов путем введения повышающего коэффициента 5 при расчете платы за размещение таких отходов и их захоронении, а также путем уменьшения платы за размещение этих отходов на сумму затрат, направляемых на их сбор и утилизацию;
о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" в части дополнения перечня организаций, освобождаемых от уплаты налога на имущество, организациями, осуществляющими сбор, использование, обезвреживание и переработку отходов, - в отношении имущества, используемого для этих целей;
3) обеспечить предоставление мер государственной поддержки организациям, осуществляющим деятельность по использованию, обезвреживанию и вовлечению в хозяйственный оборот отходов, в том числе являющихся вторичным сырьем (вторичными материальными ресурсами).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:
1) рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот по уплате земельного налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сбор, сортировку, использование и безопасное размещение отходов производства и потребления;
2) принять меры для реализации на территории муниципальных образований Рекомендаций по организации деятельности в сфере сбора, использования и безопасного размещения отходов потребления.
4. Предложить Свердловскому областному фонду поддержки малого предпринимательства рассмотреть возможность включения деятельности по переработке отходов производства и потребления в перечень приоритетных отраслей (видов) деятельности на территории Свердловской области, утверждаемый для предоставления льготных кредитов на инвестиционные цели субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в этих отраслях.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию (Машков В.Н.).
Председатель Областной Думы |
Н.А. Воронин |
г. Екатеринбург
24 июня 2008 года
N 321-ПОД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По данным государственных докладов образование отходов производства и потребления предприятиями увеличилось с 2004 по 2006 год со 159,3 млн. тонн до 189,7 млн. тонн. В 2006 году объем использования отходов снизился по сравнению с 2005 годом на 5 млн. тонн. Совокупный экономический, экологический и социальный эффект от внедрения проектов по переработке техногенных образований составляет около 3,47 млрд. рублей.
Обеспечение организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, муниципальных районов - обеспечение организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, городских округов - обеспечение организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения, для решения которых данным постановлением предусмотрен ряд мер.
Постановление Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 24 июня 2008 г. N 321-ПОД "Об исполнении Областного закона "Об отходах производства и потребления"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 1 июля 2008 г. N 213-214 стр. 8, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 16 июля 2008 г., N 6 (2008), ст. 849
Настоящий документ снят с контроля