Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда А.В. Гусева, судей Н.А. Жилина, В.И, Задиоры, Д.Н. Разина,
с участием Р.Е. Качанова - представителя гражданина С.Д. Смердова, обратившегося с запросом в Уставный Суд, И.С. Ваупиной - представителя Главы Екатеринбурга, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Главы Екатеринбурга от 9 марта 2007 года N 998 "О внесении изменений в Постановление Главы города Екатеринбурга от 05.02.2001 N 116 "Об утверждении Положения о создании районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.Н. Разина, объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. Постановлением Уставного Суда Свердловской области от 13 февраля 2007 года, принятым по запросу гражданина С.Д. Смердова, Положение о создании районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания, утвержденное пунктом 1 Постановления Главы города Екатеринбурга от 5 февраля 2001 года N 116, было признано не соответствующим Уставу Свердловской области в связи с его неопубликованием.
В целях исполнения данного Постановления Уставного Суда Глава Екатеринбурга принял Постановление от 9 марта 2007 года N 998, в подпункте 2 пункта 1 которого содержится поручение об официальном опубликовании Постановления Главы города Екатеринбурга от 05.02.2001 N 116. Названные Постановления были опубликованы в официальном печатном издании - газете "Вечерний Екатеринбург" 21 марта 2007 года.
Обращаясь в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Главы Екатеринбурга от 9 марта 2007 года N 998, заявитель С.Д. Смердов полагает, что этим Постановлением вносятся изменения в недействующий (утративший юридическую силу в связи с принятием Постановления Уставного Суда) нормативный правовой акт, что является неисполнением судебного решения, нарушает его право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, принципы законности и правовой определенности и не соответствует статьям 2, 19, 20, 90 Устава Свердловской области. Что касается содержания вносимых изменений, то оно заявителем не оспаривается и согласно части 2 статьи 72 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
В судебном заседании представитель Главы Екатеринбурга И.С. Ваулина просила производство по настоящему делу прекратить в связи с тем, что внесение изменений в недействующий правовой акт также не имеет юридической силы и не может нарушать права граждан, в том числе заявителя.
2. Целями конституционного (уставного) правосудия являются судебная защита и эффективное восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, укрепление конституционной законности и правопорядка, устранение дефектов нормативных правовых актов (статьи 4 (часть 2), 18, 46 (части 1 и 2), 118 (части 2 и 3), 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 6 (пункт 1) Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьи 59 (пункт 5) Устава Свердловской области, статей 8 (пункт 3), 77 (пункты 2 и 3), 78 (пункт 1) Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" нормативный правовой акт, признанный Уставным Судом не соответствующим Уставу Свердловской области, в том числе в связи с его неопубликованием, утрачивает силу немедленно после провозглашения постановления Уставного Суда и не подлежит применению независимо от решения об отмене органом, его принявшим; юридическая сила постановления Уставного Суда о признании нормативного правового акта не соответствующим Уставу Свердловской области не может быть преодолена повторным принятием того же акта; решение Уставного Суда действует непосредственно, не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неопубликование нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы граждан, является самостоятельным и особым основанием признания его не соответствующим Уставу Свердловской области (подпункт 3 пункта 1 статьи 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области"). Дефектность такого нормативного правового акта заключается в нарушении конституционного права каждого на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, невыполнении обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления публиковать официально для всеобщего сведения нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (часть 3 статьи 15, часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации).
Последующее опубликование такого акта в порядке исполнения решения Уставного Суда означает устранение его дефектности, восстановление нарушенных прав граждан, согласуется с целями конституционного (уставного) правосудия и не противоречит Уставу Свердловской области.
Из анализа Постановления Главы Екатеринбурга от 9 марта 2007 года N 998 следует, что оно принято именно во исполнение Постановления Уставного Суда от 13 февраля 2007 года, в целях устранения дефекта, выразившегося в неопубликовании нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы граждан. Принятие этого Постановления не может рассматриваться как способ преодоления юридической силы Постановления Уставного Суда и не нарушает прав граждан, в том числе право заявителя на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 59 (пункты 4, 5) Устава Свердловской области, статьями 8, 70, 73, 75-78, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать Постановление Главы Екатеринбурга от 9 марта 2007 года N 998 "О внесении изменений в Постановление Главы города Екатеринбурга от 05.02.2001 N 116 "Об утверждении Положения о создании районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания" соответствующим Уставу Свердловской области.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области" и в газете "Вечерний Екатеринбург".
Уставный Суд Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 15 июня 2008 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Главы Екатеринбурга от 9 марта 2007 года N 998 "О внесении изменений в Постановление Главы города Екатеринбурга от 05.02.2001 N 116 "Об утверждении Положения о создании районных центров по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в газете "Вечерний Екатеринбург" от 3 сентября 2008 г. N 199 стр. 2