Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению Екатеринбургской
городской Думы
от 16 сентября 2008 г. N 55/62
Информация
"Об итогах работы комитета
Администрации города Екатеринбурга по защите
прав потребителей за период 1993-2008 годы"
Законодательные основы организации и деятельности
комитета Администрации города Екатеринбурга
по защите прав потребителей
Комитет Администрации города Екатеринбурга по защите прав потребителей (далее - Комитет) создан 19 июля 1993 года Постановлением Главы Администрации города Екатеринбурга N 371 для реализации полномочий по защите потребительских прав жителей города, предоставленных органам местного самоуправления статьей 44 Федерального закона от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктом 11 пункта 1 статьи 37 Устава муниципального образования "город Екатеринбург".
Постановлением Главы Екатеринбурга от 20 июля 2009 г. N 3110 Постановление Главы города Екатеринбурга от 8 апреля 2004 г. N 371 "Об утверждении новой редакции Положения "О Комитете Администрации города Екатеринбурга по защите прав потребителей" признано утратившим силу с 1 сентября 2009 года
В части, регулируемой законодательством о защите прав потребителей, Комитет обеспечивает правовое разрешение следующих вопросов местного значения:
- организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
- организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
- создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;
- создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Кроме того, Комитет действует в иных сферах, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав потребителей", не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из компетенции городского округа федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Комитет - функциональный орган Администрации города Екатеринбурга. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Свердловской области и муниципального образования "город Екатеринбург", Уставом муниципального образования "город Екатеринбург", Положением о Комитете, утвержденным Постановлением Главы Екатеринбурга от 8 апреля 2004 года N 371, иными постановлениями Главы Екатеринбурга.
Комитет от имени Администрации города создает в г. Екатеринбурге правовые условия для реализации прав потребителей, деятельности обществ и кредитных союзов потребителей.
Сфера деятельности Комитета
Комитет оказывает правовую помощь потребителям с целью восстановления их нарушенных прав и представляет Администрацию города Екатеринбурга как орган местного самоуправления в спорах по следующим вопросам:
- розничная торговля;
- бытовые услуги и работы;
- транспортные услуги по перевозке пассажиров и багажа;
- услуги связи почтовой, телеграфной, телефонной;
- услуги коммунальные и по содержанию и эксплуатации жилья;
- услуги по доставке теле- и радиосигналов;
- услуги страхования;
- банковские услуги;
- прочие финансовые услуги;
- услуги туристические;
- юридические услуги (нотариат, адвокатура и пр.);
- услуги риелторские (продажа, аренда, залог недвижимости);
- услуги образования;
- услуги медицинские и ветеринарные;
- услуги культурно-зрелищные;
- прочие услуги интеллектуального характера;
- работы ремонтные и строительные;
- прочие возмездные работы и услуги.
Комитет организует и исполняет администрирование неналоговых доходов бюджета города в части судебных штрафов за нарушение прав потребителей.
Основные задачи Комитета
1. Создание на территории города Екатеринбурга единой и эффективной системы защиты прав потребителей.
2. Участие в создании на территории города Екатеринбурга цивилизованного рынка товаров (вещей, работ и услуг), защищающего права потребителей за счет развития добросовестной конкуренции.
Основные функции Комитета
1. Обеспечение приема жителей г. Екатеринбурга и рассмотрение устных и письменных обращений граждан по вопросам ущемления их потребительских прав.
2. Консультирование потребителей по вопросам их прав, способам их защиты, а также по законности условий, включаемых в их договоры с продавцами (исполнителями, изготовителями).
3. Просвещение жителей Екатеринбурга (потребителей и предпринимателей) по вопросам их потребительских прав и способам защиты этих прав.
4. Участие в разработке и разработка проектов правовых актов муниципального образования "город Екатеринбург" и методических рекомендаций для организаций, муниципальных унитарных предприятий и учреждений по вопросам, связанным с действием Федерального закона "О защите прав потребителей". Анализ проектов документов, поступающих для согласования в Комитет на соответствие правовым нормам законодательства "О защите прав потребителей".
5. Проведение просветительской, профилактической и методической работы по правилам деятельности с продавцами, исполнителями и изготовителями.
6. Сбор и анализ информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами), и информирование государственных органов, осуществляющих контроль соответствия и безопасности товаров (вещей, работ и услуг).
7. Осуществление взаимодействия с территориальными органами федеральных служб, осуществляющих контроль соответствия и безопасности товаров (вещей, работ и услуг) по вопросам, предусмотренным государственной системой защиты прав потребителей.
8. Контроль в пределах полномочий, предоставленных законодательством и Положением о Комитете, соблюдения правил розничной купли-продажи, оказания возмездных услуг и исполнения подрядных работ организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями на территории города Екатеринбурга.
9. Разработка образцов документов и методических рекомендаций по досудебной и судебной защите прав потребителей.
10. Предотвращение реализации товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья и имущества потребителей.
11. Организация обучения основам потребительских знаний.
12. Оказание правовой помощи потребителям:
- предоставление консультаций;
- представление их интересов в судах по прецедентам в случаях, предусмотренных законом;
- выдача заключений по судебным делам по инициативе Комитета либо по инициативе лиц, участвующих в деле, либо по инициативе суда;
- обращение в суд в защиту неопределенного круга потребителей;
- участие в судебном заседании в качестве специалиста по инициативе суда.
13. Ведение базы данных обращений граждан, подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений по устранению причин нарушения прав потребителей.
Создание правовых условий
для реализации на территории города Екатеринбурга эффективной защиты прав потребителей
1. Прием граждан: рассмотрено более 126 тысяч обращений, оказана юридическая помощь в оформлении 21 тысячи исков и 72 тысяч претензий, 37 тысячам обратившихся даны правовые консультации. В защиту неопределенного круга потребителей предъявлено 24 иска, в том числе к ЗАО "Русский стандарт", Сбербанк РФ, ОАО "Аэропорт - Российские авиалинии", ОАО "Уралсвязьинформ", ОАО "Хлебпром". Исковые требования ответчиками исполнены.
2. Участие в судебных заседаниях: принято участие в рассмотрении около 900 дел, большинство из них разрешено в пользу потребителей на сумму более 26 млн рублей, оказано содействие потребителям при заключения 95 мировых соглашений на сумму более 3,6 млн рублей.
3. Работа с письменными обращениями граждан: рассмотрено 3090 жалоб, направлено 2392 запросов (в прокуратуру, суды и прочие организации).
4. Просвещение населения: в средствах массовой информации опубликовано более 1,5 тысяч информаций по защите прав потребителей. С 2002 года на WEB-портале Е1.ru дано более 10000 ответов гражданам России. В настоящее время Комитет отвечает на вопросы потребителей на странице "Ответы на вопросы" сайта Комитета на WEB-портале города Екатеринбурга.
5. Аналитическая деятельность: проанализировано 350 потребительских договоров, в том числе договоры кредитования населения, банковских вкладов, строительного подряда, управления многоквартирными домами, розничной купли-продажи и т.п. Только с марта 2003 года по март 2004 года зарегистрировано 73 обращения потребителей на неправомерные действия 33 организаций, производящих работы по строительному подряду. По результатам анализа составлено 10 исков, 30 претензий, 3 ходатайства, дано 27 консультаций, принято участие в 5 судебных заседаниях.
6. Обучение населения: сотрудниками Комитета прочитано свыше 2045 лекционных часов в высших учебных заведениях города Екатеринбурга, в том числе Уральском государственном экономическом университете, Уральской государственной юридической академии, Уральском государственном педагогическом университете, институте физической подготовки, туризма и сервиса УГТУ-УПИ и др.
Формирование системы защиты прав потребителей
Комитет осуществляет взаимодействие:
1) с организациями, оказывающими гражданам юридическую помощь по защите прав потребителей с заключением соглашений о взаимном сотрудничестве, в том числе Свердловской областной общественной организацией "Общество по защите прав потребителей "Лига защиты пациентов"", ООО Юридическое бюро "Твое Право", Свердловской региональной общественной организацией "Общество защиты прав потребителей Свердловской области", Свердловским областным обществом защиты прав потребителей "Гарант", ООО "Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики", Свердловским региональным отделением Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России";
2) с экспертными организациями, в том числе Уральской торгово-промышленной палатой, ООО "Единая информационная служба экспертизы окон и фасадов", ООО "Уралстройсертификация", ООО "Уральский центр сертификации и испытаний", "Уралтест", Уральской геммологической лабораторией, "Центр экспертизы на автомобильном транспорте" и др.;
3) с организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей, в том числе Свердловским территориальным управлением МАП России, Свердловским территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Уполномоченным по правам человека в Свердловской области, Прокуратурой Свердловской области и районов, УВД по муниципальному образованию "город Екатеринбург", Региональной энергетической комиссией, Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области, Федеральной службой по надзору в сфере связи, Госторгинспекцией Свердловской области, другими федеральными службами, отвечающими за качество и безопасность вещей, услуг и работ;
4) с судами: в 2005 году совместно со Свердловским областным судом выполнен анализ судебной практики по делам "О защите прав потребителей" и направлен Президиумом суда всем судам Свердловской области для руководства при принятии решений. По определениям судов только за последние два года дано 97 официальных заключений от имени органа местного самоуправления по делу "О защите прав потребителя". По повесткам судов принято участие более чем в 2,5 тысячах судебных заседаний. Для администрирования неналоговых доходов в бюджет города организовано получение из судов и предъявлено к исполнению более 1000 исполнительных листов на сумму, превышающую 38 млн рублей;
5) со службами судебных приставов: Комитетом обеспечено поступление в бюджет города с 1 апреля 2006 года (начала исполнения функции) 14,607 млн рублей;
6) с органами Администрации города и районов: Комитет ежемесячно направляет анализ базы обращений потребителей территориальным и функциональным органам Администрации Екатеринбурга, принимает участие в работе совещаний и комиссий.
В период 1997-2002 годов Комитет обеспечивал работу городской административной комиссии. Рассмотрено 4588 протоколов об административных правонарушениях. Поступление штрафов в бюджет города составило более 2 млн рублей.
Структура обращений потребителей за 15 лет
За указанный период в Комитет поступило обращений по вопросам розничной торговли более 60 тысяч, по вопросам оказания возмездных услуг - 53 тысячи, по работам бытового подряда - около 8 тысяч обращений, по прочим вопросам - около 5 тысяч.
За последние 10 лет имеет место относительная стабильность ситуации на потребительском рынке города.
В общем количестве обращений превалируют обращения по вопросам торговли - 47,5%, по оказанию услуг - 41,7%*.
Наибольшее количество жалоб на некачественные вещи**:
телефонные аппараты - 7,6% (подъем);
разные виды обуви - 14,9% (спад);
сложная бытовая техника - 7,4% (на уровне).
Наибольшее количество жалоб на оказание услуг**:
услуги ЖКХ - 19,0% (спад);
финансовые услуги - 3,7% (спад);
услуги связи - 6,5% (спад).
Наибольшее количество жалоб на выполнение работ**:
изготовление окон - 10,8% (подъем),
изготовление мебели - 20,0% (подъем).
* Процент от всех обращений.
** Процент от обращений по подразделу.
Организационные мероприятия
Комитетом проведено 5 всероссийских конференций защитников прав потребителей с общим числом участников более 2000 человек, в рамках которых было представлено свыше 50 субъектов Российской Федерации и более 100 муниципальных образований.
<< Назад |
||
Содержание Решение Екатеринбургской городской Думы от 16 сентября 2008 г. N 55/62 "Об итогах работы комитета Администрации города Екатеринбурга... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.