Постановление Правительства Свердловской области
от 31 декабря 2008 г. N 1458-ПП
"О Концепции развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2009-2015 годы (с перспективой до 2030 года)"
В соответствии с приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 12.05.2005 г. N 45 "Об утверждении транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года", постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274), распоряжением Правительства Свердловской области от 26.02.2008 г. N 117-РП "О разработке проекта Концепции развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2008-2015 годы (с перспективой до 2030 года) и плана мероприятий по ее реализации", а также с целью обеспечения системного и комплексного подхода к стратегическому развитию логистической системы Свердловской области, достижения пропорционального и сбалансированного развития транспортно-логистической системы Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2009-2015 годы (с перспективой до 2030 года) (далее - Концепция) (прилагается).
2. Министерству промышленности и науки Свердловской области (Гредин А.Л.):
1) в 2009 году разработать план мероприятий по реализации Концепции;
2) в срок до 1 апреля 2009 года подготовить предложения по созданию единого информационного центра управления транспортно-логистической системой Свердловской области.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 13.01.2006 г. N 9-ПП "Об основных направлениях развития оптовой торговли потребительскими товарами в Свердловской области на период до 2010 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2006, N 1, ст. 24).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по координации деятельности областного хозяйства - министра промышленности и науки Свердловской области Гредина А.Л.
Председатель Правительства |
В.А. Кокшаров |
г. Екатеринбург
31 декабря 2008 года
N 1458-ПП
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 31 декабря 2008 г. N 1458-ПП
Концепция
развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2009-2015 годы (с перспективой до 2030 года)
Введение
Концепция развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2009-2015 годы (с перспективой до 2030 года) (далее - Концепция) разработана с целью анализа современного состояния транспортного комплекса области и формирования предложений по его дальнейшему развитию.
В настоящее время в Российской Федерации реализуется Транспортная стратегия на период до 2020 года, которая определяет направления развития транспортного комплекса страны, устанавливает единую для транспортной отрасли систему приоритетов и является основой для разработки целевых программ в области транспорта и смежных с ним отраслях экономики.
Актуальность разработки Концепции для Свердловской области связана с тем, что отсутствие единой согласованной стратегии развития различных видов транспорта и терминально-складской инфраструктуры привело к ряду негативных последствий: исчерпанию пропускной способности транспортно-логистического комплекса, отсутствию современного логистического сервиса, увеличению сроков транспортировки и обработки грузов, повышению уровня загрязнения окружающей среды.
Перечисленные проблемы не позволяют в полной мере реализовать выгоды географического положения области за счет эффективного использования потенциала ее транспортно-логистического комплекса.
Разработка Концепции велась на основе анализа современного состояния данного сектора экономики путем выявления основных проблем, существующих в Свердловской области. Концепция предлагает основные направления развития транспортно-логистической системы (далее - ТЛС). Реализация Концепции будет осуществляться с помощью выполнения разработанного плана мероприятий.
Концепция содержит обоснование для дополнения схемы территориального планирования Свердловской области в части размещения логистических центров.
Основными результатами развития ТЛС в регионе является увеличение скорости товародвижения, сокращение логистических издержек в цепях поставок, обеспечение опережающих темпов роста грузопотоков.
Главным результатом реализации Концепции является повышение эффективности функционирования экономики Свердловской области.
Раздел 1. Характеристика транспортно-логистической системы Свердловской области
Глава 1. Специфика региональной системы товародвижения
Развитие системы товародвижения находится в прямой зависимости от специфики минерально-сырьевой базы промышленности, энергетических, земельных, водных и прочих ресурсов региона. Структура, объем и направления движения товарных потоков зависят от следующих особенностей экономики Свердловской области:
1) значительная нагрузка на транспортную сеть региона обусловлена большой концентрацией тяжелой промышленности, несовпадением потребности перерабатывающих предприятий в сырье со структурой сырья добывающих отраслей, растущими внешнерегиональными грузопотоками;
2) основные грузообразующие пункты Свердловской области сконцентрированы в трех крупных промышленных зонах, размещение которых территориально совпадает с расположением зон природно-сырьевых ресурсов.
Самая большая зона - город Екатеринбург и близлежащие города, находящиеся в основном в пределах 100 км. На долю промышленных предприятий города Екатеринбурга приходится 19 процентов всей промышленной продукции области. Эта индустриальная зона достаточно дифференцирована по отраслям промышленности с учетом специализации. Продукция этой промышленной зоны потребляется как внутри, так и за ее пределами.
Вторая зона включает города Нижний Тагил, Верхняя Салда, Кушву, Красноуральск, Нижняя Тура, Лесной, Качканар. Экономика второй зоны в основном представлена продукцией предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки. Одним из ключевых узлов этой зоны является город Нижний Тагил.
Третья зона представлена городами Серов, Краснотурьинск, Карпинск, Североуральск. Экономика зоны представлена предприятиями цветной и черной металлургии;
3) собственное производство продуктов и товаров народного потребления покрывает небольшую потребность Свердловской области. Поэтому большая часть продуктов и товаров народного потребления завозится из других регионов России и импортируется;
4) экономика региона сильно интегрирована в мировую экономику и в межрегиональный обмен. Внешнеторговый оборот по экспорту-импорту достиг в 2007 году 38 процентов от уровня валового регионального продукта региона. Это означает большую зависимость экономики региона от уровня цен и спроса на ее продукцию и уровня цен на завозимые товары на внешних (включая другие регионы России) рынках;
5) достаточно обширная территория региона и неоднородная структура промышленности по районам области формируют требование по наличию дополнительной функции у ТЛС региона: перераспределение внутрирегиональных грузопотоков (зарождаемых и потребляемых на территории региона) между населенными пунктами;
6) в Свердловской области сформирована многопрофильная система товародвижения, основу которой составляют более 1200 оптовых предприятий потребительского рынка. Основная часть предприятий сосредоточена в городах Екатеринбурге (около 560 компаний), Нижний Тагил (76 компаний) и Серове (42 компании). Данное размещение отражает особенности концентрации населения на территории области, развития розничной торговой сети и транспортной инфраструктуры;
7) территориальную структуру транспортной системы Свердловской области образуют в первую очередь крупнейшие транспортные узлы и магистральные транспортные коммуникации (опорная транспортная сеть). Самые значительные транспортно-грузовые узлы: города Екатеринбург, Нижний Тагил, Серов, Каменск-Уральский. Степень выраженности узловых функций, таких как объемы и доля участвующих в перевалке грузов, степень и характер обработки и переработки грузов, особенности взаимодействия разных видов транспорта, в узлах заметно различаются.
Глава 2. Сильные и слабые стороны, угрозы и возможности транспортно-логистической системы Свердловской области
Сильными сторонами ТЛС Свердловской области являются:
1) выгодное геополитическое место расположения, характеризующееся пересечением направлений коридора "Транссиб" и строящегося Северного транспортного коридора на маршруте Санкт-Петербург - Медвежьегорск - Каргополь - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь, обслуживанием российских и транзитных грузопотоков в Европу, Среднюю и Юго-Восточную Азию, а также в обратном направлении;
2) наличие в регионе отраслей промышленности и производств, использующих высокие технологии и нуждающихся в использовании методов современной логистики;
3) приход в регион крупных российских и иностранных торговых сетевых компаний;
4) достаточно развитая транспортная инфраструктура региона, наличие крупных транспортных узлов;
5) потенциальная возможность доступа к значительному объему экспортно-импортных грузопотоков, в том числе контейнерных;
6) относительно слабая конкурентная среда.
К слабым сторонам ТЛС Свердловской области относится следующее:
1) региональный логистический рынок находится на начальном этапе своего развития, в основном он ограничивается обособленными видами услуг, входящими в сферу логистики: транспортными, экспедиторскими или складскими;
2) нерациональная конфигурация существующей железнодорожной и автодорожной сетей приводит к избыточным издержкам грузоотправителей, а также создает разрыв между богатыми природными ресурсами регионами Урала;
3) отсутствие необходимого объема складской инфраструктуры классов А и В не позволяет соблюдать возрастающие требования к качеству и масштабам обслуживания грузопотоков;
4) местные логистические организации не имеют достаточного опыта работы с провайдерами логистических услуг, крупными международными и российскими торговыми сетями и транспортно-экспедиторскими компаниями;
5) слабый технический уровень оснащения и развития наземной инфраструктуры, слабо используемый потенциал малой авиации, особенно при осуществлении грузовых перевозок;
6) текущее техническое состояние автодорожной инфраструктуры, в том числе федеральных автомобильных дорог, значительно снижает среднюю скорость движения, пропускную способность автомобильной транспортной сети;
7) транспортная и терминально-складская инфраструктуры развиваются обособленно друг от друга, что приводит к локальному дисбалансу пропускных способностей транспортной сети и транспортно-логистической инфраструктуры, особенно в местах их стыковок;
8) отсутствие обходов крупнейших городов, в особенности Екатеринбурга, Каменска-Уральского, создает дополнительную транспортную и экологическую нагрузку на уличную дорожную сеть;
9) наблюдаются административно-законодательные трудности оформления земельных участков под строительство объектов транспортно-логистической инфраструктуры.
Возможности ТЛС Свердловской области:
1) создание мультимодальных логистических комплексов, предоставление комплекса услуг мультимодальных перевозок грузов;
2) полномасштабная реализация проекта "Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр";
3) предоставление полного комплекса качественных логистических услуг международным, российским, местным торговым и промышленным компаниям, включая услуги добавленной стоимости;
4) рост транзитных и мультимодальных перевозок на территории области как следствие развития транспортно-логистической инфраструктуры и комплекса предоставляемых услуг;
5) частичное устранение диспропорций в развитии складской инфраструктуры за счет строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг города Екатеринбурга.
Угрозы ТЛС Свердловской области:
1) приход в регион иностранных логистических операторов;
2) занятие лидирующих позиций по обслуживанию грузопотоков субъектами других регионов;
3) зависимость потребителей складских и логистических услуг от торговых сетей и промышленных компаний;
4) потенциальный рост стоимости трудовых ресурсов;
5) чрезмерно высокая транспортная нагрузка на город Екатеринбург.
Таким образом, степень развития транспортной инфраструктуры Свердловской области сегодня не в полной мере соответствует потребностям развития экономики региона, сдерживает реализацию его промышленного, ресурсного и транзитного потенциала. Отсутствие скоординированности развития не позволяет в полной мере реализовать принципы современного логистического управления процессом перевозки, переработки и хранения товаров и грузов.
Раздел 2. Цель и основные задачи Концепции
Главной целью разработки Концепции является развитие современной транспортной и логистической инфраструктуры, обеспечивающей эффективное товародвижение и снижение транспортных издержек в экономике области, стимулирование развития транзитных перевозок через Свердловскую область, интеграция транспортной системы области в мировую систему транспортных коммуникаций и стандартов сервисного обслуживания.
Для достижения поставленной цели целесообразно решение следующих задач:
1) увеличение емкости и эффективности региональной товаропроводящей сети;
2) оптимизация взаимодействия объектов ТЛС, их эффективное территориальное размещение;
3) повышение качества и объема логистических услуг, в том числе путем интеграции отдельных звеньев и формирования единого информационного пространства;
4) достижение синергетического эффекта с другими программами развития Свердловской области.
Основные функции ТЛС Свердловской области:
1) функции основного транзитного центра международного транспортного коридора "Запад - Восток" для экспортно-импортных грузопотоков Центральной и Юго-Восточной Азии;
2) функции распределительного центра для импортных грузов южного направления Уральского региона;
3) функции консолидирующего центра экспортных грузов Уральского федерального округа к отправке (контейнеризация, услуги добавленной стоимости);
4) функции распределения товаропотоков области.
Преимущества развития ТЛС позволят:
1) привлечь отечественные и зарубежные грузопотоки и инвестиции за счет инфраструктурной подготовленности региона;
2) увеличить объем налогов и сборов в областной и федеральный бюджеты;
3) создать новые производственные мощности и рабочие места в целом ряде секторов экономики;
4) получить дополнительную прибыль (снижение себестоимости продукции) за счет создания рынка услуг добавленной стоимости, построить управление логистическими издержками на всех этапах создания стоимости продукта, а также снизить долю логистических издержек в потребительской цене товара;
5) разработать рациональную планировку территории городов, населенных пунктов и обеспечить оптимальное размещение производительных сил;
6) развить современную социальную и деловую инфраструктуру (жилье, связь, пассажирский транспорт, розничная торговля, индустрия отдыха, общепит, сервис);
7) снизить экологическую нагрузку на территорию, осуществить перевод части грузов на речной и железнодорожный транспорт;
8) консолидировать участие крупного и среднего бизнеса в развитии региональной экономики, развить цивилизованные формы деловой активности через механизмы государственно-частного партнерства.
Раздел 3. Основные направления развития транспортно-логистической системы Свердловской области
По экспертной оценке, потенциал рынка логистических услуг Свердловской области можно оценить в объеме около 77 млрд. рублей (предполагаемая доля логистических издержек на управление материальными потоками составляет 11,7 процента от внутреннего регионального продукта, что соответствует современной мировой практике), потенциальный объем рынка складских услуг составляет около 10 млрд. рублей.
Глава 1. Развитие транспортной инфраструктуры
Развитие современной транспортной инфраструктуры Свердловской области осуществляется в соответствии с рядом федеральных и областных программ.
Согласно транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года в перечень приоритетных проектов развития транспортной отрасли в регионе вошли:
1) строительство обхода городов Краснокамска и Перми с мостовым переходом через реку Кама на автомобильной дороге Санкт-Петербург - Киров - Пермь - Екатеринбург;
2) организация на базе аэропорта "Кольцово" крупного транспортно-логистического узла;
3) создание сети терминально-логистических комплексов.
В соответствии с Законом Свердловской области от 8 декабря 2006 года N 77-ОЗ "О схеме территориального планирования Свердловской области" ("Областная газета", 2006, 12 декабря, N 420-422) утверждена следующая принципиальная планировочная модель транспортных коридоров и основных транспортных направлений:
1) главный широтный коридор: продолжение международного транспортного коридора N 2 (далее - МТК N 2) "Берлин - Москва - Нижний Новгород" через Екатеринбург до Пекина, представленное существующими железнодорожными линиями "Транссиба" и федеральными автомобильными дорогами Екатеринбург - Тюмень, Екатеринбург - Казань;
2) меридиональный транспортный коридор: сочетание МТК N 2 и Северного коридора, представленное железнодорожными линиями Свердловск-Сортировочный - Смычка - Гороблагодатская - Серов - Ивдель - Полуночное, Полуночное - Обская, Обская - Салехард - Надым и федеральной автомобильной дорогой Уфа - Екатеринбург - Серов - Североуральск - Ивдель - Лабытнанги;
3) широтный коридор "Северный маршрут", предназначенный для организации выходов транспортной системы области и связанных с нею восточных регионов страны к портам Архангельска и Мурманска через территорию Пермского края, состоящий из проектируемых железнодорожных магистралей Архангельск - Сыктывкар - Гайны - Ивдель с выходом на существующую трассу Ивдель - Ханты-Мансийск - Нефтеюганск - Сургут - Нижневартовск - Томск;
4) диагональные транспортные направления, способствующие развитию интеграционных связей с соседними регионами Свердловской области и обеспечивающие дополнительные связи с северными регионами Уральского федерального округа: автомобильные дороги Уфа - Екатеринбург - Туринск - Ханты-Мансийск и Пермь - Верхотурье - Гари - Урай - Ханты-Мансийск.
Инфраструктура железнодорожного транспорта
Обладая уникальным географическим положением и значительными ресурсами, Свердловская железная дорога может стать основным транзитным и перерабатывающим центром потоков грузов и пассажиров в направлении "Европа - Азия". Уже сегодня рынок, обеспечиваемый транспортными услугами Свердловской железной дороги, охватывает 10,5 процента территории страны, 7,4 процента населения, гарантирует функционирование 7 процентов основных производственных фондов России. По итогам 8 месяцев 2008 года Свердловская железная дорога занимает второе место по погрузке, третье место по грузообороту и пятое место по пассажирообороту в стране.
В связи с принятием решения об организации движения поездов повышенного веса и длины на направлении Кузбасс-Центр на Свердловской железной дороге будут продолжаться работы по подготовке и развитию инфраструктуры для пропуска грузовых поездов весом до 12000 тонн на участках Дружинино - Седельниково - Колчедан, Чепца - Пермь - Свердловск и Свердловск - Тюмень (Войновка) - Называевская. Наибольшие размеры грузопотоков будут концентрироваться на участках, которые обеспечат транспортно-экономические связи Сибири, Дальнего Востока с регионами Северо-Запада, Верхнего Поволжья и Центра. Для обеспечения высокой эффективности пропуска таких поездов по дороге необходимо перейти к новым технологиям в управлении перевозочным процессом.
Положительная динамика развития экономики района тяготения Свердловской железной дороги создает естественную потребность в ускорении и упрощении процесса доставки товаров конечному потребителю. Решение этой проблемы будет обеспечивать транспортно-логистический центр, создаваемый на технической и технологической базе Свердловского железнодорожного узла.
В соответствии с намечаемыми параметрами развития важнейших отраслей экономики области основной прирост производства наиболее грузоемкой продукции (черная металлургия, тяжелое машиностроение, промышленность строительных материалов) предполагается в основном в районах Нижне-Тагильского и Серовского промышленных узлов.
В связи с этим увеличится поток грузов из указанных районов как в западном (через Чусовскую, Пермь), так и в южном направлении (через Смычку, Свердловск, а также через Алапаевск, Богданович, Каменск-Уральский).
В настоящее время начато освоение проекта "Урал промышленный - Урал полярный", целью которого является обеспечение транспортной доступности ресурсов Полярного и Приполярного Урала на основе опережающего развития транспортной инфраструктуры.
Первую очередь железнодорожной линии Полуночное - Обская, которая частично пройдет по территории Свердловской области, планируется завершить до 2015 года, намечаемые объемы грузоперевозок предусматриваются на десятый год эксплуатации. Строительство этой железнодорожной линии также усилит меридиональные железнодорожные направления Свердловской области.
К 2015 году будет осуществлена полная реконструкция железнодорожной станции Серов-Сортировочный, развитие станций Смычка и Нижний Тагил.
В целях улучшения экологической ситуации в центральной части города Екатеринбурга намечается вынос основной части грузового движения на Северный обход Свердловского железнодорожного узла, для чего потребуется сооружение второго пути на участке Свердловск-Сортировочный - Звезда - Восточная - Исток и восточных путепроводных развязок в районе станции Путевка, а также развитие станций Седельниково, Свердловск-Пассажирский, Звезда и Восточная.
В соответствии с Соглашением о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Свердловской области и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" по реализации мероприятий опережающего развития железнодорожного транспорта в условиях роста промышленности и производительных сил региона на 2008-2010 годы от 20.12.2007 г. N 44 основными объектами плана развития инфраструктуры Свердловской железной дороги являются:
1) реконструкция и развитие Свердловского железнодорожного узла (станций Свердловск-Сортировочный, Шарташ, Путевка, Кольцово, Уктус, Керамик);
2) развитие пропускных и перерабатывающих способностей участка Свердловск-Сортировочный - Шаля, станции Дружинино;
3) усиление участков Серов-Сортировочный - Ивдель - Полуночное, Серов-Сортировочный - Борситы, Серов-Сортировочный - Смычка - Алапаевск;
4) усиление пропускных способностей участков северных направлений: Серов - Полуночное, Серов - Чусовская, Серов - Алапаевск, Смычка - Алапаевск - Богданович, Шарташ - Егоршино.
Развитие контейнерных перевозок в регионе серьезно сдерживает нехватка терминалов со специализированным оборудованием для обработки контейнеров. В 2006 году доли Свердловской области в обработке контейнерного потока Российской Федерации составили: по экспорту - 5,1 процента, по импорту - 2,7 процента, во внутренних перевозках - 5,2 процента.
В 2007 году железнодорожные станции и терминалы, расположенные в Свердловской области, приняли более 20 тысяч стандартных 20-футовых контейнеров и отправили их более 44 тысяч. Наибольшие объемы отгруженной продукции наблюдались по станциям Свердловск-Товарный, Шувакиш, Источник, Ежевая, УАЗ.
На территории Свердловской области в настоящее время имеется 3 железнодорожных контейнерных терминала для работы с 20-футовыми контейнерами (в городах Екатеринбурге, Нижний Тагил), из них только один терминал способен принимать 40-футовые контейнеры (станция Свердловск-Товарный).
В рамках проекта "Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр" в 2006 году построен контейнерный терминал мощностью 40000 контейнеров в год общей площадью 18 тыс. кв.м. Объем единовременного хранения установлен до 2000 крупнотоннажных контейнеров.
В настоящее время ведется реконструкция станции Свердловск-Товарный. Прогнозируемая динамика мощности переработки контейнеров составляет в 2009 году - 140 тыс. стандартных 20-футовых контейнеров, 2011 году - 200 тыс. стандартных 20-футовых контейнеров.
В рамках развития ТЛС Свердловской области выявлена необходимость создания контейнерных терминалов в городах Серове, Богдановиче, Каменске-Уральском; развития мощностей терминалов, расположенных в Екатеринбургской агломерации.
В рамках развития транспортной инфраструктуры ТЛС требует дополнительного изучения вопрос о подведении железнодорожной ветки в целях расширения функций строящегося логистического центра в районе аэропорта "Кольцово".
Инфраструктура автомобильного транспорта
Направлениями развития автомобильных дорог общего пользования являются:
1) формирование федеральных автодорожных коридоров в соответствии со сложившейся и перспективной структурой грузо- и пассажирских перевозок вне зависимости от уровня подчиненности входящих в их состав автомобильных дорог (без деления их на территориальные и федеральные);
2) дополнение функционирующей федеральной сети автодорожными магистралями регионального уровня исходя из принципов "открытости" транспортной системы региона, с обеспечением выхода на опорную сеть федеральных дорог;
3) создание условий для обеспечения эффективного функционирования системы евроазиатских автодорожных сообщений на территории области, формируемой в результате продления планируемого МТК N 2 до города Екатеринбурга.
Согласно Программе модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года должно завершиться формирование опорной сети автодорог для связи с регионами, в частности по маршрутам, проходящим через Свердловскую область: Санкт-Петербург - Вологда - Киров - Пермь - Екатеринбург, Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск, Казань - Екатеринбург.
Первоочередные задачи развития сети автомобильных дорог на период до 2015 года:
1) завершение строительства автодорожного коридора Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Томск, что приведет к экономической активности недостаточно развитых северо-восточных районов области, обеспечит выход к перспективным запасам нефтегазового сырья (Таборинский и Тавдинский районы);
2) повышение технического уровня наиболее перегруженных участков со строительством обходов населенных пунктов на сети территориальных дорог, обеспечивающих связи соседних регионов по кратчайшему направлению, а также группы районов с областным центром;
3) завершение строительства Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги, что позволит объединить семь транспортных направлений автомобильных дорог федерального и территориального значения, входящих в город, и разгрузить областной центр от транзитного автомобильного транспорта;
4) дальнейшая реконструкция основных федеральных автомобильных дорог Екатеринбург - Тюмень, Екатеринбург - Пермь, строительство участка Ачит - Октябрьский для выхода на существующую федеральную автомобильную дорогу на город Казань;
5) строительство новых направлений федеральных автомобильных дорог Ивдель - Лабытнанги (выход к месторождениям Полярного и Приполярного Урала и северным морским портам) и Екатеринбург - Уфа, что усилит основную меридиональную магистраль Свердловской области Екатеринбург - Серов - Североуральск - Ивдель.
На отдаленную перспективу предлагается проложить дорогу вдоль северо-восточной границы области с выходом на город Ухту в северном направлении и на город Тюмень в южном направлении.
Реконструкция и строительство основных территориальных направлений, создание радиально-кольцевой системы автомобильных дорог Свердловской области состоит из следующих проектов:
Качканар - Верхотурье - Сосьва - Гари с выходом в восточном направлении на Тюменскую область, в западном - на Пермский край;
Карпинск - Пермь - Киров для связи с соседними областями;
Невьянск - Новоуральск как выход на федеральную автомобильную дорогу в южном и восточном направлениях;
Красноуфимск - Шаля - Нижний Тагил - Алапаевск - Ирбит - Талица - выход в Курганскую область;
Верхотурье - Туринск - Тюмень.
Программой развития сети автомобильных дорог регионального значения, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 25.06.2008 г. N 639-ПП "Об областной государственной целевой программе "Развитие сети автомобильных дорог на территории Свердловской области" на 2009-2015 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 6-3, ст. 966), предусмотрено:
Постановлением Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. N 1479-ПП Постановление Правительства Свердловской области от 25 июня 2008 г. N 639-ПП признано утратившим силу с 1 января 2011 г.
1) завершение строительства 3 участков автомобильной дороги Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск;
2) ввод в эксплуатацию 387,526 километра автомобильных дорог общего пользования;
3) ввод в эксплуатацию 30 искусственных сооружений, возведенных на автомобильных дорогах общего пользования.
В соответствии с Законом Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 119-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" ("Областная газета", 2008, 20 декабря, N 396-405) определены следующие объекты (таблица 1):
Таблица 1
Основные объекты
развития сети автомобильных дорог Свердловской области на 2009-2011 годы
N п/п |
Наименование объекта |
Сроки производства работ |
Бюджет (тыс. рублей) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Строительство автомобильной дороги Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск на участке Ивдель - Ханты-Мансийск в пределах Свердловской области |
2009-2010 годы |
1512415 |
2. |
Строительство первой очереди автомобильной дороги Екатеринбург - Тюмень на участке "первый пусковой комплекс" |
2011-2011 годы |
1007955 |
3. |
Строительство автомобильной дороги "вокруг города Екатеринбурга" на участке "автомобильная дорога Екатеринбург - Серов - автомобильная дорога Пермь - Екатеринбург" |
2009-2011 годы |
2920250 |
4. |
Строительство автомобильной дороги Сухой Лог - Артемовский |
2010-2011 годы |
1349509 |
5. |
Строительство автомобильной дороги "вокруг города Екатеринбурга" на участке "автомобильная дорога Пермь - Екатеринбург - автомобильная дорога "подъезд к городу Екатеринбургу от автомобильной дороги "Урал" |
2010-2011 годы |
3632027 |
6. |
Реконструкция автомобильной дороги "вокруг города Екатеринбурга" на участке "Семь Ключей - Большой Исток на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в Свердловской области |
2011 год |
141158 |
Назрела необходимость строительства и реконструкции автомобильных дорог Богданович - Каменск-Уральский, Асбест - Полевской; развития выхода на Челябинск через Гайны и Арти; строительства комплекса по организации весового контроля автомобильного транспорта на федеральных и региональных дорогах Свердловской области.
Инфраструктура воздушного транспорта
В гражданской авиации основными задачами будут являться стабилизация и развитие рынка авиаперевозок, совершенствование систем организации воздушного сообщения.
Стратегическая цель развития аэропорта "Кольцово" - построение системы эффективного взаимодействия всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов, выполняющих операции по организации и обслуживанию международных, внутрироссийских и региональных пассажирских и грузовых перевозок; создание на базе аэропорта "Кольцово" авиатранспортного узла Уральского федерального округа, способствующего эффективному экономическому и социальному развитию территории Свердловской области, ее интеграции в мировую экономику, расширению сфер бизнеса, культуры и туризма.
Необходимо дальнейшее развитие бизнес-авиации, центр которой находится в аэропорту "Уктус".
В настоящее время планируется создание государственной корпорации, в которой будут объединены 48 аэропортов местных линий. Решен вопрос с финансированием работ по возрождению малой авиации.
В перспективе намечена реконструкция ряда местных аэропортов, начиная с аэропорта "Арамиль" (город Екатеринбург) и включая закрытые в настоящее время аэропорты севера, северо-востока области (город Ивдель, поселки Гари, Пелым, Шабурово, Понил). Планируется заново отстроить вертолетодром в городе Верхотурье. На долгосрочную перспективу с развитием северных и северо-восточных регионов области возможно развитие новых местных авиалиний, строительство аэропортов для малой авиации, вертолетных площадок.
Реализация плана комплексного развития воздушного транспорта Свердловской области на долгосрочную перспективу позволит увеличить пропускную способность аэропорта "Кольцово" в 2 раза, обеспечить эффективную работу предприятий воздушного транспорта региона, удовлетворить потребности населения и народного хозяйства в авиаперевозках.
Инфраструктура речного транспорта
На сети внутренних водных путей и внутреннего водного транспорта предусмотрены меры по обеспечению стабильного и безопасного судоходства, включая поддержание необходимых глубин и габаритов судового хода, модернизацию и обновление речного транспортного флота, создание информационных систем.
Глава 2. Развитие главного интермодального транспортно-логистического центра международного значения Свердловской области
Каждый транспортно-логистический центр способен играть существенную роль в своем пространственно-планировочном районе, но для эффективной и качественной работы с международными транзитными, экспортными и импортными грузами, перемещаемыми за пределы данного района, необходимо создание единого главного интермодального транспортно-логистического центра (далее - ИТЛЦ).
Критериями выбора места расположения ИТЛЦ являются:
уровень социально-экономического развития территории;
концентрация крупных грузопотоков (региональных, межрегиональных, внешнеторговых и транзитных);
расположение на пересечении действующих и перспективных транспортных коридоров;
наличие узловых точек транспортных потоков (пересечение транспортных потоков одного или нескольких видов транспорта);
уровень развития транспортной, складской, логистической инфраструктуры;
аккумулирование информационных потоков;
возможность обслуживания нескольких видов транспорта.
В качестве перспективного места расположения ИТЛЦ может быть рассмотрен город Екатеринбург, поскольку здесь формируются и затухают крупные транспортные потоки продукции материально-технического назначения, оптовой и розничной торговли, через город Екатеринбург проходят крупные транзитные потоки (рис. 1). Численность населения в зоне обслуживания интермодального ИТЛЦ международного значения в городе Екатеринбурге - 19,2 млн. человек.
При рассмотрении конкретного местоположения ИТЛЦ следует рассматривать также территории внешнего пояса Екатеринбургской агломерации.
С данной точки зрения для развития логистики представляют интерес следующие зоны:
первый пояс (удаленность от города Екатеринбурга до 25 км) - территории, примыкающие к екатеринбургской кольцевой автомобильной дороге (далее - ЕКАД): города Березовский, Верхняя Пышма, поселки Исток, Кольцово;
второй пояс (удаленность от города Екатеринбурга до 50 км): города Первоуральск, Ревда, Сысерть;
третий пояс (удаленность от города Екатеринбурга до 100 км): города Каменск-Уральский, Богданович, Невьянск.
Места возможного размещения ИТЛЦ обозначены в таблице 2.
Таблица 2
Места размещения
интермодального транспортно-логистического центра
N п/п |
Рекомендуемое место размещения ИТЛЦ |
Преимущества |
Недостатки |
1. |
Площадка 1: территория развития аэропорта "Кольцово" - участок, примыкающий с юга к аэропорту "Кольцово" |
примыкание к скоростной автомагистрали на Челябинск и аэропорт "Кольцово"; выход на объездные дороги города Екатеринбурга |
потребуется прокладка железнодорожных путей к участку и организация маневрового узла |
2. |
Площадка 2: территория Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра, железнодорожная станция Гипсовая |
наличие железнодорожного пути, сортировочной станции; выход на Серовский тракт |
расположение внутри промышленной зоны |
В стадии активного развития и формирования находятся 8 логистических узлов в городе Екатеринбурге. Из них 4 узла, расположенные преимущественно в зоне ЕКАД, являются наиболее крупными и мощными:
северный узел (города Верхняя Пышма, Среднеуральск, Серовский тракт);
северо-восточный узел (северо-восточная часть города Екатеринбурга, выезд на город Березовский);
юго-восточный узел (район ЕКАД, поселок Кольцово, шоссе Екатеринбург - аэропорт "Кольцово");
западный узел (проектируемое пересечение ЕКАД и Московского тракта, Пермское направление).
Преимущественное размещение складских площадей и логистических комплексов планируется осуществлять на окраинах города Екатеринбурга и в прилегающих к нему городах-спутниках, включая модернизацию существующих складов и освоение следующих мест:
район пересечения ЕКАД и Полевского тракта - южная окраина города Екатеринбурга;
район пересечения ЕКАД и Челябинского тракта - юго-восточная окраина города Екатеринбурга на границе с Арамильским городским округом;
район, расположенный между поселками Лечебный и Компрессорный - восточная окраина города Екатеринбурга, в непосредственной близости от Сибирского тракта и ЕКАД;
район поселка Исток - восточная окраина города Екатеринбурга, в непосредственной близости от Сибирского тракта;
район, примыкающий к территории Ново-Свердловской теплоэлектроцентрали, - восточная окраина города Екатеринбурга;
западная окраина города Березовского - район, непосредственно примыкающий к ЕКАД;
промышленная территория на северо-западной окраине города Березовского - район пересечения ЕКАД и Режевского тракта;
окраина города Екатеринбурга (район улицы Монтажников).
Внутригородская зона, базирующаяся на существующих складских территориях, ориентирована преимущественно на логистическое обеспечение внутригородского рынка.
Глава 3. Развитие региональных транспортно-логистических центров
В Свердловской области, и особенно в городе Екатеринбурге, происходит активное развитие логистических центров и объектов складской недвижимости.
На территории области выделены точки расположения транспортно-логистических центров - зоны экономической активности, которые тяготеют к основным планировочным осям и транспортным коридорам и коммуникациям, являются перспективными с точки зрения организации элементов транспортно-логистической системы региона.
Определение мест размещения "базовых" объектов ТЛС Свердловской области проводилось на основе методики, включающей анализ социально-экономических показателей и транспортно-логистической инфраструктуры в рассматриваемом районе.
В ходе анализа были исследованы объемы и направления внешнеторговых и межрегиональных грузопотоков. В основе информационного массива были данные Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, Уральского таможенного управления, открытого акционерного общества "Уралгипротранс".
С учетом взаимного перекрытия зон обслуживания ИТЛЦ могут быть выбраны следующие места размещения региональных логистических центров (далее - РЛЦ): Красноуфимск/Ачит, Каменск-Уральский, Богданович, Ирбит, Тавда, Нижний Тагил, Серов, Ивдель (рис. 2).
Модальность почти всех региональных логистических центров предусматривает обработку железнодорожных грузов, в том числе импортных. При этом целесообразно размещение логистических комплексов для обработки импортных грузов в РЛЦ, имеющих сопряжение с узловыми железнодорожными станциями в городах Екатеринбурге, Нижний Тагил, Серове, Богдановиче, Каменске-Уральском.
В указанных городах в рамках создаваемой инфраструктуры целесообразно наличие контейнерных терминалов.
Характеристика предполагаемых мест для размещения логистических центров указана в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика
предполагаемых мест для размещения региональных логистических центров
N п/п |
Город размещения РЛЦ |
Предполагаемые места размещения |
Преимущества |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Город Ивдель |
площадка 1 размещена на севере поселка железнодорожной станции Ивдель |
наличие железнодорожной станции,удобная автомобильная локализация |
|
площадка 2 размещена на севере поселка Геологов |
наличие железнодорожной станции и развилки |
|
||
2. |
Город Серов |
площадка 1 размещена на южном въезде в город на ул. Каквинской (район Правобережье Каквы) |
удобная автомобильная локализация, близлежащий железнодорожный узел, удобство обслуживания городов Карпинска и Краснотурьинска |
|
площадка 2 размещена в районе железнодорожной станции Серов-Сортировочный |
узловая железнодорожная станция, наличие промышленной зоны как потенциального поставщика энергоресурсов |
все подходящие автомобильные пути проходят через селитебную часть города |
||
3. |
Город Ирбит |
площадка 1 размещена на входе в город автомобильной дороги из города Камышлова, являющейся ответвлением трассы Е22 |
расположение на окраине селитебной зоны, наличие железнодорожной станции |
отсутствие близлежащих источников энергоресурсов |
площадка 2 размещена в районе объездной дороги и железнодорожной станции Ирбит, около промышленной зоны кирпичного завода |
удобная автомобильная локализация у объездной дороги, наличие энергоресурсов (кирпичный завод как один из потенциальных поставщиков) |
ввод железнодорожных путей на участок возможен с пересечением объездной дороги |
||
4. |
Город Нижний Тагил |
площадка 1 выделяется в районе железнодорожной станции П. 14 км (район Красный бор) |
наличие железнодорожной станции, наличие промышленной зоны как потенциального поставщика энергоресурсов |
все подходящие автомобильные пути проходят через селитебную и промышленную части города |
площадка 2 выделяется в районе железнодорожной станции Сан-Донато |
наличие железнодорожного узла |
все подходящие автомобильные пути проходят через селитебную часть города |
||
площадка 3 выделяется в районе автомобильной развязки улицы Горбуновской и Серовского тракта |
удобная транспортная развязка, позволяющая обслуживать транзитные автотранспортные потоки |
потребуется прокладка железнодорожных путей к участку, организация маневрового узла |
||
площадка 4 выделяется в районе железнодорожной станции Кедун-Быково |
наличие железнодорожной станции, возможность въезда с Серовского тракта, наличие промышленной зоны как потенциального поставщика энергоресурсов |
проезд к участку через промышленную зону |
||
5. |
Город Тавда |
площадка располагается на берегу реки Тавда около железнодорожной станции Тавда |
удобная интеграция с железнодорожным и речным транспортом, наличие потенциальных поставщиков энергоресурсов |
проезд автотранспорта в центр города через селитебные и промышленные зоны |
6. |
Город Каменск-Уральский |
площадка 1 выделяется в районе железнодорожной станции УАЗ (на перспективу строительства объездной дороги трассы Р354) |
наличие железнодорожной станции |
|
площадка 2 размещена между улицами Привокзальная и Ленина на месте их примыкания к железнодорожной развязке (восточный выезд из города) |
узловая железнодорожная станция, существующее транзитное направление на город Курган |
автомобильные дороги проходят через селитебную часть города |
||
7. |
Город Красноуфимск |
площадка выбрана на северной стороне города в максимальной близости к трассе Е22 |
расположение на окраине селитебной зоны |
вследствие значительной удаленности железнодорожной станции потребуется прокладка железнодорожных путей к участку и организация маневрового узла |
8. |
Город Богданович |
площадка 1 выделяется в районе железнодорожной станции Богданович |
узловая железнодорожная станция, наличие промышленной зоны как потенциального поставщика энергоресурсов |
автомобильные дороги проходят через селитебную часть города |
площадка 2 выделяется в районе западного входа в город железной и автомобильной дорог |
примыкание к транзитной дороге на город Тюмень, расположение на окраине селитебной зоны |
потребуется прокладка железнодорожных путей к участку и организация маневрового узла |
Раздел 4. Ожидаемый результат реализации Концепции
В результате реализации Концепции ожидается дальнейшее развитие рынка транспортно-логистических услуг в Свердловской области.
Создание логистической системы товародвижения, основанной на терминальной технологии и логистических принципах, будет способствовать ускорению перемещения материальных потоков, сокращению материальных запасов в сфере производства и обращения и ускорению воспроизводственных процессов.
Реализацию Концепции предполагается осуществить в 2 этапа:
1) 2009-2011 годы - формирование механизма управления системой и создание базовой транспортно-логистической инфраструктуры;
2) 2012-2015 годы - развитие системы и технологий транспортного процесса, грузо- и товарообработки.
Создание ТЛС Свердловской области, отвечающей современным международным требованиям, обеспечит возможность развития экономики региона по инновационному варианту развития, снижение транспортно-логистических издержек в экономике региона.
По предварительной оценке, формирование на территории Свердловской области транспортно-логистической системы, состоящей из 9 транспортно-логистических центров общей стоимостью 36345 млн. рублей и суммарной мощностью грузопереработки 60 млн. тонн в год, может обеспечить за период 2009-2030 годов интегральный экономический эффект в виде прироста чистой прибыли в размере более 68 млрд. рублей при простом сроке окупаемости капитальных вложений 6,4 года (при дисконтированном сроке - 8,6 года).
За период 2009-2030 годов в транспортно-логистической системе области может быть создано более 13 тыс. рабочих мест.
Обеспечение трудовыми ресурсами предусматривается в основном за счет имеющегося в области контингента работников в сфере транспорта и торговли.
Предполагается создание системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Создание эффективной транспортно-логистической системы позволит:
1) сократить общие издержки в цепи поставок на 12-25 процентов и увеличить скорость товародвижения на 25-45 процентов;
2) обеспечить опережающий среднероссийские темпы рост грузопотоков региона, что соответствует Концепции развития Екатеринбурга как крупного транспортно-распределительного узла Большого Урала (грузопоток контейнеропригодных грузов Свердловской области к 2020 году увеличится более чем в 2 раза по сравнению с 2007 годом, тогда как в среднем по России объем коммерческих перевозок по инновационному варианту вырастет на 81 процент);
3) обеспечить потенциал роста оборота оптово-розничной торговли до 50 процентов, что будет способствовать сдерживанию роста потребительских цен.
Плановые показатели реализации задач Концепции указаны в таблице 4.
Таблица 4
Плановые показатели
реализации задач Концепции (по годам)
N п/п |
Задача, показатель, единица измерения |
Первый этап |
Второй этап |
Перспектива |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2030 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
Раздел 1. Развитие опорной транспортной сети |
|||||||||
1. |
Развитие сети автомобильных дорог |
|||||||||
1.1. |
Строительство автомобильных дорог общего пользования, км |
47,781 |
16,000 |
46,497 |
13,585 |
54,393 |
19,000 |
111,760 |
|
|
1.2. |
Реконструкция участков дорог, км |
|
|
3,240 |
|
32,000 |
9,000 |
34,270 |
|
|
1.3. |
Строительство и реконструкция аварийных мостовых переходов, штук |
|
|
|
3 |
2 |
7 |
6 |
|
|
1.4. |
Строительство и реконструкция транспортных развязок, штук |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
1.5. |
Объем капитальных вложений, млн. рублей |
801,002 |
4681,939 |
5080,373 |
9621,1 |
10870,3 |
11142,4 |
11373,9 |
|
|
2. |
Модернизация железнодорожной инфраструктуры Свердловской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" |
|||||||||
2.1. |
Обновление подвижного состава и оборудования, млн. рублей |
4765,7 |
4091,2 |
|
|
|
|
|
|
|
2.2. |
Усиление инфраструктуры станций и участков, млн. рублей |
3276,1 |
2629,1 |
|
|
|
|
|
|
|
2.3. |
Обеспечение пропускных и перерабатывающих способностей участков, млн. рублей |
2632,9 |
5158,6 |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Развитие станций примыкания общего пользования за счет средств промышленных предприятий Свердловской области, млн. рублей |
1203,0 |
1713,0 |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования промышленных предприятий Свердловской области |
|||||||||
4.1. |
Строительство и реконструкция путей, км |
87,98 |
102,5 |
|
|
|
|
|
|
|
4.2. |
Приобретение собственного подвижного состава, погрузочно-разгрузочной техники и других технических средств, единиц |
623 |
653 |
|
|
|
|
|
|
|
4.3. |
Инвестиции предприятий в развитие транспортной инфраструктуры, млн. рублей |
2108,3 |
2220,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Создание эффективной грузоперерабатывающей и товаропроводящей системы |
|||||||||
1. |
Общий объем оптового товарооборота на территории области, млрд. рублей |
1695 |
1959 |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Объем внешнеэкономических грузов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Экспорт, тыс. тонн |
4545,3 |
4528 |
4764,8 |
5001,6 |
5238,4 |
5475,2 |
5712 |
9231,7 |
|
2.2. |
Импорт, тыс. тонн |
622 |
721 |
790,2 |
859,4 |
928,6 |
997,8 |
1067 |
1710,5 |
|
3. |
Объем грузовых перевозок всеми видами транспорта, млн. тонн |
255- 260 |
266- 273 |
276- 286 |
287 -301 |
299- 316 |
311- 332 |
323- 348 |
600- 750 |
|
4. |
Создание объектов терминально-складской инфраструктуры транспортно-логистической системы |
|||||||||
4.1. |
Суммарная площадь складских комплексов класса А и В нарастающим итогом, тыс. кв.м |
315 |
455 |
485 |
505 |
585 |
605 |
645 |
1380 |
|
4.2. |
Контейнерные терминалы, единиц |
|
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
5. |
Общий объем инвестиций в создание складской инфраструктуры класса А, млн. рублей |
4420 |
4760 |
1020 |
680 |
2720 |
680 |
1360 |
|
|
6. |
Суммарный объем грузообработки логистических центров, млн. тонн в год |
24,0 |
25,4 |
26,4 |
27,5 |
30,6 |
31,8 |
33,1 |
60 |
|
7. |
Общая стоимость услуг логистических центров, млн. рублей в год |
8901 |
9422 |
9817 |
10237 |
11416 |
11887 |
12386 |
21880 |
|
8. |
Вовлечение в оборот земель, га |
63 |
91 |
97 |
101 |
117 |
121 |
129 |
276 |
|
9. |
Создание новых рабочих мест на объектах транспортно-логистической системы |
3780 |
5460 |
5820 |
6060 |
7020 |
7260 |
7740 |
13680 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определено, что главной целью разработки Концепции развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2009-2015 годы (с перспективой до 2030 года) является развитие современной транспортной и логистической инфраструктуры, обеспечивающей эффективное товародвижение и снижение транспортных издержек в экономике области, стимулирование развития транзитных перевозок через Свердловскую область, интеграция транспортной системы области в мировую систему транспортных коммуникаций и стандартов сервисного обслуживания.
Разработаны основные направления развития транспортно-логистической системы Свердловской области:
- развитие транспортной инфраструктуры (инфраструктура железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного транспорта);
- развитие главного интермодального транспортно-логистического центра международного значения Свердловской области;
- развитие региональных транспортно-логистических центров.
Постановление Правительства Свердловской области от 31 декабря 2008 г. N 1458-ПП "О Концепции развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2009-2015 годы (с перспективой до 2030 года)"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" от 17 марта 2009 г., N 12-7 (2008), ст. 2230
Постановлением Правительства Свердловской области от 29 апреля 2021 г. N 248-ПП настоящий документ признан утратившим силу с 30 апреля 2021 г.