Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 августа 2010 г. N А60-22628/2010-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2010 г. N Ф09-10758/10-С1 по делу N А60-22628/2010-С9 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 января 2011 г. N А60-22803/2010-С9
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 января 2011 г. N А60-22799/2010-С9
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2010 г. N Ф09-10745/10-C1 по делу N А60-22832/2010-С9
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2010 г. N Ф09-10748/10-С1 по делу N А60-22838/2010-С9
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2 сентября 2010 г. N А60-22832/2010-С9
Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2010 года
Полный текст решения изготовлен 17 августа 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Уралхимпласт" к Нижнетагильской таможне о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Р.Д.Перемячкин, представитель по доверенности N 13 от 11.01.2010 г.;
от заинтересованного лица: А.А.Бодеев, представитель по доверенности N 05-08/8846 от 31.12.2009 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ОАО "Уралхимпласт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями о признании незаконными постановлений Нижнетагильской таможни от 10.06.2010 г. N 10509000-122/2010 (дело А60-22800/2010), N 10509000-125/2010 (дело А60-22801/2010), N 10509000-128/2010 (дело А60-22628) и N 10509000-134/2010 (дело А60-22798/2010), которыми общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 110000 руб. за каждое правонарушение.
Определением суда от 08.07.2010 г. дела А60-22800/2010, А60-22801/2010, 22798/2010 и А60-22628/2010 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Оспаривая указанные постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности за правонарушения, выразившиеся во ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара - фенола для изготовления синтетических смол без лицензии Министерства промышленности и торговли России, заявитель ссылается на отсутствие события административного правонарушения, поскольку Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничений на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением ЕврАз ЭС от 27.11.2009г. N 19 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", не был опубликован в установленном для международного договора порядке, в силу чего не порождает правовых последствий для участников внешнеэкономической деятельности.
По мнению заявителя, опубликование Единого перечня в специальном выпуске Российской газете N 227 от 30.11.2009 г. ограниченным тиражом в количестве 50000 экземпляров не может быть признано опубликованием данного акта в установленном порядке, поскольку официальное опубликование проводится путем размещения текста документа в общедоступном издании, распространяемом по неограниченной подписке; в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона "О международных договорах Российской Федерации" вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры официально опубликовываются в Собрании законодательства Российской Федерации или в Бюллетене международных договоров, а Российская газета не является официальным изданием по опубликованию актов данной категории; нормативный акт должен быть опубликован в официальном издании полностью со всеми приложениями. Не имея официальной информации о товарах, в отношении которых в установленном порядке с 01.01.2010 г. применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в торговле с третьими странами, общество не имело возможности соблюдать эти ограничения, в связи с чем не могло быть привлечено к административной ответственности.
Таможенный орган данные доводы заявителя считает необоснованными, ссылаясь на то, что опубликование Единого перечня товаров в специальном выпуске Российской газеты является официальным опубликованием данного акта; кроме того, Единый перечень 28.11.2009 г. был опубликован на интернет-сайте Комиссии таможенного союза, что является официальным опубликованием данного акта в соответствии с нормативными актами таможенного союза, а также 25.12.2009 г. - в информационно-справочной системе "Консультант-Плюс", поэтому у ОАО "Уралхимпласт" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
ОАО "Уралхимпласт" на основании внешнеторгового контракта от 01.05.2009 N UCP-BOR-03, заключенного с компанией "Бореалис АГ" (Австрия), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по транзитной декларации N 10206020/160210/0001681 (ж/д накладной N 1439239) товар - фенол для изготовления синтетических смол, кристаллы, температура плавления 40 градусов С, представив на Нижнетагильский таможенный пост соответствующие грузовые таможенные декларации (ГТД), в том числе 18.02.2010 г. - ГТД N 10509040/180210/П000666 в отношении товара - фенола весом 24950 кг, ввезенного 16.02.2010 г. по транзитной декларации N 10206020/160210/0001669 и железнодорожной накладной N 1439236; 18.02.2010 г. - ГТД N 10509040/240210/П000728 в отношении товара - фенола весом 24950 кг, ввезенного 18.02.2010 г. по транзитной декларации N 10206020/180210/0001747 и железнодорожной накладной N 1439289; 19.02.2010 г. - ГТД N 10509040/190210/П000690 в отношении товара - фенола весом 24950 кг, ввезенного 16.02.2010 г. по транзитной декларации N 10206020/160210/0001681 и железнодорожной накладной N 1439239; 26.02.2010 г. - ГТД N 10509040/260210/П000827 в отношении товара - фенола весом 24950 кг, ввезенного 20.02.2010 г. по транзитной декларации N 10206020/200210/0001897 и железнодорожной накладной N 1439391. Во всех декларациях декларантом заявлено о декларировании товара - фенола для изготовления синтетических смол, код товара - 2907 11 000 0 ТН ВЭД ТС.
Товар по указанным декларациям был выпущен Нижнетагильским таможенным постом, вместе с тем в ходе проверки документов и сведений, проведенной таможенным органом после выпуска товара на основании ст.ст. 361, 367 Таможенного кодекса России, было установлено, что исходя из описания товара в грузовых таможенных декларациях и заявленного кода по ТН ВЭД ТС, данный товар (фенол) подпадает под действие п. 2.13 "Ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе" Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Единый перечень), который вступил в силу с 01.01.2010 г.
Ввоз и (или) вывоз ядовитых веществ (фенола) на таможенную территорию Российской Федерации мог быть осуществлен на основании лицензий Министерства промышленности и торговли России, вместе с тем при ввозе фенола на таможенную территорию Российской Федерации и его таможенном оформлении по указанным выше грузовым таможенным декларациям ОАО "Уралхимпласт" лицензии Минпромторга России таможенному органу не представило, сведения о разрешительном документе на ввоз данного товара в представленных обществом документах также отсутствовали.
Таможенным органом было установлено, что общество обратилось в Министерство для получения лицензий на импорт в Российскую Федерацию фенола только 26.04.2010 г.; ранее общество за получением разрешительных документов в Министерство промышленности и торговли России не обращалось и соответствующие лицензии ОАО "Уралхимпласт" не выдавались, что следует из письма Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга России от 27.04.2010 г. N 07-2362.
По данным фактам Нижнетагильской таможней 29.04.2010 г. возбуждены дела об административных правонарушениях, в ходе которых в отношении общества 28.05.2010 г. составлены протоколы о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 16.3 КоАП России и оспариваемыми постановлениями таможни от 10.06.2010 г. N 10509000-122/2010, N 10509000-125/2010, N 10509000-128/2010 и N 10509000-134/2010, которыми общество привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 110000 руб. за каждое правонарушение.
Частью 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП России) установлена административная ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса России под ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК России действия с товарами до их выпуска таможенными органами.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 13 ТК России, товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных ТК России), - выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2, 8 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" независимо от положений главы 5 данного закона в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании п. 2 ст. 127 ТК России при декларировании товаров декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, указанные в ст. 131 ТК России, в том числе разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (п. 2 ст. 131 ТК России).
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 19 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" введены в действие вступившие в силу с 01.01.2010 г. международные договоры - Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008 г., Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009 г., Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 г., а также утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и Положение о применении ограничений.
Полномочия, предусмотренные указанными международными договорами, с даты принятия решения (27.11.2009 г.) переданы Комиссии таможенного союза (далее - КТС), которой в соответствии со ст.ст. 1, 3, 6, 7 Договора "О Комиссии таможенного союза" от 06.10.2007, ст.ст. 1, 6 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009 г., принято решение от 27.11.2009 г. N 132 о введение в действие указанного Единого перечня с 01.01.2010 г. При этом п. 2 решения КТС от 27.11.2009 N 132 уполномоченным органам исполнительной власти государств-участников таможенного союза предписано осуществлять выдачу лицензий и разрешений на экспорт и импорт товаров в соответствии с Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 г. (далее - Соглашение) и Положениями о применении ограничений, утвержденными решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 г. N 19 и обеспечить в срок не позднее 01.07.2010 г. оформление лицензий в соответствии с прилагаемой к Соглашению Инструкцией.
В соответствии с пунктом 7 Положения к пункту 2.13 Единого перечня и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 г. N 364 (в редакции от 14.02.2009 г.) "Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий", приказа Минпромторга России от 30.12.2009 N 1212 "О распределении полномочий в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров" ввоз и (или) вывоз ядовитых веществ (фенола) осуществляется на основании лицензий Министерства промышленности и торговли России.
В пункте 37 раздела 2.13. Единого перечня "Ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и вывозе, поименован фенол код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) 2907 11 000 0.
Таким образом, с 01.01.2010 г. данных товар мог быть ввезен на таможенную территорию Российской Федерации исключительно на основании лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли России, а несоблюдение данного ограничения образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП России.
Довод заявителя о том, что Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, в порядке, установленном для международных договоров Российской Федерации, не был опубликован, в силу чего не может применяться, является необоснованным.
Действительно, в статей 15 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничения, затрагивающие права и свободы граждан и организаций, должны быть предусмотрены в законах и находящихся с ними в нормативном единстве правовых актах, в связи с чем решение о привлечении лица к административной ответственности не может основываться как на неопубликованном нормативном правовом акте, так и на акте, хотя и находящемся в едином нормативном комплексе регулирования административной ответственности, но не доступном для всеобщего сведения.
Таким образом, статья 16.3 КоАП Российской Федерации в ее конституционно-правовом истолковании, вытекающем из ранее принятых и сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, не допускает привлечение к административной ответственности лица за деяние, квалификация которого основывается на законе и находящихся с ним в нормативном единстве иных актах, если они не были доступны для всеобщего сведения.
Вместе с тем все международные договоры Российской Федерации, предусматривающие введение на территории таможенного союза ограничений на ввоз (вывоз) товаров, прошли в Российской Федерации необходимую процедуру ратификации, вступили в силу и подлежат выполнению в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В соответствии с Договором "О Комиссии таможенного союза" от 06.10.2007 г. Комиссия таможенного союза является единым постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза (ст. 1), осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Договором, другими международными договорами государств - участников таможенного союза, а также решениями высшего органа таможенного союза (ст. З), исполняет решения, принятые высшим органом таможенного союза (ст. 6), в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для государств-участников таможенного союза (ст. 7), решения КТС, имеющие обязательный характер, вступают в силу не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования (ст. 8).
Пунктом 4 решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 г. N 15 "О вопросах организации деятельности Комиссии таможенного союза" предусмотрено, что решения КТС, носящие обязательный характер в соответствии с со статьей 7 Договора "О Комиссии таможенного союза" от 06.10.2007 г.. подлежат непосредственному применению в государствах - участниках таможенного союза и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств - участников таможенного союза, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи КТС соответствующих полномочий.
Пунктом 6 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 г. N 15 установлено, что официальным источником опубликования решений и материалов органов таможенного союза является Интернет-сайт Комиссии таможенного союза. Адрес официального Интернет-сайта Комиссии таможенного союза - www.tsouz.ru (одобрен решением КТС от 25.06.2009 г. N 62).
Согласно п. 37 Правил процедуры КТС, утвержденных решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. N 15, принятые КТС решения и приложения к ним Секретариат КТС размещает на официальном Интернет-сайте Комиссии таможенного союза в течение двух рабочих дней с момента принятия решений. Дата размещения решения КТС является датой его официального опубликования.
В соответствии с п. 6 решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 15 и п. 37 Правил процедуры КТС решение КТС от 27.11.2009 г. N 132 вместе с Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и Приложениями к нему было официально размещено на сайте Комиссии таможенного союза 28.11.2009 г.
Кроме того, в соответствии с п. 11 решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. N 19 данное решение Межгоссовета ЕврАзЭС и решение КТС от 27.11.2009 г. N 132 дополнительно были опубликованы в официальном печатном издании "Российская газета" N 227, N 227/1 от 30.11.2009 г.
Таким образом, международные договоры, в соответствии с которыми с 01.01.2010 г. на территории таможенного союза установлены ограничения на ввоз и вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, в том числе Единый перечень товаров, к которым эти ограничения применяются, вступили в законную силу и были официально опубликованы в установленном для актов таможенного союза порядке, в связи с чем данные акты подлежат обязательному применению на территориях государств - членов таможенного союза.
По этой причине является несостоятельной ссылка заявителя на то, что опубликование Единого перечня товаров в специальном выпуске официального печатного издания "Российская газета" N 227/1 от 30.11.2009 г. в количестве 500 экземпляров, не является официальным опубликованием данного акта.
Пунктом 11 Решения Евразийского экономического Совета от 27.11.2009 г. N 19 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" установлено обязанность правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества обеспечить опубликование настоящего Решения, а также решения Комиссии таможенного союза по единому нетарифному регулированию таможенного союза в официальных изданиях в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза.
В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации; вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также в Бюллетене международных договоров; международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 11.06.1999 г. N 8 "О действиях международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" разъяснил, что арбитражный суд применяет вступившие в силу и должным образом доведенные до всеобщего сведения международные договоры Российской Федерации - международно-правовые соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранным(и) государством(ами) либо с международной организацией в письменной форме независимо от того, содержатся такие соглашения в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования.
Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выражает согласие на обязательность для нее международного договора путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (статья 6 Федерального закона от 15.07.95 "О международных договорах Российской Федерации").
Международный договор Российской Федерации доводится до всеобщего сведения путем опубликования, при этом вступившие в Российской Федерации в силу договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Бюллетене международных договоров", "Российской газете", газете "Российские вести". Международные договоры Российской Федерации, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов. Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации в силу правопреемства, опубликованы в Сборниках международных договоров СССР.
Международные договоры государств - участников Содружества Независимых Государств могут доводиться до всеобщего сведения в информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество".
Международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами (Указ Президента Российской Федерации от 11.01.93 N 11 "О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации").
Как указано выше, решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. N 19 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", вместе с Единым перечнем и Положениями к нему были опубликованы в "Российской газете" N 227/1 от 30.11.2009 г., т.е. за 1 месяц до введения его в действие, при этом опубликование данного нормативного акта произведено в соответствии с требованиями п. 11 решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 и абз. З п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 11.01.1993 N 11, т.е. такое опубликование данных актов является установленным законом способом их официального опубликования, что в совокупности с опубликованием этих актов в порядке, установленном для государств - участников таможенного союза, свидетельствует о доступности данных актов для всеобщего сведения.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из оценки изложенных фактических обстоятельств, таможенным органом был сделан правильный вывод о том, что у ОАО "Уралхимпласт" имелась возможность до ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществить контроль за изменением нормативного регулирования в области таможенного дела, получить в установленном порядке разрешение на ввоз товара и не допустить ввоз данного товара (фенола) без предоставления разрешительных документов, т.е. о виновности общества в совершении административных правонарушений.
Суд не принимает доводы заявителя о том, что товары были выпущены таможенным органом, не указавшим на наличие ограничений, поскольку данное обстоятельство не имеет значения для обязанностей декларанта соблюдать установленные законом запреты и ограничения и не свидетельствует об отсутствии такой обязанности.
Из материалов дела следует, что решения Нижнетагильского таможенного поста о выпуске товара "фенол для изготовления синтетических смол кристаллы, температура плавления 40 градусов С" по ГТД N 10509040/180210/П000666, ГТД N 10509040/240210/П000728, ГТД N 10509040/190210/П000690 и ГТД N 10509040/260210/П000827 решением Нижнетагильской таможни N 10509000/290410/5 от 29.04.2010 г. отменены в порядке ведомственного контроля, а виновные в выпуске товара должностные лица таможни привлечены к дисциплинарной ответственности.
Доводы заявителя об отсутствии на момент ввоза товара порядка получения разрешений (лицензии) судом не принимается как необоснованный.
Такой порядок установлен Инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформления такой лицензии (приложение к межгосударственному Соглашению о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 г.), постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 г. N 364 (в редакции от 14.02.2009 г.) "Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий", приказом Минпромторга России от 30.12.2009 N 1212 "О распределении полномочий в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров", определившим Министерство промышленности и торговли России в качестве лицензирующего органа в отношении данного вида товаров.
Из писем Министерства от 27.04.2010 г. и от 21.05.2010 г. следует, что ОАО "Уралхимпласт" обратилось в Министерство с документами на получение лицензии лишь 26.04.2010 г., а ранее за получением разрешительных документов данная организация не обращалась; в связи с непредставлением обществом необходимых документов лицензии после обращения общества выданы не были.
Данные обстоятельства также свидетельствуют о том, что нарушение таможенных правил обществом, являющимся традиционным экспортером и обладающим достаточными навыками в вопросах таможенного оформления, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данного субъекта таможенных отношений препятствиями, находящимися вне его контроля; общество не действовало с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и с его стороны к этому не были приняты все меры.
Таким образом, обществом совершены административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП России.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Штраф по каждому из дел об административных правонарушениях определен таможенным органом в размере 110000 руб. в пределах санкции данной ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ с учетом обстоятельств, отягчающих ответственность - повторное совершение однородного административного правонарушения, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП России.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований ОАО "Уралхимпласт" о признании незаконными постановлений Нижнетагильской таможни от 10.06.2010 г. N 10509000-122/2010, N 10509000-125/2010, N 10509000-128/2010 и N 10509000-134/2010 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 августа 2010 г. N А60-22628/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2010 г. N Ф09-10758/10-С1 по делу N А60-22628/2010-С9 настоящее решение оставлено без изменения