Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 сентября 2010 г. N Ф09-6563/10-С5 по делу N А71-20550/2009-Г30
Дело N А71-20550/2009-Г30
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вербенко Т.Л., судей Васильченко Н.С., Сирота Е.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления финансов Администрации г. Ижевска (далее - Управление финансов) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.04.2010 делу N А71-20550/2009-Г30.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - общество "Удмуртские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 84 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - учреждение) о взыскании 180 033 руб. 70 коп. задолженности по договору энергоснабжения от 01.07.2009 N Р3810, 4 593 руб. 70 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 01.02.2010 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление финансов и муниципальное образование "Город Ижевск".
Решением суда от 20.04.2010 (судья Погадаев Н.Н.) производство по делу в части взыскания 180 033 руб. 70 коп. долга прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части. С муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" в пользу общества "Удмуртские коммунальные системы" взыскано 2 319 руб. 06 коп. процентов и 250 руб. расходов по уплате госпошлины по иску. С учреждения в пользу общества "Удмуртские коммунальные системы" взыскано 2 274 руб. 64 коп. процентов и 250 руб. расходов по уплате госпошлины по иску.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 (судьи Шварц Н.Г., Назарова В.Ю., Масальская Н.Г.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление финансов просит решение суда изменить в части взыскания процентов и судебных расходов, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", нарушение судом ст. 3, 87, 96, 115, 120, 126, 308, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6, 161, 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 2, 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Заявитель указывает на то, что ответственность по договору энергоснабжения возникает непосредственно у потребителя электрической энергии - учреждения. Управление финансов со ссылкой на ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации считает незаконным взыскание за счет казны муниципального образования "город Ижевск" 250 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Проверив законность состоявшихся по делу судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 01.07.2009 между обществом "Удмуртская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и учреждением (потребитель) заключен договор энергоснабжения N Р3810, согласно условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии потребителю в объемах утвержденных лимитов бюджетного финансирования, а также обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии путем заключения договора с территориальной сетевой организацией, а потребитель обязуется принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказываемые услуги.
Пунктом 3.5 договора на потребителя возложена обязанность предоставлять гарантирующему поставщику утвержденные главным распорядителем средств местного бюджета лимиты бюджетных обязательств в стоимостном выражении и с разбивкой по месяцам на год. В случае недостаточности выделенных бюджетных средств для оплаты заявленных объемов потребления электрической энергии потребитель должен обеспечить получение дополнительных лимитов бюджетных обязательств или заключить дополнительное соглашение к договору на поставку электрической энергии сверх объемов бюджетного финансирования за счет предпринимательской или иной, приносящей доход деятельности (п. 3.6 договора).
В соответствии с п. 3.7 указанного договора потребитель обязуется производить оплату потребленной электрической энергии ежемесячно в полном объеме в пределах доведенных ему главным распорядителем средств местного (республиканского) бюджета лимитов бюджетных обязательств, предусмотренном разделом 5 договора.
На основании пункта 5.4 договора от 01.07.2009 N Р3810 (в редакции протокола разногласий) плата за электрическую энергию производится потребителем платежными поручениям в срок до 20 числа месяца следующего за расчетным в объеме выделенных лимитов, путем списания денежных средств с лицевого счета потребителя, открытого в Управлении финансов Администрации города Ижевска.
Пунктом 7.4 данного договора предусмотрено, что в случае нарушения потребителем сроков оплаты, установленных п. 5.4 договора, потребитель уплачивает гарантирующему поставщику проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Во исполнение условий договора в период с июля 2007 года по декабрь 2009 года истец осуществил поставку электрической энергии, что подтверждается подписанными представителями сторон актами приема-передачи электрической энергии и ведомостями начислений за указанный период, и выставил в адрес потребителя соответствующие счета-фактуры.
Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате потребленного ресурса послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском. Поскольку Управлением финансов была произведена оплата задолженности платежными поручениями от 21.10.2009 N 8660, от 16.10.2009 N 8706, от 17.11.2009 N 9053, от 13.11.2009 N 790, от 17.12.2009 N 932, от 15.12.2009 N 931, от 16.10.2009 N 702, от 17.12.2009 N 946, от 25.01.2010 N 6713, общество "Удмуртская энергосбытовая компания" заявило отказ от иска в части взыскания суммы основного долга.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о взыскании с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов процентов за пользование чужими денежными средствами судебные инстанции исходили из следующего.
На основании п. 1 ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 530).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Проанализировав условия договора от 01.07.2009 N Р3810, суды пришли к выводу о том, что данный договор заключен в целях удовлетворения муниципальных нужд по организации энергоснабжения, в связи с чем при разрешении спора руководствовались положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 03.10.2006 N 137, Управление финансов является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета города Ижевска.
Отношения, возникшие в процессе исполнения бюджета муниципального образования "город Ижевск" по расходам регулируются Порядком санкционирования оплаты денежных средств и ведения Управлением финансов лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета города Ижевска, утвержденным приказом Управления финансов Администрации г. Ижевска от 27.03.2008 N 111-и.
Согласно положениям указанного Порядка Управление финансов является финансовым органом, организующим исполнение бюджета, осуществляющим санкционирование расходов и кассовое обслуживание бюджета.
Исследовав условия заключенного между сторонами договора, сложившиеся отношения сторон при исполнении обязательств по договору, положения названного Порядка, пояснения представителей сторон относительно системы оплаты энергии за счет средств бюджета по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды с учетом приведенных выше норм права пришли к выводу о том, что спорный договор заключен в обеспечение потребностей муниципального образования "г. Ижевск", связи с чем должником по обязательствам, вытекающим из такого договора, является муниципальное образование в лице Управления финансов.
Факт нарушения сроков оплаты Управлением финансов установлен судами на основании платежных требований, которые были своевременно направлены учреждением для оплаты в Управление финансов, а также имеющихся на платежных поручениях штампов Управления финансов г. Ижевска.
Установив, что просрочка в оплате произошла как по вине учреждения, несвоевременно оформлявшего платежные поручения, так и муниципального образования в лице Управления финансов, не исполнившего обязательство по оплате, суды первой и апелляционной инстанций на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскали проценты за пользование чужими денежными средствами с указанных лиц.
Расчеты процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму 2 319 руб. 06 коп. (с муниципального образования в лице Управления финансов) и на сумму 2 274 руб. 64 коп. (с учреждения) проверены судебными инстанциями и признаны правильными.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Довод Управления финансов о том, что муниципальное образование в лице финансового органа не несет ответственности за неисполнение учреждением обязательства по оплате электроэнергии отклоняется с учетом вышеуказанных выводов судов, сделанных на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Ссылка Управления финансов на незаконное взыскание 250 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за счет казны муниципального образования "город Ижевск" отклоняется на основании ст. 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иные доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.04.2010 делу N А71-20550/2009-Г30 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления финансов Администрации города Ижевска -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 сентября 2010 г. N Ф09-6563/10-С5 по делу N А71-20550/2009-Г30
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника