Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 сентября 2010 г. N Ф09-6973/10-С6 по делу N А50-42229/2009
Дело N А50-42229/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сулейменовой Т.В., судей Мындря Д.И., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.03.2010 по делу N А50-42229/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные в с. Фролы Пермского муниципального района: площадью 11 га с кадастровым номером 59:32:3130001:301, площадью 9, 59 га с кадастровым номером 59:32:3430001:302; а также возложении на Управление Росреестра обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Росимущества путем погашения соответствующих записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермская государственная сельскохозяйственная академия Д.Н. Прянишникова", Министерство градостроительства и инфраструктуры Пермского края (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.03.2010 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены. Действия Управления Росреестра по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеназванные земельные участки признаны незаконными. На Управление Росреестра возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Росимущества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 (судьи Зеленина Т.Л., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 15, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13, 16, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав N 122-ФЗ), ст. 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон N 137-ФЗ) и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель не согласен с выводом судов об отсутствии у Министерства на момент подачи заявления о проведении государственной регистрации права собственности и на момент проведения регистрации соответствующих полномочий, поскольку на момент подачи заявления и проведения государственной регистрации у Управления Росреестра отсутствовали сведения о признании постановления Правительства Пермского края от 30.10.2008 N 591-п "О включении земельного участка в границы населенного пункта село Фралы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешенного использования земельного участка" недействующим. Кроме того, как указывает заявитель, у него отсутствовала возможность получения такой информации. При этом управление Росреестра считает, что постановлением Правительства Пермского края от 13.03.2009 N 141-п Министерство наделено полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в федеральной собственности и предоставленными федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, в отношении которых принято решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства, что свидетельствует о наличии у министерства достаточных полномочий для инициирования государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки. При таких обстоятельствах, по мнению управления Росреестра, у него отсутствовали основания для отказа или приостановления государственной регистрации. Также заявитель указывает на недоказанность факта нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов Управления Росимущества, поскольку регистрирующий орган не производит раздел и формирование земельных участков.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Пермского края 30.10.2008 N 591-п "О включении земельного участка в границы населенного пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешенного использования земельного участка" в границы населенного пункта - село Фролы, включен земельный участок площадью 36 790 000 кв.м с кадастровым номером 59:32:0000000:5 из земель сельскохозяйственного назначения, изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка - для жилищного строительства.
По заявлению Министерства от 19.08.2009 Управлением Росреестра произведена государственная регистрация права федеральной собственности на земельные участки, расположенные по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское сельское поселение, с. Фролы: с кадастровым номером 59:32:3430001:301, с кадастровым номером 59:32:3430001:302, сформированные из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:5.
Управление Росимущества, полагая, что государственная регистрация проведена Управлением Росреестра незаконно, в отсутствие заявления правообладателя земельных участков, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 648 (действующего в момент совершения оспариваемых действий) установлено, что при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество государственной казны Российской Федерации и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации выступает Министерство имущественных отношений Российской Федерации или по его поручению - соответствующий территориальный орган Министерства.
В соответствии с п. 5.40 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 3.2 Вводного закона N 137-ФЗ в случае принятия в период с 1 мая 2007 года по 1 ноября 2008 года решений о включении находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации до 1 мая 2007 года.
Предусмотренные в п. 1 данной статьи полномочия передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации на срок полтора года с даты принятия решения о включении указанных в п. 1 этой статьи земельных участков для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в границы населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 настоящей статьи (п. 3 ст. 3.2 Вводного закона N 137-ФЗ).
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение срока, предусмотренного п. 3 настоящей статьи, с даты принятия указанных в п. 1 данной статьи решений имеет право осуществлять переданные в соответствии с настоящей статьей и предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе принять решение о разделе земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы в соответствии с настоящей статьей (п. 5 ст. 3.2 Вводного закона N 137-ФЗ).
В рассматриваемом случае с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3430001:301, 59:32:3430001:302 обратился представитель Министерства.
При этом суды, принимая во внимание, что решением Пермского краевого суда от 14.05.2009 по делу N 3-71-2009, оставленном в силе определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2009, постановление Правительства Пермского края от 30.10.2008 N 591-п "О включении земельного участка в границы населенного пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешенного использования земельного участка" признано недействующим, пришли к выводу об отсутствии у Министерства на момент совершения оспариваемых действий соответствующих полномочий по управлению и распоряжению спорными земельными участками.
При таких обстоятельствах суды верно указали на отсутствие оснований для осуществления Управлением Росреестра государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки в связи с отсутствием заявления их правообладателя.
Учитывая, что регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки в отсутствие волеизъявления уполномоченного органа нарушает права и законные интересы Российской Федерации в лице Управления Росимущества, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии у Министерства соответствующих полномочий на подачу заявления о проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, а также об отсутствии нарушений оспариваемыми действиями Управления Росреестра прав и законных интересов Управления Росимущества противоречат материалам дела и не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем отклоняются кассационным судом.
Ссылка Управления Росреестра на отсутствие у него на момент подачи заявления и проведения государственной регистрации сведений о признании постановления Правительства Пермского края от 30.10.2008 N 591-п "О включении земельного участка в границы населенного пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида разрешенного использования земельного участка" недействующим и отсутствие возможности получения такой информации не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела и не является основанием для сохранения соответствующих записей в Реестре.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством.
Оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебного акта в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.03.2010 по делу N А50-42229/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 сентября 2010 г. N Ф09-6973/10-С6 по делу N А50-42229/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника