Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 августа 2010 г. N Ф09-6071/10-С1 по делу N А07-22689/2009
Дело N А07-22689/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Лимонова И.В., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Бурзянский район" Республики Башкортостан (далее -администрация) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по делу N А07-22689/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Губайдуллин Э.А. (доверенность от 25.02.2010 N 210), Ашуркова О.В. (доверенность от 25.02.2010 N 209), Ишкинин Г.Ф. (доверенность от 20.01.2010 N 55);
федерального государственного учреждения "Башкирский государственный природный заповедник" (далее - учреждение, заповедник) - Латохина И.Н. (доверенность от 27.08.2010 б/н), Яныбаева В.А., директор (удостоверение от 14.12.2009 N 0104, выдано министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, паспорт).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации о признании недействительными и отмене постановления администрации от 04.05.1999 N 62 "О внесении изменений в номера кадастровых зон района" в части указания в приложении к постановлению номера кадастровой зоны 14 "Башкирский государственный заповедник" и постановления администрации от 29.05.2003 N 158 "Об утверждении материалов инвентаризации земель населенных пунктов Кулганинского сельского Совета".
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов Российской Федерации (далее - Министерство) и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан (далее - управление).
Решением суда от 15.02.2010 (судья Мавлютов И.Т.) заявление учреждения удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Мальцева Т.В.) решение суда отменено. Заявление учреждения удовлетворено частично. Признано незаконным постановление администрации от 04.05.1999 N 62 "О внесении изменений в номера кадастровых зон района" в части указания в приложении к постановлению номера кадастровой зоны 14 "Башкирский государственный заповедник". Постановление администрации от 29.05.2003 N 158 "Об утверждении материалов инвентаризации земель населенных пунктов Кулганинского сельского Совета" в части утверждения площади земель в черте населенного пункта Кулганинского сельского совета - д. Саргая 49 га (п. 2 названного постановления). В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, согласно Положению о федеральном государственном учреждении "Башкирский государственный природный заповедник", утвержденному приказом Минприроды России от 17.02.2004 N 155, заповедник учрежден постановлением Совета Министров РСФСР от 05.11.1957 N 1201 и организован в соответствии с постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 25.01.1958 N 28 (п. 3.1 Положения, т. 1).
Площадь заповедника составила 49 609 га и была подтверждена таксационным описанием границ от 1979 г., составленным Всесоюзным объединением "Леспроект". В данном таксационном описании в системе координат на местности указаны границы учреждения. Заповеднику предоставлено в постоянное пользование 49 609 га земли для природо-заповедного использования.
На территории заповедника имеется населенный пункт д. Саргая, в котором проживали и проживают действующие и бывшие работники заповедника.
Согласно кадастровой выписке от 19.02.2010 N 02/10/1-113136 о земельном участке площадью 497 339 130 кв. м с кадастровым номером 02:18:000000:66 указанный земельный участок находится в государственной собственности, правообладателем является заповедник, разрешенное использование участка - для изучения и охраны природы Башкирского государственного заповедника, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что из указанного земельного участка исключен земельный участок, составляющий территорию д. Саргая. Территория д. Саргая отнесена к категории земель населенных пунктов, земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании оспариваемых в рамках настоящего дела ненормативных актов.
Согласно постановлению администрации района от 04.05.1999 N 62 "О внесении изменений в номера кадастровых зон района" в соответствии с приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству "Об утверждении Методических указаний о порядке присвоения и учета кадастровых номеров земельных участков в Республике Башкортостан" из-за несоответствия Методическим указаниям отменено постановление администрации района от 20.12.1996 N 207 "О присвоении кадастровых номеров" (п. 1), утверждены номера и наименования кадастровых зон и описание границ кадастровых зон согласно приложению N 1 (п. 2). В приложении к постановлению указаны номера и наименования кадастровых зон, в том числе под номером 08 "Кипчакская сельская администрация", под номером 14 "Башкирский государственный заповедник".
Согласно постановлению администрации района от 29.05.2003 N 158 "Об утверждении материалов инвентаризации земель населенных пунктов Кулганинского сельского Совета" утверждены материалы инвентаризации земель населенных пунктов Кулганинского сельского совета (п. 1), утверждены площади земель в черте населенных пунктов Кулганинского сельского совета, в том числе д. Саргая - 49 га (п. 2), Районному комитету по земельным ресурсам и землеустройству поручено внести соответствующие изменения в земельно- кадастровую документацию (п. 4).
Полагая, что названными ненормативными актами незаконно произведен перевод части земель, принадлежащих заповеднику из особо охраняемых в категорию земель населенных пунктов, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности вынесенных ненормативных актов.
Апелляционный суд отменил решение суда, частично удовлетворив заявленные требования. При этом апелляционный суд указал, что оспариваемые ненормативные акты затрагивают права и интересы учреждения лишь в части, а именно: постановление от 04.05.1999 N 62 "О внесении изменений в номера кадастровых зон района" - в части указания в приложении к постановлению номера кадастровой зоны 14 "Башкирский государственный заповедник", постановление от 29.05.2003 N 158 "Об утверждении материалов инвентаризации земель населенных пунктов Кулганинского сельского Совета" - в части утверждения площади земель в черте населенного пункта Кулганинского сельского Совета - д. Саргая 49 га. (п. 2 постановления). По мнению апелляционного суда в остальной части оспариваемые ненормативные акты не нарушают права и законные интересы учреждения.
Выводы апелляционного суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1, 6, 7 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемых ненормативных актов) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе государственные природные заповедники (п. 1). Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (п. 6). Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 7).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункты 1, 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"
Согласно п. 1, 2 ст. 6 названного Закона на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем (п. 1). Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники (п. 2).
Согласно п. 1, 2, 3, 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления от 29.05.2003 N 158) к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе земли государственных природных заповедников (п. 1). Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности (п. 2). На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (п. 3). Земли государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации (п. 6).
На основании названных нормативных положений суды сделали правильный вывод о том, что в пределах земель особо охраняемых природных территорий, к каковым относятся земли государственных природных заповедников, изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, указанному выше, не допускается.
Вместе с тем, судами установлено и материалами дела подтверждено, что в результате вынесения оспариваемых ненормативных актов из земельного участка Башкирского природного заповедника исключен земельный участок, составляющий территорию д. Сар гая. Данный участок отнесен к землям иной категории - земли населенных пунктов.
Однако, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (в указанной редакции) перевод земель из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации.
Таким образом, апелляционный суд обоснованно удовлетворил заявление учреждения в части указания в приложении к постановлению от 04.05.1999 N 62 номера кадастровой зоны 14 "Башкирский государственный заповедник" и в части утверждения постановлением от 29.05.2003 N 158 площади земель в черте населенного пункта Кулганинского сельского Совета - д. Саргая 49 га, так следствием вынесения постановлений в указанных частях было исключение из земельного участка заповедника его части.
Иные положения указанных постановлений, как правильно указал апелляционный суд, не могут затрагивать права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу. Между тем имеющиеся в деле доказательства судами исследованы, их переоценка не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по делу N А07-22689/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района "Бурзянский район" Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2010 г. N Ф09-6071/10-С1 по делу N А07-22689/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника