Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
В современных условиях одним из важнейших элементов социально-экономического развития муниципального образования является малое и среднее предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет.
В городе Нижний Тагил на 1 января 2010 года число субъектов малого предпринимательства составляет 14430 единиц.
Количество зарегистрированных малых и средних предприятий на 1 января 2010 года составляет 3680 единиц (прирост 0,8% к 2008 году, прирост в 2008 году к 2007 году - 3,4%).
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), составляет на 1 января 2010 года 10750 человек (прирост 4,7% к 2008 году, прирост в 2008 году к 2007 году - 8,6%).
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составляет 37,7 тыс. человек, или 18,7% общей численности занятых в экономике города. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составляет 19,0 тыс. человек, что на 4,1% ниже, чем в 2008 году.
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ, услуг малыми и средними предприятиями в 2009 году составил 3352 млн. рублей, что составляет 52,6% от объема в 2008 году.
В настоящее время на долю субъектов малого и среднего предпринимательства приходится 92,7% объема оборота розничной торговли (с учетом розничных рынков) и общественного питания. Вклад малого и среднего бизнеса в объем бытовых услуг составляет 78,5%, доля субъектов малого предпринимательства в доходной части бюджета города - 13%. Информация по показателям развития малого и среднего предпринимательства приведена в таблице.
Показатели |
Значение показателей |
||
2007 |
2008 |
2009 |
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц |
12982 |
13917 |
14430 |
Количество малых и средних предприятий, единиц |
3530 |
3650 |
3680 |
Численность работников малых и средних предприятий, тыс. чел. |
19,7 |
19,8 |
19,0 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, млн. рублей |
6605,4 |
6378,0 |
3352,0 |
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, тыс. чел. |
36,4 |
37,5 |
37,7 |
Доля малого и среднего предпринимательства в экономике муниципального образования по: |
|
|
|
- численности занятых, % |
17,9 |
18,6 |
18,7 |
- объему товарооборота (с учетом вещевых, смешанных и продовольственных рынков), % |
85,1 |
88,2 |
92,7 |
- объему бытовых услуг, % |
55,3 |
73,7 |
78,5 |
- поступлению средств в доходную часть бюджета города, % |
11,0 |
11,0 |
13,0 |
Анализ статистических показателей, экспертных мнений, результаты опросов, совещаний, круглых столов, заседаний Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, итоги реализации муниципальных программ позволяют выделить как положительные факторы, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства в городе, так и барьеры, препятствующие становлению данного сектора экономики.
Положительные факторы:
- в целом высокая инвестиционная привлекательность города, как второго по величине города Свердловской области, крупного промышленного центра с высоким экспортным потенциалом;
- выгодное транспортно-логистическое положение города: Нижний Тагил находится на расстоянии 133 км от города Екатеринбурга, хорошо развита инфраструктура автомобильного и железнодорожного транспорта;
- наличие уникального туристско-рекреационного ресурса обуславливает дополнительные возможности развития сферы услуг в городе;
- активная позиция Администрации города в поддержке малого и среднего бизнеса:
за 2001-2008 годы реализованы три муниципальные целевые программы поддержки малого предпринимательства в городе Нижний Тагил;
на протяжении пяти лет функционирует первый в области Центр консультаций и согласований для субъектов малого и среднего предпринимательства;
с 2002 года действует Совет по малому предпринимательству при Главе города, который в 2008 году преобразован в Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил;
- действие на территории элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Основным элементом инфраструктуры поддержки является Нижнетагильский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства (НТМФПП), учрежденный Администрацией города Нижний Тагил и Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области в декабре 1999 года;
- наличие на территории города собственной образовательной базы. В городе расположены учреждения всех уровней образования, выпускающие специалистов по широкому кругу профессий;
- включение в состав муниципального образования 22 сельских территорий открывает дополнительные возможности для развития малого бизнеса в сельском хозяйстве;
- развитая финансовая инфраструктура: на 1 января 2009 года в городе действуют 1 городской банк и 26 банков регионального и федерального значения, включая филиалы, отделения, представительства и дополнительные офисы; 24 страховые компании.
Барьеры, существующие в сфере развития предпринимательства, в городе можно условно разделить на две группы: проблемы, обусловленные состоянием внешней среды, и внутренние проблемы предприятий, связанные с неэффективным использованием ресурсов. Среди внешних проблем, в свою очередь, необходимо выделить проблемы общие, то есть препятствующие развитию предпринимательства в России в целом и в Свердловской области, и специфические, характерные только для города Нижний Тагил.
Внешние проблемы:
Общие:
- несовершенство нормативно-правовой базы регулирования и поддержки в сфере малого и среднего бизнеса;
- административные барьеры, усложненность системы согласований и контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
- недостаточно сформированный положительный имидж предпринимательства;
- ограниченность доступа к финансовым ресурсам, особенно на этапе старта: у начинающих предпринимателей практически нет возможности взять банковский кредит. В связи с этим, как правило, начинающие предприниматели используют так называемый сетевой ресурс, то есть занимают средства на открытие и развитие предприятия у друзей и родственников "под честное слово";
- недостаток статистических данных о структуре и динамике малого бизнеса у Администрации города. Полное отсутствие статистического наблюдения за средним бизнесом, развитие которого рассматривается в экспертных кругах в качестве агента основы дальнейшего экономического роста. Отсутствие данных ведет к неправильному пониманию ситуации в данном секторе, принятию неэффективных решений для развития предпринимательства.
Специфические:
- неразвитость производственной кооперации крупного, среднего и малого бизнеса в городе;
- ограниченность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным мощностям, аренде и приобретению помещений и оборудования;
- недостаточно развитая выставочно-ярмарочная деятельность;
- недостаточность доступных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг;
- неурегулированность социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства.
Внутренние проблемы:
- недостаточность навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний;
- слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность, неразвитость общественных объединений предпринимателей.
Для создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории города Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 28.04.2009 N 588 была утверждена муниципальная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил (2009-2011 годы)".
В соответствии с Программой, а также Планом антикризисных мероприятий по стабилизации социально-экономической обстановки в городе в 2009 году были выполнены мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Реализована программа профессионального тренинга "Начни свое дело" для начинающих предпринимателей и желающих заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе из числа высвобождаемых работников предприятий города. За 2009 год успешно прошли тестирование и зачислены в группы для обучения 670 человек. Проведено обучение: на I этапе 22 группы - 428 человек, на II этапе 12 групп - 243 человека, на III этапе 8 групп - 153 человека.
После обучения 87 человек зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей. 78 человек, прошедших обучение, подали заявки на получение Грантов на реализацию бизнес-проектов из средств областного и федерального бюджетов в размере до 300 тыс. рублей.
По результатам защиты бизнес-проектов предоставлен 21 Грант на общую сумму 5013,665 тыс. рублей. Реализация данных проектов позволит создать 69 рабочих мест. По результатам рассмотрения 14 бизнес-проектов отклонены. В 2010 году продолжена работа по тестированию и зачислению в группы.
Нижнетагильским муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства (НТМФПП) за 2009 год проведено 1330 консультаций для субъектов малого и среднего бизнеса, оказана методическая помощь 52 предпринимателям в разработке бизнес-планов, предоставлено 24 микрокредита на общую сумму 776,4 тыс. рублей.
За 2009 год при посредничестве НТМФПП субъектам малого и среднего бизнеса города Фондом поддержки предпринимательства Свердловской области предоставлено 74 поручительства по банковским кредитам на общую сумму 41 млн. 67,5 тыс. рублей, что позволило привлечь кредитных ресурсов на сумму 70 млн. 325,5 тыс. рублей.
Для содействия регулированию социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства в НТМФПП создан Центр охраны труда. За 2009 год в Центре подготовлено 152 комплекта документов, проведено 484 индивидуальных консультаций по вопросам организации охраны труда и трудовых отношений.
Продолжает деятельность Центр консультаций и согласований для субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2009 году в работе Центра участвовали представители 19 организаций. За 2009 год Центр работал 51 день (каждый четверг), принято 3461 человек, предоставлено 3884 консультации. Среднедневное количество консультаций составило 76, что на 13,4% выше, чем за весь период деятельности Центра.
В целях обеспечения имущественной поддержки утверждена новая редакция Перечня имущества, предназначенного для передачи во владение или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
За 2009 год по итогам торгов на право аренды с субъектами малого и среднего бизнеса заключено 64 договора на объекты муниципальной собственности.
В рамках реализации преимущественного права приватизации арендуемого муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства заключены договоры купли-продажи на 24 объекта недвижимости общей площадью 4,9 тыс. кв. метров.
По предложению Администрации города базовая ставка арендной платы за пользование муниципальным имуществом на 2010 год Решением Нижнетагильской городской Думы установлена на уровне 2009 года. В методике расчета арендной платы предусмотрены понижающие коэффициенты для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально значимые виды деятельности.
Для снижения налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса на протяжении двух лет не повышаются значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В 2010 году увеличения по данному налогу также не произойдет. Это позволяет субъектам малого бизнеса сэкономить финансовые средства и направить на инвестиционные цели.
В целях обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к получению муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ утверждено Постановление Администрации города Нижний Тагил от 26.03.2009 N 329 "Об организации планирования муниципальных заказов, размещаемых у субъектов малого предпринимательства". За 2009 год количество заключенных контрактов и сделок с субъектами малого предпринимательства составило 31612 или 95% от общего количества, стоимость заключенных контрактов и сделок с субъектами малого предпринимательства составила 515,8 млн. руб. или 29% от общей стоимости контрактов и сделок.
Необходимо отметить, что в системе мер поддержки малого предпринимательства участие последних в выполнении муниципального заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем.
Прежде всего, это дает возможность, в пределах уже имеющихся бюджетных расходов предоставить сфере малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать развитие малого бизнеса. Кроме того, муниципальный заказ способен содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса, то есть его переходу из торгово-посреднической деятельности в направлении сближения с реальным сектором экономики, активного проникновения в сферу производства и инновационной деятельности.
В целях снижения административных барьеров Совет по развитию малого и среднего предпринимательства проводит общественную экспертизу проектов правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих отношения в сфере малого и среднего бизнеса, в том числе муниципальных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства.
В рамках заседаний Совета в том числе рассмотрены следующие проекты правовых актов органов местного самоуправления:
- О Перечне имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- О внесении изменений в прогнозный план приватизации муниципального имущества в 2009 году;
- О размере базовой ставки арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда на 2010 год;
- О внесении изменений в Решение Нижнетагильской городской Думы "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования "город Нижний Тагил".
Необходимость разработки долгосрочной муниципальной программы на период 2010-2012 годов и решения задач по развитию малого и среднего предпринимательства программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:
- сложившейся социально-экономической ситуацией, связанной с падением промышленного производства и ростом безработицы;
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем субъектов малого и среднего бизнеса;
- имеющимся положительным опытом реализации муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в различных городах Российской Федерации.
Таким образом, необходимо создание комплексной системы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, решение его проблем позволит провести диверсификацию экономики, создать новую движущую силу экономического роста города Нижний Тагил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.