Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 сентября 2010 г. N Ф09-7189/10-С3 по делу N А47-12503/2009
Дело N А47-12503/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Анненковой Г.В., судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.03.2010 по делу N А47-12503/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Варзер Е.П. (доверенность от 04.03.2010 N 04-16/07548).
Представители закрытого акционерного общества "Оренбургсельэнерго", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Оренбургсельэнерго" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об обязании инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченные налоги в сумме 1 993 343 руб.
Решением суда от 04.03.2010 (судья Жарова Л.А.) заявленные требования удовлетворены, инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата обществу "Оренбургсельэнерго" из бюджета 1 993 343 руб. излишне уплаченной суммы налогов.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2010 (судьи Дмитриева Н.Н., Малышев М.Б., Иванова Н.А.) решение суда изменено, заявленные требования удовлетворены частично, инспекция обязана произвести возврат обществу "Оренбургсельэнерго" из бюджета излишне уплаченные налоги в сумме 1 968 553 руб. 98 коп. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в части возврата сумм государственной пошлины и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению заявителя жалобы, заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченной государственной пошлины подано за пределами трехгодичного срока, установленного п. 7 ст. 78, абз. 7 п. 3 ст. 333.40 Кодекса. Также положения п. 7 ст. 78 Кодекса не применяются при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Отзыва на кассационную жалобу обществом "Оренбургсельэнерго" не представлено.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 16.10.2009 общество "Оренбургсельэнерго" обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении акта взаимной сверки расчетов по налогам.
Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 1343 за период с 01.01.2009 по 12.10.2009 получен налогоплательщиком 22.10.2009. В соответствии с данным актом у общества "Оренбургсельэнерго" имеется переплата по налогам, сборам, пеням и штрафам в сумме 1 993 343 руб. 84 коп.
Налогоплательщик обратился в налоговый орган 05.11.2009 с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов в указанной сумме.
Решением от 16.11.2009 налоговый орган отказал в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных денежных средств в связи с пропуском налогоплательщиком трехлетнего срока.
Полагая, что решением инспекции нарушены его права и законные интересы, общество "Оренбургсельэнерго" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для удовлетворения заявления налогоплательщика о возврате ему излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов в сумме 1 993 343 руб.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда и удовлетворил заявленные требования частично, исходя из наличия у общества "Оренбургсельэнерго" права на возврат излишне уплаченного налога в сумме 1 968 553 руб. 98 коп.
Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.
Согласно п. 3 ст. 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
На основании п. 6 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В силу п. 7 ст. 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Решение о возврате принимается налоговым органом с соблюдением условий, в порядке и сроки, установленные п. 8 ст. 78 Кодекса. Такое решение принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В связи с тем, что обязанность инспекции по возврату излишне уплаченного налога возникает в случае подачи налогоплательщиком заявления в пределах трехлетнего срока с момента уплаты налога, подача заявления за пределами указанного срока является самостоятельным основанием для отказа инспекции в возврате излишне уплаченного налога.
В случае пропуска налогоплательщиком срока, установленного п. 7 ст. 78 Кодекса, он вправе обратиться в суд с имущественным требованием о возврате из бюджета переплаченной суммы налога. Только в этом случае подлежат применению общие правила исчисления срока исковой давности.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 3 ст. 79 Кодекса с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-0 указал, что содержащаяся в п. 8 ст. 78 Кодекса (п. 7 ст. 78 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Апелляционным судом установлено, что на момент обращения налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченного налога факт переплаты установлен актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 1343. О факте излишней уплаты налога обществу "Оренбургсельэнерго" стало известно 22.10.2009. Решением от 16.11.2009 N 3072 инспекцией осуществлен возврат переплаты по налогу в сумме 24 789 руб. 02 коп.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения требований налогоплательщика и возврата ему излишне уплаченного налога в сумме 1 968 553 руб. 98 коп. (1 993 343 руб. заявлено - 24 789 руб. 02 коп. возвращено инспекцией).
Основания для переоценки выводов суда и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, не выявлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в числе подлежащих возврату сумм излишне уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней, штрафов имеется государственная пошлина и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, и подлежат отклонению на основании ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период) не устанавливал порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 по делу N А47-12503/2009 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2010 г. N Ф09-7189/10-С3 по делу N А47-12503/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника