Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 сентября 2010 г. N Ф09-7456/10-С3 по делу N А60-3557/2010-С8
Дело N А60-3557/2010-С8
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2009 г. N 17АП-5730/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Токмаковой А.Н., судей Гусева О.Г., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2010 по делу N А60-3557/2010-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому Свердловской области -Горбачева С.А. (доверенность от 21.04.2010 б/н).
Общество с ограниченной ответственностью "Золотой Джокер" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) процентов в размере 108 386 руб. за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Решением суда от 24.03.2010 (судья Гаврюшин О.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал инспекцию уплатить обществу проценты за несвоевременный возврат налога на игорный бизнес в размере 106 901руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06 (судьи Гулякова Г.Н., Голубцов В.Г., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Инспекция считает, что суды неверно исчислили размер процентов, поскольку срок возврата должен начинаться с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 12.05.2009 по делу N А60-11268/2009. Кроме того, суды не учли положения п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 и исчислили срок с момента завершения проверки, указанного в акте. Более того, поданное налогоплательщиком 19.11.2008 заявление являлось неполноценным, надлежащее заявление подано 14.08.2009 и исполнено налоговым органом 24.08.2009. Обществом отзыв на кассационную жалобу инспекции не представлен.
Из материалов дела следует, что обществом 13.11.2008 в инспекцию представлены уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за период октябрь-декабрь 2005 года, январь 2006 года, март-июль 2006 года, ноябрь-декабрь 2006 года, январь-июнь 2007 года.
Налогоплательщик 25.11.2008 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за указанные периоды.
В письме от 04.12.2008 налоговый орган отказал в возврате суммы излишне уплаченного налога по причине проведения камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций, по окончании которых возможно рассмотрение указанного вопроса.
По результатам камеральной проверки уточненных налоговых деклараций налоговым органом составлен акт от 30.12.2008 N 392 и принято решение от 12.02.2009 N 11 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на игорный бизнес за указанные периоды в сумме 1 535 875 руб., предложено произвести зачет сумм излишне уплаченного налога на игорный бизнес в счет уплаты доначисленного по акту проверки налога в сумме 1 535 875 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 19.03.2009 N 306/09 решение инспекции оставлено без изменения.
Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 19.03.2009 N 306/09 и незаконными действий инспекции, выразившихся в невозврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период октябрь-декабрь 2005 года, январь, март-июль, ноябрь-декабрь 2006 года, январь-июнь 2007 года в сумме 1 535 875 руб. и обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог в сумме 1 535 875 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.05.2009 по делу N А60-11268/2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция исполнила указанный судебный акт 24.08.2009 и возвратила обществу сумму излишне уплаченного налога.
Ссылаясь на то, что налоговым органом нарушен срок возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес, установленный п. 10 ст. ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались положениями ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации и исходили из следующего.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Исходя из п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Пунктом 10 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В соответствии с п. 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес налогоплательщик обратился в налоговый орган 25.11.2008, камеральная налоговая проверка представленных обществом уточненных налоговых деклараций согласно акту от 30.12.2008 N 392 окончена инспекцией 26.12.2008. Фактически возврат суммы налога произведен налоговым органом 24.08.2009.
Довод налогового органа о том, что проценты подлежат начислению с даты вступления в законную силу решения суда по делу N А60-11268/2009 признан судом апелляционной инстанции противоречащим положениям ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, которой не предусмотрен предложенный налоговым органом порядок исчисления сроков на возврат налога.
Проценты за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога подлежат начислению с момента обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением (в данном случае с момента окончания камеральной проверки), тогда как указанным судебным актом разрешен спор между сторонами о наличии у общества соответствующего права на возврат суммы переплаты по завершению проверки, который разрешен в пользу налогоплательщика.
Исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что представление уточненных налоговых деклараций для подтверждения факта излишней уплаты налога на игорный бизнес не являлось прямой обязанностью Общества, подтвердившего факт излишней уплаты налога правом на применение гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 14.06.1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" и расчетом фактически уплаченного налога и подлежащего уплате по ставкам, действовавшим на момент регистрации юридического лица, доводы инспекции о необходимости начисления процентов с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда обоснованно не приняты во внимание.
Установление факта излишней уплаты налога могло быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, по результатам которой налог проверяющими доначислен, а срок проверки окончен 26.12.2008 года. Поскольку выводы проверки признаны в судебном порядке недействительными, учитывая наличие заявления общества о возврате суммы налога, налоговый орган обязан в течение срока, определенного ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществить обязательный возврат излишне уплаченной суммы налога, при этом соответствующее право у налогоплательщика возникло с 27.01.2009.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2010 по делу N А60-3557/2010-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 сентября 2010 г. N Ф09-7456/10-С3 по делу N А60-3557/2010-С8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника