Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 октября 2010 г. N Ф09-8612/10-С3 по делу N А50-4189/2010
Дело N А50-4189/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гусева О.Г., судей Токмаковой А.Н., Дубровского В.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" в лице филиала "Чайковская ТЭЦ-18" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.04.2010 по делу N А50-4189/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Иванова Т.В. (доверенность от 19.01.2010 N 110).
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чайковскому Пермского края (далее - инспекция), Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (далее - управление), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании частично недействительными решений инспекции от 17.09.2009 N 1369, 1370, 1371, решения управления от 04.12.2009 N 18-23/804/805/806 об утверждении данных решений инспекции.
Решением суда от 23.04.2010 (судья Алексеев А.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 (судьи Гулякова Г.Н., Васева Е.Е. Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что подача уточненных налоговых деклараций и уменьшение им своих налоговых обязательств произведено в связи с тем, что при исчислении водного налога за 2-4 кварталы 2006 г. не был учтен сброс ранее забранных вод из водного объекта.
Заявитель жалобы считает, что судами неправомерно не были приняты его доводы об отсутствии в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее -Кодекс) определения понятий "забор воды" и "объем воды, забранной из водного объекта". В связи с отсутствием в налоговом законодательстве определения понятий "забор воды" и "объем воды, забранной из водного объекта", налогоплательщик полагает, что следует использовать определения, применяемые в водном законодательстве.
По мнению заявителя жалобы, забором водного ресурса в целях налогообложения является безвозвратное изъятие водного ресурса; сброс налогоплательщиком части забранной воды в водный объект исключает изъятие водного ресурса и делает невозможным включение его в объект налогообложения.
Управлением и инспекцией отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет производство электрической и тепловой энергии на Чайковской ТЭЦ-18 и имеет лицензию на водопользование (поверхностные водные объекты) от 22.12.2005 серия ПЕМ N 01033. Целью использования водного объекта является промышленное водопользование р. Кама КАС-Волга-1804, водозабор расположен на 340 км от устья, водовыпуск - на 339 км от устья. В лицензии и приложении N 1 установлены лимиты и условия водопользования.
Обществом в налоговый орган поданы первичные налоговые декларации по водному налогу с начислением налога в сумме 5 031 045 руб. за 2 квартал 2006 г., 4 382 423 руб. - за 3 квартал 2006 г., 5 267 216 руб. - за 4 квартал 2006 г.
Обществом 12.05.2009 и 13.05.2009 представлены уточненные декларации за 2, 3, 4 кварталы 2006 г., согласно которым водный налог исчислен в сумме 459 668 руб. за 2 квартал, 395 955 руб. - за 3 квартал, 457 154 руб. - за 4 квартал.
Уменьшение сумм подлежащего уплате водного налога произошло в результате перерасчета налогоплательщиком налоговой базы: общество уменьшило объем воды, забранной из водного объекта, на объем сточных вод, сброшенных в водный объект после использования воды в технологическом процессе.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций и вынесены решения от 17.09.2009 N 1369, 1370, 1371 о доначислении водного налога.
Основанием для доначисления водного налога послужил вывод инспекции о неправильном определении обществом налоговой базы.
Решением управления от 04.12.2009 N 18-23/804/805/806 решения инспекции утверждены.
Налогоплательщик, полагая, что решения инспекции и управления приняты с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что объектом обложения водным налогом признается забор воды из водных объектов; налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, без учета сброса сточных вод.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными.
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 333.8 Кодекса).
Забор воды из водных объектов в силу п. 1 ст. 333.9 Кодекса признается объектом обложения водным налогом.
Согласно п. 2 ст. 333.10 Кодекса налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, определяемый на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В соответствии со ст. 85 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ под забором воды из водного объекта понимается изъятие водных ресурсов из водного объекта.
В силу ст. 46 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Таким образом, объектом обложения водным налогом является забор (изъятие) воды из водных объектов, осуществляемый на основании лицензии на водопользование и договора пользования водным объектом.
При этом налоговое законодательство не содержит норм, предоставляющих возможность корректировки налоговой базы по водному налогу, то есть объема забранной воды, на объем сточных вод, сброшенных в водный объект, используемый для такого забора.
В связи с этим, довод налогоплательщика о том, что налоговой базой по водному налогу является объем безвозвратно изъятой (исключенной, удаленной) воды, забранной в пределах допустимого изъятия, правомерно признан судами несостоятельным.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что забор воды осуществлялся заявителем в целях использования ее для охлаждения турбин ТЭЦ, подпиток теплосети и котлов; объем воды, забранной из водного объекта, определен налоговым органом по данным учета общества; лицензия на водопользование выдана обществу для использования водного объекта в целях забора водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод в водный объект.
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что налоговая база по водному налогу в спорном периоде должна определяться исходя из объема воды, забранной обществом из водного объекта, без учета объема сброшенной воды.
Доводы налогоплательщика, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм законодательства.
Сброс сточных и дренажных вод действительно является одним из видов использования водных объектов, который происходит без изъятия водных ресурсов (ст. 85, 144 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ).
Однако данное обстоятельство, а также то, что лицо, производящее сброс сточных и дренажных вод, одновременно осуществляет другой вид использования водного объекта, в частности, забор воды из водного объекта, не имеют правового значения при определении налоговой базы по водному налогу.
Забор воды из водных объектов как один из видов водопользования в силу п. 1 ст. 333.9 Кодекса признается объектом обложения водным налогом.
При этом налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, определяемый на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды (п. 2 ст. 333.10 Кодекса). Иных правил определения налоговой базы при заборе воды Кодекс не содержит.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, а также имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.04.2010 по делу N А50-4189/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2010 г. N Ф09-8612/10-С3 по делу N А50-4189/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника