Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 октября 2010 г. N Ф09-8479/10-С1 по делу N А71-1692/2010-А24
Дело N А71-1692/2010-А24
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Лимонова И.В., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - общество, ООО "Чистый город", заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу N А71-1692/2010-А24 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации г. Ижевска (далее - администрация) - Емельянова С.В. (доверенность от 08.10.2010 N 01-29-5565), Березин Д.В. (доверенность от 19.03.2010 N 01-29-1454);
ООО "Чистый город" - Дегтерев А.В. (доверенность от 01.03.2010 б/н), Романов A.M. (доверенность от 01.09.2010 б/н), Цепулин Е.Б. (доверенность от 18.10.2010 б/н).
Представители третьих лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились. От Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее - РЭК УР) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "Чистый город" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий администрации, выразившихся в отказе от согласования производственной программы общества на 2010, 2011 гг., отказе в утверждении тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов, и обязании администрации утвердить тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на период с 01.03.2010 по 28.02.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, РЭК УР.
Решением суда первой инстанции от 06.05.2010 (судья Кудрявцев М.Н.) заявленные требования общества удовлетворены, оспариваемые действия администрации признаны незаконными. Суд обязал администрацию в 15-дневный срок с даты принятия решения по делу утвердить для общества тариф на утилизацию (захоронение) ТБО на период с 01.03.2010 по 28.02.2011.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 (судьи Риб Л.Х., Осипова С.П., Мещерякова Т.И.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение (толкование) апелляционным судом положений Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов), нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, в частности п. 12 ч. 2 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также на несоответствие выводов апелляционного суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции обоснованно обязал администрацию утвердить тариф, администрация на основании ч. 5 ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов имеет право самостоятельно рассчитать тариф, сохранив тем самым баланс публичного и частного интереса.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом в администрацию 20.11.2009 был представлен пакет документов (предложение), необходимых для установления тарифа на услугу по утилизации (захоронению) ТБО, в том числе производственная программа для согласования в целях дальнейшего утверждения тарифа. С учетом мероприятий, предусмотренных программой, обществом произведен расчет тарифа на услугу в размере 58 руб./куб.м, что составляет рост к действующему тарифу на 149,8% (38,73 руб./куб.м установлен распоряжением администрации от 30.01.2009 N 23/1). При этом предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения) ТБО, установлен РЭК УР на 2010 г. для муниципального образования "город Ижевск" в размере 110,7%.
Письмами от 11.12.2009, 28.12.2009 администрация предложила обществу внести изменения в производственную программу и произвести перерасчет тарифа на 2010 г. с учетом установленных законодательством критериев, в том числе, критерия доступности оплаты потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Администрацией 15.01.2010 направлен запрос обществу о представлении последним дополнительных документов и информации, в котором также сообщалось о необходимости исключения из производственной программы мероприятий по модернизации, а также строительству полигона в порядке очередей, предусмотренных проектом "Полигон ТБО в г. Ижевске", а также финансовых потребностей на их реализацию. Обществу предложено рассчитать тариф на услугу по захоронению (утилизации) ТБО в рамках предельного индекса максимально возможного изменения установленного тарифа на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения) ТБО, утвержденного на 2010 г. РЭК УР для муниципального образования "город Ижевск".
По результатам рассмотрения представленного пакета документов рабочей комиссией по регулированию цен и тарифов рекомендовано доработать представленную обществом производственную программу.
Документы с предложением об установлении тарифа 03.02.2010 возвращены администрацией обществу со ссылками на положения п. 4, 6 ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов и заключение рабочей комиссии.
Общество, полагая, что отказ администрации в согласовании производственной программы и возврат документов являются необоснованными, указанные действия нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии у администрации законных оснований для отказа в согласовании производственной программы общества и в дальнейшем в утверждении тарифа, удовлетворил заявленные обществом требования.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суд апелляционной инстанции исходил из правомерности оспариваемых действий администрации, поскольку тариф на услугу утилизации (захоронения) ТБО, оказываемую ООО "Чистый город", может быть установлен на реализацию соответствующей производственной программы в рамках предельного индекса, установленного РЭК УР для муниципального образования "город Ижевск", при отсутствии согласованной производственной программы тариф не может быть установлен.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) ТБО, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определены в Законе об основах регулирования тарифов.
На основании п. 7 ч. 2 ст. 5 Закона об основах регулирования тарифов органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В соответствии с ч. 1, 2, 3, 7 ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Согласно п. 4 ст. 2 Закона об основах регулирования производственная программа организации коммунального комплекса определена как программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Таким образом, как правильно отметил апелляционный суд, производственная программа организации коммунального комплекса может предусматривать мероприятия по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО.
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации (ч. 1 ст. 7 Закона об основах регулирования тарифов).
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - это определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (п. 6 ст. 2 Закона об основах регулирования тарифов).
Согласно п. 12 ст. 11 Закона об основах регулирования тарифов после утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
Из анализа вышеперечисленных норм Закона об основах регулирования тарифов следует, что инвестиционная программа, разработанная организацией коммунального комплекса, рассматривается и утверждается представительным органом муниципального образования в целях установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
В силу ч. 4, 6 ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, а также ее несоответствия разработанной в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в ч. 2 и 3 данной статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги.
Исследовав и оценив в порядке, определенном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства (в частности письмо администрации от 15.01.2010, заключение рабочей комиссии по регулированию цен и тарифов от 29.01.2010, прилагаемое к письму администрации от 03.02.2010) апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о наличии у администрации законных оснований для возврата обществу производственной программы на доработку без согласования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, представленная обществом для согласования производственная программа предполагала установление тарифа в размере, предусматривающем рост к действующему тарифу на 149,8%, в то время как предельный индекс максимально возможного изменения действующих тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для муниципального образования "город Ижевск" установлен в размере 110,7%.
Таким образом, тариф на услугу по утилизации (захоронению) отходов не соответствовал критерию доступности для потребителей.
Поскольку производственная программа, представленная обществом для согласования в целях установления тарифа на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, включала в себя мероприятия по модернизации и строительству полигона согласно проекту "Полигон ТБО в г. Ижевске", тариф, рассчитанный с учетом производственной программы, не соответствовал критерию доступности.
При названных обстоятельствах, как правильно отметил суд апелляционной инстанции, администрация обоснованно предложила изменить производственную программу, исключив из нее мероприятия по модернизации, а также финансовые потребности на их реализацию, и, в связи с этим вернула производственную программу обществу на доработку без согласования.
Доводы заявителя жалобы о наличии у администрации полномочий по самостоятельному утверждению тарифов были предметом исследования суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены судом как основанные на неправильном толковании ч. 5 ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Доводы общества, приведенные в жалобе, направлены по существу на переоценку установленных апелляционным судом фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу N А71-1692/2010-А24 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2010 г. N Ф09-8479/10-С1 по делу N А71-1692/2010-А24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника