Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению Екатеринбургской
городской Думы
от 12 октября 2010 г. N 43
Информация
об обеспечении жильем отдельных категорий населения муниципального образования "город Екатеринбург"
К полномочиям органов местного самоуправления относится предоставление в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма и создание условий для приобретения на возмездной основе жилья гражданами со средним уровнем доходов.
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма (бесплатно) регулируется нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней. Лицам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения на условиях социального найма предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям и в порядке, определенным федеральным и региональным законодательством. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть приняты малоимущие и иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации.
На территории Свердловской области порядок признания граждан малоимущими, а также порядок ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях урегулирован Законами Свердловской области от 22 июля 2005 года N 96-0З "О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области" и от 22 июля 2005 года N 97-0З "Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области", а иных категорий граждан - Законом Свердловской области от 20 февраля 2006 года N 3-0З "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования".
На территории Свердловской области полномочия по ведению учета категорий граждан, определенных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ветераны Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие вследствие радиационных аварий и катастроф, вынужденные переселенцы и т.д.) с 1 апреля текущего года возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области.
В силу Постановления Главы Екатеринбурга от 26 июня 2006 года N 568 "Об организации работы по признанию граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования "город Екатеринбург", Постановления Главы Екатеринбурга от 26 июня 2006 года N 569 "О мерах по организации ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и Постановления Главы Екатеринбурга от 31 марта 2010 года N 1555 "О мерах по организации ведения учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" учет малоимущих и иных категорий граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется администрациями районов города Екатеринбурга по месту жительства гражданина.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, закреплены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; среди них - обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы на одного члена семьи (в городе Екатеринбурге - 10 квадратных метров общей площади), отсутствие жилого помещения по договору социального найма либо на праве собственности и т.д.
Необходимо иметь в виду, что согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
По состоянию на 1 января 2010 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 17051 семья, в том числе 570 семей малоимущих граждан.
В 2006 году для обеспечения жильем таких очередников в бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" были предусмотрены средства в размере 8748 тыс. рублей. Указанные средства вложены в строительство квартир в доме N 51 а по ул. Таганской. В 2007 году средства в размере 76873,0 тыс. рублей направлены на строительство квартир в домах NN 25/3, 25/4 по ул. Билимбаевской, а средства в сумме 156908 тыс. рублей, предусмотренные в городском бюджете на 2008 год, - на строительство 77 квартир в домах NN 14/1, 14/2 по ул. Лагерной.
В составе расходов городского бюджета на 2009 год на эти цели предусматривалось 73948,0 тыс. рублей. Указанные средства направлены на строительство 33 квартир в доме N 25/5 по ул. Билимбаевской.
В бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на 2010 год на указанные цели запланированы средства в размере 70760,0 тыс. рублей, которые, с соблюдением конкурсных процедур, вложены в строительство жилых помещений в домах по ул. Сахарова (микрорайон Академический).
В свою очередь, порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, урегулирован специальными федеральными законами и другими нормативными актами федерального уровня.
1. Обеспечение жильем ветеранов и инвалидов
В соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года N 357-ПП "О Порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" на территории Свердловской области установлен общий порядок обеспечения жильем таких граждан.
Согласно указанным актам меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов реализуются в форме предоставления жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального и областного бюджетов, в соответствии с договорами социального найма.
Освоение средств федерального и областного бюджетов на эти цели осуществляет Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" на основании заключенных государственных контрактов (договоров) с продавцами жилья.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области отнесены:
формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, и ветеранов боевых действий;
подготовка предложений по распределению жилых помещений нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, ветеранам боевых действий, принятым на учет до 1 января 2005 года;
заключение договоров социального найма жилых помещений, предоставленных гражданам указанных категорий.
Распределение жилых помещений, построенных за счет средств федерального и областного бюджетов, выделенных на цели обеспечения жильем ветеранов и инвалидов, осуществляется в соответствии с Единым городским реестром ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, сформированным по данным администраций районов в хронологической последовательности, исходя из даты постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом учитывается право таких граждан на внеочередное получение жилья.
Случаи внеочередного получения жилья урегулированы частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вне очереди жилые помещения предоставляются в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Одновременно в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" в приоритетном порядке жилые помещения предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны, семьям погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, включенным в указанный реестр.
Предложения по распределению такого жилья направляются Администрацией города Екатеринбурга в Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" для принятия соответствующего распоряжения Правительства Свердловской области. Данное распоряжение, в свою очередь, является основанием для заключения договора социального найма, оформление которого осуществляется администрацией района города Екатеринбурга по месту жительства гражданина, которому распределено жилое помещение.
По состоянию на 1 января 2010 года в Едином реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, зарегистрировано 2707 семей. В 2008 году гражданам указанной категории предоставлено 71 жилое помещение, в 2009 году - 178, в первом полугодии 2010 года - 124 жилых помещения.
В целях безусловного исполнения вышеназванного Указа Президента Российской Федерации Свердловским областным государственным учреждением "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" заключены государственные контракты на приобретение 264 квартир в строящихся домах по ул. Кунарской (д. 34, 3-я секция; 42 квартиры), ул. Электриков (22 квартиры) и микрорайоне Академическом (200 квартир). Ввод указанных домов в эксплуатацию предусмотрен в третьем-четвертом кварталах 2010 года.
Администрацией города Екатеринбурга, в свою очередь, ведется работа по распределению такого жилья. Так, по состоянию на 1 сентября 2010 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 303 семьи ветеранов Великой Отечественной войны, подтвердивших свое право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" после 1 марта 2005 года, в том числе 89 из них уже предоставлены жилые помещения.
Для обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Свердловским областным государственным учреждением "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" планируется разместить в 2010 году государственный заказ на приобретение 161 квартиры.
2. Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас, и бывших сотрудников уголовно-исполнительной системы, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, вынужденных переселенцев и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
На территории муниципального образования "город Екатеринбург" обеспечение жильем граждан указанных категорий осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". Формой государственной поддержки таких граждан является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
В связи с этим к компетенции органов местного самоуправления относится:
учет граждан - участников подпрограммы;
предоставление списков граждан - участников подпрограммы в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
проверка представленных гражданами - участниками подпрограммы документов для получения государственного жилищного сертификата;
вручение государственных жилищных сертификатов гражданам.
Финансирование обеспечения жильем указанных категорий граждан отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. За период с 1 января 2010 года по 20 сентября 2010 года гражданам указанных категорий выдано 68 государственных жилищных сертификатов, в том числе: гражданам, уволенным с военной службы, и бывшим сотрудникам уголовно-исполнительной системы - 54, гражданам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и катастроф, - 6, вынужденным переселенцам - 8.
В целях реализации подпрограммы в 2010 году Комитетом по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга сформированы и направлены в Правительство Свердловской области списки граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с использованием социальной выплаты в 2011 году, из числа: военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, уволенных в запас (103 семьи); вынужденных переселенцев (54 семьи); выехавших из районов Крайнего Севера (14 семей); пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф (29 семей).
Одновременно необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" введена норма, в силу которой обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет.
До настоящего времени жилые помещения для предоставления гражданам указанной категории, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в городе Екатеринбурге, за счет средств федерального бюджета не приобретались.
По сообщению Правительства Свердловской области разрабатываются нормативные правовые акты Российской Федерации, согласно которым в срок до конца 2011 года планируется завершить обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства.
С этой целью Комитетом по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга организована работа в порядке, предусмотренном проектом Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил перерегистрации граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, состоящих на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
3. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование строительства и приобретения жилых помещений для предоставления по договору социального найма данной категории граждан относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в прямой зависимости от финансирования строительства жилья для данной категории граждан субъектом Российской Федерации. Построенные (приобретенные) для детей-сирот жилые помещения подлежат распределению по предложениям органов местного самоуправления в соответствии с распоряжениями Правительства Свердловской области (согласно внеочередному списку детей-сирот исходя из даты внесения в данный список).
До 2010 года освоение средств областного бюджета, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляло Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. В 2008 году указанным Министерством заключен государственный контракт на строительство 13 жилых помещений в домах по ул. Билимбаевской, NN 25/2 и 25/3 для данной категории граждан. В 2009 году финансирование обеспечения жильем граждан указанной категории Правительством Свердловской области не осуществлялось.
С 2010 года функции по строительству жилья для обеспечения жильем детей-сирот за счет средств областного бюджета переданы Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Свердловскому областному государственному учреждению "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства".
Порядок обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан в 2010 году утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года N 646-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета".
В силу пункта 5 указанного Порядка общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может превышать 45 квадратных метров, но при этом должна быть не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. В городе Екатеринбурге такая норма составляет 16 квадратных метров общей площади на человека.
По сообщению Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" в 2010 году для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании "город Екатеринбург", предполагается приобрести 30 жилых помещений.
Всего по состоянию на 1 января 2010 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Екатеринбурге состоит 396 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Обеспечение жильем молодых семей
В рамках федеральной целевой программы "Жилище" Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2006 года N 1151-ПП утвержден План мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в Свердловской области на 2006-2010 годы.
Механизм реализации указанного Плана мероприятий предполагает оказание финансовой поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат для приобретения, строительства жилого помещения или индивидуального жилого дома.
Получателями социальных выплат на приобретение жилья могут являться молодые семьи (семьи, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, либо неполные молодые семьи, возраст одного молодого родителя в которой не превышает 35 лет), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющие в наличии доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной средней стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Средства социальной выплаты могут использоваться для приобретения одного или нескольких жилых помещений, строительства индивидуального жилого дома, осуществления последнего платежа в счет оплаты паевого взноса жилищного накопительного кооператива, на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа на приобретение жилья), а также для погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья.
В силу требований вышеуказанного Постановления Правительства Свердловской области предоставление молодым семьям социальных выплат за счет средств федерального и (или) областного бюджетов возможно только при выполнении муниципальным образованием следующих условий:
наличие муниципальной программы по обеспечению жильем молодых семей;
наличие в бюджетах муниципальных образований средств для реализации муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей, начиная с 2008 года;
формирование списка молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании действующего законодательства.
В целях реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории муниципального образования "город Екатеринбург":
организована работа по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, что установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей города Екатеринбурга в 2009-2012 годах" (Постановление Главы Екатеринбурга от 21 апреля 2009 года N 1359).
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 2 сентября 2011 г. N 3624 Постановление Главы Екатеринбурга от 21 апреля 2009 г. N 1359 признано утратившим силу
Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется администрациями районов по месту жительства молодой семьи по результатам рассмотрения заявлений и документов, перечень которых утвержден вышеуказанным Постановлением Главы Екатеринбурга.
В ходе рассмотрения заявлений и документов о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий администрации районов проводят проверку наличия оснований признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий оформляется распоряжением главы администрации соответствующего района.
Молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, включаются в единый реестр молодых семей, проживающих на территории муниципального образования "город Екатеринбург", претендующих на получение субсидии для приобретения жилья за счет средств бюджетов Российской Федерации, Свердловской области и муниципального образования "город Екатеринбург".
Кроме того, ежегодно из числа принятых на учет в хронологическом порядке формируется список молодых семей - потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в зависимости от платежеспособности молодой семьи, исходя из объема финансирования социальных выплат, установленных в бюджетах.
Такие списки ежегодно в срок до 10 сентября передаются администрациями районов в Администрацию города Екатеринбурга, которая, в свою очередь, формирует сводный список молодых семей - потенциальных участников мероприятий и направляет его в Министерство физической культуры и спорта Свердловской области.
Решение о включении молодой семьи в сводный список молодых семей - потенциальных участников мероприятий принимается комиссией по предоставлению социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья, состав и регламент работы которой урегулирован Распоряжением Главы Екатеринбурга от 18 февраля 2008 года N 45-р.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 3 июля 2009 года N 778-ПП "О внесении изменений в порядок, сроки и критерии отбора муниципальных образований в Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на софинансирование социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья, утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2009 N 442-ПП" список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты, формируется из числа молодых семей, обеспеченных обязательной долей средств бюджета муниципального образования.
В 2007 году молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставлены 33 социальные выплаты на приобретение жилья, в 2008 году - 81 социальная выплата, в 2009 году - 50 социальных выплат.
Расходы бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" в 2008 году на цели софинансирования предоставления социальных выплат составили 7513,7 тыс. рублей, в 2009 году - 4183,2 тыс. рублей. В составе расходов городского бюджета на 2010 год на эти цели предусмотрено 11000,0 тыс. рублей.
Данный объем средств запланирован из расчета предоставления на условиях софинансирования (доля городского бюджета составляет 5 процентов от расчетной стоимости жилья) социальных выплат 123 молодым семьям.
Точное число получателей социальных выплат на 2010 год будет доведено до сведения Администрации города Екатеринбурга распорядителем средств федерального и областного бюджета на эти цели (Министерство физической культуры и спорта Свердловской области) по результатам отбора муниципальных образований Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на софинансирование социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья.
По состоянию на 1 января 2010 года нуждающимися в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании "город Екатеринбург" признана 1161 молодая семья.
<< Назад |
||
Содержание Решение Екатеринбургской городской Думы от 12 октября 2010 г. N 43 "Об обеспечении жильем отдельных категорий населения муниципального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.