Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 октября 2010 г. N А60-23083/2010-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 марта 2011 г. N Ф09-675/11-С1 по делу N А60-23083/2010-С9 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 8 февраля 2011 г. N А60-16140/2010-С9
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 14 октября 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Газпромнефть-Урал" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительным приказа от 17 марта 2010 года N 110,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Дубкова С.Н., представитель по доверенности от 25.01.2010 N 08/8-99;
от заинтересованного лица - Волков С.Н., заместителя руководителя по доверенности от 08.09.2010; Жуков А.В., главный специалист-эксперт по доверенности от 23.08.2010; Курбатова Н.О., специалист-эксперт по доверенности от 21.09.2010; Гренадеров А.А., специалист-эксперт по доверенности от 01.06.2010.
Представителям сторон процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Заявлений, ходатайств не поступило.
Открытое акционерное общество "Газпромнефть-Урал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области от 17 марта 2010 года N 110 "О включении в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих доминирующее положение на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования и представил в материалы дела письменные пояснения от 12 октября 2010 года; копии объемов реализации через АЗС открытого акционерного общества "Газпромнефть-Урал"; динамику цен реализации нефтепродуктов через АЗС открытого акционерного общества "Екатеринбургнефтепродукт", расположенных на территории МО Екатеринбург; сведения о сумме необходимых расходов для розничной реализации бензинов; копию договора от 06 июля 2009 года N 17000679.
Документы приобщены к материалам дела.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве от 11 октября 2010 года N 8863, представило в материалы дела копии документов, перечисленных в приложении к отзыву.
Отзыв и документы приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил:
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 марта 2010 года N 110 открытое акционерное общество "Газпромнефть-Урал" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Полагая, что приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 марта 2010 года N 110 является незаконным и нарушающим права и законные интересы открытого акционерного общества "Газпромнефть-Урал", общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
1. Совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2. В течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3. Реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 N 108 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка товарным рынком является сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
В силу пункта 13 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает: предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" взаимозаменяемые товары - это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
При этом согласно пункту 17 Порядка определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
В силу подпункта "г" пункта 14 приказа Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 N 108 предварительное определение товара может быть проведено на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
Спецификация топлива, который допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых пользователя автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.
В разделах II - VIII Порядка изложена последовательность проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке для случая предполагаемой возможности физических и юридических лиц, которые продали или продают товар, ограничивать конкуренцию на товарном рынке.
В случае предполагаемой возможности покупателя ограничивать конкуренцию на товарном рынке анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляются с учетом следующих особенностей:
а) при определении временного интервала исследования товарного рынка, продуктовых границ товарного рынка и географических границ товарного рынка изучается готовность и возможность продавца (продавцов) продать рассматриваемый товар;
б) при определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, определении уровня концентрации товарного рынка выявляются покупатели товара, для которых рассчитываются соответствующие показатели;
в) при определении барьеров входа на товарный рынок и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке анализируются возможности потенциальных покупателей стать участниками рассматриваемого рынка.
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
В случае если для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
В случае если для целей исследования необходим учет условий, которые сложатся на рассматриваемом товарном рынке после совершения действий, за которыми осуществляется государственный антимонопольный контроль, то проводится перспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 17 Порядка определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона "О конкуренции" основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры. Если для замены товара другими товарами в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки (превышающие 10 процентов от цены товара), то такие товары не должны относиться к взаимозаменяемым.
При выявлении взаимозаменяемых товаров учитывается, что мнения разных групп покупателей могут не совпадать.
Группы покупателей различаются по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые покупатели и розничные покупатели); по месту приобретения товара; по предъявляемым к товару требованиям; по особенностям поведения на товарном рынке; по другим признакам.
Разные группы покупателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в пункте 18 Порядка, устанавливает (может установить) разные цены на один и тот же товар для разных групп покупателей.
При проведении ретроспективного анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке применяются рыночные цены, существовавшие в течение определенного временного интервала исследования рассматриваемого товарного рынка. При проведении перспективного анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке могут применяться рыночные цены, сложившиеся на момент проведения исследования.
Согласно пункту 23 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (далее - определение географических границ товарного рынка), включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации; о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).
При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями), учитывается следующее:
-требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара и прочие требования);
-организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями;
-возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;
-наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (покупателя рассматриваемого товара);
-расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;
-особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);
-региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения).
Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона "О конкуренции" основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии этой возможности за ее пределами.
Наблюдения за товарным рынком и экономико-статистические расчеты, на основании результатов которых определяются его географические границы, могут включать процедуру "теста гипотетического монополиста", проводимую в соответствии с пунктом 29 настоящего Порядка; анализ районов продаж (местоположения покупателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), фактически действующих на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах); анализ данных об изменении покупателем (покупателями) района приобретения товара или об изменении состава продавцов, у которых он приобретает товар; анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен на рассматриваемый товар.
В силу пункта 31 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота, отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок, то есть потенциальные продавцы и продавцы товаров, взаимозаменяемых с данным товаром по производству.
Пунктом 32 Порядка установлено, что при определении состава хозяйствующих субъектов выявляется такое их количество, чтобы добавление невыявленных хозяйствующих субъектов не приводило бы к изменению выводов о наличии или отсутствии доминирующего положения у крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:
- объем продаж (поставок);
- объем поставок (отгрузок);
- объем выручки;
- объем перевозок;
- объем производства;
- объем производственных мощностей;
- объем запасов ресурсов;
- объем товара в соответствии с заключенными договорами.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.
Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным поставщикам и потребителям (пункт 37 Порядка).
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
В силу положений пунктов 48 и 49 оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке включает заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок: к рынку с развитой конкуренцией, к рынку с недостаточно развитой конкуренцией или к рынку с неразвитой конкуренцией; оценку перспективы изменения конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке (в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 1 настоящего Порядка); рекомендации (в случае необходимости) органам государственной власти и местного самоуправления по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.
Заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок, дается на основании показателей уровня концентрации товарного рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на товарный рынок (в соответствии с разделами VII и VIII настоящего Порядка).
В случае если указанных характеристик недостаточно для заключения о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок, то анализируется поведение хозяйствующих субъектов на товарном рынке (в соответствии с пунктом 50 настоящего Порядка) и результаты хозяйственной деятельности (в соответствии с пунктом 51 настоящего Порядка), а также наличие факторов, ограничивающих конкуренцию (в соответствии с пунктом 52 настоящего Порядка).
Анализ поведения хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке включает в том числе:
-изучение инновационной деятельности и маркетинговой стратегии продавцов;
-выяснение степени взаимозависимости конкурирующих хозяйствующих субъектов;
-установление фактов предоставления продавцами льгот отдельным покупателям (группам покупателей);
-выявления соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
При анализе результатов хозяйственной деятельности могут рассматриваться соотношение размера прибыли и издержек привлечения капитала для хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемом товарном рынке долю более 35 процентов; динамика цен на рассматриваемом товарном рынке; динамика объема рассматриваемого товарного рынка и спроса (в том числе наличие спроса, не обеспеченного товарной массой, и возможности расширения спроса); открытость рассматриваемого товарного рынка для межрегиональной и международной торговли; частота появления новых продавцов на рассматриваемом товарном рынке; уровень технического развития хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, и частота появления новых товаров.
К факторам, ограничивающим конкуренцию на рассматриваемом товарном рынке, могут относиться:
-наличие барьеров для распространения информации о товарах-заменителях;
-значительная доля вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов;
-снижение в течение временного интервала исследования доли хозяйствующих субъектов, не являющихся вертикально-интегрированными;
-доминирующее положение вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, на одном из смежных товарных рынках, на которых обращаются товары, используемые в производстве данного товара, или на которые рассматриваемый товар последовательно поступает в процессе своего физического перемещения от производителя к потребителю;
-высокий уровень концентрации предшествующих (вышестоящих) смежных товарных рынков, на которых хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом товарном рынке (последующем или нижестоящем) в качестве продавца, выступает или готов выступить в качестве покупателя.
При оценке перспектив изменения конкурентной среды товарного рынка сделки, акты и действия могут признаваться ограничивающими конкуренцию, если в результате их совершения:
-создается возможность для нарушения запретов, установленных статьями 5 и 6 Закона "О конкуренции";
-повышается уровень концентрации рассматриваемого товарного рынка с умеренного до высокого;
-становятся непреодолимыми барьеры входа на товарный рынок с высоким или умеренным уровнем концентрации;
-создаются благоприятные предпосылки для координации действий хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке;
-уменьшаются возможности покупателя (покупателей) заменять один товар другими (из группы взаимозаменяемых товаров) при ограниченном предложении данных товаров;
-возникает вертикальная интеграция субъекта естественной монополии с хозяйствующими субъектами, являющимися его поставщиками или покупателями.
Пунктом 55 предусмотрено, что в аналитическом отчете приводятся результаты проведенного анализа товарного рынка, включая обоснованную оценку состояния конкурентной среды на данном рынке.
Аналитический отчет включает общие положения (основание и цель исследования; источники исходной информации); временной интервал исследования (период, за который анализируется информация; основание для выбора данного временного интервала); продуктовые границы товарного рынка (наименование товара); перечисление основных свойств товара, определяющих выбор покупателя; перечень (в случае необходимости) стандартов (ГОСТ/ОСТ) или технических условий (ТУ), регламентов выполнения работ, строительных норм и правил, сертификатов или иных документов, содержащих определенные требования к товару; перечисление состава группы (набора) взаимозаменяемых товаров, в том числе взаимозаменяемых с данным товаром по производству; метод определения и выводы о продуктовых границах товарного рынка; информацию, подтверждающую или уточняющую выводы о взаимозаменяемости товаров); географические границы товарного рынка (обоснование уровня рассматриваемого товарного рынка, то есть федеральный, межрегиональный, региональный или местный, в том числе локальный; условия обращения товара, ограничивающие экономические возможности приобретения товара покупателем; метод определения и выводы о географических границах товарного рынка; информацию, подтверждающую или уточняющую выводы об экономической возможности покупателя (покупателей) приобретать товар в рассматриваемых границах товарного рынка); состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке (перечень продавцов, производителей и посредников с указанием их наименования и места нахождения; условия, позволяющие объединить действующих на рассматриваемом товарном рынке хозяйствующих субъектов в группы лиц; информацию о покупателях и продавцах либо регионах продаж действующих на рассматриваемом рынке хозяйствующих субъектов; перечень групп покупателей; связи между действующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами); объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке (объем товарного рынка с указанием основания выбора способа его определения; доли действующих на рассматриваемом товарном рынке хозяйствующих субъектов); уровень концентрации товарного рынка; барьеры входа на товарный рынок (экономические и административные ограничения); оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке.
При составлении аналитического отчета допускается перечисление характеристик товарного рынка, выявленных на отдельных этапах анализа и оценки состояния конкурентной среды, без указания способа их определения, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "г" и "д" пункта 1 настоящего Порядка.
По результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды товарного рынка, в том числе в составе отдельных этапов анализа, может составляться краткое описание состояния рынка и развития на нем конкуренции (обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке). К аналитическому отчету прилагается перечень документов, использованных для определения характеристик рассматриваемого товарного рынка.
Оспаривая приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17.03.2010 N 110, ОАО "Газпромнефть-Урал" указывает, что антимонопольным органом неправильно определены продуктовые и географические границы товарного рынка, не указан объем товарного рынка, неправильно определен состав хозяйствующих субъектов и соответственно принадлежащие им доли на товарном рынке. Кроме того, в аналитическом отчете использованы данные об объемах продаж на АЗС, не соответствующие действительности; объемы реализации некоторых АЗС определены расчетным путем; в аналитическом отчете отсутствуют способы определения характеристик товарного рынка и нарушена установленная последовательность использования методов определения продуктовых и географических границ товарного рынка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 утвержден Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются в целях использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями четыре основных вида автомобильных бензинов: А-76 (ГОСТ 2084-77); АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99); АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99). Кроме того, существуют ГОСТ Р 51105-97 на Нормаль-80; ТУ 38.001165-2003 на АИ-80; ГОСТ Р 51105-97 на Регуляр-91; ГОСТ Р 51105-97 на Премиум-95; ТУ 38.001165-2003 на АИ-96; ГОСТ Р 51105-97 на Супер-98; ГОСТ Р 51866-2002 на Премиум Евро-95 и Супер Евро-98; ГОСТ Р 51866-2002 на Регуляр Евро-92 и другие виды автомобильных бензинов.
Как следует из материалов дела, в ходе рассматриваемой проверки антимонопольным органом при проведении в целях определения продуктовых границ товарного рынка теста "гипотетического монополиста" имелось ввиду долговременное повышение цены на исследуемый товар на 5 - 10 процентов при прочих равных условиях конкуренции и сохраняющееся в дальнейшем на протяжении временного интервала исследования.
Согласно пункту 17 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, если для замены товара другими товарами в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки, превышающие 10 процентов от цены товара, то такие товары не должны относиться к взаимозаменяемым, а сохранение цен на АЗС с разницей менее 10% от стоимости 1 литра бензина автомобильного или дизельного топлива будет являться установлением (поддержанием) относительно единообразных цен.
Между тем, анализ цен на бензин АИ-92 и АИ-95 на АЗС, принадлежащих ОАО "Газпромнефть-Урал", свидетельствует о том, что стоимость этих марок в течение 2008 года в большинстве случаев отличалась более чем на 10% и, следовательно, товар по данному показателю не был взаимозаменяемым.
При определении географических границ рынка в качестве основы принимаются географические границы муниципального образования в субъекте Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 22.03.1994 за N С1-7/ОП-169 "О практике рассмотрения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства" сфера обращения товаров определяется, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующих территориях и отсутствия этой возможности за их пределами. При этом под соответствующими территориями наряду с национально-государственными, национально-и административно-территориальными образованиями понимаются также группы населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований.
Более того, в каждом конкретном случае границы местного товарного рынка должны определяться с учетом необходимости защиты прав потребителя, поэтому особое значение имеет наличие или отсутствие у потребителя возможности приобретать соответствующие товары за пределами данных границ без дополнительных существенных затрат.
Федеральной антимонопольной службой России приказом от 21.12.2007 за N 442 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения Федеральным антимонопольных органом антимонопольного законодательства (регистрация в Минюсте РФ 31.01.2008 за N 11052).
В силу разъяснений по поводу ситуации на розничных рынках от 10.01.2009 N АГ/3333 розничные рынки бензина могут быть предварительно определены в границах субъектов Российской Федерации, а для городов с населением свыше 100 тысяч человек - в границах городов.
Географические границы товарных рынков локализованы с учетом экономико-географического положения, численности населения свыше ста тысяч человек, автотранспортной инфраструктуры, маршрутов регулярного движения автотранспорта, организационно-транспортных схем приобретения их на розничном рынке потребителями (расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС). Экономическая возможность указанной группы потребителей приобрети товар за пределами указанного муниципального образования ограничивается необходимостью приобретения дополнительного количества топлива для поездки на АЗС, расположенной вне территории рассматриваемого муниципального образования.
В целях анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке такая возможность для потребителя сохраняется в пределах 10 % барьера от стоимости единицы обращения товара, то есть в среднем 10 км.
Таким образом, географические границы товарных рынков розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива ограничиваются экономической и технической возможностью потребителей, проживающих на территории города Екатеринбурга, г. Каменск-Уральский, г. Нижний Тагил и регулярно заправляющих автомобили соответствующим топливом, приобретать в рамках розничной купли-продажи товары на АЗС, расположенных на территории вышеперечисленных городов.
Кроме того, заинтересованным лицом в целях определения продуктовых границ товарного рынка проведено анкетирование потребителей в период с 22.05.2009 по 01.07.2009 путем размещения анкеты на официальном сайте в сети "Интернет" и информирования автовладельцев об этом через электронные СМИ.
По результатам опроса в антимонопольный орган поступило 108 анкет, из которых, в частности, было видно, что только 14 респондентов имеют возможность приобретать топливо за пределами города.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 N 16678/09 указано, что метод, предусмотренный подпунктом "а" пункта 5 Порядка N 108 не может предопределять результаты анализа и оценки состояния конкурентной среды, так как определение границ рынка представляет собой этапы анализа, результаты проведения которых должны оцениваться применительно к статьям 4 и 5 Закона "О защите конкуренции" в совокупности с информацией и сведениями, полученными при проведении всех установленных процедур.
С 15 апреля 2009г. ОАО "Газпромнефть-Урал" было реорганизовано в форме присоединения к нему Открытого акционерного общества "Екатеринбургская компания по нефтепродуктам". При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Антимонопольным органом опрошены 42 выявленных хозяйствующих субъекта, осуществлявших на территории МО "город Екатеринбург" соответствующую деятельность, Администрация города Екатеринбурга, ФГУП "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса", Главное управление МЧС России по Свердловской области (ГП "ЦДУ ТЭК"), Федеральная служба государственной статистики по Свердловской области (Свердловскстат), проанализированы информационные ресурсы (www.rosform.ru).
Согласно этим сведениям в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 на территории города Екатеринбурга осуществляли свою деятельность следующие хозяйствующие субъекты: ООО "ЛУКОЙЛ - Пермнефтепродукт", ООО "Бархан", ОАО "Екатеринбургнефтепродукт", ООО "Урал-Нефть-Инвест", ООО "Мост", ООО "Нефть-Инвест", ООО "ТД АтомПром-Ойл", ООО "АЛЕКС-СЕРВИС", ООО "Екатеринбург-бензин", ООО "Октан Е", ЗАО "Партнер-СИ", ООО "АТРЕЙ", ЗАО "Русский хмель", ООО ТАЛА-НЕФТЬ, ООО "Автотрек", ООО "ВКС-Урал", ООО "УРАЛОЙЛ", ООО "ЕНК-Ойл", ООО "АВС-99", ООО "Татнефть-АЗС Центр" Челябинский филиал, ООО "БВБ", ОП АЗС "Кант", ООО Ункурдинская нефтебаза", ООО "Ирена Капитал Групп", ООО "Ч. П. Н.-Бизнес Трейд", ООО "ТехноПАРМ", ООО "Энергобаланс", ИП Бабушкина И.Г. и прочие АЗС. ЗАО "СКОН", осуществляет розничную реализацию нефтепродуктов (бензинов автомобильных и дизельного топлива) через комиссионеров, одним из которых является ООО "МОСТ".
В ходе проверки антимонопольным органом определено, что в 2008 году на территории г. Екатеринбурга действовало 118 АЗС.
Управлением были получены сведения от 27 хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих 109 АЗС.
В связи с отсутствием информации по остальным 9 АЗС, данные об объемах реализации получены расчетным путем.
Суд считает данный метод обоснованным, поскольку путем деления общего объема реализованного бензина и дизельного топлива всеми хозяйствующими субъектами на рынке города Екатеринбурга на количество АЗС, по которым Свердловским УФАС России получена информация об объемах реализованного бензина и дизельного топлива, а также учитывая количество прочих АЗС, по сути предполагается получение объективной информации.
Судом также установлено, что ОАО "Газпромнефть-Урал" при реализации нефтепродуктов через АЗС не устанавливались разные цены, для розничных покупателей и корпоративных клиентов - хозяйствующих субъектов, заключающих договоры на приобретение нефтепродуктов через АЗС. В связи с чем не принимается довод заявителя о том, что реализация бензинов автомобильных и дизельного топлива корпоративным клиентам не относится к розничной реализации нефтепродуктов, поскольку является оптовой реализаций. Суд полагает, что представленный заявителем для примера договор с корпоративным клиентом по своему содержанию не относится к договору поставки нефтепродуктов, отпуск которых производится на автозаправочных станциях продавца. Заключенный договор регламентирует лишь порядок приобретения корпоративным клиентом микрочиповых карт, посредством которых его работники заправляют автотранспорт автомобильными бензинами или дизельным топливом через установленные специально для этих целей терминалы.
Таким образом, положение ОАО "Екатеринубргнефтепродукт" на рынке розничной реализации нефтепродуктов (бензинов автомобильных и дизельного топлива) в границах МО г. Екатеринбург характеризуется как доминирующее в 2008 году, а именно: с долей свыше 50% по маркам топлива АИ-76 (54,44%), ДТ (52,33%) и с долей свыше 35% по маркам топлива Аи-92 (39,29%), АИ-98 (36,38%).
За период с 01.01.2008 по 31.12.2008 на территории города Каменск-Уральский осуществляли свою деятельность следующие хозяйствующие субъекты: ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт", ООО "Рада", ИП Кузнецова Н.А., ОАО "Газпромнефть-Урал", а на территории города Нижний Тагил -ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт", ООО "Ресурс", ОАО "Газпромнефть-Урал", ООО "Мост", ООО "Уралконтракт-НТ", ООО "Урал-Нефто", ООО "ТД Тагил", ООО "Вираж Плюс НТ".
Положение ОАО "Газпромнефть-Урал", на рынке розничной реализации нефтепродуктов (бензинов автомобильных и дизельного топлива) характеризуется как доминирующее в 2008 году с долей свыше 50% на территории г. Каменск-Уральский, по марке топлива АИ-76 (61,95), АИ-98 (100%) и дизельного топлива (63,33%); на территории г. Нижний Тагил по марке топлива Аи-98 (94,30%). С долей свыше 35%, на территории г. Каменск-Уральский, по маркам топлива АИ-76 (61,95%, АИ-92 (44,98%), АИ-95 (37,52%); на территории г.Нижний Тагил по маркам топлива АИ-76 (45,05%), АИ-92(46,42), АИ-95(38,28), Дизельное топливо (36,97%).
Ссылка заявителя на ответ Комитета по товарному рынку Администрации г. Екатеринбурга судом не принимается, поскольку список АЗС представлен на 01 марта 2010 г., учет долей произведен не на основании количества заправок, а на основании действующих хозяйствующих субъектов.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 N 108, суд приходит к выводу, что антимонопольным органом правильно определены географические и продуктовые границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов и их доли в соответствии с требованиями действующего законодательства, и установлены достаточные основания для внесения ОАО "Газпромнефть-Урал" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на товарном рынке долю в размере более 35 процентов.
Вышеупомянутые вопросы исследовались антимонопольным органом, нашли отражение в анализе и оценке состояния конкурентной среды, поэтому доводы заявителя о неполном исследовании рынка подлежат отклонению.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли их.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов предусматривает, что при формировании Реестра используются результаты анализа товарного рынка (совокупности товарных рынков), проводимого как Федеральной антимонопольной службой, так и органами статистики, научно-исследовательскими организациями; результаты рассмотрения Федеральной антимонопольной службой (ее территориальными органами) дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, а также ходатайства, уведомления и сведения, представляемые в Федеральную антимонопольную службу (ее территориальные органы); информация, представляемая хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями, в том числе организациями потребителей, юридическими и физическими лицами, а также правоохранительными и судебными органами.
По мнению суда, антимонопольным органом проведена расчетно-аналитическая работа по определению продуктовых границ товарного рынка; субъектов товарного рынка (количества и состава продавцов и покупателей); географических границ товарного рынка; объема товарного ресурса рынка; доли хозяйствующего субъекта на рынке; количественных показателей структуры товарного рынка; качественных показателей структуры товарного рынка (барьеры входа).
Оспариваемый приказ соответствует нормам законодательства и позволяет антимонопольному органу в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" осуществлять государственный контроль за соблюдением заявителем антимонопольного законодательства.
Более того, суд отмечает, что все предусмотренные законом действия антимонопольным органом совершены, отсутствие в отчете отдельных цифр, на что указывает заявитель, по сути не опровергает вывод суда о проведении заинтересованным лицом полного и всестороннего анализа
При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным приказа Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области от 17 марта 2010 года N 110 "О включении в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих доминирующее положение на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" не имеется.
В связи с чем, в удовлетворении требований заявителю следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Открытому акционерному обществу "Газпромнефть-Урал" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным приказа Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области от 17 марта 2010 года N 110 "О включении в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих доминирующее положение на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2010 г. N А60-23083/2010-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника