Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 ноября 2010 г. N Ф09-8411/10-С2 по делу N А76-6841/2010-38-191
Дело N А76-6841/2010-38-191
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Юртаевой Т.В., судей Кангина А.В., Меньшиковой Н.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Магнитогорского филиала N 4 (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.06.2010 по делу N А76-6841/2010-38-191 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - общество, страхователь) - Ермакова Н.А. (доверенность от 28.12.2009 N 16-юр-801).
Представитель фонда в судебное заседание не явился.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 07.05.2009 N 35/33 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Решением суда от 09.06.2010 (судья Белый А.В.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Иванова Н.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит обжалуемые судебные акты отменить, полагая, что поскольку выдача листков нетрудоспособности производилась муниципальным учреждением здравоохранения "Городская больница N 2" (далее - учреждение), не имевшим соответствующей лицензии, они не могут служить документальным подтверждением наступления страхового случая и не являются основанием для расходования обществом средств обязательного социального страхования.
В представленном отзыве общество возражает против доводов заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты обоснованными.
Как следует из материалов дела, на основании решения Магнитогорского городского собрания депутатов от 28.11.2007 N 155, постановления Главы города Магнитогорска от 05.12.2007 N 8748-П реорганизованы в форме слияния муниципальные учреждения здравоохранения "Городская больница N 4", "Родильный дом N 1 города Магнитогорска", "Родильный дом N 2", "Детская городская поликлиника N 2 города Магнитогорска", "Детский санаторий N 1", "Молочная кухня".
В результате реорганизации создано муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 04.03.2008 внесена соответствующая запись.
До реорганизации указанные муниципальные учреждения здравоохранения имели лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в 2006-2007 гг. сроком действия до 2011-2012 года.
После реорганизации учреждением принимались меры по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая работы по экспертизе временной нетрудоспособности, которая получена 31.03.2008.
Магнитогорским филиалом N 4 ГУ ЧРО ФСС России проведена документальная (целевая) выездная проверка расходов общества по государственному социальному страхованию, по результатам которой выявлено, что в период с 04.03.2008 по 30.03.2008 лечащими врачами учреждения выдано 219 листков нетрудоспособности работникам общества в отсутствие у учреждения здравоохранения лицензии на осуществление медицинской деятельности. В связи с чем вынесено решение от 07.05.2009 N 35/33, согласно которому суммы выплат работникам общества по указанным листкам нетрудоспособности не приняты к зачету в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, как произведенные страхователем - плательщиком единого социального налога с нарушением нормативных правовых актов и неподтвержденные документально.
Признавая указанное решение фонда недействительным, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у страховщика не имелось оснований для непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем, на выплату пособия по временной нетрудоспособности работникам общества, по листкам нетрудоспособности, выданным учреждением, поскольку отсутствие у данного медицинского учреждения в спорный период лицензии является формальным и связано только с его реорганизацией, при этом его деятельность соответствовала лицензионным требованиям и ее нельзя считать противоправной.
Указанный вывод судов первой и апелляционной инстанций является правильным.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу ст. 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Пособие по временной нетрудоспособности представляет собой страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию (ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
В силу ст. 1 того же Федерального закона обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, согласно п. 1, 2, 5 которого документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Таким образом, основанием для выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Статьей 20 названных Основ законодательства установлено право граждан при заболевании, утрате трудоспособности на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Судами обеих инстанций, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, в период отсутствия у учреждения лицензии на осуществление медицинской деятельности им оказывалась медицинская помощь населению города Магнитогорска, в том числе работникам общества. Данная деятельность предусмотрена уставом учреждения, и отказ в предоставлении медицинских услуг повлек бы реальную угрозу жизни и здоровья граждан Российской Федерации, охрана которых гарантируется государством.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у фонда оснований для непринятия к зачету расходов общества, произведенных на цели обязательного социального страхования, соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку выводов судов, основания для которой в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.06.2010 по делу N А76-6841/2010-38-191 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Магнитогорского филиала N 4 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2010 г. N Ф09-8411/10-С2 по делу N А76-6841/2010-38-191
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника