Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Думы городского
округа Верхняя Пышма
от 28 октября 2010 г. N 26/14
Положение
о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов городского округа Верхняя Пышма
26 ноября 2015 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с проведением в городском округе Верхняя Пышма (далее - городской округ) антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов городского округа (далее также - антикоррупционная экспертиза).
Настоящим Положением определяются:
1) понятие антикоррупционной экспертизы;
2) основные принципы организации антикоррупционной экспертизы;
3) виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения;
4) признаки несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений (далее - коррупциогенные факторы);
5) порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
6) порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
7) правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения.
1.2. В порядке, предусмотренном настоящим Положением, осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Думой городского округа и администрацией городского округа, а также проведение антикоррупционной экспертизы проектов таких нормативных правовых актов.
1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
- антикоррупционная экспертиза - это выявление в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов;
- коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
- коррупциогенная норма (нормативный правовой акт, проект нормативного правового акта) - норма (нормативный правовой акт, проект нормативного правового акта), содержащая(ий) коррупциогенные факторы.
2. Основные принципы организации антикоррупционной экспертизы
2.1. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов;
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов;
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов.
3. Виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения
3.1. В городском округе осуществляются внутренняя, независимая (научная) и общественная антикоррупционные экспертизы.
3.2. Внутренняя антикоррупционная экспертиза осуществляется органами местного самоуправления городского округа, их подразделениями, лицами, замещающими муниципальные должности, и (или) муниципальными служащими городского округа.
Обязательной внутренней антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов по вопросам:
1) защиты прав и свобод граждан;
2) управления муниципальной собственностью городского округа;
3) размещения заказа для муниципальных нужд городского округа;
4) предоставления мер поддержки;
5) бюджетных правоотношений;
6) муниципальной службы в городском округе;
7) правового положения органов местного самоуправления и лиц, замещающих муниципальные должности в городском округе.
По результатам внутренней антикоррупционной экспертизы составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению руководителем соответствующего органа местного самоуправления городского округа.
3.3. Независимая (научная) антикоррупционная экспертиза осуществляется научными учреждениями, высшими учебными заведениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов соответствующего профиля, а также иными компетентными организациями и лицами.
В качестве независимых экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, направляемого для проведения антикоррупционной экспертизы.
В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты Думы городского округа, иные лица, замещающие муниципальные должности, а также муниципальные служащие.
3.4. Общественная антикоррупционная экспертиза осуществляется институтами гражданского общества и гражданами.
3.5. По результатам независимой (научной) и общественной антикоррупционных экспертиз составляются письменные заключения, которые подлежат обязательному рассмотрению руководителем соответствующего органа местного самоуправления городского округа и носят рекомендательный характер.
4. Коррупциогенные факторы
4.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления городского округа (их должностных лиц);
2) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления городского округа (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления городского округа (их должностных лиц);
4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления городского округа, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления городского округа (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления городского округа (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
Решением Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 26 ноября 2015 г. N 36/6 пункт 4.1 настоящего приложения дополнен подпунктом 9
9) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления городского округа (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
4.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
2) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления городского округа (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
3) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
5. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов
5.1. При подготовке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза осуществляется разработчиком такого проекта в форме анализа содержания его норм. Коррупциогенные факторы, выявленные в ходе проведения анализа норм проекта нормативного правового акта, должны быть устранены до его внесения в орган или должностному лицу, к полномочиям которого в соответствии с Уставом городского округа отнесено издание соответствующего нормативного правового акта.
5.2. Результаты анализа проекта нормативного правового акта, проведенного в ходе его разработки, отражаются в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта в виде утверждения об отсутствии в проекте норм, содержащих коррупциогенные факторы.
5.3. В случае если проект нормативного правового акта в ходе его разработки направлялся для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, к пояснительной записке прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае если в сроки, установленные для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, не поступило экспертных заключений, в пояснительной записке указывается, что в результате проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз не выявлено коррупциогенных факторов.
5.4. После внесения проекта нормативного правового акта в орган или должностному лицу, к полномочиям которого в соответствии с Уставом городского округа отнесено издание соответствующего нормативного правового акта, проводятся внутренняя правовая и антикоррупционная экспертизы проекта нормативного правового акта.
5.5. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта является выявление в его нормах коррупциогенных факторов или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта оформляются в составе заключения, подготавливаемого по итогам проведения его правовой экспертизы, с соблюдением правил, предусмотренных в разделе 7 настоящего Положения.
5.6. В случае если проект нормативного правового акта направлялся для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, к проекту наряду с заключением внутренней экспертизы прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае если в сроки, установленные для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, не поступило экспертных заключений, считается, что в результате проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз не выявлено коррупциогенных факторов.
6. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
6.1. Внутренняя антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов организуется в органах местного самоуправления, к полномочиям которых в соответствии с Уставом городского округа отнесено принятие муниципальных нормативных правовых актов, и проводится в соответствии с графиком, утвержденным руководителем органа местного самоуправления после согласования с Комиссией городского округа по противодействию коррупции.
6.2. В график, указанный в пункте 6.1 настоящего Положения, в обязательном порядке включаются нормативные правовые акты, при принятии которых не проводилась антикоррупционная экспертиза их проектов, а также нормативные правовые акты, по применению которых поступали обращения граждан и организаций.
6.3. При утверждении графика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов указываются сведения о нормативных правовых актах и внесенных в них изменениях, сроки проведения антикоррупционной экспертизы и подготовки соответствующего заключения, а также лица, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы включенных в график нормативных правовых актов.
6.4. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупциогенные факторы или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта оформляются в виде заключения, подготавливаемого по итогам ее проведения, с соблюдением правил, предусмотренных в разделе 7 настоящего Положения.
7. Правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения
7.1. По результатам внутренней антикоррупционной экспертизы составляется самостоятельное письменное заключение либо результаты ее проведения предусматриваются в составе заключения по итогам проведенной правовой экспертизы.
Самостоятельное заключение по результатам внутренней антикоррупционной экспертизы может оформляться в случае проведения повторной антикоррупционной экспертизы либо если нормативный правовой акт или проект нормативного правового акта представлен специально для проведения антикоррупционной экспертизы.
7.2. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется направленный на выявление коррупциогенных факторов анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач.
7.3. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы анализу подвергается каждая правовая норма, которая исследуется для выявления каждого из коррупциогенных факторов, указанных в разделе 4 настоящего Положения.
7.4. В случае выявления коррупциогенных факторов в заключении указывается структурный элемент правового акта и коррупциогенные факторы, которые в нем содержатся. При этом приводится обоснование выявления каждого из коррупциогенных факторов и рекомендации по его устранению.
7.5. В случае выявления в нормативном правовом акте или в проекте нормативного правового акта положений, не относящихся к числу коррупциогенных факторов, указанных в разделе 4 настоящего Положения, но которые могут способствовать проявлениям коррупции, в заключении также предусматриваются рекомендации по их устранению.
7.6. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется разработчикам соответствующего проекта для устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы вступившего в силу нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупциогенных факторов направляется руководителю органа или должностному лицу, принявшему этот нормативный правовой акт, с предложениями о внесении в него изменений с целью устранения выявленных коррупциогенных факторов.
7.7. В случае несогласия с содержащимися в заключениях по результатам независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз выводами о наличии в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов орган или должностное лицо, к полномочиям которого в соответствии с Уставом городского округа отнесено принятие этого нормативного правового акта, направляет лицу или организации, подготовившим соответствующее экспертное заключение, мотивированное обоснование выраженного несогласия.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы городского округа Верхняя Пышма Свердловской области от 28 октября 2010 г. N 26/14 "О новой редакции Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.