Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Концептуальные основы стратегического плана
развития города
Разработке стратегического плана развития Екатеринбурга предшествовала работа по выявлению и обоснованию его концептуальных положений, включающих такие логически связанные элементы, как обоснование авторской трактовки стратегического плана; определение миссии, главной цели, системы подцелей и задач; формулировка основных принципов и методов разработки стратегии; выяснение главных организационных условий, способствующих реализации стратегического плана Екатеринбурга.
Основные идеи и принципиальные установки излагаемой концепции составляют ядро настоящего стратегического плана.
Стратегия и стратегический план
В экономической науке существует множество определений понятия "стратегия". Разработчики придерживаются следующего его понимания: стратегия - это общее направление (вектор) будущего развития города, путеводная линия (или ряд линий), которой местное сообщество придерживается в конкретной ситуации; это обозримая перспектива, разделяемая членами городского сообщества и реализуемая в их намерениях и действиях.
В выработке стратегического видения много творчества, искусства, ибо это есть результат интеграции аналитических, эмоциональных и политических элементов корпоративного мышления многих людей. Разработка стратегии связана с выбором приоритетных задач удовлетворения конфликтующих потребностей разных социальных групп: предпринимателей, органов власти и управления и др.
Поэтому стратегия развития города должна быть корпоративной: она призвана вычленять общие задачи развития городского сообщества и сплачивать его на основе установления и реализации объединяющих интересов. Это означает, что предприниматели, чиновники, ученые, все основные группы населения города должны стремиться к согласованному, во многом компромиссному представлению о перспективах развития города, о создании условий для реализации этих перспектив, о мобилизации внутренних и внешних ресурсов для достижения общих стратегических целей развития города.
Стратегическое планирование развития города - это многозначный, сложный процесс определения того, каким город собирается стать в обозримом будущем. Принятый разработчиками подход к организации процесса стратегического планирования позволил создать такой стратегический план, который станет важным и интересным документом для всех жителей города.
Стратегический план - это прогнозный документ, интегрирующий в некое согласованное единое целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития города, его конкурентные возможности, важнейшие стратегические направления развития и основные организационные действия (включая программы и проекты), направленные на достижение поставленных целей и не выходящие за пределы избранной городской политики.
Значение стратегического плана
Стратегический план города Екатеринбурга позволит ему добиться устойчивого социально-экономического роста на основе комплексного использования организационных, психологических и других факторов, важнейшими из которых являются следующие:
1. Стратегия социально-экономического развития города позволяет сделать механизм управления городом более открытым, дает возможность населению, всем общественным силам, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выборе различных решений и их успешной реализации.
2. Стратегический план, раскрывая основные цели и ориентиры развития города на длительный период времени, вселяет в жителей уверенность в благополучном исходе преобразований, в будущем своего города.
3. Стратегический план показывает широким кругам городской общественности, что усилия органов местных властей направлены не только на решение частных задач, но и на постановку целей, устремленных в будущее, - целей обеспечения городу устойчивого развития и процветания.
4. Стратегический план дает основания верить, что обеспечение жителей города общественными благами с учетом имеющихся ресурсов будет осуществляться справедливым, эффективным и демократическим способом.
5. Стратегический план, содержащий идеи, принципы городского развития, дает ориентиры предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помогает им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы.
6. Стратегический план является действенным инструментом приобретения и поддержания конкурентных преимуществ города при соперничестве с другими городами за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве.
7. Стратегический план позволяет наиболее эффективным образом упорядочить и распределить ресурсы города, всегда ограниченные в той или иной мере.
8. Стратегический план привлекает к активному творчеству население города, которое в процессе его разработки и реализации вовлекается в партнерство с местными властями, общественными организациями, предпринимательскими структурами.
9. Стратегический план помогает обеспечить концентрацию основных усилий членов городского сообщества на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для города.
10. Стратегический план является обязательным условием, выдвигаемым при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.
Миссия города
Разработка стратегии развития города в качестве основной концептуальной идеи включает установление миссии города, его предназначения, стратегического статуса (типа) в будущем, определение его кредо.
Авторы Стратегического плана рассматривают миссию как две взаимосвязанные стороны единого целого: во-первых, с учетом внешней среды, т.е. места города в региональном, национальном и глобальном контексте; во-вторых, с учетом внутренней среды города, которая определяет специфику городского поселения, его характеристики, связанные с обеспечением достойной жизни горожан.
Выдвижение миссии города осуществлялось на основе алгоритма, соединяющего в единую логическую последовательность глобализацию социально-экономических процессов, главные особенности и приоритеты социально-экономического развития страны и региона, сложившиеся тенденции городского развития, накопленный потенциал, которые, в общем, задают определенные границы для траектории (вектора) движения Екатеринбурга в будущее и оказывают существенное влияние на целевую направленность стратегического плана.
Миссия Екатеринбурга рассматривается не как конечный, застывший результат, а как растянутый во времени сложный результирующий процесс, включающий все стороны функционирования и развития города.
Исходя из приведенных выше принципов, миссия Екатеринбурга в обозримой перспективе видится, как трансформация города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду обитания для его жителей.
Миссия города позволяет оценить его конкурентные возможности в разделении труда разного уровня, показывает, чем город может и должен быть полезен разным группам его жителей, помогает распределять ресурсы и принимать стратегически выверенные управленческие решения.
Девизом стратегического развития города Екатеринбурга может быть: "Качество жизни, инновации, сервис, партнерство".
Определение миссии города послужило необходимым условием для корректного формулирования главной цели развития города.
Главная цель и подцели
В соответствии с миссией города, с необходимостью реализации основной политики государства, направленной на создание благоприятных условий для достойной жизни граждан, главная стратегическая цепь развития города Екатеринбурга заключается в обеспечении достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан.
Качество жизни в стратегическом плане определяется и оценивается по совокупности показателей, характеризующих уровень развития и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения: сохранение и создание новых рабочих мест; приемлемые денежные доходы; гарантированные качественные услуги здравоохранения, образования и социального обеспечения; хорошее (нормальное) жилье; общественные и досуговые возможности; качество окружающей среды; здоровье человека и продолжительность его жизни и т.п.
Стратегическая цель развития Екатеринбурга осуществляется проведением активной городской политики, направленной на достижение динамического равновесия между различными сферами, секторами и видами деятельности, на обеспечение гражданских прав, наилучших условий жизни и учета интересов всех тех, кто работает или учится в городе, кто посещает его в поисках развлечений, культуры, информации, знаний.
Одним из важных элементов городской политики является обеспечение гармонии между современным градостроительством и сохранением культурно-исторического наследия, интегрирование нового без разрушения старого, поддержание принципа непрерывного устойчивого развития.
Достижение главной цели предполагает реализацию еще ряда основных стратегических подцелей. Среди них:
- формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, заботы об условиях труда, семьях, внедрения принципов социальной справедливости; повышения уровня общественной безопасности и т.п.;
- развитие эффективного инновационного производства, комплекса сферы услуг, обеспечивающих интеграцию в региональную, национальную и мировую экономику на базе роста инвестиций, создания новых высококонкурентных рабочих мест, привлечения высококвалифицированных кадров, активизации инновационной деятельности, максимизации доходов городского бюджета, роста прибылей предприятий, эффективного использования муниципального имущества, развития рыночных институтов, роста малого предпринимательства, опережающего развития уникальных и экспертно-ориентированных производств и пр.;
- создание благоприятного социально-экономического и правового климата для предпринимателей и жителей города: совершенствование нормативно-правовой базы, формирование имиджа города и городской маркетинговой концепции, развитие рыночной, информационной, инновационной инфраструктуры, развитие системы достоверной и доступной информации, превращение ее в реальную основу сплочения местного сообщества и т.п.;
- улучшение городской среды, устойчивое функционирование и развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города, позволяющих сформировать здоровую, безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду обитания;
- формирование гражданского общества и развитие городского местного самоуправления (партнерство в экономической, социальной и культурной сферах, выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами власти субъекта РФ, территориальными органами федеральной власти, развитие межнационального и межкультурного сотрудничества и солидарности, формирование активной городской политики и т.п.).
Главная цель и подцели стратегии развития города корреспондируются с основными положениями "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года", подготовленной в 2000 г. Центром стратегических разработок, а также с идеями "Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (1996 г.).
Стратегический план концентрируется на ключевых, наиболее важных и приоритетных для города направлениях (их восемь), выявленных на основе анализа конкурентных преимуществ Екатеринбурга, оценки сильных и слабых сторон его развития с учетом тенденций развития России и мирового сообщества.
Целевые установки реализуются посредством стратегических программ, определяющих пошаговую последовательность действий, направленную на достижение главных целей и охватывающих решение основных проблем во всех сферах жизнедеятельности города.
Постановка проблемы (проблематизация) и определение средств, форм и методов их решения составляют суть программной организации работ.
В свою очередь программы в ходе реализации конкретизируются в проекты, которые направлены на эффективное решение более локальных задач, имеют четкие сроки реализации и определенные источники финансирования.
Программы и проекты отвечают на вопросы о том, когда, каким образом и с какими затратами могут быть реализованы стоящие перед городом задачи в рамках, определяемых городской муниципальной политикой.
Основные принципы стратегического развития города
Основными принципами будущего развития Екатеринбурга становятся: активное саморазвитие на основе всемерного повышения экономической самостоятельности и финансовой дееспособности; приоритетность интересов населения города; партнерство при достижении стратегических целей; учет постиндустриальных тенденций развития; использование имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ; устойчивое развитие.
Эти основополагающие принципы развития Екатеринбурга находятся в русле требований Европейской Хартии Городов, а также Программы устойчивых городов Центра ООН по изучению населенных пунктов (HABITAT).
Стратегический план содержит принципы и идеи, которые дают ориентиры для населения, бизнеса, потенциальных инвесторов, властей города, помогая им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы.
Основные методы разработки стратегии
Разработка стратегии проводилась с использованием совокупности научных методов (цивилизационный подход, структурно-функциональный анализ, трендовый анализ, прогнозирование, выявление и структурирование проблем, методы экспертной оценки, использование эффектов групповой работы, программно-целевой подход и другие), что позволило сделать ее научно обоснованной.
Правовой основой использования методов стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития Екатеринбурга является Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
При разработке стратегии в качестве базовых представлений о городе используется модель "Город-корпорация", а также идеи межрегиональной и мировой интеграции, глобалистики.
Тематические группы при работе над составлением стратегического плана развития Екатеринбурга использовали набор системы показателей, предлагаемой международной организацией HABITAT.
Однако, учитывая то, что в российских условиях отсутствует ряд количественных показателей, предлагаемых HABITAT, приходилось пользоваться теми статистическими сведениями, которые официально публикуются Госкомстатом.
В методическом отношении разработчики Стратегического плана развития Екатеринбурга опирались также на "Методические рекомендации по разработке краткосрочных прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований" (Москва, 2002 г.), подготовленные научно-методическим центром "Города России" Минэкономразвития России.
Стратегический план Екатеринбурга учитывает результаты научных исследований, проводимых специалистами в области стратегического менеджмента, городского планирования и управления, охватывает практические достижения и опыт стратегического планирования, имеющийся у отечественных и зарубежных городов, в частности Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Челябинска, Лиона, Бирмингема.
Организационные условия осуществления стратегического плана
Организационная работа становится исходным и определяющим условием реализации стратегического плана развития Екатеринбурга. В связи с этим первоочередное значение имеют следующие моменты.
Во-первых, стратегический план должен стать одним из главных нормативных документов развития Екатеринбурга. Вместе с тем, стратегический план развития города - это не догма. В процессе его реализации может возникнуть немало новых интересных идей, которые не нашли отражения в предложенных проектах. Городские органы власти должны быть готовы к сотрудничеству со всеми, кто способен творчески, с учетом имеющихся возможностей планировать будущее и активно воплощать задуманное в жизнь.
Во-вторых, стратегия развития города может быть реализована, если в городе будет функционировать сильная муниципальная власть, понимающая значимость и необходимость стратегического плана и способная объединить усилия горожан в его реализации.
В-третьих, в реализации целей, задач и направлений развития должна быть задействована самая широкая общественность, все жители города.
В-четвертых, органам местного самоуправления города необходимо обеспечить целенаправленное информирование населения. Прежде всего, следует донести до горожан основное содержание документа, объяснить жителям, что позитивные изменения будут происходить постепенно и неуклонно. Нужно сделать так, чтобы жители видели позитивные результаты - "малые победы" в каждый промежуток времени.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.