Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 ноября 2010 г. N Ф09-9124/10-С1 по делу N А50-10886/2010
Дело N А50-10886/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Лимонова И.В., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2010 по делу N А50-10886/2010.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Волкова Т.В. (доверенность от 20.10.2010 б/н);
общества с ограниченной ответственностью "Инженер-Сервис" (далее - общество) - Каменских Н.Е. (доверенность от 03.11.2010 б/н).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействующим Решения Думы Всеволодо-Вильвенского городского поселения (далее - Дума) от 04.02.2010 N 147 (в редакции Решения Думы Всеволодо-Вильвенского городского поселения от 01.03.2010 N 154; далее-Решение N 147).
К участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - администрация, Региональная энергетическая комиссия Пермского края (далее - РЭК).
В арбитражный суд Пермского края 08.07.2010 поступило заявление РЭК о признании вышеназванного нормативного акта Думы недействующим. Судом было возбуждено производство по делу N А50-15295/2010.
Определением суда от 21.07.2010 в порядке ч. 2 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления общества и РЭК объединены в одно производство с присвоением делу N А50-10886/2010. Из числа третьих лиц, участвующих в деле, исключена РЭК в связи с изменением правового статуса участника арбитражного процесса.
Решением суда от 25.08.2010 (судьи Саксонова А.Н., Виноградов А.В., Мухитова Е.М.) заявления общества и РЭК удовлетворены. Решение N 147 Думы признано недействующим, как несоответствующее Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
В кассационной жалобе администрация просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на ошибочность выводов суда о невозможности применения для общества, при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на территории Всеволодо-Вильвенского городского поселения, предельного индекса максимально возможного изменения тарифов, установленного РЭК.
Как следует из материалов дела, общество предоставляет с 16.07.2009 коммунальные услуги населению и иным потребителям пос. Всеволодо-Вильва, пос. Карьер-Известняк города Александровска по водоснабжению и водоотведению.
На 2009 год Решениями Думы от 18.12.2008 N 23 (в редакции Решений Думы от 22.01.2009 N 37, от 02.02.2009 N 40, от 26.03.2009 N 52, от 08.02.2010 N 148, от 08.02.2010 N 149, от 29.04.2010 N 168; опубликовано в Информационном бюллетене Всеволодо-Вильвенского городского поселения от 24.12.2008 N 4,), от 22.01.2009 N34 (в редакции Решения Думы; опубликовано в Информационном бюллетене Всеволодо-Вильвенского городского поселения, от 23.01.2009 N 5) утверждены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям предприятиями коммунального комплекса на территории Всеволодо-Вильвенского городского поселения.
Решением Думы от 31.07.2009 N 92 утвержденные тарифы для общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК Мастер" и общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ Партнер" были распространены на организацию коммунального комплекса - общество.
На 2010 год тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения на территории Всеволодо-Вильвенского городского поселения утверждены Решением Думы N 147, опубликованном в Информационном бюллетене Всеволодо-Вильвенского городского поселения от 04.02.2010 N 1.
Общество, считая установленные тарифы необоснованно заниженными, а РЭК, установив превышение предельного индекса максимально возможного изменения тарифов, обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из незаконности вынесенного Думой нормативного акта.
По смыслу ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным нормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что оспариваемое решение принято Думой в пределах предоставленных ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий.
Общие принципы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса предусмотрены ст. 3 Закона N 210-ФЗ, в том числе полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом и "Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утверждаемыми постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила).
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (ч. 1 ст. 9 Закона N 210-ФЗ).
В ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 210-ФЗ определено, что организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
В силу ч. 4 ст. 9 Закона N 210-ФЗ в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 названной статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (ч. 7 ст. 9 Закона N 210-ФЗ).
В п. 3 Правил определен перечень документов, которые организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса должна представить до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, в частности, заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственную программу; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
В соответствии с п. 5 Правил в случае представления организацией коммунального комплекса не всех документов, предусмотренных п. 3, 4 Правил, орган регулирования устанавливает срок не менее 5 рабочих дней для представления всех документов.
Согласно п. 7 Правил органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных п. 3, 4 правил, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
Таким образом, суд обоснованно указал, что в случае представления организацией коммунального хозяйства неполного комплекта документов, необходимых для установления тарифа, орган регулирования должен известить об этом заявителя. Кроме того, орган регулирования также вправе запросить у организации коммунального хозяйства дополнительные документы.
Как видно из материалов дела, для общества как для организации, образованной в 2009 году, сроки представления документов об установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были определены (п. 8 раздела VIII Правил).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 04.12.2009, 08.12.2009 и 10.12.2009 общество для установления тарифов направило в администрацию пакет документов с расчетами на услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе предварительный расчет тарифов на услуги, расчет необходимых финансовых потребностей.
Письмом от 18.12.2009 администрация запросила у Общества дополнительные документы, которые последним были представлены.
Согласно протоколу заседания комиссии по регулированию тарифов от 27.01.2010 N 3 предложенная обществом себестоимость услуг и тарифы были согласованы в следующих размерах: водоснабжения - 29,64 руб./куб.м., водоотведения - 46,56 руб./куб.м.
Между тем, 04.02.2010 Думой установлены следующие тарифы на услуги: водоснабжения для населения пос. Всеволодо-Вильва - 16,39 руб./куб.м., пос. Карьер-Известняк - 24,98 руб./куб.м.; для бюджетных и прочих потребителей пос. Всеволодо-Вильва и пос. Карьер-Известняк- 37,29 руб./куб.м; водоотведения для населения пос. Всеволодо-Вильва - 13,10 руб./куб.м., пос. Карьер-Известняк -25,57 руб./куб.м., для бюджетных и прочих потребителей пос. Всеволодо-Вильва и пос. Карьер-Известняк- 66,95 руб./куб.м.
Таким образом, утверждение тарифов произведено Думой в ином размере, чем предложено заявителем, а также в ином размере, чем было согласовано на заседании 27.01.2010. Между тем, мотивов, по которым часть расходов общества не включена в установленный для последнего на 2010 г. тариф, ни в протоколе заседания комиссии, ни в оспариваемом решении Думы не содержится, что не соответствует требованиям п. 18 Правил.
Суд также обоснованно указал, что при установлении тарифов в размере меньшем, чем были согласованы на заседании тарифной комиссии, ни администрация, ни Дума не затребовали у общества дополнительные документы, не указали на выявленные несоответствия расчета и не представили в нарушение ст. 9 Закона N 210-ФЗ своего расчета экономически обоснованного тарифа.
Тарифное дело, содержащее экономически обоснованные тарифы на оказание услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на 2010 г. отсутствует.
Таким образом, правильным является вывод суда о том, что при принятии оспариваемого решения обоснованность устанавливаемых тарифов ответчиком не проверялась, что противоречит принципам установления тарифов, предусмотренным ст. 3 Закона N 210-ФЗ.
Утверждение тарифа на 2010 г. без учета фактически сложившейся себестоимости услуги, оказываемой обществом в 2010 г., не соответствует ст. 3, 9 Закона N 210-ФЗ и нарушает право общества на полное возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальной услуги.
Кроме того, как верно указано судом, в орган регулирования были направлены необходимые расчетные документы для утверждения тарифов, которые оценивались комиссией, производственная программа у общества не запрашивалась, письмом от 21.10.2009 у общества были запрошены расчетные материалы по формированию тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2010 год.
Судом установлено, что расчет экономически обоснованного тарифа не был произведен органом, поскольку установление тарифов осуществлялось методом индексации, то есть к тарифам 2009 г. был применен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в размере 119%, установленный РЭК.
На основании изложенного судом правомерно удовлетворены заявленные обществом требования.
Помимо изложенного, между Думой и РЭК возник спор по вопросу расчета и правильности применения предельного индекса.
Пунктом 7 ч. 2 ст. 5 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Основы регулирования предельных индексов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (раздел IX Основ ценообразования).
В соответствии с п. 53 раздела IX Основ ценообразования, предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество создано 27.02.2009. Услуги по водоснабжению и водоотведению на территории пос. Всеволодо-Вильва и пос. Карьер-Известняк общество осуществляет с 16.07.2009. До указанной даты услуги водоснабжения и водоотведения осуществляли другие организации коммунального комплекса - общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК Мастер" и общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ Партнер".
Решением Думы от 31.07.2009 N 92 утвержденные тарифы для общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК Мастер" и общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ Партнер" были распространены на организацию коммунального комплекса - общество.
Закон N 210-ФЗ не содержит норм о возможности распространения на вновь созданную организацию коммунального комплекса тарифов, утвержденных для другой организации.
Суд пришел к правильному выводу о том, что утверждение тарифов по процедуре, регламентированной Законом N 210-ФЗ, для общества на 2009 год не производилось, производственная программа не согласовывалась.
Следовательно, в отношении общества в предшествующем периоде (2009 год) не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок.
Таким образом, в силу п. 7 ч. 2 ст. 5 Закона N 210-ФЗ и п. 53 раздела IX Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предельный индекс не мог быть применен.
Таким образом, суд обоснованно указал, что при вынесении оспариваемого нормативного акта Думой не учтено, что установление тарифа на водоснабжение (водоотведение) для организации носит индивидуальный характер и зависит от экономически обоснованных затрат на эти услуги. Кроме того, в силу п. 53 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношений которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок.
При установлении спорного тарифа для общества как вновь созданной организации, необходимо исходить из экономически обоснованных затрат этого общества на оказание услуги водоснабжения (водоотведения).
Правильным является вывод суда о том, что в данном случае Думой при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2010 года для общества не соблюдена процедура установления таких тарифов, предусмотренная приведенными положениями нормативных актов.
Доказательства экономической обоснованности расчетов тарифов заявителя и соблюдения процедуры утверждения тарифов Думой в материалы дела не представлено.
Поскольку Думой допущены нарушения п. 7 ч. 2 ст. 5 Закона N 210-ФЗ и п. 53 раздела IX Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, судом обоснованно удовлетворены также требования, заявленные РЭК.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал недействующим оспариваемый нормативный акт Думы.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании Закона.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2010 по делу N А50-10886/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2010 г. N Ф09-9124/10-С1 по делу N А50-10886/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника