Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Постановлению
Главы Екатеринбурга
от 29 октября 2010 г. N 4960
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2011 год и основные параметры прогноза на период до 2013 года
Введение
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2011 год и основные параметры прогноза на период до 2013 года (далее - Прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга) составляется в целях:
создания основы для формирования проекта бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" и перспективного финансового плана;
определения основных проблем развития Екатеринбурга и возможных путей их решения органами местного самоуправления;
выработки экономической политики, формирования целевых программ развития Екатеринбурга на среднесрочную перспективу, основных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга на 2011 год и приоритетных направлений на 2012-2013 годы;
соотнесения Стратегического плана развития Екатеринбурга и мероприятий утвержденных стратегических проектов со среднесрочными и текущими планами деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Екатеринбурга.
Прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга составлен с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов(1), итогов социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" в 2009 году и ожидаемых итогов 2010 года.
Основные тенденции социально-экономического развития Екатеринбурга определяются на основе данных, полученных методами:
опроса предприятий, учреждений и организаций Екатеринбурга о перспективах их деятельности на 2011-2013 годы;
анализа прогнозных оценок деятельности отраслевых (функциональных) органов Администрации города Екатеринбурга;
экспертных заключений о тенденциях развития Екатеринбурга в 2011-2013 годах с учетом итогов его социально-экономического развития в текущем году и динамики показателей в предшествующие годы;
математического моделирования экономических процессов на основе факторов, определяющих направление развития Екатеринбурга в прогнозируемый период.
Исходными условиями (гипотезами) для формирования вариантов развития экономики Екатеринбурга в 2011-2013 годах являются внешние факторы.
Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и параметров прогноза на период до 2013 года осуществлялась на вариантной основе в составе двух базовых (варианты 2b и 1b) и двух дополнительных (варианты 1а и 2с) вариантов.
Базовые варианты прогноза основываются на относительно консервативных оценках внешних условий: устойчивое восстановление мировой экономики и умеренный рост цен на нефть марки Urals до 78-79 долларов США за баррель в 2012-2013 годах.
Вариант 2b (умеренно оптимистичный) является инвестиционно обусловленным вариантом развития экономики. В 2011 году предполагаются значительные объемы инвестиций компаний топливно-энергетического комплекса. При общей социальной направленности расходов федерального бюджета предусматривается рост расходов на программы развития высокотехнологичного комплекса, жилищного строительства, здравоохранения. Предполагается возобновление роста банковского кредитования. Ожидается относительное повышение конкурентоспособности бизнеса. Рост импорта будет опережать наращивание внутреннего спроса, однако эта разница будет снижаться. Темпы роста реальной заработной платы будут сопоставимы с ростом производительности труда. Рост ВВП в 2010-2013 годах прогнозируется на уровне 3,9-4,5 процента.
Вариант 1b (консервативный) предполагает развитие экономики в условиях реализации рисков, связанных с медленным восстановлением кредитной активности, низкой инвестиционной активностью на фоне снижения конкурентоспособности при возрастании налоговой нагрузки и стагнации государственного спроса. Годовые темпы роста экономики в 2011-2013 годах оцениваются на уровне 3-3,3 процента.
Вариант 1а разработан в условиях замедления в 2011 году выхода мировой экономики из кризиса (в том числе и временной паузы роста американской экономики) и снижения цены на нефть марки Urals в 2011 году до 68 долларов США за баррель и в 2013 год у - до 60 долларов США за баррель. Адаптация российской экономики к такому пессимистическому сценарию потребует значительного снижения курса рубля и будет связана с замедлением темпов роста российской экономики (до 2,2-2,9 процента).
Вариант 2с отражает более оптимистичную гипотезу выхода мировой экономики из кризиса, относительно высокий уровень спроса на энергоносители и восстановление положительной тенденции роста цен на нефть до 85 долларов США за баррель в 2012 году и до 90 долларов США за баррель в 2013 году. В этих условиях темп роста российской экономики повышается дополнительно на 0,3-0,4 процентных пункта.
Базовые варианты прогноза 1b и 2b основаны на гипотезах относительно устойчивого восстановления мировой экономики, обеспечиваемого ожидаемым ростом экономик США, Китая, Юго-Восточной Азии и Индии, и умеренного роста цен на нефть марки Urals до 75-79 долларов США за баррель в 2011-2013 годах.
Все варианты прогноза базируются на относительно консервативных оценках внешних условий и различаются качеством экономического роста.
Целевые параметры инфляции в 2011 году оцениваются в 6-7 процентов, в 2012 году - в 5-6 процентов, а в 2013 году инфляция снизится до 4,5-5,5 процента (таблица 1).
1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Таблица 1
Динамика
инфляции в Российской Федерации
В процентах
Показатели |
2009 г. факт |
2010 г. оценка |
Прогноз |
||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||
Инфляция за период, прирост цен декабря текущего года к декабрю предыдущего года |
108,8 |
107,0-108,0 |
106,0-107,0 |
105,0-106,0 |
104,5-105,5 |
В 2011 году в целях создания относительно благоприятных условий для отечественных производителей и сдерживания роста тарифов ЖКХ ограничивается рост регулируемых тарифов естественных монополий. Повышение тарифов на услуги грузового железнодорожного транспорта не превысит восьми процентов. Ожидается рост оптовых цен на газ в среднем за год на 15 процентов против 26,3 процента в 2010 году.
Самые высокие темпы роста тарифов в прогнозируемом периоде ожидаются на природный газ, реализуемый населению. В среднем за год рост цен к предыдущему году составит в 2010 году 26,6 процента, в 2011 году - 17,1 процента, в 2012 году - 19,2 процента, в 2013 году - 15 процентов (таблица 2). В 2011 году планируется дважды повысить цены на газ для населения: на пять процентов с 01 января и на 9,5 процента с 01 апреля, для остальных категорий потребителей - один раз на 15 процентов. Необходимо отметить, что с 01.01.2011 планируется переход на регулирование оптовых цен на газ (добываемый Открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами) для промышленных потребителей на основе формулы цены.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" до 01.01.2011 продажа объема электрической энергии (мощности) по свободным (нерегулируемым) ценам должна быть доведена до 100 процентов объема проданной электрической энергии (мощности) всем категориям потребителей электрической энергии, за исключением объема электрической энергии (мощности), потребляемого населением по договорам энергоснабжения и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения.
В либерализованном секторе энергетики рост свободных цен будет определяться преимущественно ростом цен на котельно-печное топливо (газ, уголь и мазут), значительным объемом ввода новых мощностей электростанций, а также факторами внутреннего спроса.
Рост регулируемых цен и тарифов предполагается также на грузовые и пассажирские перевозки, услуги связи.
Таблица 2
Рост тарифов и оптовых цен
на услуги естественных монополий в 2010-2013 годах в Российской Федерации
В процентах
Показатели |
Оценка 2010 г. |
Прогноз |
||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||
Газ природный | ||||
Рост регулируемых оптовых цен в среднем для всех категорий потребителей |
126,7 |
115,3 |
115,6 |
115,0 |
Рост регулируемых оптовых цен для населения в среднем за год |
126,6 |
117,1 |
119,2 |
115,0 |
декабрь текущего года к декабрю предыдущего года |
120,8 |
115,0 |
115,0 |
115,0 |
Электроэнергия | ||||
Доля свободного рынка |
53,0 |
76,0 |
76,0 |
76,0 |
Рост конечных цен в среднем для всех категорий потребителей |
116,6 |
113,0-115,0 |
111,0-113,0 |
110,0-112,0 |
Рост регулируемых тарифов и рыночных цен в среднем для всех категорий потребителей, исключая население |
117,2 |
113,0-116,0 |
111,0-113,0 |
110,0-112,0 |
Рост регулируемых тарифов в среднем для населения |
110,0 |
110,0 |
110,0 |
110,0 |
Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию |
110,0-114,0 |
112,0-114,0 |
110,0-112,0 |
110,0-111,0 |
Рост тарифов на железнодорожные перевозки грузов |
112,4 |
108 |
107,4 |
106,4 |
Рост тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе в поездах дальнего следования |
110,0 |
110,0 |
110,0 |
110,0 |
Факторами, влияющими на характер и тенденции развития экономики и социальной сферы Екатеринбурга, являются:
восстановление потребительского спроса, вызванное улучшением ситуации на рынке труда и ростом доходов населения;
рост спроса на запасы, которые в кризисный период значительно сократились;
высокая диверсификация экономики Екатеринбурга с преобладающей долей услуг;
развитая инфраструктура оптовой и розничной торговли,
ориентированная не только на жителей Екатеринбурга, предоставляющая возможность роста объемов оборота;
конкурентоспособность продукции большей части обрабатывающих производств Екатеринбурга и возможность сохранения объема производства импортозамещающих видов продукции, достигнутого в 2008-2009 годы;
возможность относительно быстрой адаптации малого бизнеса, составляющего значительную долю экономики Екатеринбурга, к изменяющимся экономическим условиям;
сохранение значительных объемов строительно-монтажных работ (строительство и реконструкция жилых и офисных зданий, объектов торговли и оказания услуг, объектов транспортной инфраструктуры), в том числе за счет бюджетных инвестиций в строительство метрополитена и транспортных развязок, реконструкцию и строительство детских дошкольных учреждений;
реализация инвестиционных программ коммунальных предприятий;
рост численности населения за счет естественного прироста и положительного сальдо миграции.
При формировании прогноза социально-экономического развития Екатеринбурга использованы целевые параметры инфляции несколько выше приведенных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (таблица 3).
Однако, несмотря на высокую вероятность корректировки их в большую сторону, значительные расхождения нецелесообразны, так как именно прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации служит основой формирования проекта федерального бюджета.
Таблица 3
Динамика инфляции
Номер строки |
Показатель |
Единица измерения |
Отчетный период |
Плановый период |
||||
2008 г. факт |
2009 г. факт |
2010 г. оценка |
2011 г. прогноз |
2012 г. прогноз |
2013 г. прогноз |
|||
1 |
Индекс потребительских цен в среднем за год |
Процент |
115,8 |
111,9 |
108,0 |
108,5 |
106,6 |
106,0 |
2 |
Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал |
Процент |
117,3 |
121,2 |
108,4 |
108,2 |
108,0 |
107,9 |
В целом прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга исходит из анализа сложившейся структуры экономики, итогов реализации Стратегического плана Екатеринбурга, сложившихся тенденций восстановительного роста экономики Российской Федерации, Свердловской области и Екатеринбурга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.