Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 ноября 2010 г. N Ф09-9771/10-С1 по делу N А07-28297/2009
Дело N А07-28297/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 октября 2011 г. N Ф09-9771/10 по делу N А07-28297/2009
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2011 г. N 18АП-9350/11
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2011 г. N 18АП-4903/11
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Василенко С.Н., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Башкирского природоохранного межрайонного прокурора (далее - прокурор) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2010 по делу N А07-28297/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Салаватнефтеоргсинтез" (далее - общество, ОАО "Салаватнефтеоргсинтез") - Габбасов В.Р. (доверенность от 12.11.2010 N 028-431Д), Южаков В.Б. (доверенность от 03.08.2009 N 028-134Д), Микрюков А.В. (доверенность от 23.06.2009 N 02-034730).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Приуральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу о взыскании в бюджет задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2006 г. в размере 42 238 947 руб. 51 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура, Федеральное космическое агентство Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2010 (судья Чаплиц М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 (судьи Деева Г.А., Степанова М.Г., Ширяева Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе прокурор просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. В обоснование жалобы прокурор указывает на то, что само по себе размещение (захоронение) отходов, в том числе в специализированных полигонах, хранилищах, предназначенных для их размещения (хранения или захоронения), является объектом взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду вне зависимости от способа и объекта размещения отходов. При этом доказыванию подлежит сам факт размещения отходов, а не наличие реального негативного воздействия на окружающую среду, влекущие негативное изменение качества окружающей среды. По мнению заявителя жалобы, суды необоснованно применили п. 4.5 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, и не применили постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, которому вышеназванный пункт противоречит. Кроме того, заявитель жалобы отмечает, что п. 4.5 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993 применен судами без учета того, что в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, на основании которого изданы Инструктивно-методические указания, отсутствует какое-либо делегирование полномочий по освобождению природопользователей от взимания платы или применению нулевых коэффициентов, что подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П. Прокурор также указывает на необоснованность вывода судов о наличии у общества лицензии на пользование недрами в целях захоронения токсичных стоков на объекте "Кама-1". Более того, по мнению прокурора, наличие или отсутствие данной лицензии не имеет значения для исчисления и уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Проверив обоснованность доводов заявителя жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 1974 году на основании постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 16.07.1969 N 556-193 был создан объект "Кама-1". По состоянию на 2006 г. владельцем указанного объекта является ОАО "Салаватнефтеоргсинтез".
В соответствии с разработанным в 1989 году проектом горного отвода недр для полигона подземного захоронения промстоков производственного объединения "Салаватнефтеоргсинтез" определены цель и расположение горного отвода, геологическое строение и гидрогеологические условия, а так же дано обоснование необходимости получения горного отвода.
Согласно указанному проекту Государственным комитетом СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору был выдан акт, удостоверяющий горный отвод, от 05.07.1990 N 7. Данным актом обозначены площадь и объем подземного пространства, предоставляемого для размещения промышленных стоков.
В целях эксплуатации объектов промышленности и обслуживания прилегающей территории на объекте "Кама-1" на основании постановлений администрации Стерлитамакского района Республики Башкортостан N 424 от 10.12.2003 и N 184 от 20.12.2004 обществу были предоставлены по договорам аренды сроком на 49 лет земельные участки.
Имущество объекта "Кама-1" учитывается на балансе общества, на объекты недвижимости выданы свидетельства о государственной регистрации права. На объекте "Кама-1" размещаются отходы собственного производства. Сведения о местоположении и объемах размещаемых отходов содержатся в ежегодно предоставляемых управлению отчетах по форме 2-ТП (отходы).
При осуществлении бюджетных полномочий управлением была выявлена задолженность ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства на объекте "Кама-1".
В 2007 году ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" по итогам отчетного года представило в управление откорректированный отчет формы N 2-ТП (отходы) за 2006 год и расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2006 год и 1-й квартал 2007 года. В сопроводительном письме общество указало, что плата за размещение токсичных отходов на объекте "Кама-1" не рассчитана применительно к п. 4.5 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, поскольку полигон по захоронению жидких отходов в глубокие подземные горизонты "Кама-1" является специализированным полигоном захоронения.
Управлением по результатам рассмотрения письма и документов ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" в адрес общества были направлены замечания по порядку заполнения отчета формы N 2-ТП (отходы), а также сообщено о необходимости выполнения расчета платы за размещение отходов на объекте "Кама-1".
В ответ на замечания по порядку заполнения отчета формы N 2-ТП (отходы) общество представило в управление откорректированную страницу N 1 к отчету формы N 2-ТП (отходы) за 2006 год по строкам 102, 201 в графе "Б". Относительно начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по отходам, указанным в строках 102, 201 отчета формы N 2-ТП (отходы), ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" указало, что объект "Кама-1" является специально оборудованным природоохранным полигоном подземного захоронения, позволяющим предотвратить загрязнение окружающей среды. Длительная эксплуатация объекта "Кама-1" подтвердила надежность и достаточность запроектированной системы контроля за процессом подземного захоронения отходов, надежность и безопасность эксплуатации объекта. Захоронение отходов производится в высокоминерализированные среды (рассолы) с минерализацией 270-342 г/л, что по своей агрессивности превышает концентрации размещаемых там отходов. На основании изложенного, ссылаясь на п. 4.5 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, общество указало, что при размещении токсичных отходов в специализированных полигонах плата с природопользователей не взимается.
Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой 22.06.2009 в адрес управления вынесено представление об устранении нарушений природоохранного и бюджетного законодательства N 28д-576-2009, в соответствии с которым управлению предписывалось обеспечить взыскание с ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Управлением в адрес общества 08.07.2009 и 16.12.2009 были выставлены требования об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду N 08-31/4488, 07-32/18181.
Неисполнение обществом данных требований явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" указанной задолженности.
Рассмотрев спор, суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных управлением требований. При этом суды исходили из того, что общество, обладающее лицензией от 17.04.2009 N 14 666 на захоронение токсичных отходов в глубокие горизонты недр, сроком действия до 31.12.2012, размещает токсичные отходы на специализированном полигоне, созданном в соответствии с требованиями Закона об отходах производства и потребления. Указанный полигон промышленной закачки жидких отходов ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" отвечает всем необходимым критериям, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, что предполагает исключение попадания вредных веществ в окружающую среду, то есть при эксплуатации объекта "Кама-1" отсутствует воздействие на окружающую среду, влекущее негативные изменения окружающей среды. Суды также пришли к выводу о том, что в 2006 году общество освобождено от обязанности вносить плату за размещение отходов на полигоне в соответствии с п. 4.5 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
Однако судами не учтено следующее.
Обязанность уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлена Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Согласно п. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды размещение отходов производства и потребления является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.
При этом под размещением отходов согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" понимается хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов предполагает их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А под захоронением понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Буквальное толкование названных норм позволяет говорить о том, что сам факт размещения отходов, в том числе захоронение отходов в специальные хранилища, предназначенные для их размещения, является объектом взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Данный вывод также согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.12.2002 N 284-O.
Из п. 5 данного определения следует, что по смыслу ст. 16 Закона об охране окружающей среды платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление права производить выбросы, сбросы, размещать отходы в пределах допустимых норм под контролем государства.
Таким образом, указанные платежи носят компенсационный характер, и размещение отходов как вид негативного воздействия на окружающую природную среду является объектом взимания платы.
При этом в названном определении отсутствует указание на то, что для целей взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду размещение отходов должно повлечь негативное изменение качества окружающей среды, то есть уплата названных платежей производится за сам вид вредного воздействия вне зависимости от наступления в результате такого воздействия каких-либо изменений качества окружающей среды.
Отказывая в удовлетворении заявленных управлением требований, суды также исходили из того, что порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Согласно п. 4.5 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, при размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке могут осуществлять страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском.
При рассмотрении спора суды пришли к выводу о том, что в 2006 году общество в соответствии с данным пунктом было освобождено от обязанности вносить плату за размещение отходов на полигоне.
Между тем на момент возникновения спорных правоотношений в целях реализации мер по восстановлению платежей за негативное воздействие на окружающую среду было принято постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". Основная задача принятия указанного постановления Правительства Российской Федерации - утверждение нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
В разделе "Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления" названного постановления предусмотрено, что указанные нормативы в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Таким образом, данное постановление установило коэффициент 0, 3 при взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду на специализированных полигонах, к каким относится объект "Кама-1".
Разрешая спор, суды пришли к выводу о том, что применение к спорным отношениям п. 4.5 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2009 N8-П.
Однако Конституционным Судом Российской Федерации вопросы о законности п. 4.5 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и правомерности применения данного пункта с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 не разрешались.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 на предмет его соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, также не проверялось.
При названных обстоятельствах отношения, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 и от 12.06.2003 N 344.
Расчет платежей за загрязнение окружающей среды производится в соответствии с "Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду.
Нормативы платы за вредное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
К спорным отношениям, учитывая общеправовые принципы, применению подлежит нормативный акт, принятый более поздней датой, то есть в рассматриваемом случае - постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, установившее коэффициент 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах.
С учетом вышеизложенного вывод судов об отсутствии у общества обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов на объекте "Кама-1" является ошибочным.
Предметом настоящего спора является взыскание с общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 42 238 947 руб. 51 коп. Однако указанная сумма не была предметом оценки судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу.
Между тем для правильного разрешения спора в части заявленных требований, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов общества, надлежит проверить правильность определения управлением размера вышеуказанной задолженности.
Поскольку при разрешении спора по существу фактические обстоятельства в указанной части требований не исследованы и требуется дополнительное их исследование, то судебные акты подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело -направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции для устранения отмеченных недостатков.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2010 по делу N А07-28297/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2010 г. N Ф09-9771/10-С1 по делу N А07-28297/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника